Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 марта 2016 г. N Ф08-781/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ессентуки |
|
27 ноября 2015 г. |
Дело N А63-14132/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 ноября 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Джамбулатова С.И.,
судей: Годило Н.Н., Жукова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Днепровским А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.09.2015 по делу N А63-14132/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Эрмис", г. Ставрополь, ОГРН 1092635008047, к администрации города Ставрополя, г. Ставрополь, ОГРН 1022601931901, комитету градостроительства администрации города Ставрополя, г. Ставрополь, ОГРН 1052600294064, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, г. Ставрополь, ОГРН 1022601934486, об оспаривании отказа (судья Карпель В.Л.), при участии в судебном заседании: от администрации города Ставрополя: Якимова А.А. - представителя по доверенности от 23.10.2015; в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Эрмис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к комитету градостроительства администрации города Ставрополя (далее - комитет градостроительства) об объединении земельных участков в единый земельный участок по адресу: г. Ставрополь, ул. Тухачевского 16, 16/1 и обязании предоставить объединенный земельный участок обществу в аренду.
В порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество изменило заявленные требования и просило признать незаконным уведомление об отказе в оформлении документов по предоставлению муниципальной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" от 02.10.2014 N 06/1-02-4365 (далее - уведомление от 02.10.2014 N 06/1-02-4365) и обязать комитет градостроительства принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, подготовленной кадастровым инженером Д.Б. Ковальчук и согласованной с и.о. руководителя управления архитектуры и градостроительства администрации г. Ставрополя - главным архитектором города Ставрополя, заместителем руководителя управления архитектуры комитета градостроительства администрации города Ставрополя.
К участию в деле в качестве второго заинтересованного лица привлечена администрация города Ставрополя (далее - администрация).
Решением от 01.09.2015 суд признал незаконным отказ администрации в оформлении документов по предоставлению муниципальной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", содержащийся в уведомлении об отказе от 02.10.2014 N 06/1-02-4365. Обязал администрацию принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории или кадастровой карте соответствующей территории, подготовленную кадастровым инженером и согласованную и.о. руководителя управления архитектуры и градостроительства администрации города Ставрополя 11.09.2014, площадь земельного участка- 8963 кв.м, разрешенное использование: под торговыми помещениями, под дорогой общего пользования (без права капитального строительства), под сельскохозяйственным рынком (без права капитального строительства), для установки торговых павильонов в легких конструкциях с летней площадкой (без права капитального строительства).
Не согласившись с принятым решением, комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что отказ в предоставлении муниципальной услуги является законным и обоснованным, объединение земельных участков не возможно, так как земельные участки имеют различное целевое использование.
В судебном заседании представитель администрации просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, выслушав представителя администрации и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что обществу на праве аренды принадлежат следующие земельные участки: земельный участок площадью 1 931 кв.м, целевое назначение: под дорогой общего пользования (без права капитального строительства), кадастровый номер 26:12:011605:358, по адресу: г. Ставрополь, ул. Тухачевского, 16 квартал 525, переданный обществу в аренду по договору аренды от 18.06.2010 N 8241; земельный участок площадью 2 055 кв.м, целевое назначение: под торговыми помещениями, кадастровый номер 26:12:011605:357, по адресу: г. Ставрополь, ул. Тухачевского, 16, квартал 525, переданный обществу в аренду по договору аренды от 11.05.2011 N 9013; земельный участок площадью 4 977 кв.м, целевое назначение: под сельскохозяйственным рынком (без права капитального строительства), для установки двух торговых павильонов в легких конструкциях с летней площадкой (без права капитального строительства), кадастровый номер 26:12:011605:14538, о адресу: г. Ставрополь, ул. Тухачевского, 16/1 квартал 525, переданный обществу в аренду по договору аренды от 13.05.2013 N 1979.
Согласно ч. 1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт (решение или действие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
26.08.2014 общество обратилось с заявлением об объединении земельных участков и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
К заявлению общество прилагало копии договоров аренды, свидетельств о государственной регистрации права собственности, схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, о чем МКУ "МФЦ в г. Ставрополе" выдана расписка в получении документов N 111443.
02.10.2014 администрация направила обществу уведомление N 06/1 -02-4365 об отказе в оформлении документов по предоставлению муниципальной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории". Отказ мотивирован невозможностью объединения земельных участков, имеющих разное целевое назначение и разрешенное использование.
Полагая, что отказ нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с настоящим заявлением.
В соответствии со ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Статьей 11.6 Земельного кодекса определено, что при объединении смежных земельных участков образуется один земельный участок, и существование таких смежных земельных участков прекращается.
Не допускается объединение земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного пользования, за исключением случаев, если все указанные земельные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного пользования одному лицу.
В статье 9 Правил землепользования и застройки города Ставрополя, утвержденных Решением Ставропольской городской Думы 27.10.2010 N 97 (далее - Правила), определено, что объединение земельных участков в один земельный участок допускается только при условии, если образованный земельный участок будет находиться в границах одной территориальной зоны.
