Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 14 апреля 2016 г. N Ф09-1437/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
01 декабря 2015 г. |
Дело N А60-16499/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 декабря 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю. А.,
судей Виноградовой Л.Ф., Семенова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ходыревой Н.В.,
при участии:
от истца - не явился,
от ответчика - не явился,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Жбенева Якова Николаевича,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 12 августа 2015 года
по делу N А60-16499/2015,
принятое судьей Сергеевой М.Л.,
по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Жбенева Якова Николаевича (ОГРН 312591113200016, ИНН 665803455591)
к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской
области
о признании незаконным решения,
установил:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Жбенев Яков Николаевич (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее ответчик, МУГИСО) о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка площадью 1 651 кв. м с кадастровым номером 66:41:0511028:3; о возложении на МУГИСО обязанности заключить договор аренды указанного земельного участка.
Решением суда от 12.08.2015 в удовлетворении заявленных требований оказано.
Заявитель с решением суда от 12.08.2015 не согласен, обжалует его в апелляционном порядке, просит решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В апелляционной жалобе указывает на то, что испрашиваемая заявителем цель земельного участка соответствует установленному для него виду разрешенного использования; к заявлению была приложена копия свидетельства крестьянского (фермерского) хозяйства. Заявитель также считает, что судом неправильно применены нормы материального права, а именно, не применена ст. 12 Федерального закона N 74-ФЗ от 11.06.2003 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", действовавшая на момент вынесения отказа, а также ч. 1 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции от 23.07.2013.
Ответчик отзыв не представил.
Стороны в судебное заседание не явились.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Жбенев Я.Н., зарегистрированный как учредитель крестьянского (фермерского) хозяйства, 18.12.2014 обратился с заявлением в МУГИСО о предоставлении ему в аренду за плату земельного участка площадью 1 651 00 кв.м. с кадастровым N 66:41:0511028:3 из земель иных категорий для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, для рыболовецких и рыборазводящих целей.
В обоснование размеров испрашиваемого земельного участка заявителем указаны виды деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, а именно: садоводство, птицеводство, овощеводство, пчеловодство и его расширение. Заявителем также указано, что в собственности КФХ имеется 82 пчелосемьи, 40 тонн семенного картофеля, по трудовому договору работают 4 человека, хозяйство создано одним человеком.
В предоставлении участка МУГИСО было отказано письмом от 14.01.2015 N 17-01-82/58. В основании отказа указано на то, что участок площадью 1 651 00 кв.м. с кадастровым номером 66:41:0511028:3 имеет разрешенное использование - земли для рыболовецких и рыборазводящих целей, использование данного земельного участка для сельскохозяйственного производства не предусмотрено.
Не согласившись с отказом, заявитель обратился с настоящим заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 6 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ (ред. от 08.03.2015) "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях предоставления такого земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии с пунктом 4 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности регламентирован статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны указывать:
1) цель использования земельных участков,
2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки
3) условия предоставления земельных участков
4) срок аренды
5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства)
6) предполагаемое месторасположение земельных участков.
В соответствии с п. 3 данной статьи Федерального закона орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в п. 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. В случае представления заявления через многофункциональный центр схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Согласно п. 4 ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в п. 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
В силу п. 6 ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" для осуществления фермерским хозяйством его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения (п. 1). Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий (п. 2).
Исходя из того, что п. 5 ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" связывает оценку обоснованности испрашиваемого размера земельных участков с числом членов фермерского хозяйства, суд первой инстанции установил, что заявление о предоставлении земельного участка не содержит обоснования размера испрашиваемого участка (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности) с учетом цели его использования, указанной заявителем, в том числе для сельскохозяйственного производства.
Между тем, земельный участок сформирован с иным разрешенным использованием - для рыболовецких и рыборазводящих целей, для целей осуществления сельскохозяйственного производства земельный участок не формировался.
Схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях предоставления такого земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством указанной в его заявлении деятельности до 01.03.2015 (в том числе для сельскохозяйственного использования) не утверждена, что согласно п. 6 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ (ред. от 08.03.2015) "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" исключает предоставление земельного участка в соответствии с пунктом 4 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований заявителя суд первой инстанции не усмотрел, в удовлетворении заявленных требований отказал правомерно.
Довод апелляционной жалобы о том, что испрашиваемая заявителем цель земельного участка соответствует установленному для него виду разрешенного использования, направлен на переоценку обстоятельств дела и представленных доказательств, верная оценка которым дана в обжалуемом судебном акте.
Довод заявителя о том, что суду следовало применить ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", действовавшую на момент вынесения отказа, а также ч. 1 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции от 23.07.2013, отклонен. Нарушений норм материального права, которые могли бы повлечь отмену судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение суда отмене не подлежит.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ее заявителя (ст. 110 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 12 августа 2015 года по делу N А60-16499/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Ю.А.Голубцова |
Судьи |
Л.Ф.Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-16499/2015
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 14 апреля 2016 г. N Ф09-1437/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Жбенев Яков Николаевич
Ответчик: Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области