г. Владивосток |
|
30 ноября 2015 г. |
Дело N А24-2192/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 23 ноября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 ноября 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Гуцалюк,
судей Н.Н. Анисимовой, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную Муниципального казенного учреждения "Управление дорожного хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа",
апелляционное производство N 05АП-8720/2015
на решение от 31.08.2015
судьи Д.Н. Довгалюка
по делу N А24-2192/2015 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению Муниципального казенного учреждения "Управление дорожного хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа" (ИНН 4101143436, ОГРН 1114101001057, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 03.03.2011)
к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Петропавловску-Камчатскому (ИНН 4101046979, ОГРН 1024101039929, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 23.12.2002)
о признании недействительным предписания отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения от 08.05.2015 N 134,
при участии: лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное казенное учреждение "Управление дорожного хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа" (далее по тексту - заявитель, Учреждение, МКУ "Управление дорожного хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа") обратилось в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) с заявлением о признании недействительным предписания отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Петропавловску-Камчатскому (далее по тексту - заинтересованное лицо, ОГИБДД УМВД России по г. Петропавловску-Камчатскому) от 08.05.2015 N 134.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 31.08.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, общество обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, при рассмотрении дела судом первой инстанции не дана оценка исполнимости предписания, поскольку выполнение работ, требующих проектно-сметных расчетов, согласование аукционной документации, выделение финансирования, проведение аукциона, а также заключение муниципального контракта на ремонт придомового проезда, в сроки, установленные контролирующим органом, не представляется возможным. Полагает, что спорный придомовой проезд не является автомобильной дорогой, а входит в состав земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010118:718, сформированного для эксплуатации многоквартирных жилых домов, и, соответственно, является общим имуществом собственников помещений жилого дома N 4/1 по проспекту 50 лет Октября в городе Петропавловске-Камчатском, обязанность по содержанию которого лежит на последних.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 АПК РФ рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие их представителей по имеющимся в материалах дела документам.
ОГИБДД УМВД России по г. Петропавловску-Камчатскому в представленном в материалы дела письменном отзыве с доводами жалобы не согласился, решение суда первой инстанции просил оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее:
08.05.2015 в ходе повседневного контроля за состоянием автомобильных дорог государственным инспектором ОГИБДД УМВД России по г. Петропавловску-Камчатскому установлен факт ненадлежащего состояния автомобильной дороги по проспекту 50 лет Октября в городе Петропавловске-Камчатском (проезд вдоль дома N 4/1 к Детскому саду N 63), а именно: асфальтобетонное покрытие проезжей части разрушено, имеет повреждения в виде выбоин и просадок.
08.05.2015 главным государственным инспектором безопасности дорожного движения по г. Петропавловску-Камчатскому выдано предписание N 134, которым на Учреждение возложена обязанность организовать работы по ремонту вышеуказанного участка автомобильной дороги.
Не согласившись с вынесенным предписанием от 08.05.2015 N 134, МКУ "Управление дорожного хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на нее, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению на основании следующего:
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 257-ФЗ).
Частью 1 статьи 17 названного Закона определено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее по тексту - Закон N 196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Как установлено пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденный Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 N 221 (далее по тексту - ГОСТ Р 50597-93), устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
Согласно главе 1 "Область применения" ГОСТ Р 50597-93 установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
В соответствии с положениями статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное предприятие и учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением этого имущества.
В силу пункта 2.1 Устава МКУ "Управление дорожного хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа", утвержденного Приказом Комитета по управлению имуществом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа N 102/14 от 18.02.2014 (далее по тексту - Устав), целью деятельности Учреждения является обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Петропавловск-Камчатского городского округа.
Предметом деятельности Учреждения является организация выполнения работ по проектированию, строительству, реконструкции, текущему ремонту, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения в границах Петропавловск-Камчатского городского округа (пункт 2.2 Устава).
Для достижения целей и реализации предмета деятельности Учреждение, в том числе, осуществляет мероприятия по обеспечению соответствия автомобильных дорог общего пользования местного значения установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам.
Из имеющегося в материалах дела приказа Комитета по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа от 11.04.2011 N 80 и акта приема-передачи имущества от 05.05.2011, следует, что автомобильный проезд вдоль дома N 4/1 по проспекту 50 лет Октября в городе Петропавловске-Камчатском закреплен на праве оперативного управления за Учреждением.
Таким образом, лицом, ответственным за надлежащее содержание спорного участка автомобильной дороги, является МКУ "Управление дорожного хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа".
Отклоняя довод Учреждения, повторно заявленный в апелляционной жалобе, о том, что спорный придомовой проезд не является автомобильной дорогой, суд первой инстанции правомерно исходил из следующих норм права и установленных по делу фактических обстоятельств:
В соответствии со статьей 3 Закона N 257-ФЗ автомобильная дорога является объектом транспортной инфраструктуры, предназначенным для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц (часть 3 статьи 5 Закона N 257-ФЗ).
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (часть 11 статьи 5 Закона N 257-ФЗ).
Согласно определению, приведенному в пункте 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, дорожным движением является совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.
