Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 25 февраля 2016 г. N Ф06-5633/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: решение суда первой инстанции отменено
г. Саратов |
|
01 декабря 2015 г. |
Дело N А12-27698/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "25" ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "01" декабря 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Комнатной Ю.А., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тюкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Волгоградэнергосбыт"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13 августа 2015 года по делу N А12-27698/2015 (судья Кулик И.В.)
по заявлению публичного акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" (400001, г. Волгоград, ул. Козловская, д. 14, ИНН 3445071523, ОГРН 1053444090028)
к администрации городского округа город Фролово Волгоградской области (403540, Волгоградская область, г. Фролово, ул. Революционная, 12, ОГРН 1023405580615, ИНН 3439000877)
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора Отдела по обеспечению
жизнедеятельности администрации городского округа город Фролово (403540, Волгоградская область, г. Фролово, ул. Революционная, 12)
об оспаривании предписания,
при участии в судебном заседании представителя публичного акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" - Парамоновой С.А., действующей по доверенности N 20 от 07.07.2015,
без участия в судебном заседании представителей администрации городского округа город Фролово Волгоградской области, отдела по обеспечению жизнедеятельности администрации городского округа город Фролово (почтовые уведомления N 77170, N 77171 приобщены к материалам дела),
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Волгоградской области обратилось открытое акционерное общество "Волгоградэнергосбыт" (далее - ОАО "Волгоградэнергосбыт", общество, заявитель) с заявлением о признании недействительными предписания администрации городского округа город Фролово Волгоградской области (далее - администрация, административный орган) от 23.04.2015 N 252.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 13 августа 2015 года по делу N А12-27698/2015 в удовлетворении требований ОАО "Волгоградэнергосбыт" отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "Волгоградэнергосбыт" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования заявителя в полном объеме.
Администрацией городского округа город Фролово Волгоградской области в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Администрацией городского округа город Фролово (отделом по обеспечению жизнедеятельности) в период с 04.02.2015 по 12.02.2015 проведена внеплановая документарная проверки общества на предмет обоснованности расчета платы за коммунальную услугу электроэнергию на общедомовые нужды в многоквартирном жилом доме N 38 по ул. Гагарина г. Фролово.
По результатам проверки составлен акт от 12.02.2015 N 12 и выдано предписание от 12.02.2015 N 19.
Пунктом 1 ОАО "Волгоградэнергосбыт" вменена обязанность произвести перерасчет размера платы за электроэнергию, предоставленную на ОДН (общедомовые нужды) по жилому дому N 38 по ул. Гагарина, за 2014 год, используя общую площадь всех жилых и нежилых помещений согласно данным технического паспорта. Срок исполнения предписания - 12.04.2015.
В порядке контроля за исполнением предписания 23.04.2015 Администрация инициирована внеплановую документарную проверку, установлено неисполнение пункта 1 предписания, составлен акт N 252, выдано повторное предписание с установлением нового срока исполнения до 02.07.2015.
ОАО "Волгоградэнергосбыт", полагая, что предписание от 23.04.2015 N 252 незаконными и нарушающим права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что требование о перерасчете платы размера платы за электроэнергию, предоставленную на общедомовые нужды, исходя из данных о площади на основании технического паспорта правомерно.
Апелляционная коллегия не соглашается с выводом суда первой инстанции в связи со следующим.
Из материалов дела следует, что ОАО "Волгоградэнегосбыт" оказывает услуги по передаче электрической энергии непосредственно потребителям, проживающим в многоквартирном жилом доме по адресу: Волгоградская область, г. Фролово, ул. Гагарина, д. N 38, оборудованном прибором учета электрической энергии, потребленной в жилых помещениях и на общедомовые нужды.
Согласно техническому паспорту на жилой дом, общая площадь всех жилых и нежилых помещений составляет 2 458 кв.м.
Обществом при расчете платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды за 2014 год общая площадь всех жилых и нежилых помещений в различных суммарных значениях, в зависимости от периода времени: в феврале 2014 года 2 431,6 кв.м., в мае 2014 г. 2 319,9 кв.м., в ноябре 2014 г. 2 112,5 кв.м., в декабре 2014 г. 1 873,6 кв.м на основании данных лицевых счетов.
В апреле 2015 за март 2015 года обществом применена иная общая площадь МКД, в размере 2 207,6 кв.м.
