г. Чита |
|
30 ноября 2015 г. |
Дело N А58-2562/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 ноября 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ячменёва Г.Г.,
судей Сидоренко В.А., Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Королёвой Д.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" в лице филиала "Нерюнгринская ГРЭС" на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 24 сентября 2015 года по делу N А58-2562/2014 по исковому заявлению Открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" в лице филиала "Нерюнгринская ГРЭС" (ОГРН 1051401746769; ИНН 1434031363; адрес места нахождения: г. Хабаровск, ул. Фрунзе, д. 49; адрес места нахождения филиала: Республика Саха (Якутия), г. Нерюнгри, пгт. Серебряный бор) к Комитету земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района (ОГРН 1031401720162; ИНН 1434027060; адрес места нахождения: Республика Саха (Якутия), г. Нерюнгри, пр-кт Дружбы народов, д. 21) о взыскании 192 187,05 рублей неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами
(суд первой инстанции: Устинова А.Н.)
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
и установил:
Открытое акционерное общество "Дальневосточная генерирующая компания" в лице филиала "Нерюнгринская ГРЭС" (далее - ОАО "ДГК", Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с исковым заявлением к Комитету земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района (далее - Комитет, ответчик) о взыскании 192 145,69 рублей, в том числе 183 724 рублей неосновательного обогащения за период с 9 по 30 сентября 2013 года и 8 421,69 рублей суммы процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 11 сентября 2013 года по 31 марта 2014 года, а также суммы процентов за пользование чужими денежными средствами по день фактической оплаты основного долга.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 24 сентября 2014 года (т. 4, л.д. 63-73), оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 ноября 2014 года (т. 4, л.д. 112-125), заявленные ОАО "ДГК" исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10 марта 2015 года (т. 5, л.д. 22-28) названные судебные акты судов первой и апелляционной инстанций отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал, что судами ошибочно применены положения Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582). По мнению суда кассационной инстанции, при определении размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, надлежит руководствоваться действующим региональным нормативным актом, принятым в пределах полномочий субъекта Российской Федерации и регулирующим соответствующие земельные отношения.
В ходе повторного рассмотрения дела в суде первой инстанции ОАО "ДГК" в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК Российской Федерации), уточнило заявленные исковые требования, увеличив их размер, и просило взыскать с Комитета 192 187,05 рублей, в том числе 183 724 рублей неосновательного обогащения за период с 9 по 30 сентября 2013 года, 8 463,05 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 11 сентября 2013 года по 31 марта 2014 года, проценты за пользование чужими денежными средствами с 1 апреля 2014 года по день фактической оплаты долга (т. 5, л.д. 97-98, т. 6, л.д. 3-4).
Определением суда первой инстанции от 16 апреля 2015 года (т. 5, л.д. 154-155) уточнение заявленных исковых требований принято.
По результатам повторного рассмотрения дела решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 24 сентября 2015 года в удовлетворении заявленных ОАО "ДГК" исковых требований отказано. Суд первой инстанции, применив положения решения Нерюнгринского районного Совета от 09.04.2009 N 4-7 "Установление базовых ставок и льгот по арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Нерюнгринского района", пришел к выводу об отсутствии несоответствий между кадастровой стоимостью, ставками арендной платы, видами использования земельных участков, которые бы повлияли на правильность производившихся арендодателем расчетов арендной платы.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, считает его незаконным и необоснованным, а также отмечает, что выводы Верховного Суда Российской Федерации, выраженные в определении от 24 декабря 2014 года N 22-АПГ14-4, в рассматриваемом случае не имеют правового значения, поскольку такие выводы были сделаны в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения.
По мнению Общества, суд первой инстанции, приняв во внимание определение Верховного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2014 года N 22-АПГ14-4, не учел сделанный в нем вывод о том, что положения Постановления N 582 не содержат требований о недопустимости установления каких-либо иных ставок арендной платы за сельскохозяйственные земли, установление для расчета арендной платы за указанные земельные участки в субъекте Российской Федерации коэффициентов выше, чем установлено для подобных земель федеральной собственности, противоречит положениям федерального правового акта.
В обоснование своей позиции ОАО "ДГК" указывает, что во исполнение пункта 2 Постановления N 582 в рамках формирования единой государственной политики Минэкономразвития России приказом от 18.06.2013 N 347 утверждены ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов (далее - Приказ N 347). Как отмечает заявитель апелляционной жалобы, учитывая, что данные ограничения установлены федеральным нормативным правовым актом, то в отношении земельных участков, занятых объектами энергетики, недопустимо устанавливать иные ставки (коэффициенты) для определения арендной платы.
Кроме того, Общество указывает, что в соответствии с пунктом 1.7.1 Положения о порядке определения размера арендной платы и о порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.01.2008 N 26 (в редакции от 03.09.2015), размер арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности. То есть Правительством Республики Саха (Якутия) установлен запрет на превышение предельных ставок арендной платы за земельные участки, собственность на которые не разграничена, в размере, не превышающем ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 апреля 2012 года N 15837/11 сформирована единая правовая позиция, в соответствии с которой основные принципы определения арендной платы, установленные Постановлением N 582, являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, в связи с чем подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены. Поэтому размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе, муниципальной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена) не может быть выше ставок, установленных Постановлением N 582.
