г. Москва |
|
01 декабря 2015 г. |
Дело N А41-19810/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 декабря 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мальцева С.В.,
судей Закутской С.А., Мизяк В.П.,
при ведении протокола судебного заседания: Зачиняевой Е.Н.,
при участии в заседании:
от истца - Общества с ограниченной ответственностью "Купавинские Тепловые Сети" (ИНН:5024115112, ОГРН:1105024006053): Аристовой Т.В., представителя (доверенность от 01.01.2015),
от ответчика - Общества с ограниченной ответственностью "ТУРИОН" (ИНН:7708707015, ОГРН:1097746646799): Есипова А.А., представителя (доверенность от 14.08.2015),
от третьего лица - Администрации Ногинского муниципального района Московской области (ИНН:5031006040, ОГРН:1025003917289): Дворецковой Л.А., представителя (доверенность от 15.04.2015),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Ногинского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 31 июля 2015 года по делу N А41-19810/15, принятое судьей Новиковой Е.М. по иску Общества с ограниченной ответственностью "Купавинские Тепловые Сети" к Обществу с ограниченной ответственностью "ТУРИОН" о взыскании задолженности в сумме 1 492 513 руб. 34 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Купавинские Тепловые Сети" (далее - ООО "КТС") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "ТУРИОН" (далее - ООО "ТУРИОН") о взыскании стоимости бездоговорного потребления тепловой энергии за период с октября 2012 года по декабрь 2014 года в сумме 1 492 513 руб. 34 коп. (том 1, л.д. 2-4).
Определением от 02 июня 2015 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное образование Ногинский муниципальный район Московской области (том 1, л.д. 119).
Решением Арбитражного суда Московской области от 31 июля 2015 года исковые требования удовлетворены (том 1, л.д. 155-156). При вынесении решения суд первой инстанции исходил из доказанности истцом факта бездоговорного потребления ответчиком в спорный период тепловой энергии, признав правильным его расчет.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "ТУРИОН" подало в Десятый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить и принять новый судебный акт (том 2, л.д. 2-6).
Заявив свои возражения на принятый судебный акт, Администрация Ногинского муниципального района Московской области также обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска (том 2, л.д. 24-28).
Законность и обоснованность судебного акта, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии с положениями статей 257 - 262, 266, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители ответчика и третьего лица поддержали доводы своих апелляционных жалоб, просили решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель истца возражал против доводов апелляционных жалоб, просил решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Заслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционных жалоб, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого судебного акта и отказа в удовлетворении исковых требований.
Как следует из материалов дела, ООО "КТС" является единой теплоснабжающей организацией, действующей на территории г. Старая Купавна на основании постановления Главы Администрации муниципального образования "Город Старая Купавна Московской области" N 222 от 28.05.2014 г. "О присвоении статуса единой теплоснабжающей организации, действующей на территории муниципального образования "Город Старая Купавна Московской области" (том 1, л.д. 8).
ООО "ТУРИОН" осуществляет управление в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: Московская обл., г. Старая Купавна, ул. Ленина, д. 26.
Согласно техническому паспорту в указанном многоквартирном доме расположено встроенное нежилое помещение общей площадью 74 кв. м (том 1, л.д. 13-17), заявка на потребление тепловой энергии и теплоносителя на которое не подавалась, и отпущенные объемы тепловой энергии в рамках договора, заключенного с ООО "ТУРИОН", не оплачивались.
В связи с вышеизложенным, истцом 15 января 2015 года составлен акт о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии (теплоносителя) (том 1, л.д. 18-19).
ООО "КТС" осуществило расчет объема бездоговорного потребления тепловой энергии в соответствии с Методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной Приказом Минстроя России N 99/пр от 17.03.2014 г.
Согласно представленному расчету стоимость бездоговорного потребления за период с октября 2012 года по декабрь 2014 года составила 1 492 513 руб. 34 коп.
Письмом N 21 от 20 января 2015 года истец направил ответчику счет на оплату поставленной тепловой энергии (том 1, л.д. 21-23).
Ответчик стоимость бездоговорного потребления тепловой энергии не оплатил, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из доказанности материалами дела факта нарушения ООО "ТУРИОН" срока оплаты выявленного бездоговорного потребления тепловой энергии и теплоносителя.
Суд апелляционной инстанции не согласен с данными выводами суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что ООО "ТУРИОН" является управляющей компанией в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: Московская область, г. Старая Купавна, ул. Ленина д. 26.
Согласно пункту 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Для выполнения своих обязательств исполнитель вправе заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям (пункт 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354).
Согласно пункта 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
ООО "КТС" в обоснование заявленных требований ссылается на Акт о бездоговорном потреблении тепловой энергии от 15 января 2015 года. В названном акте зафиксировано обнаружение "бездоговорного потребления тепловой энергии (теплоносителя) без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения". Иных нарушений, в том числе потребления тепловой энергии с использованием теплопотребляющих установок, подключенных к системе теплоснабжения с нарушением установленного порядка подключения, при обследовании находящегося в управлении ООО "ТУРИОН" многоквартирного жилого дома выявлено не было.
