город Ростов-на-Дону |
|
27 ноября 2015 г. |
дело N А53-12615/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 ноября 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Ковалевой Н.В., Чотчаева Б.Т.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коноплевым И.А.
при участии:
от истца - представитель Нейжмак Е.В. по доверенности от 18.11.2015, паспорт; директор Новиков И.Ф., паспорт;
от ответчика - представитель Пайзулаева О.В. по доверенности N 117 от 01.07.2015;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Текстиль Сальска" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.09.2015 по делу N А53-12615/2015 по иску ООО "Текстиль Сальска" к ответчику - ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" при участии третьего лица - ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" о взыскании неосновательного обогащения принятое в составе судьи Губенко М.И.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Текстиль Сальска" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к публичному акционерному обществу "ТНС энерго Ростов-на-Дону" о взыскании неосновательного обогащения в размере 995553 руб. 73 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга".
Решением от 10.09.2015 в иске отказано.
Решение мотивировано тем, что расчетный способ определения объема потребления электрической энергии правомерно применен ответчиком в связи с двукратным недопуском представителей сетевой организации к приборам учета. Ввиду отсутствия уведомления ответчика о выборе иной, кроме первой и второй ценовой категории для осуществления расчетов за потребленную электрическую энергию, ответчиком в отношении истца с 01.09.2014 обоснованно применена третья ценовая категория, учитывая показания мощности энергопринимающих устройств потребителя.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что в период с января 2014 года по апрель 2015 года истец оплачивал электроэнергию в завышенном размере. Максимальная мощность электроустановок истца меньше 670 кВт. По расчету ответчика за спорный период стоимость потребленной электроэнергии составила 3875921 руб. 79 коп., вместе с тем, в соответствии с условиями договора подлежит оплате 2880368 рублей. По мнению заявителя, ответчик неправомерно применяет совокупную мощность трансформаторов 800 кВт (400 кВт + 400 кВт). Указанную в акте разграничения балансовой принадлежности, запись по однолинейной схеме ЗТП 11131/2х400 нельзя рассматривать как совокупность точек поставки в границах балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителя, пункт 97 Основных положений не может быть применен. Кроме того, акт об осуществлении технологического присоединения от 06.09.2007 не может быть принят, поскольку в акте отсутствует указание, на основании каких технических условий он выдан. Объекты истца имеют две независимые точки присоединения по 400 кВт разрешенной мощности, следовательно, должна применяться первая ценовая категория.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы жалобы.
Представитель ответчика доводы жалобы отклонил как несостоятельные по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" в заседание не явился. Общество о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителей истца и ответчика, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 01.01.2008 между ООО "Текстиль Сальска" (потребитель) и ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" (правопредшественник ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону", гарантирующий поставщик) заключен договор энергоснабжения N 11021 для потребителей, мощность энергопринимающих устройств которых превышает 750 кВА (т. 1 л.д. 19-26), предметом которого является продажа электрической энергии, а также самостоятельно или через привлечение третьих лиц обеспечение продажи электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителей гарантирующим поставщиком электроэнергии (мощности) и оплата электрической энергии и оказанных услуг потребителем на условии и в количестве, определенных договором.
В соответствии с пунктом 3.2.1 договора гарантирующий поставщик имеет право беспрепятственного доступа в присутствии представителя потребителя к схемам учета для контроля за соблюдением установленных режимов электропотребления (мощности), снятия контрольных показаний расчетных приборов учета, осмотра расчетных средств измерения.
Между сторонами заключены дополнительные соглашения N 1 от 29.05.2009, N 2 от 01.12.2009, N 3 от 01.03.2011, N 4 от 06.05.2011, N 5 от 25.06.2012, N 6 от 02.07.2012, N 7 от 01.07.2013 (т. 2 л.д. 16-23).
Дополнительное соглашение N 8 к договору потребителем не подписано (т. 2 л.д. 32).
Полагая, что истцом при расчете задолженности неправомерно применен расчетный способ определения объема потребления электрической энергии, а также третья ценовая категория для осуществления расчетов за потребленную электрическую энергию, ООО "Текстиль Сальска" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Кодекса.
По требованию о взыскании сумм, составляющих неосновательное обогащение, в силу пункта 1 статьи 1102, пункта 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации истец должен доказать: факт приобретения или сбережения ответчиком денежных средств за счет истца; отсутствие установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований для приобретения; размер неосновательного обогащения.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении (пункт 1 статьи 541 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2 статьи 544).
С 12.06.2012 правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии определены в Основных положениях функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442.
В соответствии с пунктом 172 Основных положений проверки расчетных приборов учета осуществляются сетевой организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности)), в отношении которых установлены подлежащие проверке расчетные приборы учета, если иное не установлено в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенном такой сетевой организацией с другой сетевой организацией.