Таким образом, Земельным кодексом предусмотрено ограничение на объединение земельных участков предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного пользования, которое в данном случае не применимо, поскольку земельные участки предоставлены на праве аренды.
Правила запрещают объединение земельных участков, расположенных в разных территориальных зонах.
Статьей 1 Земельного кодекса к основным принципам земельного законодательства отнесено деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Таким образом, целевым назначением земельного участка является его разрешенное использование в соответствии с зонированием территории.
В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Статьей 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее -Градостроительный кодекс) определены виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно указанной норме применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Аналогичное правило установлено, статьей 7 Земельного кодекса, в соответствии с которой любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В соответствии со ст. 33 Правил градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как и всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Градостроительные регламенты действуют в пределах территориальных зон и распространяются в равной мере на все расположенные в одной и той же территориальной зоне земельные участки, иные объекты недвижимости независимо от форм собственности.
Из представленной в материалы дела схемы расположения земельного участка на кадастровом плане усматривается, что все три земельных участка расположены в зоне ОД - 4.
Статьей 48 Правил определен градостроительный регламент для зоны ОД-4, в соответствии с которым основными видами разрешенного использования земельных участков являются: объекты торгового назначения; объекты культурно-развлекательного, спортивного назначения, гостиницы, объекты обслуживания населения; здания административно-хозяйственного и управленческого назначения, офисные, торгово-офисные здания и сооружения; гаражи индивидуального автотранспорта, встроенные, подземные, многоуровневые автостоянки, гостевые автостоянки, объекты по обслуживанию транспортных средств, автозаправочные станции; парки, скверы; жилищно-эксплуатационные объекты, объекты аварийно-диспетчерских служб, связи, охраны порядка и иных технических средств; временные и сезонные предприятия общественного питания, торговли. Условно разрешенными видами для зоны ОД-4 являются: складские здания, сооружения; -производственные здания, сооружения; высшие и средние специальные образовательные учреждения.
Вспомогательными видами разрешенного использования являются: объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства общественных и иных зданий, сооружений, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, газораспределительные пункты, резервуары, насосные, гидранты и т.д., а также рекламные конструкции, площадки детские, спортивные, бытовые, автостоянки, расположенные в границах земельного участка объекта.
Таким образом доводы о том, что объединяемые земельные участки имеют различное целевое назначение и разрешенное использование не соответствует действительности, поскольку все три участка находятся в одной территориальной зоне ОД - 4 и их функциональное использование соответствует видам разрешенного использования, определенным в Правилах для зоны ОД - 4, не могут быть приняты.
С учетом изложенного, оспариваемое уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги является незаконным и необоснованным.
Судом установлено и следует из материалов дела, что обществу помимо трех спорных земельных участков, принадлежат на праве собственности еще 7 земельных участков: земельный участок площадью 2 962 кв.м, кадастровый номер 26:12:011605:365, назначение - под площадкой для организации рынка, расположенный по адресу: г. Ставрополь, ул. Тухачевского, 16/1; земельный участок площадью 1 507 кв.м, кадастровый номер 26:12:011605:361, назначение -под торговым павильоном, расположенный по адресу: г. Ставрополь, ул. Тухачевского, 16/1; земельный участок площадью 4 450 кв.м, кадастровый номер 26:12:011605:367, назначение - под площадкой для организации рынка, расположенный по адресу: г. Ставрополь, ул. Тухачевского, 16; земельный участок площадью 4 837 кв.м, кадастровый номер 26:12:011605:368, назначение - под площадкой для организации рынка, расположенный по адресу: г. Ставрополь, ул. Тухачевского, 16; земельный участок площадью 5 933 кв.м, кадастровый номер 26:12:011605:360, назначение - под объектами торговли, расположенный по адресу, г. Ставрополь, ул. Тухачевского, 16; земельный участок площадью 2006 кв.м, кадастровый номер 26:12:011605:362, назначение - под торговым зданием, расположенный по адресу: г. Ставрополь, ул. Тухачевского, 16; земельный участок площадью 8367 кв.м, кадастровый номер 26:12:011605:273, назначение - объекты торгового назначения, расположенный по адресу: г. Ставрополь, ул. Тухачевского, 16/1.
На указанных земельных участках расположены объекты недвижимости и торговые павильоны.
Согласно представленной заявителем условной схеме организации рынка земельные участки по ул. Тухачевского 16 используются под организацию универсального рынка, а земельные участки по ул. Тухачевского 16/1 под организацию сельскохозяйственного рынка.
Управляющими рынками компаниями являются ООО "Н-Ком" и ООО "Аксиос", которые имеют действующие разрешения на организацию рынков и используют имущество ООО "Эрмис" для организации рынка на основании соглашения от 01.07.2014.