Письменный отзыв на апелляционную жалобу Комитетом не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК Российской Федерации, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, что подтверждается, в том числе, почтовыми уведомлениями N 67200292010182 и N 67200292010199, а также отчетом о публикации 6 ноября 2015 года на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети Интернет (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако явку своих представителей в судебном заседании не обеспечили, что не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ОАО "ДГК" зарегистрировано в качестве юридического лица 19 декабря 2005 года, ему присвоен основной государственный регистрационный номер 1051401746769, о чем выдано свидетельство серии 14 N 001006444 (т. 3, л.д. 72).
Между муниципальным образованием "Нерюнгринский район" в лице Комитета (арендодатель) и ОАО "ДГК" (арендатор) заключены договоры аренды земельных участков:
- N 25 от 9 января 2007 года, предметом которого является земельный участок с кадастровым номером 14:19:0102019:0010, находящийся по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Нерюнгри, район водогрейной котельной, общей площадью 3 917 кв.м., в границах, указанных в кадастровом плане участка; земельный участок предоставлен для эксплуатации подъездной автодороги водогрейной котельной; ставка арендной платы установлена в размере 2% от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка (т. 1, л.д. 16-19);
- N 76 от 9 января 2007 года, предметом которого является земельный участок с кадастровым номером 14:19:0209001:0054, находящийся по адресу: Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский район, п. Серебряный Бор, промышленная зона, общей площадью 115 020 кв.м., в границах, указанных в кадастровом плане участка; земельный участок предоставлен для эксплуатации железной дороги АЯМ - НГРЭС; ставка арендной платы установлена в размере 2% от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка (т. 1, л.д. 27-30);
- N 79 от 9 января 2007 года, предметом которого является земельный участок с кадастровым номером 14:19:0209001:0057, находящийся по адресу: Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский район, п. Серебряный Бор, промышленная зона, общей площадью 58 930 кв.м., в границах, указанных в кадастровом плане участка; земельный участок предоставлен для эксплуатации разгрузочного устройства с вагоноопрокидывателем; ставка арендной платы установлена в размере 2% от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка (т. 1, л.д. 37-40);
- N 75 от 9 января 2007 года, предметом которого является земельный участок с кадастровым номером 14:19:209001:0269, находящийся по адресу: Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский район, п. Серебряный Бор, участок прилегает с юго-востока к эстакаде кабельных связей от главного корпуса до ОРУ, общей площадью 67 595 кв.м., в границах, указанных в кадастровом плане участка; земельный участок предоставлен для эксплуатации подъездной автодороги АЯМ - НГРЭС; ставка арендной платы установлена в размере 2% от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка (т. 1, л.д. 48-51);
- N 71 от 9 января 2007 года, предметом которого является земельный участок с кадастровым номером 14:19:209001:0291, находящийся по адресу: Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский район, п. Серебряный Бор, промышленная зона, 900 метров на северо-восток от дымовой трубы НГРЭС, общей площадью 5 948 кв.м., в границах, указанных в кадастровом плане участка; участок предоставлен для эксплуатации автодороги от поста N 4 до пересечения с основной автодорогой; ставка арендной платы установлена в размере 2% от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка (т. 1, л.д. 59-62);
- N 106 от 9 января 2007 года, предметом которого является земельный участок с кадастровым номером 14:19:209001:0290, находящийся по адресу: Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский район, п. Серебряный Бор, 1 200 метров на юго-восток от дымовой трубы НГРЭС, общей площадью 11 733 кв.м., в границах, указанных в кадастровом плане участка; участок предоставлен для эксплуатации автодороги вдоль каналов до пересечения с основной дорогой (участок 2); ставка арендной платы установлена в размере 2% от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка (т. 1, л.д. 70-73);
- N 103 от 9 января 2007 года, предметом которого земельный участок с кадастровым номером 14:19:209001:0282, находящийся по адресу: Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский район, п. Серебряный Бор, промышленная зона, 900 метров на юго-восток от трубы НГРЭС, общей площадью 11 695 кв.м., в границах, указанных в кадастровом плане участка; участок предоставлен для эксплуатации железнодорожного тупика; ставка арендной платы установлена в размере 2% от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка (т. 1, л.д. 81-85);
- N 77 от 9 января 2007 года, предметом которого является земельный участок с кадастровым номером 14:19:0209001:0055, находящийся по адресу: Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский район, п. Серебряный Бор, промышленная зона, общей площадью 3 790 кв.м., в границах, указанных в кадастровом плане участка; участок предоставлен для эксплуатации здания поста ЭЦ ж/д станции 1 очереди; ставка арендной платы установлена в размере 4% от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка (т. 1, л.д. 93-96);
- N 78 от 9 января 2007 года, предметом которого является земельный участок с кадастровым номером 14:19:0209001:0056, находящийся по адресу: Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский район, п. Серебряный Бор, промышленная зона, общей площадью 14 510 кв.м., в границах, указанных в кадастровом плане участка; участок предоставлен для эксплуатации теплой стоянки тепловозов; ставка арендной платы установлена в размере 4% от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка (т. 1, л.д. 102-105);
- N 80 от 9 января 2007 года, предметом которого является земельный участок с кадастровым номером 14:19:0209001:0119, находящийся по адресу: Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский район, п. Серебряный Бор, промышленная зона, общей площадью 5 310 кв.м., в границах, указанных в кадастровом плане участка; участок предоставлен для эксплуатации склада ФРП; ставка арендной платы установлена в размере 2,5% от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка (т. 1, л.д. 112-115);
- N 98 от 22 февраля 2007 года, по условиям которого Обществу передан земельный участок с кадастровым номером 14:19:0209001:0062, находящийся по адресу: Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский район, п. Серебряный Бор, промышленная зона, общей площадью 158 000 кв.м., в границах, указанных в кадастровом плане участка; участок предоставлен для эксплуатации открытого распределительного устройства с автодорогой; ставка арендной платы установлена в размере 4% от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка (т. 1, л.д. 122-125);
