г. Москва |
|
30 ноября 2015 г. |
Дело N А41-37321/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 ноября 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Александрова Д.Д.,
судей: Боровиковой С.В., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Душкиной Ю.Д.,
при участии в заседании: лиц согласно протоколу от 24 ноября 2015 года,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа Коломна Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 09.09.2015 по делу N А41-37321/15 по иску ГБУЗ МО "КЦРБ" к администрации городского округа Коломна Московской области, при участии в деле третьих лиц: Минздрава Московской области, Минфина Московской области, ООО "ЛВ-Строй" о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
ГБУЗ МО "КЦРБ" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к администрации городского округа Коломна Московской области (далее - ответчик) о взыскании 10937909,24 руб. задолженности по муниципальному контракту N 187 от 17.12.2012 г.
Решением Арбитражного суда Московской области от 09.09.2015 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, ответчик подал апелляционную жалобу, просил решение суда отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований.
По мнению ответчика, отношения между сторонами являлись не гражданскими, а, в соответствии с п. 1 ст. 1 БК РФ, бюджетными правоотношениями, в связи с чем к данным отношениям подлежат применению нормы не гражданского, а бюджетного законодательства.
В силу п. 3 ст. 2 ГК РФ "к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством".
Суд первой инстанции не применил имеющиеся в деле соглашения между участниками бюджетного процесса, определяющие права и обязанности администрации по предоставлению бюджетных средств МУЗ "КЦРБ".
Между Министерством здравоохранения Московской области, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Московской области и администрацией 10.06.2013 г. было заключено соглашение о реализации в 2013 году мероприятий подпрограммы "Модернизация здравоохранения Московской области на 2011-2013 годы" долгосрочной целевой программы Московской области "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в Московской области на 2009-2013 годы" от 10.06.2013 (далее - соглашение от 10.06.2013 г.). Ответчик считает, что соглашение от 10.06.2013 г. является не гражданско-правовой сделкой, а документом, оформляющим бюджетные правоотношения, предусмотренным с п. 11 Порядка от 17.05.2011 г.
Суд первой инстанции не дал оценки представленным администрацией документам, относящимся к декабрю 2013 г., которыми подтверждается, что стоимость фактически выполненных работ составляет не 45000000 руб., а 36785035,71 руб.
Согласно акту контрольного обмера объемов работ от 23.12.2013 г. стоимость работ завышена на 8214964,29 руб. Поскольку ответчик обязан обеспечивать целевое использование средств бюджета Московской области, он правомерно перечислил истцу только часть субсидии.
По словам ответчика, неиспользованный остаток субсидии он в январе 2014 года возвратил в бюджет Московской области. Возврат остатка субсидии был произведен в соответствии с п. 5 ст. 242 БК РФ и абз. 2 п. 11 порядка от 17.05.2011 г. и подтверждается заявкой на возврат N 34 от 15.01.2014 г. После этого в бюджете городского округа Коломна не осталось средств бюджета Московской области, предназначенных для оплаты работ по капитальному ремонту объектов МУЗ "Коломенская ЦРБ".
Ч. 2 ст. 54 Федерального закона от 06.10.2003 N 1Э1-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не может служить основанием для удовлетворения иска, поскольку работы выполнялись в соответствии с долгосрочной целевой программой Московской области "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в Московской области на 2009-2013 годы", утвержденной Постановлением Правительства Московской области от 11.12.2008 г. N 1106/48. В состав данной программы была включена подпрограмма "Модернизация здравоохранения Московской области на 2011-2013 годы" и подлежали финансированию за счет средств бюджета Московской области.
Взыскание с МУЗ "КЦРБ" в пользу ООО "ЛВ-Строй" задолженности по Контракту N 187 не означает, что администрация должна была "автоматически" перечислить ту же самую сумму МУЗ "КЦРБ".
Однако эти существенные обстоятельства не получили надлежащую оценку суда.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель истца возражал против апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение оставить без изменения.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Рассмотрев повторно дело в порядке ст. 268 АПК РФ, выслушав представителей истца и ответчика, оценив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Выводы суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований о взыскании с ответчика в пользу истца 10937909,24 руб. задолженности по муниципальному контракту N 187 от 17.12.2012 г. являются правильными.
Суд установил, истец и ООО "ЛВ-Строй", на основании Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.05 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", результатов размещения заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме (протокол N 2 от 05.12.2012 г.) заключили муниципальный контракт N 187 от 17.12.2012 г. (далее - контракт).