В соответствии со ст. 3 Закона Ставропольского края от 05.07.2007 N 27-кз "О некоторых вопросах организации розничных рынков на территории Ставропольского края" розничные рынки организуются в соответствии с планом, предусматривающим организацию розничных рынков на территории Ставропольского края, утверждаемым Правительством Ставропольского края.
Распоряжением Правительства Ставропольского края от 25.06.2007 N 185-рп утвержден план, предусматривающего организацию розничных рынков на территории Ставропольского края.
В числе действующих розничных рынков, названным планом под N 27 предусмотрены: универсальный рынок по ул. Тухачевского 16 и сельскохозяйственный рынок по ул. Тухачевского 16/1.
Статьей 4 Закона Ставропольского края от 05.07.2007 N 27-кз "О некоторых вопросах организации розничных рынков на территории Ставропольского края" предусмотрено ведение реестра розничных рынков и размещение информации, содержащейся в реестре розничных рынков на официальном сайте уполномоченного органа.
На официальном сайте в сети "Интернет" Комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию в разделе "Торговля" размещен реестр розничных рынков.
В указанном реестре под N 44 значится сельскохозяйственный рынок по ул. Тухачевского, 16/1 - управляющая компания ООО "Н-Ком", под N 52 значится универсальный рынок по ул. Тухачевского, 16 - управляющая компания ООО "Аксиос".
Таким образом, по ул. Тухачевского 16 и Тухачевского 16/1 располагается рыночный комплекс, состоящий из универсального и сельскохозяйственного рынка.
Спорные земельные участки, об объединении которых просит заявитель, расположены внутри рыночного комплекса.
Так, земельный участок, площадью 2055 кв.м граничит с двух сторон с земельными участками с кадастровыми номерами 26:12:011605:365 и 26:12:011605:361, принадлежащими ООО "Эрмис" на праве собственности, а с двух других сторон с земельными участками, испрашиваемыми к объединению. Земельный участок площадью 4 977 кв.м граничит с земельными участками с кадастровыми номерами 26:12:011605:365, 26:12:011605:360, 26612:011605:273; земельный участок, площадью 1931 кв.м, представляющий собой дорогу общего пользования также граничит с пятью участками принадлежащими на праве собственности ООО "Эрмис" и двумя участками, испрашиваемыми к объединению. С участками иных землепользователей, земельный участок, представляющий дорогу общего пользования, не граничит, что свидетельствует о возможности использования дороги, только для целей обслуживания рынка.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона N 271-ФЗ розничный рынок (далее - рынок) - имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг).
Статьей 4 указанного закона установлено, что рынок может быть организован юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка.
Статьей 12 определены требования к оборудованию рынка, предусматривающие наличие торговых мест, административно - хозяйственных помещений, мест общего пользования, транспортной инфраструктуры, стоянок для автотранспортных средств и прочих объектов инфраструктуры.
Статьей 16 закреплены особенности предоставления торговых мест на сельскохозяйственном рынке, которыми на управляющую рынком компанию возложена обязанность при формировании и утверждении схемы размещения торговых мест на сельскохозяйственном рынке предусматривать и предоставлять торговые места для осуществления деятельности по продаже сельскохозяйственной продукции, не прошедшей промышленной переработки, с автотранспортных средств.
Из пояснений заявителя следует, что фактически на испрашиваемых к объединению земельных участках расположены объекты инфраструктуры сельскохозяйственного рынка, в том числе торговые места для продажи товаров с автотранспортных средств. При этом проезд автотранспортных средств к торговым местам возможет только по земельному участку, под дорогой общего пользования.
При таких обстоятельствах, довод заявителя о том, что объединение земельного участка необходимо для усовершенствования организации рынка, его более функционального использования в рамках единого землепользования признается обоснованным.
Объединяемые участки полностью находятся в пределах границ и площади земельных участков, ранее предоставленных ООО "Эрмис". Общая площадь объединенных земельных участков и местоположение границ относительно смежных участков в результате не изменяются и не корректируются. Объединением земельных участков не нарушаются права иных землепользователей, поскольку объединяемые земельные участки функционально граничат только с земельными участками, принадлежащими ООО "Эрмис" на праве собственности.
Довод заинтересованных лиц, мотивированный пропуском срока на обжалование обществом решения, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ, и не заявлением ходатайства о его восстановлении с обоснованием уважительности причин его пропуска не принимается судом, поскольку с требованием об объединении земельных участков (впоследствии измененных на требование о признании отказа в объединении земельных участков незаконным) общество обратилось в арбитражный суд 19 декабря 2014 года, после того, как было получено уведомление от 02.10.2014 N 06/1-02-4365, в пределах срока на его обжалования, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что решение суда первой инстанции соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам, приведенным в жалобе.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.09.2015 по делу N А63-14132/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.И. Джамбулатов |
Судьи |
Н.Н. Годило |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-14132/2014
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 марта 2016 г. N Ф08-781/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Эрмис"
Ответчик: Администрация города Ставрополя, Комитет градостроительства администрации города Ставрополя
Третье лицо: КОМИТЕТ по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, КУМИ города Ставрополя