г.Москва |
|
27 ноября 2015 г. |
Дело N А40-149128/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 ноября 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цымбаренко И.Б.,
судей |
Чеботаревой И.А., Захаровым С.Л., |
при ведении протокола |
и.о. секретаря судебного заседания Крючковым П.М., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "АКВИЛОН-Эстейт"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 11.09.2015 по делу N А40-149128/2015 (139-1225)
по заявлению ООО "АКВИЛОН-Эстейт" (ОГРН 1027739373859)
к Комитету города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства
о признании незаконным и отмене постановления от 15.07.2015 N 1 по делу N 05-07-15-80 о привлечении к административной ответственности
при участии:
от заявителя: |
Менжерес Д.А. по дов. от 18.09.2013 N б/н; |
от ответчика: |
Пухлякова О.В. по дов. от 25.12.2014 N 77-30-29/4; |
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11.09.2015, принятым по настоящему делу, отказано в удовлетворении требований ООО "АКВИЛОН-Эстейт" (далее - заявитель, общество) о признании незаконным и отмене постановления Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (далее - ответчик, Москомстройинвест) от 15.07.2015 N 1 по делу N 05-07-15-80 о привлечении общества к административной ответственности на основании ч.2 ст.14.28 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Заявитель не согласился с решением суда и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его полностью отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу и доводов апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, деятельность ООО "АКВИЛОН-Эстейт" связана с привлечением денежных средств физических лиц на строительство жилого дома с подземной автостоянкой по адресу: г.Москва, Щетининский пер., вл.4, стр.2, 3 (далее - объект).
Обществом оформлены земельно-правовые отношения: договор аренды земельного участка oт 22.06.2006 N М-01-513499 (данный договор является действующим, пролонгирован на неопределенный срок).
ООО "АКВИЛОН-Эстейт" получены положительное заключение ООО "МОСЭКСПЕРТ" от 05.06.2014 N 2-1-1-0125-14 и разрешение на строительство объекта oт 17.07.2014 N RU77224000-009636 сроком действия до 01.06.2016.
По данным Управления Росреестра по Москве (вх. от 15.10.2014 N 77-22-1339/4-1) первый договор участия в долевом строительстве объекта заключен ООО "АКВИЛОН-Эстейт" 05.09.2014.
ООО "АКВИЛОН-Эстейт" размещало в сети "Интернет" на сайте: www.urbanus.ru. рекламу о продажах квартир в строящемся объекте, что подтверждается распечаткой с сайта www.urbanus.ru.
В соответствии с запросом Москомстройинвеста oт 08.05.2015 N 77-21-354/5 заявителем представлены заверенные копии проектных деклараций (первичная проектам декларация и изменения к ней от 01.10.2014, 20.01.2015 и 10.04.2015) на строительство объекта (заверены подписью генерального директора ООО "АКВИЛОН-Эстейт" - С.К. Воронина и печать организации).
Согласно сведениям ООО "АКВИЛОН-Эстейт", указанным в п.5 ("Информация об опубликований или размещении проектной декларации") Приложения N 2 к Правилам представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.10.2005 N 645, первичная публикация проектной декларации от 30.07.2014 на строительство объекта с последующими изменениями к ней размешены в сети "Интернет" на сайте: http:/www.shchetininsky.fortim-prp.ru/.
По результатам анализа заверенной копии проектной декларации (с изм. от 20.01.2015), представленной в рамках плановой выездной проверки, а также размещенной на сайге: http:/www.shchetininsky.fortim-prp.ru/, установлено, что в п.1.8 проектной декларации от 20.01.2015 указаны следующие сведения о финансово-экономическом состоянии ООО "АКВИЛОН-Эстейт": финансовый результат текущего года: на 20.01.2015 (убыток) 276 856 тыс. руб.; размер кредиторской задолженности на день опубликования настоящей проектной декларации: на 20.01.2015 - 1295 тыс. руб.; размер дебиторской задолженности на день опубликования настоящей проектной декларации: на 20.01.2015 - 29 212 тыс. руб.
Указанные сведения опубликованы в проектной декларации ООО "АКВИЛОН-Эстейт", размещенной на сайте: http:/www.shchetininsky.fortim-prp.ru/., о чем свидетельствуют скриншоты с указанною сайта.
