г. Вологда |
|
30 ноября 2015 г. |
Дело N А13-5402/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2015 года.
В полном объёме постановление изготовлено 30 ноября 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Леоновой А.В.,
при участии от общества Косарева П.В. по доверенности от 02.10.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилстройсервис" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 31 августа 2015 года по делу N А13-5402/2015 (судья Селиванова Ю.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилстройсервис" (ОГРН 1043500041067; ИНН 3525134360; место нахождения: 160035, город Вологда, улица Комсомольская, дом 7а; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Вологодской области (ОГРН 1033500076609, ИНН 3525131538; место нахождения: 160035, город Вологда, улица Предтеченская, дом 19; далее - инспекция) о признании незаконным предписания от 13.02.2015 N 174-32/1.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Вологодская сбытовая компания" (далее - ОАО "ВСК").
Решением суда от 31 августа 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество не согласилось с судебным решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права. Полагает, что им правомерно расторгнут договор электроснабжения с ресурсоснабжающей организацией, которая, в свою очередь, правомерно перешла на прямые расчета с гражданами - потребителями многоквартирных домов.
Инспекция и ОАО "ВСК" отзывы на апелляционную жалобу не представили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, инспекцией на основании распоряжения от 21.01.2015 N 174 с целью проверки фактов, изложенных в жалобе жильца дома N 6 по ул. К.Маркса г Вологды, проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обществом обязательных требований Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2014 N 124 (далее - Правила N 124), по результатам которой составлен акт проверки от 13.02.2015 N 174-32.
При проверке инспекцией установлено, что обществом, являющимся управляющей компанией указанного дома, в нарушение статей 161, 162 ЖК РФ, пункта 9 Правил N 354, пункта 4 Правил N 124 не заключен договор энергоснабжения с ресурсоснабжающей организацией.
В связи с этим инспекция выдала обществу предписание от 13.02.2015 N 174-32/1, в соответствии которым общество в срок до 20.04.2015 должно обеспечить предоставление потребителям дома N 6 по ул. К.Маркса г. Вологды коммунальной услуги по электроснабжению и предоставить доказательства, подтверждающие участие управляющей организации в предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению в качестве исполнителя коммунальной услуги.
Общество не согласилось с предписанием и обратилось в суд с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Исходя из положений статей 2, 20 ЖК РФ, статей 12, 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), пунктов 1, 3 Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493, пунктов 1.2, 3.2.1, 3.2.3, 3.2.24 Положения о государственной жилищной инспекции Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 24.05.2010 N 592, Государственная жилищная инспекция Вологодской области является органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор. Для решения своих задач и выполнения полномочий (функций) инспекция организует и проводит проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных жилищным законодательством, в том числе по использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности. Должностные лица инспекции обладают полномочиями выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 этого же Кодекса при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В пункте 2 Правил N 354 приведены понятия, используемые в данных Правилах, в том числе:
"исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;
"ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод);
"коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 9 Правил N 354 условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива (далее - товарищество или кооператив) с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом. При этом управляющая организация не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления многоквартирным домом условий о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг.
Согласно пункту 6 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг потребителям осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил N 124 управляющая организация, товарищество или кооператив обращается в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения в случае, если на такую управляющую организацию, товарищество или кооператив в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.
Следовательно, обязанность по заключению договоров с ресурсоснабжающей организацией на поставку коммунальных ресурсов в интересах потребителей коммунальных услуг является обязанностью управляющей организации по отношению к потребителям коммунальных услуг.
В данном случае согласно протоколу общего собрания собственников многоквартирного дома по адресу: г. Вологда, ул. К. Маркса, д. 6, от 15.02.2008 N 1 общество избрано в качестве управляющей компании указанного многоквартирного жилого дома и с ним заключен договор управления многоквартирным домом от 01.08.2008 N 327.
В соответствии с пунктами 2.1, 3.1.3 данного договора общество приняло на себя обязательства по обеспечению благоприятных и безопасных условий проживания граждан, предоставлению коммунальных услуг.
Таким образом, как правомерно указано судом первой инстанции, управляющая организация обязана заключить с ресурсоснабжающей организацией договор ресурсоснабжения.
Инспекцией при проверке установлено и заявителем не оспаривается, что услуга по электроснабжению в многоквартирном доме оказывается ОАО "ВСК", являющейся ресурсоснабжающей организацией, с которой обществом не заключен договор на поставку коммунальных ресурсов в интересах собственников помещений, заключивших с ним договоры управления.
При этом ранее обществом заключался с указанной организацией договор электроснабжения от 01.02.2013 на поставку электрической энергии в многоквартирный дом. Данный договор расторгнут обществом с 01.12.2014 на основании дополнительного соглашения от 21.11.2014.
В связи с этим суд первой инстанции обоснованно посчитал, что поскольку обществом не заключен договор энергоснабжения с ресурсоснабжающей организацией, у инспекции имелись основания для вынесения оспариваемого предписания.
Суд не может быть принять во внимание ссылку общества на пункт 53 постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", поскольку данным постановлением установлены правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии, а не предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирных домах.
Кроме того, в указанной норме не содержаться положения, предоставляющие право ресурсоснабжающей организации самостоятельно переходить на прямые расчета с гражданами-потребителями многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющей компании.
При этом следует отметить, что коммунальная услуга предоставляется потребителям третьим лицом без заключения договора как с управляющей компанией, так и непосредственно с потребителями.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 31 августа 2015 года по делу N А13-5402/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилстройсервис" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-5402/2015
Истец: ООО "Жилстройсервис"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Вологодской области
Третье лицо: ОАО "Вологодская сбытовая компания"