Проверки расчетных приборов учета включают визуальный осмотр схемы подключения энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) и схем соединения приборов учета, проверку соответствия приборов учета требованиям настоящего документа, проверку состояния прибора учета, наличия и сохранности контрольных пломб и знаков визуального контроля, а также снятие показаний приборов учета. Указанная проверка должна проводиться не реже 1 раза в год и может проводиться в виде инструментальной проверки.
Согласно пункту 177 Основных положений в случае если для проведения проверки приборов учета сетевой организации требуется допуск к энергопринимающим устройствам потребителя (объекту по производству электрической энергии (мощности)), то сетевая организация за 5 рабочих дней до планируемой даты проведения проверки уведомляет потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке) о дате и времени проведения такой проверки, а также о последствиях ее недопуска к расчетным приборам учета. При несогласии потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке) с предложенными датой и (или) временем проведения проверки этот потребитель (производитель электрической энергии (мощности) на розничном рынке) направляет сетевой организации предложение об иных дате и (или) времени, после чего стороны обязаны согласовать иные дату и (или) время.
В случае недопуска потребителем (производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке) сетевой организации к расчетным приборам учета в согласованные дату и время сетевая организация повторно направляет потребителю (производителю электрической энергии (мощности) на розничном рынке) уведомление с указанием даты и времени проведения проверки расчетных приборов учета, а также информацию о последствиях ее недопуска к таким приборам учета.
Для проведения проверки приборов учета, установленных в отношении энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)), опосредованно присоединенных к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, такая сетевая организация приглашает лицо, к энергопринимающим устройствам и объектам электроэнергетики которого непосредственно присоединены такие энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности)).
В силу пункта 178 Основных положений в случае 2-кратного недопуска к расчетному прибору учета, установленному в границах энергопринимающих устройств потребителя, для проведения контрольного снятия показаний или проведения проверки приборов учета объем потребления электрической энергии (мощности) и оказанных услуг по передаче электрической энергии начиная с даты, когда произошел факт 2-кратного недопуска, вплоть до даты допуска к расчетному прибору учета определяется в порядке, установленном пунктом 166 настоящего документа для определения таких объемов начиная с третьего расчетного периода для случая непредставления показаний прибора учета в установленные сроки.
Согласно пункту 166 Основных положений для 3-го и последующих расчетных периодов подряд, за которые не предоставлены показания расчетного прибора учета, объем потребления электрической энергии определяется расчетным способом.
Письмом от 12.03.2014 ОАО "МРСК Юга" уведомило ООО "Текстиль Сальска" о необходимости проведения 21.03.2014 проверки расчетных приборов учета электроэнергии (т. 2 л.д. 34). Уведомление получено обществом 14.03.2014 (т. 2 л.д. 35).
Предложения об иных дате и (или) времени осмотра потребителем сетевой организации направлено не было.
В связи с отказом ООО "Текстиль Сальска" в допуске к электроустановкам потребителя для проверки расчетных приборов учета электроэнергии и схем их включения, 21.03.2014 сетевой организации в присутствии двух незаинтересованных лиц составлен акт N 7421/7/001 (т. 2 л.д.36).
Письмом 21.03.2014 в адрес ООО "Текстиль Сальска" направлено повторное уведомление о проведении 31.03.2014 проверки расчетных приборов учета. Уведомление отправлено обществу 21.03.2014 (т. 2 л.д. 38).
В связи с отказом ООО "Текстиль Сальска" в доступе к расчетным приборам учета 31.03.2014 сетевой организации в присутствии двух незаинтересованных лиц, оформлен акт N 7421/7/002 т. 2 л.д. 39).
С учетом изложенного, при расчете задолженности ответчиком правомерно определен объем потребляемой электрической энергии с 31.03.2014 расчетным способом.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что в период с января 2014 года по апрель 2015 года истец оплачивал электроэнергию в завышенном размере, максимальная мощность электроустановок истца меньше 670 кВт, ответчик неправомерно применяет совокупную мощность трансформаторов в размере 800 кВт (400 кВт + 400 кВт).
Порядок определения гарантирующим поставщиком ценовой категории определен в пункте 97 Основных положений, согласно которому гарантирующий поставщик определяет ценовую категорию для осуществления потребителем (покупателем в отношении потребителей) расчетов за электрическую энергию (мощность) по совокупности точек поставки в рамках границ балансовой принадлежности энергопринимающего устройства потребителя (совокупности энергопринимающих устройств потребителя, имеющих между собой электрические связи через принадлежащие потребителю объекты электросетевого хозяйства) в соответствии с порядком, изложенным в настоящем пункте.
В отношении потребителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых в границах балансовой принадлежности составляет не менее 670 кВт (далее - потребители с максимальной мощностью не менее 670 кВт), до 1 июля 2013 года ценовая категория определяется в порядке, установленном в настоящем пункте в отношении потребителей с максимальной мощностью менее 670 кВт, а с 1 июля 2013 года - без возможности выбора и применения в отношении потребителей с максимальной мощностью не менее 670 кВт первой и второй ценовых категорий (абзац 9 пункта 97 Основных положений).