Согласно бухгалтерской (финансовой) отчетности бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах (подписан генеральным директором ООО "АКВИЛОН-Эстейт" С.Е.Ворониным), представленным застройщиком в Москомстройинвест 18.03.2015 (дата регистрации: 18.03.2015 N 77-24-1/5-15) в составе отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства за IV квартал 2014 года, а также бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах за 2014 год, представленным в рамках плановой выездной проверки, установлено, что на дату составления бухгалтерской (финансовой) отчетности и бухгалтерского баланса указаны следующие сведения о финансово-экономическом состоянии ООО "АКВИЛОН-Эстейт": финансовый результат текущего года (убыток) - 278 536 тыс. руб. (строка отчета о финансовых результатах 2400): размер кредиторской задолженности - 2 657 тыс. руб. (строка баланса 1520); размер дебиторской задолженности - 29 435 тыс. руб. (строка баланса 1230).
Таким образом, сведения, внесенные в проектную декларацию (с изм. от 20.01.2015) о финансовом результате текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности, не соответствуют данным, представленным ООО "АКВИЛОН-Эстейт" в составе ежеквартальной отчетности застройщика за IV квартал 2014 года, а также бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах за 2014 год, представленным в рамках плановой выездной проверки.
С целью проверки достоверности сведений о финансово-экономическом состоянии ООО "АКВИЛОН-Эстейт", внесенных в проектную декларацию от 20.01.2015, Комитетом направлен запрос от 08.06.2015 N 77-21-494/5 в адрес застройщика о предоставлении документов, подтверждающих показатели финансового результата текущего года, размера кредиторской и дебиторской задолженности по состоянию на 20.01.2015.
Документы, подтверждающие указанные сведения, застройщиком административному органу не представлены.
Оспариваемым постановлением ООО "АКВИЛОН-Эстейт" привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.14.28 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения ООО "АКВИЛОН-Эстейт" с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Согласно ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, а также соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа, суд не связан с доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме на основании ч.7 ст.210 АПК РФ.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях ООО "АКВИЛОН-Эстейт" состава вмененного заявителю административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.2 ст.14.28 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности решения суда первой инстанции признаются коллегией несостоятельными.
Так, согласно ч.2 ст.14.28 КоАП РФ опубликование в средствах массовой информации и (или) размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования застройщиком проектной декларации (в том числе вносимых в нее изменений), содержащей неполную и (или) недостоверную информацию, предоставление застройщиком неполной и (или) недостоверной информации, опубликование, размещение или предоставление которой предусмотрено законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно нарушение сроков опубликования и (или) размещения проектной декларации либо вносимых в нее изменений влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
В силу п.2 ст.23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ) контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляются в соответствии с названным Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.
Функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по организации государственного контроля и надзора соблюдения в городе Москве законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в силу п.п.1, 4.2, 4.3 Положения о Комитете города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 26.04.2011 N 157-1111, является Москомстройинвест, к полномочиям которого также отнесено принятие решений о рассмотрении в установленном порядке дел об административных правонарушениях, привлечении к административной ответственности должностных лиц и юридических лиц в пределах своей компетенции.
Застройщиком согласно п.1 ст.2 Закона N 214-ФЗ признается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с настоящим ФЗ для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.
На основании ч.ч.4, 5, 6 ст.19 Закона N 214-ФЗ застройщик обязан внести в проектную декларацию изменения, касающиеся сведений о застройщике и проекте строительства, а также фактов внесения изменений в проектную документацию, в течение грех рабочих дней со дня изменения соответствующих сведений. Ежеквартально застройщик обязан вносить в проектную декларацию изменения, касающиеся сведений, предусмотренных п.6 ч.1 ст.20 Закона N 214-ФЗ (о финансовом результате текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности на день опубликования проектной декларации). Изменения, указанные в ч.ч.4 и 5 ст.19 Закона N 214-ФЗ, подлежат опубликованию в порядке, установленном для опубликования проектной декларации, в течение десяти дней со дня внесения изменений в проектную декларацию.
В соответствии с п.3 ч.5 ст.23 Закона N 214-ФЗ застройщики обязаны представлять ежеквартальную отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, предусмотренную Правилами, в орган, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости.
Согласно п.1. ст.30 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Центральным банком Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.86 Приказа Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н "Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" (далее - Приказ Минфина РФ N 34н) организации обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, а квартальную, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - в течение 30 дней по окончании квартала.
На основании п.4 Правил представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.10.2005 N 645 (далее - Правила), отчетность представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 30 дней после окончания отчетного квартала, за исключением отчетности за IV квартал, которая представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 90 дней после окончания IV квартала.
В силу ст.191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока согласно ст.193 ГК РФ считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Согласно ст.112 Трудового кодекса Российской Федерации 01.01.2015-08.01.2015, 23.02.2015, 08.03.2015, 01.05.2015, 09.05.2015, 12.06.2015, 04.11.2015 - нерабочие праздничные дни.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2014 N 860 09.01.2015 и 04.05.2015 - выходные дни.