- N 73 от 9 января 2007 года, предметом которого является земельный участок с кадастровым номером 14:19:209001:0270, находящийся по адресу: Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский район, п. Серебряный Бор, участок прилегает с северо-запада к подводящему и отводящему каналам, общей площадью 316 991 кв.м., в границах, указанных в кадастровом плане участка; участок предоставлен для эксплуатации промплощадки НГРЭС; ставка арендной платы установлена в размере 4% от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка (т. 1, л.д. 131-134);
- N 85 от 9 января 2007 года, предметом которого является земельный участок с кадастровым номером 14:19:209001:0388, находящийся по адресу: Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский район, п. Серебряный Бор, промышленная зона, 450 метров на юго-восток от ж/д эстакады через а/м "Лена", общей площадью 24 151 кв.м., в границах, указанных в кадастровом плане участка; участок предоставлен для эксплуатации здания топливоподачи (ПОК); ставка арендной платы установлена в размере 4% от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка (т. 1, л.д. 140-143);
- N 107 от 9 января 2007 года, предметом которого является земельный участок с кадастровым номером 14:19:0209001:0120, находящийся по адресу: Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский район, п. Серебряный Бор, промышленная зона, общей площадью 147 000 кв.м., в границах, указанных в кадастровом плане участка; участок предоставлен для эксплуатации базы ОМТС; ставка арендной платы установлена в размере 2,5% от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка (т. 1, л.д. 149-152; т. 2, л.д. 1-2);
- N 9 от 22 февраля 2007 года, предметом которого является земельный участок с кадастровым номером 14:19:0209001:0038, находящийся по адресу: Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский район, п. Серебряный Бор, промышленная зона, общей площадью 14 000 кв.м., в границах, указанных в кадастровом плане участка; участок предоставлен под эксплуатации блока складов N 2; ставка арендной платы установлена в размере 2,5% от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка (т. 2, л.д. 7-10);
- N 397 от 17 июня 2008 года, предметом которого земельный участок с кадастровым номером 14:19:209001:0405, находящийся по адресу: Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский район, п. Серебряный Бор, 630 метров на юго-запад от дымовой трубы НГРЭС, общей площадью 51 495 кв.м., в границах, указанных в кадастровом плане участка; участок предоставлен под площадку N 110; ставка арендной платы установлена в размере 2,5% от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка (т. 2, л.д. 16-21);
- N 70 от 9 января 2007 года, предметом которого является земельный участок с кадастровым номером 14:19:209001:0288, находящийся по адресу: Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский район, п. Серебряный Бор, промышленная зона, 350 метров на юго-восток от дымовой трубы N 1, общей площадью 5 689 кв.м., в границах, указанных в кадастровом плане участка; участок предоставлен для эксплуатации проходной - поста N 1 НГРЭС с автостоянками; ставка арендной платы установлена в размере 2,5% от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка (т. 2, л.д. 26-29);
- N 89 от 9 января 2007 года, предметом которого является земельный участок с кадастровым номером 14:19:0209002:0127, находящийся по адресу: Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский район, п. Серебряный Бор, жилая зона, 980 метров на юго-запад от дымовой трубы НГРЭС, общей площадью 6 170 кв.м., в границах, указанных в кадастровом плане участка; участок предоставлен для эксплуатации баков накопителей холодной воды; ставка арендной платы установлена в размере 4% от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка (т. 2, л.д. 34-37);
- N 96 от 9 января 2007 года, предметом которого является земельный участок с кадастровым номером 14:19:209001:0272, находящийся по адресу: Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский район, п. Серебряный Бор, промышленная зона, участок прилегает с юго-востока к железной дороге АЯМ-НГРЭС общей площадью 119 170 кв.м., в границах, указанных в кадастровом плане участок; участок предоставлен для эксплуатации автотранспортного цеха; ставка арендной платы установлена в размере 4% от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка (т. 2, л.д. 43-46, 48-49);
- N 27 от 9 января 2007 года, по условиям которого Обществу передан земельный участок с кадастровым номером 14:19:0102019:0007, находящийся по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Нерюнгри, 350 метров к северо-востоку от дымовой трубы водогрейной котельной, общей площадью 12 110 кв.м., в границах, указанных в кадастровом плане участка; участок предоставлен для эксплуатации ремонтно-эксплуатационной базы НГРЭС; ставка арендной платы установлена в размере 2% от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка (т. 2, л.д. 53-56);
- N 28 от 9 января 2007 года, предметом которого является земельный участок с кадастровым номером 14:19:0102019:0009, находящийся по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Нерюнгри, 900 метров к западу от здания железнодорожного вокзала станции Нерюнгри-Пассажирская, общей площадью 75 404 кв.м., в границах, указанных в кадастровом плане участка; участок предоставлен для эксплуатации водогрейной котельной НГРЭС; ставка арендной платы установлена в размере 2% от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка (т. 2, л.д. 61-64);
- N 772 от 6 ноября 2007 года, предметом которого является земельный участок с кадастровым номером 14:19:101014:0046, находящийся по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Нерюнгри, ул. Разрезовская 2, общей площадью 7 028 кв.м., в границах, указанных в кадастровом плане участка; участок предоставлен для эксплуатации производственной базы; ставка арендной платы установлена в размере 2% от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка (т. 2, л.д. 70-73);
- N 262 от 18 июня 2010 года, предметом которого является земельный участок с кадастровым номером 14:19:208010:195, находящийся по адресу: Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский район, п. Чульман, ул. Советская 37, общей площадью 117 994 кв.м., в границах, указанных в кадастровом плане участка; участок предоставлен под Промплощадку; ставка арендной платы установлена в размере 2% от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка (т. 2, л.д. 79-82).