Пунктом 8 статьи 22 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что теплоснабжающей организацией или теплосетевой организацией при выявлении ими факта бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя составляется акт о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя. В указанном акте должны содержаться сведения о потребителе или об ином лице, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, о способе и месте осуществления такого бездоговорного потребления, описание приборов учета на момент составления указанного акта, дата предыдущей проверки, объяснения потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, относительно факта выявленного бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя и их претензии к составленному акту (в случае наличия этих претензий). При составлении указанного акта должны присутствовать потребитель или иное лицо, осуществившие бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, либо их представители. Отказ потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, либо их представителей от подписания составленного акта, а также их отказ от присутствия при его составлении отражается с указанием причин этого отказа в указанном акте или в отдельном акте, составленном в присутствии двух незаинтересованных лиц и подписанном ими.
Согласно пункту 29 статьи 2 Федерального закона "О теплоснабжении" бездоговорное потребление тепловой энергии - потребление тепловой энергии, теплоносителя без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя с использованием теплопотребляющих установок, подключенных (технологически присоединенных) к системе теплоснабжения с нарушением установленного порядка подключения (технологического присоединения), либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после введения ограничения подачи тепловой энергии в объеме, превышающем допустимый объем потребления, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после предъявления требования теплоснабжающей организации или теплосетевой организации о введении ограничения подачи тепловой энергии или прекращении потребления тепловой энергии, если введение такого ограничения или такое прекращение должно быть осуществлено потребителем.
Однако в данном случае спорное нежилое помещение технологически присоединено к сетям жилого многоквартирного дома, при этом отсутствие подписанного договора теплоснабжения на помещение, принадлежащее третьему лицу, не является доказательством бездоговорного потребления при наличии надлежащим образом произведенного технологического присоединения.
В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Между тем, размер платы за коммунальные услуги, оказанные в многоквартирном доме, рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, при отсутствии средств измерения объем отпущенной тепловой энергии должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов. Аналогичное положение содержится в пункте 100 Правил N 354.
В спорном периоде стороны были связаны отношениями по поставке коммунальных ресурсов (тепловой энергии, горячей воды) в многоквартирный жилой дом в целях оказания проживающим в нем гражданам соответствующих коммунальных услуг.
Из материалов дела следует, что третье лицо является потребителем коммунальных ресурсов в многоквартирном доме, а, следовательно, по своему содержанию спорные отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации (далее - ЖК). Следовательно, положения статьи 22 Закона о теплоснабжении подлежат применению к спорным отношениям в части, не противоречащей ЖК.
В силу прямого указания пункта 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, в случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В силу пункта 43 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), расчетный объем коммунального ресурса для отопления нежилого помещения при отсутствии прибора учета определяется исходя из расчетной величины потребления тепловой энергии, равной применяемому в таком многоквартирном доме нормативу потребления коммунальной услуги отопления, утвержденной для домов такого типа соответствующим нормативно-правовым актом.
Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.
Поскольку вышеперечисленными актами жилищного законодательства исключается возможность определения объема подлежащего оплате потребителями коммунального ресурса каким-либо иным способом, чем на основании показаний регистрирующих фактическое потребление приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, а ответственности в виде возмещения убытков в связи с бездоговорным потреблением в многоквартирном доме коммунальных ресурсов жилищным законодательством не установлено, пункт 10 статьи 22 Закона о теплоснабжении, предписывающий оплату выявленного бездоговорного объема потребления коммунального ресурса в полуторакратном размере стоимости тепловой энергии, не подлежит применению к отношениям между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией как противоречащий Жилищному кодексу Российской Федерации и принятым в соответствии с ним правилам предоставления коммунальных услуг гражданам.
Кроме того, согласно пункту 3 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" и пункту 2 Информационного письма от 5 мая 1997 г. N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).
Таким образом, взыскание с управляющей компании стоимости поставленной тепловой энергии на основании Акта о бездоговорном потреблении тепловой энергии от 15 января 2015 года неправомерно.
При таких обстоятельствах апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, суд апелляционной инстанции делает вывод, что суд первой инстанции не полностью исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем решение Арбитражного суда Московской области на основании пункта 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене.
Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны (часть 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). По этим же правилам распределяются судебные расходы в связи с рассмотрением апелляционной и кассационной жалоб (часть 5 статьи 110 Кодекса).
С учетом того, что апелляционная жалоба ответчика подлежит удовлетворению, с истца в пользу ответчика подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 3 000 руб. 00 коп.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 31 июля 2015 года по делу N А41-19810/15 отменить.
В иске отказать.
Взыскать с ООО "Купавинские Тепловые Сети" в пользу ООО "ТУРИОН" расходы по оплате госпошлины за подачу апелляционной жалобы в сумме 3 000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Московского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
С.В. Мальцев |
Судьи |
С.А. Закутская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-19810/2015
Истец: ООО "Купавинские Тепловые Сети"
Ответчик: ООО "ТУРИОН"
Третье лицо: Муниципальное образование "Ногинский муниципальный район Московской области"