г. Вологда |
|
30 ноября 2015 г. |
Дело N А13-5217/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2015 года.
В полном объёме постановление изготовлено 30 ноября 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Осокиной Н.Н. и Ралько О.Б.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Леоновой А.В.,
при участии от ответчика Ивашевской С.О. по доверенности от 12.01.2015 N 4,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вологодская строительная компания" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 22 сентября 2015 года по делу N А13-5217/2015 (судья Шестакова Н.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Вологодская строительная компания" (ОГРН 1083525000503, ИНН 3525197578; место нахождения: 160000, город Вологда, улица Октябрьская, дом 27; далее - ООО "ВСК", общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области (ОГРН 1023500003350, ИНН 3525074706; место нахождения: 160035, город Вологда, улица Герцена, дом 1; далее - инспекция, МИФНС N 11, налоговый орган) о признании недействительным решения от 23.01.2015 N 411.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 22 сентября 2015 года по делу N А13-5217/2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "ВСК" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Считает, что изменение кадастровой стоимости в течение отчетного периода в сторону уменьшения влечет за собой уменьшение налогового отчисления.
МИФНС N 11 в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилась, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Общество надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя налогового органа, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки представленной обществом 03.02.2014 налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год, инспекцией составлен акт от 22.05.2014 N 2224 (том 1, листы 32-35), а также с учетом возражений налогоплательщика от 29.12.2014 (том 1, листы 94-95) принято решение от 19.01.2015 N 411 (том 1, листы 37-41), которым общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неполную уплату земельного налога в виде штрафа в размере 60 355 руб. 60 коп.
Кроме того, заявителю доначислено 301 778 руб. земельного налога за 2013 год, 41 954 руб. 32 коп. пеней.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области от 24.03.2015 (том 1, листы 46-48) апелляционная жалоба общества от 19.02.2015 (том 1, листы 43-45) оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением налогового органа от 19.01.2015 N 411, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 этого Кодекса, в том числе на праве собственности.
В материалах дела усматривается, что общество в спорный период являлось собственником земельных участков с кадастровыми номерами 35:24:0402003:0064 и 35:24:0402001:0068.
Из решения инспекции следует и не оспаривается обществом, что право собственности на земельный участок с кадастровым номером 35:24:0402001:0068 прекращено 18.10.2013 и зарегистрировано право на земельные участки 35:24:0402003:285, 35:24:0402003:286, 35:24:0402003:287 и 35:24:0402003:288.
Инспекцией в ходе камеральной налоговой проверки декларации по земельному налогу за 2013 год установлено неправомерное применение обществом установленной подпунктом 4.3 пункта 4 Положения о земельном налоге, утвержденного соответствующим решением Вологодской городской Думы от 06.10.2005 N 309 с учетом изменений, внесенных решением Вологодской городской Думы от 29.10.2012 N 1345, льготы в размере 60%, поскольку принадлежащие обществу земельные участки расположены не в центральной части города. Кроме того, инспекция отметила, что обществом неправомерно по земельному участку N 35:24:0402003:0064 применена кадастровая стоимость в сумме 30 307 551 руб. 12 коп., а по земельному участку N 35:24:0402001:0068 - 6 880 197 руб. 30 коп., так как для расчета налога общество учитывало информацию о кадастровой стоимости этих земельных участков, представленную филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Вологодской области, по состоянию на 01.01.2013 и на 01.03.2013.
Не оспаривая выводы инспекции об отсутствии льготы, общество считает, что поскольку в течение 2013 года произошло изменение кадастровой стоимости земельных участков, то такие изменение должны быть учтены при исчислении земельного налога.
Действительно, согласно кадастровым справкам кадастровая стоимость земельного участка с N 35:24:0402003:0064 по состоянию на 01.01.2013 составляла 30 307 551 руб., а по состоянию на 01.03.2013 - 8 370 739 руб.; кадастровая стоимость земельного участка с номером 35:24:0402001:0068 по состоянию на 01.01.2013 составляла 6 880 197 руб., а по состоянию на 01.03.2013 - 2 005 147 руб. (том 1, листы 50-52).
Вместе с тем в соответствии с пунктом 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 данного Кодекса.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Пунктами 1 и 2 статьи 396 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности.
Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 названной статьи.
На основании положений статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Пунктом 3 статьи 391 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно статье 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 N 206 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области" (далее - приказ Департамента от 27.12.2012 N 206), вступившим в силу со дня официального опубликования (опубликован в газете "Красный Север" 18.01.2013), утверждены новые результаты кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 03.02.2011 N 165-О-О, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
Акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования.
Как отмечено выше, кадастровая стоимость земельного участка, используемая для расчета налога, принимается по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В данном случае налоговым органом для расчета земельного налога за 2013 год применена кадастровая стоимость земельных участков, действующая по состоянию на 1 января 2013 года.
Согласно пункту 3 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.
Приказ Департамента от 27.12.2012 N 206 не является правовым актом, устраняющим или смягчающим ответственность за нарушение налогового законодательства, не устанавливает дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, поэтому положения пункта 3 статьи 5 НК РФ не могут быть применены при рассмотрении настоящего спора.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Приказ Департамента от 27.12.2012 N 206 не предусматривает, что он имеет обратную силу, и не содержит указаний о распространении его действия на предшествующие периоды, поэтому правила пункта 4 статьи 5 НК РФ также не подлежат применению в рассматриваемом случае.
В отсутствие в нормативном правовом акте конкретного указания на распространение его действия на прошедшие налоговые периоды установление результатов государственной кадастровой оценки земельных участков по состоянию на конкретную дату не определяет момент начала применения кадастровой стоимости, а лишь указывает на дату проведения оценки (дату, по состоянию на которую определяется стоимость объекта оценки) (пункт 8 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20.07.2007 N 256).
На основании изложенного изменение кадастровой стоимости земельных участков в течение налогового периода не влечет изменение размера исчисленного обществом по состоянию на 01.01.2013 земельного налога.
Данный вывод соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении от 20 мая 2014 года N 2868/14, а также Арбитражного суда Северо-Западного округа, изложенной в постановлении от 25.09.2014 по делу N А42-7537/2013.
С учетом изложенного у суда первой инстанции не имелось оснований для признания решения налогового органа от 23.01.2015 N 411 недействительным.
Доводы апелляционной жалобы общества были предметом исследования суда первой инстанции, и им дана соответствующая оценка. Заявленные обществом доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Иных, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного акта доводов, апелляционная жалоба заявителя не содержит.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 22 сентября 2015 года по делу N А13-5217/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вологодская строительная компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Н.Н. Осокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-5217/2015
Истец: ООО "Вологодская строительная компания"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области