Административный орган пришел к выводу, что при расчете размера платы за электроснабжение Общество применяет неверные количественные значения общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного жилого дома, несоответствующие данным технического паспорта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Согласно пункту 25 Правил предоставления коммунальных услуг для заключения в письменной форме договора холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) с ресурсоснабжающей организацией собственник жилого помещения в многоквартирном доме или собственник жилого дома (домовладения) подает в ресурсоснабжающую организацию, осуществляющую продажу соответствующего вида (видов) коммунальных ресурсов, по месту ее нахождения, по почте или иным согласованным с ресурсоснабжающей организацией способом подписанное собственником (одним из сособственников) заявление о заключении договора с указанием сведений о потребителе: для физического лица - фамилия, имя, отчество, дата рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон; для юридического лица - наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации, контактный телефон; адрес помещения в многоквартирном доме, жилого дома (домовладения), по которому предоставляются коммунальные услуги с указанием размера (объема, площади) отапливаемых помещений, количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, или вида деятельности, осуществляемой в нежилом помещении; наименование предоставляемой потребителю коммунальной услуги (коммунальных услуг); сведения о наличии и типе установленных индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, дату и место их установки (введения в эксплуатацию), дату опломбирования прибора учета заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей последнюю поверку прибора учета, установленный срок проведения очередной поверки, а также порядок и условия приема показаний приборов учета; меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, предоставленные потребителю коммунальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае предоставления таких мер).
В силу пункта 22 Правил предоставления коммунальных услуг в ресурсоснабжающую организацию представляются документ, подтверждающий право собственности (пользования) на помещение в многоквартирном доме (жилой дом); документ, удостоверяющий личность физического лиц - собственника помещения, либо свидетельство о государственной регистрации юридического лица - собственника помещения; документ, подтверждающего информацию, указанную в подпункте "з" пункта 19 и пункте 20 Правил предоставления коммунальных услуг (при их наличии у заявителя).
В соответствии с подпунктом "е" пункта 6 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила, обязательные при заключении договоров), управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или иного специализированный потребительский кооператив обязаны предоставлять в ресурсоснабжающую организацию при заключении договора на поставку коммунального ресурса документы, содержащие сведения о размере площади каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме, а также об общей площади помещений в многоквартирном доме, включая помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, или о размере площади жилого дома и отапливаемых помещений надворных построек, а также размере площади земельного участка, не занятого жилым домом и надворными постройками.
В соответствии с пунктом 3 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, (далее - Правила содержания общего имущества) при определении состава общего имущества используются содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) сведения о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, а также сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре.
В случае расхождения (противоречия) сведений о составе общего имущества, содержащихся в ЕГРП, документации государственного технического учета, бухгалтерского учета управляющих или иных организаций, технической документации на многоквартирный дом, приоритет имеют сведения, содержащиеся в ЕГРП (пункт 4 Правил содержания общего имущества).
При расчете размера платы за электрическую энергию ОАО "Волгоградэнергосбыт" применяло сведения о площади жилых и нежилых помещений, предоставленные собственниками помещений в многоквартирном доме.
Из представленного в материалы дела технического паспорта вышеуказанного дома следует, что общая площадь дома составляет 2458 кв.м.
Данные технического паспорта не являются единственным основанием для использования данных об общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Аналогичной позиции придерживается судебная практика (судебные акты по делам N А12-17518/2013, N А12-19574/2013).
В переданном 01.01.2013 от ООО "Волгоградоблэлектросбыт" на обслуживание публичному акционерному обществу "Волгоградэнергосбыт" многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Фролово, ул. Гагарина, 38, управляющая организация отсутствует, т.к. собственниками помещений указанного дома выбран способ управления - непосредственное управление. Расчет с гражданами потребителями за электроэнергию в указанном доме производится ПАО "Волгограэнергосбыт".
Несмотря на то, что ответственным лицом за хранение и передачу технической документации на многоквартирный дом во взаимоотношениях с ресурсоснабжающей организацией является управляющая организация либо собственники помещений, ПАО "Волгоградэнергосбыт" предпринимало меры по уточнению информации о законных владельцах и о фактических площадях комнат (квартир), расположенных в доме N 38 по ул. Гагарина г. Фролово, применяемых для расчетов стоимости электрической энергии, потребленной на общедомовые нужды. Так, была запрошена информация у администрации городского округа город Фролово (копии запросов и ответов суду предоставлялись).
По 50 лицевым счетам фактическая площадь квартир установлена на основании предоставленных потребителями свидетельств на право собственности, (выданных в более поздние сроки и содержащих более точные данные, чем данные содержащиеся в техническом паспорте, датированном 24.11.1976).
По 65 лицевым счетам персоналом подразделения ПАО "Волгоградэнергосбыт" совместно с председателем совета многоквартирного дома произведена сверка площадей с данными предоставленного администрацией городского округа город Фролово технического паспорта от 24.11.1976.