Пунктами 2.2 договоров аренды земельных участков от 9 января 2007 года N N 25, 27, 28, 70, 76, 79, 75, 71, 73, 77, 78, 80, 85, 89, 96, 103, 107, 106, от 22 февраля 2007 года N 9 и N 98 установлено, что арендная плата начинает исчисляться с 1 января 2007 года.
Пунктом 2.2 договора аренды земельного участка N 397 от 17 июня 2008 года предусмотрено, что арендная плата исчисляется с 1 апреля 2008 года.
В соответствии с пунктом 2.2 договора аренды земельного участка N 772 от 6 ноября 2007 года арендная плата исчисляется с 1 февраля 2007 года.
Из пункта 2.2 договора аренды земельного участка N 262 от 18 июня 2010 года арендная плата исчисляется с 1 апреля 2010 года.
Пунктами 2.5 договоров аренды земельных участков от 9 января 2007 года N N 25, 27, 28, 70, 76, 79, 75, 71, 73, 77, 78, 80, 85, 89, 96, 103, 107, 106, от 22 февраля 2007 года N 9 и N 98, N 397 от 17 июня 2008 года, N 772 от 6 ноября 2007 года и пунктом 4.3 договора аренды земельного участка N 262 от 18 июня 2010 года определено, что арендная плата за землю может пересматриваться в случаях изменения действующего законодательства и нормативных актов, устанавливающих размер арендной платы.
В третьем квартале 2013 года по указанным выше договорам аренды Обществом произведено внесение арендной платы, рассчитанной Комитетом, исходя из базовых ставок арендной платы, утвержденных решением Нерюнгринского районного Совета депутатов Республики Саха (Якутия) от 09.04.2009 N 4-7 "Установление базовых ставок и льгот по арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Нерюнгринского района" (далее - решение Нерюнгринского районного Совета депутатов от 09.04.2009 N 4-7).
С целью приведения в соответствие размеров арендных платежей по заключенным договорам истец направил ответчику письмо от 20 ноября 2013 года N 1-09/2915 о необходимости произвести перерасчет арендной платы с даты введения в действие Приказа N 347 (т. 2, л.д. 88-90).
Однако в письме от 23 января 2014 года N 77 Комитет указал, что акты сверки взаимных расчетов по состоянию на 1 января 2014 года подписаны не будут, поскольку арендная плата по договорам установлена в соответствии с решением Нерюнгринского районного Совета депутатов от 09.04.2009 N 4-7, мировым соглашением от 5 сентября 2012 года и соглашениями о внесении изменений в соответствующие договоры (т. 1, л.д. 105).
Полагая, что перечисленные арендные платежи по договорам аренды за указанный период в части суммы 183 724 рублей являются излишне уплаченными, ОАО "ДГК" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для взыскания суммы неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами, исходя из следующего.
Статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (статья 310 Гражданского кодекса).
В соответствии со статьей 614 Гражданского кодекса арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды (пункт 1).
Если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год. Законом могут быть предусмотрены иные минимальные сроки пересмотра размера арендной платы для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества (пункт 3).
В силу пункта 7 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктами 1 и 3 статьи 65 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей до 1 марта 2015 года, то есть и в спорный период) установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
В соответствии со статьей 424 Гражданского кодекса исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в спорный период) порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, величина аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 года N 11487/09, от 2 февраля 2010 года N 12404/09 и от 15 марта 2012 года N 15117/11, поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, то стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса. При этом стороны не лишены права требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный ими договор.
