г. Саратов |
|
30 ноября 2015 г. |
Дело N А57-15751/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "26" ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "30" ноября 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Камериловой В.А.,
судей Клочковой Н.А., Лыткиной О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Долженко Е.Д.,
при участии в судебном заседании:
от автономной некоммерческой организации по оказанию услуг по управлению в жилищно-коммунальной сфере "Красный Текстильщик" - Паникарская Е.Н.. - представитель по доверенности от 08.05.2014,
иные лица, участвующие в деле - не явились, извещены надлежащим образом в порядке статьи 123 АПК РФ, что подтверждается уведомлениями о вручении почтовых отправлений (приобщены к материалам дела),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 28 сентября 2015 года по делу N А57-15751/2015 (судья В.В. Братченко),
по иску автономной некоммерческой организации по оказанию услуг по управлению в жилищно-коммунальной сфере "Красный Текстильщик", п.г.т. Красный Текстильщик Саратовской области,
к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (ОГРН 1056405029560, ИНН 6452911715), г. Саратов,
третье лицо: министерство финансов Саратовской области, г. Саратов;
администрация муниципального образования Красный текстильщик, Саратовская область, Саратовский район, рп. Красный Текстильщик,
о взыскании задолженности за оказанные услуги за период с 01.02.2015 по 31.05.2015 в размере 1630847,62 руб.,
УСТАНОВИЛ:
автономная некоммерческая организация по оказанию услуг по управлению в жилищно-коммунальной сфере "Красный Текстильщик" (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (далее - ответчик) о взыскании задолженности за оказанные услуги за период с 01.02.2015 по 31.05.2015 в размере 1630847,62 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 28 сентября 2015 года исковые требования удовлетворены, также с Саратовской области в лице министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области за счет средств казны Саратовской области в пользу автономной некоммерческой организации по оказанию услуг по управлению в жилищно-коммунальной сфере "Красный Текстильщик" взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 29308 руб.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в удовлетворенной части как принятое с нарушением норм материального и процессуального права.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы, содержащиеся в решении, не соответствуют обстоятельствам дела: заявитель апелляционной жалобы полагает, что Саратовская область в лице министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области является ненадлежащим ответчиком, поскольку пунктом 1.2. договора определено, что министерство предоставляет субсидию за период с 01.01.2015 по 31.12.2015 в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в областном бюджете в соответствии со сводной бюджетной росписью, использование бюджетных средств министерством по заключенным договорам возможно только в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.
Представитель автономной некоммерческой организации по оказанию услуг по управлению в жилищно-коммунальной сфере "Красный Текстильщик" возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о судебном заседании на сайте арбитражного суда, не обеспечили явку представителей в заседание суда апелляционной инстанции и суд, в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", рассмотрел дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке статей 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 12.01.2015 года между министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области и автономной некоммерческой организации по оказанию услуг по управлению в жилищно-коммунальной сфере "Красный Текстильщик" был заключен договор N 8 на предоставление субсидии на возмещение затрат на предупреждение ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования объектов жизнеобеспечения при предоставлении услуг населению по тепло-, водоснабжению, водоотведению в рамках реализации областной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" государственной программы Саратовской области "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности до 2020 года".
В соответствии с пунктом 1.2 договора от 12.01.2015 года N 8 министерство взяло на себя обязательство предоставления субсидии за период с 01.01.2015 года по 31.12.2015 года в пределах лимитов бюджетного обязательства, утвержденных министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства области на 2015 год, предусмотренных в областном бюджете в соответствии со сводной бюджетной росписью.
В соответствии с пунктом 2.1.3 договора от 12.01.2015 года N 8 автономная некоммерческая организация по оказанию услуг по управлению в жилищно-коммунальной сфере "Красный Текстильщик" обязалась предоставлять в министерство ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, а за отчетный год - до 15 января года, следующего за ответным, отчет-заявку, подтверждающий объем оказанных услуг населению по водоснабжению, водоотведению.
Согласно пункту 3.3 договора от 12.01.2015 года N 8 субсидия перечисляется министерством на основании отчетов-заявок получателей, подтверждающих объем оказанных услуг (в пределах установленных нормативов потребления коммунальных услуг), в соответствии со сводной бюджетной росписью в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных министерству на 2015 год на цели, указанные в пункте 1.1 договора.
В соответствии с пунктом 4.1 договора от 12.01.2015 года N 8 министерство несет ответственность за своевременность и обязательность перечисления денежных средств организации.
Постановлением комитета госрегулирования тарифов Саратовской области от 01.04.2014 года N 13/3 автономной некоммерческой организации по оказанию услуг по управлению в жилищно-коммунальной сфере "Красный Текстильщик" на водоснабжение и водоотведение на период с 01.07.2014 года по 30.04.2015 года установлены двухставочные тарифы:
- на услугу водоснабжения в размере в 24,76 руб./куб.м. без НДС - ставка платы за потребление; 17,64 руб./куб.м. без НДС - ставка платы за содержание системы водоснабжения;
- на услугу водоотведения в размере в 7,13 руб./куб.м. без НДС - ставка платы за потребление.
Государственное унитарное предприятие Саратовской области "Облводоресурс" выполнялись в полном объеме взятые на себя обязательства по договору от 12.01.2015 года N 8, предприятием производились расчеты за оказанные услуги по тепло-, водоснабжению, водоотведению, конечным потребителем которых является население, исходя из установленной в структуре двухставочного тарифа ставки платы за потребление коммунальных услуг без выставления счетов за содержание коммунальных систем.