По 8 комнатам осуществить сверку площадей не представляется возможным, так как технический паспорт не отражает действительное количество комнат и их площади в отношении отдельной квартиры на текущий момент. Так же, в техническом паспорте не объединены помещения (подсобные помещения) в комнаты, принадлежащие одному собственнику. В связи с этим, по 8-ми комнатам (квартирам), для расчета размера платы на общедомовые нужды использовались данные, переданные 01.01.2013 предыдущим гарантирующим поставщиком ООО "Волгоградоблэлектросбыт".
Из этого следует, что общая площадь всех жилых и нежилых помещений для расчета размера платы за электрическую энергию, предоставленную на общедомовые нужды ПАО "Волгоградэнергосбыт" установлена на основании документов, содержащих сведения о размере площади каждого жилого и нежилого помещения.
Вывод суда о том, что размер общей площади всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома необходимо определять на основании технического паспорта, предоставленного администрацией городского округа город Фролово, сделан без учета следующего.
В соответствии с п. 13 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг приходящийся на i-e жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) горячей воды, газа, сточных бытовых вод и электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, определяется по формуле 12:
где:
Vд - объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в многоквартирном доме, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;
- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в u-м нежилом помещении, определенный в соответствии с пунктом 43 Правил;
- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета;
- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в w-м жилом помещении (квартире), оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета коммунального ресурса, определенный по показаниям такого прибора учета. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;
- определяемый в соответствии с пунктом 54 Правил объем соответствующего вида коммунального ресурса (электрическая энергия, газ), использованный за расчетный период исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), который кроме этого также был использован исполнителем в целях предоставления потребителям коммунальной услуги по электроснабжению и (или) газоснабжению;
- общая площадь i-гo жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;
- общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Согласно аб.12 п.2 Правил предоставления коммунальных услуг "нежилое помещение в многоквартирном доме" - помещение в многоквартирном доме, которое не является жилым помещением и общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.
Понятия "жилое помещение" употребляются в Правилах в значениях, определенных Жилищным кодексом Российской Федерации (аб.20 п.2 Правил предоставления коммунальных услуг).
Согласно п.2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан. Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Таким образом, общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в целях распределения платы за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды, представляет собой сумму площадей жилых и нежилых помещений, не являющихся общим имуществом.
Довод административного органа о том, что в данную площадь входит общедомовое имущество, что следует из письма Минрегиона РФ от 22.11.2012 N 29433-ВК/19 не может быть принят судом апелляционной инстанции как состоятельный, поскольку состав общего имущества в этом письме определен совершенно в иных целях, чем понимает орган. В письме указано, что Sои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Категория Sои применяется при расчете объема коммунального ресурса на общедомовые нужды в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета. Таким образом, оспариваемое предписание не содержит указание на конкретные помещения и их площади, не вошедшие в произведенный ОАО "Волгоградэнергосбыт" расчет платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды.
Таким образом вывод административного органа о необходимости применения для расчета размера платы за электрическую энергию сведений о площади жилых и нежилых помещений, на основании данных технического паспорта вышеуказанного дома следует признать несостоятельным, законных оснований к вынесению предписания не имелось..
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении спора установлена совокупность условий, с которыми часть 2 статьи 201 АПК РФ связывает недействительность ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, в связи с чем у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13 августа 2015 года по делу N А12-27698/2015 подлежит отмене с принятием нового судебного акта о признании недействительным предписания отдела по обеспечению жизнедеятельности администрации городского округа г. Фролово Волгоградской области N 252 от 23.04.2015.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные ПАО "Волгоградэнергосбыт" по оплате государственной пошлины в суде апелляционной инстанции, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с проигравшей стороны.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13 августа 2015 года по делу N А12-27698/2015 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Принять по делу N А12-27698/2015 новый судебный акт.
Заявление публичного акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" удовлетворить, признать недействительным предписание отдела по обеспечению жизнедеятельности администрации городского округа г. Фролово Волгоградской области N 252 от 23.04.2015.
Взыскать с администрации городского округа г. Фролово Волгоградской области в пользу публичного акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Арбитражному суду Волгоградской области выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.Г. Цуцкова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-27698/2015
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 25 февраля 2016 г. N Ф06-5633/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "ВОЛГОГРАДЭНЕРГОСБЫТ", ОАО "Волгоградэнергосбыт" в лице Михайловского межрайонного управления
Ответчик: Администрация городского округа г. Фролово Волгоградской области отдел по обеспечению жизнедеятельности, Администрация городского округа город Фролово Волгоградской области
Третье лицо: Отдел по обеспечению жизнедеятельности Администрации городского округа город Фролово, Отдел по обеспечению жизнедеятельности Администрации городского округа город Фролово Волгоградской области