Как разъяснено в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2011 года N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Как установлено судом первой инстанции, следует из материалов дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, земельные участки с кадастровыми номерами 14:19:0102019:0010, 14:19:0209001:0054, 14:19:0209001:0057, 14:19:209001:0269, 14:19:209001:0291, 14:19:209001:0290, 14:19:209001:0282, 14:19:0209001:0055, 14:19:0209001:0056, 14:19:0209001:0119, 14:19:0209001:0062, 14:19:209001:0270, 14:19:209001:0388, 14:19:0209001:0120, 14:19:0209001:0038, 14:19:209001:0405, 14:19:209001:0288, 14:19:0209002:0127, 14:19:209001:0272, 14:19:0102019:0007, 14:19:0102019:0009, 14:19:101014:0046 и 14:19:208010:195, предоставленные в аренду Обществу, являются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Выполняя указания суда кассационной инстанции и применив правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 24 декабря 2014 года N 22-АПГ14-4, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что на федеральном уровне не установлена единая методика расчета арендной платы. В связи с чем из пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" следует, что порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, земельных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Относительно довода заявителя апелляционной жалобы о том, что названная правовая позиция (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2014 года N 22-АПГ14-4) в рассматриваемом случае не применима, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Федеральный законодатель, закрепив в пункте 4 статьи 22 Земельного кодекса принцип самостоятельного установления субъектами земельных правоотношений размера арендной платы договором аренды и предоставив соответствующим органам государственной власти или органам местного самоуправления (в зависимости от вида права собственности на землю) полномочия по правовому регулированию вопроса о порядке определения размера арендной платы, не ограничил права субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в этом вопросе, что подтверждается отсутствием на федеральном уровне единой методики расчета ставок арендной платы.
Вместе с тем в Земельном кодексе было предусмотрено право Правительства Российской Федерации устанавливать общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 4 статьи 22 в редакции, действовавшей до 1 марта 2015 года).
Реализуя предоставленные полномочия, Правительство Российской Федерации в соответствии со статьями 22 и 65 Земельного кодекса Постановлением N 582 утвердило основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Так, арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из следующих основных принципов:
- принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;
- принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
- принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;
- принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в два раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;
- принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога;
- принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Кроме того, Постановлением N 582 утверждены Правила, которые определяют способы расчета размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации и расположенные на территории Российской Федерации (пункт 1 Правил).
Однако Постановлением N 582 единая методика расчета ставок арендной платы для всех публичных земель не утверждалась, как не определялся и предельный размер арендной платы для земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Требований о недопустимости установления ставок арендной платы за земельные участки, являющиеся собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, выше ставок, установленных для земель федеральной собственности, утвержденные Постановлением N 582 Правила также не содержат.
Следовательно, Постановление N 582 подлежит применению в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, а также земель федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в части утвержденных этим постановлением основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Утвержденные этим постановлением правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы подлежат применению только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации.
Изложенный подход к толкованию приведенных правовых норм земельного законодательства соответствует правовой позиции, выраженной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2014 года N 22-АПГ14-4, от 13 мая 2015 года по делу N 306-ЭС14-6558, от 15 июня 2015 года N 310-ЭС15-1189, от 27 августа 2015 года по делу N 309-ЭС14-7950, от 21 сентября 2015 года N 303-КГ15-6224 и от 5 октября 2015 года по делу N 303-ЭС15-5991.
Такой подход отличается от существовавшей ранее судебно-арбитражной практики, основанной на правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 17 апреля 2012 года N 15837/11, от 17 декабря 2013 года N 10782/13 и N 9707/13, в соответствии с которой принцип экономической обоснованности трактовался как не допускающий превышения размера ставок арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, и земель, государственная собственность на которые не разграничена), над ставками, установленными Постановлением N 582 для земель федеральной собственности с аналогичными характеристиками.
При этом довод заявителя апелляционной жалобы о том, что должна применяться правовая позиция, выраженная в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а не в определениях Верховного Суда Российской Федерации, не основан на нормах процессуального закона.
Согласно части 4 статьи 170 АПК Российской Федерации в мотивировочной части решения арбитражного суда могут содержаться ссылки на постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и сохранившие силу постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Таким образом, после 6 августа 2014 года применению подлежат только те постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которые сохраняют (в части сформированных правовых подходов) силу. В случае, если Президиумом Верховного Суда Российской Федерации предложено иное толкование закона, то именно такое толкование должно учитываться арбитражными судами при разрешении соответствующих споров.
В этой связи суд апелляционной инстанции отмечает, что в Обзоре судебной практики N 2 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 июня 2015 года, указано, что Постановлением N 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.7 Земельного кодекса, а также в силу действующих до 1 марта 2015 года положений пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса и пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В силу данного разграничения компетенции органов государственной власти и местного самоуправления Правительство Российской Федерации уполномочено устанавливать порядок определения размера арендной платы лишь в отношении земель, находящихся в федеральной собственности.
Следовательно, утвержденные постановлением Правительства N 582 Правила определения размера арендной платы подлежат применению только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации.
Действие Правил определения размера арендной платы не распространяется на отношения, связанные с использованием земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Вместе с тем принципы определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, должны утверждаться Правительством Российской Федерации.
Таким образом, Постановление Правительства N 582 в части установления основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
С учетом приведенных выше положений части 4 статьи 170 АПК Российской Федерации в настоящее время при разрешении споров о размере арендной платы за земельные участки, находящиеся в публичной собственности, необходимо руководствоваться именно Обзором судебной практики N 2 (2015), утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 июня 2015 года, а не противоречащими ему постановлениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 апреля 2012 года N 15837/11, от 17 декабря 2013 года N 10782/13 и N 9707/13.