Вместе с тем, в нарушение условий договора от 12.01.2015 N 8 предоставленные автономной некоммерческой организации по оказанию услуг по управлению в жилищно-коммунальной сфере "Красный Текстильщик" к оплате в адрес министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области счет-фактура на сумму 1630847,62 руб., оплачена ответчиком не была.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Изучив доводы апелляционной жалобы, оценив представленные доказательства, в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался следующим.
Как следует из статьи 4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетные ассигнования - предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.
Расходными обязательствами признаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета. При этом расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году, составляют бюджетные обязательства.
В соответствии со статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным ассигнованиям относятся, в том числе, и ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам.
Статья 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации закрепляет порядок предоставления таких субсидий: субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются, в том числе, из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Договор заключен с учетом требований пунктом 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 30 марта 2010 года N 96-П, в соответствии с которым, субсидия предоставляется с целью возмещения затрат, связанных с поддержанием объектов инженерной инфраструктуры (сетей, сооружений, оборудования) в работоспособном состоянии, включенных регулирующим органами области при регулировании тарифов на очередной период регулирования в состав необходимой валовой выручки, в доле, приходящейся на объем отпуска коммунальных услуг (в пределах установленных нормативов потребления коммунальных услуг), конечным потребителем которых является население.
Согласно пункту 2 названного Положения субсидия предоставляется юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), производителям товаров, работ, услуг по тепло-, водоснабжению, водоотведению населению, в том числе при условии, что организация производит расчеты за оказанные услуги по тепло-, водоснабжению, водоотведению, конечным потребителем которых является население, исходя из установленной в структуре двухставочного тарифа ставки платы за потребление коммунальных услуг без выставления счетов за содержание коммунальных систем.
Таким образом, в соответствии с данным Положением представление указанных субсидий должно производится из средств областного бюджета.
После утверждения истцу указанного выше тарифа ответчик по договору от 12.01.2015 года N 8 взял обязательство по оплате вышеуказанных субсидий в 2015 году, однако свои обязательства выполнил не в полном объеме.
Объем оказанных услуг, указанный в счет-фактурах за период с 01.02.2015 года по 31.05.2015 года на сумму 1630847,62 руб., в рамках заключенного договора министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области не оспариваются.
Как видно из указанного договора в качестве основания для отказа в предоставлении субсидий не предусматривает полное использование, предусмотренных областным бюджетом на 2015 год бюджетных ассигнований, а также не своевременное предоставление заявок на получение данных субсидий.
Как правомерно отмечено судом первой инстанции, истец в спорный период производил расчеты за оказанные услуги по водоснабжению и водоотведению, конечным потребителем которых является население, исходя из установленной в структуре двухставочного тарифа ставки платы за потребление коммунальных услуг без выставления счетов за содержание коммунальных систем и понес убытки в результате одностороннего отказа ответчика от исполнения своих обязательств.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем возмещения убытков (недоплаченных денежных средств).
В силу части 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются недоплаченные денежные средства, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Убытки являются общей мерой гражданско-правовой ответственности, ответственность в форме возмещения убытков имеет место тогда, когда лицо, потерпевшее от гражданского правонарушения понесло убытки, то есть те отрицательные последствия, которые наступили в имущественной сфере потерпевшего в результате совершенного против него гражданского правонарушения.
Истец должен доказать вину, размер убытков и связь между противоправными действиями и причиненными убытками.
Как видно из материалов дела истец доказал размер убытков и как было ранее сказано ответчик его не оспаривает.
Вина ответчика заключается в его бездействии, а именно в не перечислении бюджетных средств получателю и не своевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств до получателей бюджетных средств в нарушении норм Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, не своевременное уведомление получателя субсидии привело к указанным выше убыткам.
С учетом вышеизложенного и установленными по делу обстоятельствами суд апелляционной инстанции приходит к выводу, о доказанности вины ответчика в неисполнение своих обязательств по выплате субсидий в установленный законом срок надлежащим образом.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что он является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, подлежит отклонению судебной коллегией по следующим основаниям.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что в суде от имени субъекта Российской Федерации по искам, предъявленным к публично-правовым образованиям, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, обладающий необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела в суде.
На основании части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
Должником по рассматриваемым обязательствам является публично-правовое образование - Саратовская область как самостоятельный участник гражданских правоотношений, который реализует свою правоспособность через органы публичной власти, в том числе министерство финансов Саратовской области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области.
В соответствии с Законом Саратовской области от 06 декабря 2012 года N 204-ЗСО "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" главными распорядителями средств областного бюджета Саратовской области являются: министерства, в том числе министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области.
Таким образом, с учетом вышеперечисленных норм действующего законодательства, надлежащим ответчиком является министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области.
Указанные в апелляционной жалобе доводы судом не принимаются, поскольку по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судом первой инстанции в процессе разрешения спора по результатам оценки доказательств, представленных в дело.
Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм процессуального и материального права.
Доводы апелляционной жалобы выражают своё несогласие с выводами суда первой инстанции, что не может служить основанием к отмене судебного акта. Вынесенное судом первой инстанции решение, является законным и обоснованным, принято с правильным применением норм материального и процессуального права, изложенные в нем выводы соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. В силу изложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 28 сентября 2015 года по делу N А57-15751/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.А. Камерилова |
Судьи |
Н.А. Клочкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-15751/2015
Истец: АНО по оказанию услуг по управлению в жилищно-коммунальной сфере "Красный Текстильщик", АНО по оказанию услуг по управлению жилищно-коммунальной сфере "Красный текстильщик"
Ответчик: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области
Третье лицо: Администрация МО Красный Тексильщик, Администррация МО Красный текстильщик, Министерство финансов Саратовской области