Предметом контракта является выполнение ремонтных работ объектов муниципального учреждения здравоохранения "Коломенская центральная районная больница" по адресу: 140407, Московская область, г. Коломна, ул. Октябрьской революции, д. 318.
ООО "ЛВ-Строй" обязалось выполнить работы по контракту в соответствии с техническим заданием (приложение N 1) и сметной документацией, утвержденной в установленном порядке (приложение N 3), являющимися неотъемлемой частью контракта. Сроки выполнения работ определяются в соответствии с календарным планом (приложение N 2), являющимся неотъемлемой частью контракта (п. 2.2. контракта).
Цена работ в соответствии с п. 3.1 контракта определяется протоколом подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 05 декабря 2012 г. N 2 и составляет 45000000 руб.
Источником финансирования работ по контракту определены средства бюджета Московской области (п. 3.3).
В соответствии с соглашением в рамках реализации мероприятий подпрограммы, подписанным Министерством здравоохранения Московской области, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области и Администрацией городского округа Коломна, Министерство является главным распорядителем средств, предусмотренных на реализацию мероприятий подпрограммы (ст. 2.1.1 соглашения).
Администрация несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области за обоснованность стоимости мероприятий по капитальному ремонту объектов здравоохранения, предусмотренных Подпрограммой, включая обоснованность применения расценок, индексов и коэффициентов (ст. 2.3.5 соглашения).
ООО "ЛВ-Строй" 24 июня 2013 г. свои обязательства по муниципальному контракту N 187 исполнило.
Контракт был заключен в целях реализации мероприятий подпрограммы "Модернизация здравоохранения Московской области".
Министерство финансов Московской области свои обязательства в рамках программы "Модернизация здравоохранения Московской области на 2011-2013 годы", утвержденной постановлением Правительства Московской области от 07.04.2011 N 114-ПП выполнило, перечислив в бюджет муниципального образования денежные средства на капитальный ремонт ГБУЗ "Коломенская ЦРБ" в полном объеме, что подтверждается платежным поручением N 3788 от 10.07.2013.
Истец обращался с заявками к ответчику на перечисление средств по исполненному контракту, однако денежные средства ответчиком перечислены не были.
В связи с чем ООО " ЛВ-Строй" обратился в суд и решением Арбитражного суда Московской области от 13.12.2013 г. по делу N А41-48288/13 в пользу ООО "ЛВ-Строй" с МУЗ "КЦРБ" были взысканы 45000000 руб. задолженности по оплате выполненных работ по муниципальному контракту, 2522944,95 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами и 200000 руб. расходов по оплате госпошлины.
Ответчик 30.12.2013 г. перечислил платежным поручением N 536 на счет истца денежные средства в сумме 3678035,71 руб.
Задолженность истца перед ООО "ЛВ-Строй" на дату обращения в суд составила 10937909,24 руб.
В соответствии с ч. 2 ст. 54 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальный заказ на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг оплачивается за счет средств местного бюджета.
Однако ответчик в нарушение указанных норм выполнял свои обязательства ненадлежащим образом, доказательств частичного или полного погашения заявленной суммы суду не представил. Факт просрочки выполнения ответчиком своих обязательств подтвержден материалами дела.
Таким образом, ответчик своевременно не исполнил свои обязательства, в связи с чем, он нарушил условия договора и требования статей 309, 310, 314 ГК РФ.
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства.
Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (ст. 310 ГК РФ).
Предметом настоящего иска является взыскание задолженности по оплате по муниципальному контракту. Гражданское законодательство основывается на принципе равенства участников регулируемых им отношений (п. 1 ст. 1 ГК РФ). Нормы, регламентирующие бюджетное финансирование, не освобождают должника от исполнения обязательств, возникающих из гражданских правоотношений.
Заключенный сторонами муниципальный контракт является договором подряда на выполнение ремонтных работ и регулируется, как общими положениями гражданского законодательства, так и нормами для отдельных видов обязательств, содержащихся в параграфах 1, 4, 5 главы 37 "Подряд" ГК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права.
Необоснованным является довод апелляционной жалобы о завышении стоимости работ, получил надлежащую оценку суда первой инстанции.
Оценив доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований о взыскании с ответчика в пользу истца 10937909,24 руб. задолженности по муниципальному контракту N 187 от 17.12.2012 г.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 09.09.2015 по делу N А41-37321/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
Д.Д. Александров |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-37321/2015
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "КОЛОМЕНСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КОЛОМНА
Третье лицо: Министерство здравоохранения Московской области, МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "ЛВ-Строй"