Сформированной в названном Обзоре судебной практики правовой позиции следует Верховный Суд Российской Федерации и при рассмотрении конкретных дел (определения от 13 мая 2015 года по делу N 306-ЭС14-6558, от 15 июня 2015 года N 310-ЭС15-1189, от 27 августа 2015 года по делу N 309-ЭС14-7950, от 21 сентября 2015 года N 303-КГ15-6224 и от 5 октября 2015 года по делу N 303-ЭС15-5991).
В постановлениях Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10 марта 2015 года по делу N А58-2562/2014, от 2 апреля 2015 года по делу N А74-4216/2014, от 6 апреля 2015 года по делу N А78-11801/2014, от 30 апреля 2015 года по делу N А58-2563/2014, от 3 сентября 2015 года по делу N А19-3919/2014, от 10 сентября 2015 года по делу N А58-6434/2014 и от 24 сентября 2015 года по делу N А74-450/2015 также указано, что в настоящее время необходимо руководствоваться именно толкованием, предложенным Верховным Судом Российской Федерации.
В этой связи не может быть принят во внимание и довод заявителя апелляционной жалобы о необходимости применения положений Приказа N 347, утвердившего ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов, поскольку действие такого приказа распространяется только на земельные участки, принадлежащие Российской Федерации на праве собственности.
Исходя из приведенной выше правовой позиции Президиума Верховного Суда Российской Федерации, при определении размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, надлежит руководствоваться действующим региональным или местным нормативным актом, принятым в пределах полномочий субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, и регулирующим соответствующие земельные отношения.
Вместе с тем, в ряде случаев необходимо учитывать и положения пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", устанавливающего порядок исчисления годовой арендной платы в отношении некоторых категорий земельных участков.
Данной нормой, в частности, федеральный законодатель установил предельный размер арендной платы (2% кадастровой стоимости) для земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты).
Таким образом, при рассмотрении настоящего спора необходимо руководствоваться пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", а также соответствующими нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия) и муниципального образования "Нерюнгринский район".
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.01.2008 N 26 утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена (далее - Положение N 26).
При этом необоснованной является ссылка заявителя апелляционной жалобы на пункт 1.7.1 Положения N 26, в соответствии с которым размер арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Названный пункт введен в действие постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 03.09.2015 N 320 "О внесении изменений в отдельные правовые акты Правительства Республики Саха (Якутия) и о признании утратившим силу постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 сентября 2006 года N 435 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена" и вступил в силу 19 сентября 2015 года.
Статьей 4 Гражданского кодекса предусмотрено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (пункт 1). По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса (пункт 2).
В свою очередь, согласно пунктам 1 и 2 статьи 422 Гражданского кодекса договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Однако какого-либо указания на то, что нормы пункта 1.7.1 Положения N 26 (в редакции постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 03.09.2015 N 320) имеют обратную силу и, следовательно, распространяют свое действие на отношения, возникшие из рассматриваемых в рамках настоящего дела договоров аренды земельных участков, не имеется. В этой связи названный пункт Положения N 26 в редакции, действующей с 19 сентября 2015 года, не может быть применен к правоотношениям, возникшим в спорный период (третий квартал 2013 года).
Согласно пункту 1.1 Положения N 26 (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) размер арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяется как произведение кадастровой стоимости земельного участка на базовую ставку арендной платы, утвержденную в установленном порядке органом местного самоуправления.
Базовая ставка арендной платы за земельные участки определяется как соответствующая процентная доля кадастровой стоимости земельного участка и не может быть ниже ставки земельного налога за аналогичный по целевому назначению и виду разрешенного использования земельный участок.
Кадастровая стоимость спорных земельных участков в спорный период была установлена Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 10.12.2008 N 541 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов" (действовало до 1 января 2014 года).
Размер кадастровой стоимости, а также вид разрешенного использования переданных по договорам аренды земельных участков подтверждается имеющимися в материалах дела выписками из кадастровых паспортов (т. 1, л.д. 23-24, 34-36, 43-44, 55-56, 66-67, 77-78, 90-92, 98-99, 107-108, 117-118, 127-128, 136-137, 145-146; т. 2, л.д. 4-6, 12-13, 23-25, 31-33, 39-40, 50-52, 58-60, 66-67, 75-76, 86-87).
В частности, согласно представленным выпискам из кадастровых паспортов в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 14:19:102019:27 (14:19:0102019:0010), 14:19:209001:426 (14:19:0209001:0054), 14:19:209001:305 (14:19:0209001:0057), 14:19:209001:269 (14:19:209001:0269), 14:19:209001:291 (14:19:209001:0291), 14:19:209001:290 (14:19:209001:0290), 14:19:209001:429 (14:19:209001:0282), 14:19:209001:303 (14:19:0209001:0055), 14:19:0209001:304 (14:19:0209001:0056), 14:19:209001:306 (14:19:0209001:0062), 14:19:209001:270 (14:19:209001:0270), 14:19:209001:388 (14:19:209001:0388), 14:19:209001:182 (14:19:0209002:0127) и 14:19:209001:427 (14:19:209001:0272) установлен вид разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог и др.".