Данным пунктом Правил дорожного движения установлено, что дорога представляет собой обустроенную или приспособленную и используемую для движения транспортных средств полосу земли либо поверхность искусственного сооружения.
Прилегающей территорией является территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное).
Из имеющихся в материалах дела схемы проезда и фотоизображений спорной территории следует, что проезд вдоль дома N 4/1 по проспекту 50 лет Октября в городе Петропавловске-Камчатском имеет признаки автомобильной дороги, предназначенной для движения транспортных средств, соответственно, на него распространяются требования ГОСТ Р 50597-93.
Указание заявителя апелляционной жалобы со ссылкой на положения статей 36, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) на то, что содержание спорного придомового проезда является обязанностью собственников помещений вышеуказанного многоквартирного дома, суд апелляционной инстанции находит ошибочным ввиду следующего:
Так, в соответствии с положениями статей 3, 15 Закона N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности, включающей капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В пункте 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктами 1, 6, 11 статьи 13 Закона N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в том числе отнесены: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
В этой связи, существующая в сфере обеспечения безопасности дорожного движения публичная обязанность органов местного самоуправления по осуществлению дорожной деятельности, в том числе, обязанность по содержанию и ремонту автомобильных дорог, не может быть возложена на собственников жилых помещений в силу прямого указания закона, поскольку последние не являются лицами, ответственными за безопасность дорожного движения.
То обстоятельство, что спорный участок автомобильной дороги входит в границы земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010118:718, сформированного для эксплуатации многоквартирного жилого дома, само по себе не свидетельствует о том, что данная дорога, как объект транспортной инфраструктуры, является общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома, а равно не изменяет порядок осуществления дорожной деятельности и полномочия соответствующих органов по осуществлению такой деятельности.
В соответствии с пунктом 1 Положения о государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 15.06.1998 N 711 (далее по тексту - Положение N 711), государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения.
В силу пункта 2 названного Положения Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства РФ, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
Решения, требования и указания должностных лиц Госавтоинспекции по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны для юридических лиц независимо от формы собственности и иных организаций, должностных лиц и граждан.
Подпунктом "б" пункта 12 Положения N 711 предусмотрено, что Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения. Предписания даются главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения в соответствии с их компетенцией в письменной форме с указанием сроков представления информации о принимаемых мерах.
Таким образом, установив факт нарушения требований ГОСТ Р 50597-93 при содержании дороги по проспекту 50 лет Октября в городе Петропавловске-Камчатском (проезд вдоль дома N 4/1 к Детскому саду N 63), главный государственный инспектор безопасности дорожного движения по г. Петропавловску-Камчатскому правомерно и в пределах предоставленных ему полномочий выдал Учреждению оспариваемое предписание.
В свою очередь, оспариваемое предписание не возлагает на Учреждение обязанность по непосредственному ремонту автомобильной дороги, а указывает на необходимость организации такого ремонта, что в полной мере соответствует целям и предмету деятельности Учреждения.
Соответственно бремя принятия решения об избрании способа устранения выявленных ОГИБДД УМВД России по г. Петропавловску-Камчатскому нарушений лежит на заявителе, обязанном исполнять требования ГОСТ Р 50597-93.
При этом у административного органа отсутствуют полномочия требовать от юридических лиц проведения конкретных финансовых затрат, административный орган вправе требовать исключительно устранения выявленных нарушений действующего законодательства.
Следовательно, лицу, в отношении которого выдано предписание, законом предоставляется возможность самостоятельно выбрать способы устранения выявленных нарушений.
Ссылку подателя жалобы на невозможность исполнения предписания в сроки, установленные контролирующим органом, коллегия находит несостоятельной, поскольку в материалы дела не представлены доказательства того, что Учреждение обращалось в адрес ОГИБДД УМВД России по г. Петропавловску-Камчатскому за продлением срока исполнение предписания от 08.05.2015 N 134.
Принимая во внимание обстоятельства настоящего дела, суд апелляционной инстанции полагает, что оспариваемое предписание от 08.05.2015 N 134 соответствует действующему законодательству и не нарушает права заявителя, в связи с чем суд первой инстанции на основании части 3 статьи 201 АПК РФ правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате госпошлины при подаче апелляционной жалобы в размере 1.500 рублей на основании статьи 110 АПК РФ относятся на заявителя, а в оставшейся сумме - подлежат возврату из бюджета как излишне уплаченные в порядке подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 31.08.2015 по делу N А24-2192/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Муниципальному казенному учреждению "Управление дорожного хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа" (ИНН 4101143436, ОГРН 1114101001057, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 03.03.2011) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1.500 (одной тысячи пятьсот) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платёжному поручению N 204043 от 29.09.2015.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.В. Гуцалюк |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-2192/2015
Истец: муниципальное казенное учреждение "Управление дорожного хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа"
Ответчик: Отдел государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации, Отдел государственной инспекции безопасности дорожного движения управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Петропавловску-Камчатскому
Третье лицо: Управление внутренних дел РФ по городу Петропавловску-Камчатскому