Так, срок внесения изменений за IV квартал 2014 года в проектную декларацию ООО "АКВИЛОН-Эстейт", касающихся сведений, предусмотренных п.6 ч.1 ст.20 Закона N 214-ФЗ о финансовом результате текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности начинает проистекать с 01.04.2015 и последний день приходится на 03.04.2015.
Срок опубликования изменений за IV квартал 2014 года в проектную декларацию ООО "АКВИЛОН-Эстейт", предусмотренных п.6 ч.1 ст.20 Закона N 214-ФЗ о финансовом результате текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности начинает проистекать с 04.04.2015 и последний день приходится на 13.04.2015.
Таким образом, в ходе рассмотрения административного дела ответчиком установлено, что по состоянию на 09.06.2015 (дата снятия скриншотов) ООО "АКВИЛОН-Эстейт" внесло недостоверные сведения в проектную декларацию (с изм. от 20.01.2015), предусмотренные п.6 ч.1 ст.20 Закона N 214-ФЗ о финансовом результате текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности (по состоянию на IV квартал 2014 года), опубликовало недостоверные сведения в проектной декларации (с изм. от 20.01.2015), предусмотренные п.6 ч.1 ст.20 Закона N 214-ФЗ о финансовом результате текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности (по состоянию на IV квартал 2014 года).
Суд первой инстанции обоснованно отклонил довод общества об отсутствии своей вины в связи с тем, что в проектной декларации отражены сведения о финансовых результатах хозяйственной деятельности, дебиторской и кредиторской задолженности застройщика, которая существовала на момент размещения проектной декларации (20.01.2015), поскольку Закон N 214-ФЗ не предоставляет застройщику таких сроков для внесения изменений в проектную декларацию, какие предусмотрены п.86 Приказа Минфина от 29.07.1998 N 34н для составления годовой и промежуточной отчетности, поэтому, по мнению заявителя, сведения, отраженные в проектной декларации, могут отличаться от сведений, содержащихся в бухгалтерской отчетности.
Между тем, как правильно указал суд в своем решении, такая позиция заявителя не основана на правильном толкований положений ч.5 ст.19 ФЗ Закона N 214-ФЗ, согласно которым застройщик обязан ежеквартально вносить в проектную декларацию изменения, касающиеся сведений, предусмотренных п.6 ч.1 ст.20 Закона N 214-ФЗ (о финансовом результате текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности на день опубликования проектной декларации).
Положения указанной статьи применяются в совокупности, а не в отрыве с нормами законодательства о бухгалтерском учете, в том числе с учетом п.86 Приказа Минфина РФ N 34н, согласно которому организация обязана представлять годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончании года, с учетом п.4 Правил, согласно которому отчетность представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 30 дней после окончания отчетного квартала, за исключением отчетности за IV квартал, которая представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 90 дней после окончания IV квартала.
При таких данных, в проектную декларацию за IV квартал 2014 года подлежали внесению сведения из годовой бухгалтерской отчетности ООО "АКВИЛОН-Эстейт" в сроки с 01.04.2015 по 03.04.2015.
Представленные в материалы дела доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях ООО "АКВИЛОН-Эстейт" события административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.28 КоАП РФ.
На основании ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вступая в соответствующие правоотношения, общество должно было знать о существовании установленных обязанностей и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения действующих норм и правил.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в отношении вины юридических лиц требуется установить возможность соблюдения соответствующим лицом правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.
В настоящем случае заявитель имел возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, однако им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, по каким-либо независящим причинам заявителем не представлено.
ООО "АКВИЛОН-Эстейт" является юридическим лицом и обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий.
Таким образом, исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о доказанности состава вмененного заявителю правонарушения.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, судами не установлено.
Протокол об административном правонарушении составлен, а оспариваемое постановление вынесено уполномоченными должностными лицами.
Размер штрафа назначен ответчиком в минимальном размере санкции, установленной ч.2 ст. 14.28 КоАП РФ, с учетом правил, предусмотренных ст.4.1 КоАП РФ.
Срок давности привлечения заявителя к административной ответственности, установленный ст.4.5 КоАП РФ, не нарушен.
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается, поскольку приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда и не могут повлечь его безусловную отмену.
Кроме того, по смыслу и содержанию ст.270 АПК РФ, правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 11.09.2015 по делу N А40-149128/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.Б. Цымбаренко |
Судьи |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-149128/2015
Истец: ООО "АКВИЛОН-Эстейт"
Ответчик: Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства, Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвесчтиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства, Москомстройинвест