Для земельных участков с кадастровыми номерами 14:19:209001:313 (14:19:0209001:0119), 14:19:209001:428 (14:19:0209001:0120), 14:19:209001:301 (14:19:0209001:0038), 14:19:209001:431 (14:19:209001:0405), 14:19:209001:288 (14:19:209001:0288), 14:19:102019:24 (14:19:0102019:0007), 14:19:102019:26 (14:19:0102019:0009) и 14:19:101014:46 (14:19:101014:0046) предусмотрен вид разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности и др.".
Для земельного участка с кадастровым номером N 14:19:208010:195 установлен вид разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов".
Решением Нерюнгринского районного Совета от 09.04.2009 N 4-7 установлены базовые ставки и льготы по арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Нерюнгринского района.
В соответствии с пунктом 1 названного решения базовые ставки арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Нерюнгринского района, утверждены, среди прочего, по землям населенных пунктов в Приложении N 1.
Пунктом 9 Приложения N 1 к Решению Нерюнгринского районного Совета от 09.04.2009 N 4-7 (в редакции решения Нерюнгринского районного Совета от 10.02.2010 N 4-16) в отношении земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности и др., предусмотрена базовая ставка арендной платы для Нерюнгри - 2%, для Чульмана, Беркакита, Серебряного Бора - 2,5%, для Золотинки, Хани и Иенгры - 1,7%.
Согласно пункту 10 Приложения N 1 для земельных участков, предназначенных для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов: тепловые электростанции, гидроэлектростанции, атомные электростанции и иные виды электростанций; трансформаторные подстанции, базовая ставка арендной платы установлена в размере 2% (для всех населенных пунктов на территории Нерюнгринского района).
В соответствии с пунктом 13 Приложения N 1 в отношении земельных участков, предназначенных для разработки полезных ископаемых, размещений железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог и др. базовая ставка арендной платы предусмотрена в размере 4% (для всех населенных пунктов на территории Нерюнгринского района).
Принимая во внимание, что по договорам от 9 января 2007 года N 25, N 71, N 75, N 76, N 79, N 103 и N 106 Обществу переданы земельные участки с видом разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог и др.", установление в таких договорах базовой ставки арендной платы в размере 2% от кадастровой стоимости является обоснованным и не превышает установленный пунктом 13 Приложения N 1 размер базовой ставки.
Кроме того, предметами аренды по договорам от 9 января 2007 года N 25, N 71, N 75, N 76, N 103 и N 106 являются земельные участи, предоставленные для эксплуатации линейных объектов (автодороги, подъездной автодороги, железной дороги, железнодорожного тупика), в связи с чем определенная в этих договорах ставка арендной платы в размере 2% от кадастровой стоимости земельных участков полностью отвечает требованиям пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Делая такой вывод, суд исходит из того, что в соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линейными объектами являются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
По сути, аналогичное понятие линейных объектов приведено в подпункте в) пункта 2 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87.
Согласно пункту 3.70 Свода правил "Станционные здания, сооружения и устройства", утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 02.12.2014 N 331 (далее - Свод правил N 331), тупиковый железнодорожный путь представляет собой станционный железнодорожный путь, заканчивающийся с одной стороны упором, не позволяющим дальнейшего движения подвижного состава.
Пунктом 3.14 Свода правил N 331 установлено, что железнодорожный путь - это подсистема инфраструктуры железнодорожного транспорта, включающая в себя верхнее строение пути, земляное полотно, водоотводные, водопропускные, противодеформационные, защитные и укрепительные сооружения земляного полотна, расположенные в полосе отвода, а также искусственные сооружения.
Железнодорожная линия является технологическим комплексом, включающим в себя железнодорожные пути, железнодорожные станции с полосой отвода и совокупность устройств железнодорожного электроснабжения, железнодорожной автоматики и телемеханики, железнодорожной электросвязи, здания, строения, сооружения, устройства и оборудование, обеспечивающие функционирование этого комплекса и безопасное движение железнодорожного подвижного состава (пункт 3.8 Свода правил N 331).
Следовательно, железнодорожный тупик входит в технологический комплекс железнодорожной линии.
Установление органом местного самоуправления (Нерюнгринским муниципальным образованием) для таких земельных участков предельной годовой ставки в размере 2% полностью соответствует положениям пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
По договорам аренды от 9 января 2007 года N 27 и N 28, от 6 ноября 2007 года N 772 переданы земельные участки с разрешенным видом использования "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности и др.", ставка арендной платы в размере 2% от кадастровой стоимости соответствует пункту 9 Приложения N 1 для г. Нерюнгри.
По договорам аренды от 9 января 2007 года N 70, N 80 и N 107, от 22 февраля 2007 года N 9 и от 17 июня 2008 года N 397 Обществу также переданы земельные участки с разрешенным видом использования "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности и др.", находящиеся в п. Северный Бор, в связи с чем ставка арендной платы в размере 2,5% от кадастровой стоимости соответствует пункту 9 Приложения N 1 для п. Северный Бор.
По договору аренды N 262 от 18 июня 2010 года Обществу предоставлен земельный участок с кадастровым номером 14:19:208010:195, разрешенное использование: земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, ставка арендной платы установлена в размере 2% от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка, что согласуется с пунктом 10 Приложения N 1.
