г. Санкт-Петербург |
|
30 ноября 2015 г. |
Дело N А56-2646/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 ноября 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Дмитриевой И.А.
судей Сомовой Е.А., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: Серегиной О.Г.
при участии:
от истца (заявителя): Смольской Е.Ф.
от ответчика (должника): Ивановой О.В. по доверенности от 31.12.2014 N 03-02/072998
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25597/2015) ИП Смольской Е.Ф. на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.09.2015 по делу N А56-2646/2015 (судья Буткевич Л.Ю.), принятое
по иску (заявлению) ИП Смольской Е.Ф.
к Межрайонная ИФНС России N 15 по Санкт-Петербургу
об оспаривании
установил:
Индивидуальный предприниматель Смольская Елена Фридриховна (далее - заявитель, ИП) обратилась в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу (далее - заинтересованное лицо, Инспекция) об оспаривании правомочности предоставления юридическим и физическим лицам, кроме правоохранительных органов, выписки из ЕГРЮЛ сведений с взиманием за это платы.
Решением суда от 16.09.2015 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе заявитель, не согласившись с решением суда первой инстанции, просит отменить обжалуемое решение.
В судебном заседании заявитель поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе, а представитель Инспекции их отклонил.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Согласно ст. 2 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. В соответствии п. 3 ст. 1 НК РФ действие настоящего Кодекса распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно пп. 1 п. 4 ст. 20, п. 3 ст. 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации плата за предоставление содержащихся в ЕГРЮЛ сведений в виде выписки или копии документов квалифицируется как неналоговые доходы бюджетов, а именно как доходы от оказания платных услуг сектором государственного управления.
Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 N 129-ФЗ и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 7 Закона о государственной регистрации предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов осуществляется за плату, если иное не установлено федеральными законами.
В пункте 2 статьи 7 Закона о государственной регистрации указано, что в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, регистрирующий орган бесплатно предоставляет содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы органам государственной власти, в том числе правоохранительным органам и судам по находящимся в производстве делам, органам местного самоуправления, органам государственных внебюджетных фондов, а также определенным федеральными законами лицам.
Порядок предоставления содержащихся в государственном реестре сведений установлен Правилами ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2003 N 630 (далее - Правила).
В подпункте "а" пункта 30 Правил определено, что информация, указанная в пункте 25 Правил, предоставляется по запросу бесплатно государственным органам, органам государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления, правоохранительным органам и судам по находящимся в производстве делам, а также иным лицам, определенным федеральными законами - в порядке и в случаях, установленных федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Размер платы за предоставление содержащихся в ЕГРЮЛ сведений установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.05.2014 N 462 "О размере платы за предоставление содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) сведений и документов и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" и составляет 200 рублей, а за предоставление сведений не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления запроса в регистрирующий орган (далее - срочное предоставление), составляет 400 рублей.
В то же время, исходя из положений пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предоставление содержащихся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП сведений в форме электронных документов осуществляется бесплатно.
На сайте ФНС России www.nalog.ru реализован сервис "Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа", позволяющий бесплатно получить содержащиеся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП сведения о конкретном юридическом лице и индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП или справка об отсутствии запрашиваемой информации формируется в формате PDF, содержащем усиленную квалифицированную электронную подпись и её визуализацию, в том числе при распечатывании указанных выписки или справки.
При этом необходимо отметить, что исходя из положений пунктов 1 и 3 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП или справка об отсутствии запрашиваемой информации в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, равнозначна выписке (справке) на бумажном носителе, подписанной собственноручной подписью должностного лица налогового органа и заверенной печатью.
Кроме того, в соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", заявителю представлено право понесенные расходы, связанные с получением им выписки из ЕГРИП отнести к судебным издержкам, которые подлежат распределению в составе судебных расходов.
Таким образом, поскольку у налогового органа не имеется обязанности предоставлять заявителю бесплатно информацию из ЕГРИП, основания для удовлетворения заявленного требования отсутствуют.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность принятого судебного акта.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Излишне уплаченная ИП Смольской Е.Ф. при подаче апелляционной жалобы госпошлина в размере 450 руб. подлежит возврату из средств федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.09.2015 по делу N А56-2646/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Смольской Елене Фридриховне из средств федерального бюджета излишне уплаченную госпошлину в размере 450 руб., перечисленную по чек-ордерам Северо-Западного банка N 9055 филиал N 760 от 19.09.2015 по операциям N 155 и 156.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Дмитриева |
Судьи |
Е.А. Сомова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-2646/2015
Истец: ИП Смольская Елена Фридриховна
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N15 по Санкт-Петербургу
Хронология рассмотрения дела:
26.02.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1682/15
30.11.2015 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-25597/15
16.09.2015 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-2646/15
25.05.2015 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-8280/15
03.03.2015 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-2646/15