В абзаце десятом пункта 97 Основных положений установлено, что потребители с максимальной мощностью не менее 670 кВт осуществляют выбор ценовой категории самостоятельно посредством уведомления гарантирующего поставщика в течение 1 месяца с даты принятия решения об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в соответствующем субъекте Российской Федерации (при этом выбранная ценовая категория применяется для расчетов за электрическую энергию (мощность) с даты введения в действие указанных тарифов на услуги по передаче электрической энергии) и имеют право выбрать с 3-й по 6-ю ценовую категорию.
При этом в случае отсутствия уведомления о выборе иной, кроме первой и второй ценовых категорий, для расчетов за электрическую энергию (мощность), начиная с 1 июля 2013 года в отношении потребителей с максимальной мощностью не менее 670 кВт применяется третья ценовая категория (для случая применения одноставочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии) или четвертая ценовая категория (для случая применения двухставочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии) (абзац 15 пункта 97 Основных положений).
В соответствии с приложением N 2 к договору энергоснабжения N 11021 от 01.01.2008 (т. 1 л.д. 14), совокупная мощность энергопринимающих устройств ООО "Текстиль Сальска" составляет 800 кВт (400 кВт +400 кВт).
Согласно акту о технологическом присоединении от 06.09.2007 установленная мощность энергопринимающих устройств составляет 800 кВт (т. 2 л.д. 24).
По акту разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон (т. 1 л.д. 27-28) максимальная мощность электроустановок потребителя составляет 800 кВт.
Ссылка заявителя жалобы на то, что ответчиком и третьим лицом не представлены технические условия на основании которых составлен названный акт, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку отсутствие указанных документов по технологическому присоединению является риском потребителя.
Кроме того, истцом в адрес ответчика не было направлено уведомление о выборе иной, кроме первой и второй ценовых категорий, ответчик правомерно применил для расчетов за электроэнергию с истцом с 01.09.2014 третью ценовую категорию.
В соответствии с названными выше нормами определение ценовой категории обусловлено значением максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителя.
В силу пункта 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии максимальная мощность энергопринимающих устройств потребителя для целей определения его обязательств на розничном рынке, а также для целей отнесения его к подгруппам потребителей, в том числе и при применении гарантирующими поставщиками дифференцированных по группам (подгруппам) потребителей сбытовых надбавок, определяется в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, в рамках границ балансовой принадлежности в отношении энергопринимающего устройства, принадлежащего на праве собственности или на ином законном основании потребителю, а в случае, если у потребителя несколько энергопринимающих устройств, имеющих между собой электрические связи через принадлежащие потребителю объекты электросетевого хозяйства, для этих целей максимальная мощность определяется в соответствии с указанными Правилами в отношении такой совокупности энергопринимающих устройств.
Максимальная мощность - наибольшая величина мощности, определенная к одномоментному использованию энергопринимающими устройствами (объектами электросетевого хозяйства) в соответствии с документами о технологическом присоединении и обусловленная составом энергопринимающего оборудования (объектов электросетевого хозяйства) и технологическим процессом потребителя, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии, исчисляемая в мегаваттах (пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861).
В пункте 13 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, величина максимальной мощности энергопринимающих устройств (объектов электросетевого хозяйства) определяется в процессе технологического присоединения или в соответствии с разделом IV Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям и указывается в документах о технологическом присоединении, если иное не установлено настоящим пунктом.
В случае если в документах о технологическом присоединении величина максимальной мощности энергопринимающих устройств не указана и (или) если документы о технологическом присоединении утеряны, величина максимальной мощности определяется в соответствии с разделом VIII Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.
В данном случае, для определения третьей ценовой категории при расчетах с истцом за потребленную электроэнергию ответчиком применена максимальная мощность, указанная в акте о технологическом присоединении от 06.09.2007, акте разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон - 800 кВт, то есть больше 670 кВА.
Документов, подтверждающих иную величину мощности, в материалах дела не имеется. Потребитель не обращался в сетевую организацию с заявлениями об изменении состава и количества энергопринимающих устройств за период после составления названных документов.
Таким образом, максимальная мощность потребителя по договору энергоснабжения в целях расчета стоимости потребленной электроэнергии в спорном периоде составляет более 670 кВт, что является основанием для расчета стоимости электроэнергии по третьей ценовой категории.
При таких условиях, оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суд апелляционной инстанции не усматривает, неосновательное обогащение на стороне ответчика отсутствует.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.09.2015 по делу N А53-12615/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Еремина О.А. |
Судьи |
Ковалева Н.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-12615/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 апреля 2016 г. N Ф08-321/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ТЕКСТИЛЬ САЛЬСКА"
Ответчик: ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго", ПАО "ТНС ЭНЕРГО РОСТОВ-НА-ДОНУ"
Третье лицо: ПАО "МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ ЮГА"