Установление в договорах аренды от 9 января 2007 года N 73, N 77, N 78, N 85, N 89, N 96 и от 22 февраля 2007 года N 98 базовой ставки арендной платы в размере 4% также соответствует пункту 13 Приложения N 1, поскольку в отношении земельных участков, являющихся предметами названных договоров, предусмотрен вид разрешенного использования - "земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог и др.".
Делая такой вывод, суд апелляционной инстанции принимает во внимание не только положения пункта 13 Приложения N 1, но и цели предоставления земельных участков в аренду (эксплуатация здания поста ЭЦ ж/д станции 1 очереди, эксплуатация стоянки тепловозов, эксплуатация открытого распределительного устройства, эксплуатация промплощадки НГРЭС, эксплуатация здания топливоподачи (ПОК), эксплуатация баков накопителей холодной воды), не связанные с размещением на арендованных земельных участках линейных объектов, поименованных в пункте 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Руководствуясь Положением N 26, суд апелляционной инстанции проверил и нашел правильным уплаченный истцом размер арендной платы по спорным договорам в третьем квартале 2013 года.
В частности, размер годовой арендной платы составил:
- по договору аренды N 9 от 22 февраля 2007 года - 39 743 рубля (113,55 рублей (удельный показатель кадастровой стоимости на 1 кв.м.) * 14 000 кв.м. (общая площадь) * 2,5% (базовая ставка арендной платы));
- по договору аренды N 25 от 9 января 2007 года - 10 053 рубля (128,32 рублей * 3 917 кв.м. * 2%);
- по договору аренды N 27 от 9 января 2007 года - 105 086 рублей (433,88 рублей * 12 110 кв.м. * 2%);
- по договору аренды N 28 от 9 января 2007 года - 654 326 рублей (433,88 рублей * 75 404 кв.м. * 2%);
- по договору аренды N 70 от 9 января 2007 года - 16 150 рублей (113,55 рублей * 5 689 кв.м. * 2,5%);
- по договору аренды N 71 от 9 января 2007 года - 6 843 рубля (57,52 рублей * 5 948 кв.м. * 2%);
- по договору аренды N 73 от 9 января 2007 года - 729 333 рубля (57,52 рублей * 316 991 кв.м. * 4%),
- по договору аренды N 75 от 9 января 2007 года - 77 761 рублей (57,52 рублей * 67 595 кв.м. * 2%);
- по договору аренды N 76 от 9 января 2007 года -132 310 рублей (57,52 рублей * 115 012 кв.м. * 2%);
- по договору аренды N 77 от 9 января 2007 года - 8 720 рублей (57,52 рублей * 3 790 кв.м.* 4%);
- по договору аренды N 78 от 9 января 2007 года - 33 385 рублей (57,52 рублей * 14 510 кв.м. * 4%);
- по договору аренды N 79 от 9 января 2007 года - 67 793 рубля (57,52 рублей * 58 930 кв.м. * 2%);
- по договору аренды N 80 от 9 января 2007 года - 15 073 рубля (113,55 рублей * 5 310 кв.м. * 2,5%);
- по договору аренды N 85 от 9 января 2007 года - 55 567 рублей (57,52 рублей * 24 151 кв.м. * 4 %);
- по договору аренды N 89 от 9 января 2007 года - 14 196 рублей (57,52 рублей * 6 170 кв.м. * 4%);
- по договору аренды N 96 от 9 января 2007 года - 274 032 рублей (57,52 рублей * 119 103 кв.м. * 4%),
- по договору аренды N 98 от 22 февраля 2007 года - 363 526 рублей (57,52 рублей * 158 000 кв.м. * 4%);
- по договору аренды N 103 от 9 января 2007 года - 13 372 рубля (57,52 рублей * 11 624 кв.м. * 2 %);
- по договору аренды N 106 от 9 января 2007 года - 13 498 рублей (57,52 рублей * 11 733 кв.м. * 2%);
- по договору аренды N 107 от 9 января 2007 года - 388 741 рубль (113,55 рублей * 136 941 кв.м. * 2,5%);
- по договору аренды N 262 от 18 июня 2010 года - 750 772 рубля (318,14 рублей * 117 994 кв.м. * 2%);
- по договору аренды N 397 от 17 июня 2008 года - 146 108 рублей (113,55 рублей * 51 469 кв.м. * 2,5%);
- по договору аренды N 772 от 6 ноября 2007 года - 67 292 рубля (478,74 рублей * 7 028 кв.м. * 2%.
Согласно статье 1102 Гражданского кодекса лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Таким образом, в предмет доказывания по настоящему спору входит: факт приобретения (сбережения) ответчиком имущества истца (или за его счет); отсутствие правовых оснований для получения имущества; размер неосновательного обогащения.
Однако из представленных истцом платежных поручений (т. 2, л.д. 130-150, т. 3, л.д. 1-71) следует, что в рассматриваемом случае у ОАО "ДГК" переплата по названным выше договорам аренды отсутствует, а перечисленные ответчику денежные средства (в том числе и в сумме 183 724 рублей) являются платой за пользование арендованным имуществом (земельными участками), установленной по соглашению сторон, и, соответственно, неосновательным обогащением для их получателя (Комитета) не являются.
Нарушений норм процессуального закона, являющихся безусловными основаниями для отмены решения, судом первой инстанции не допущено.
Указания Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, содержащиеся в постановлении от 10 марта 2015 года, выполнены судом первой инстанции в полной мере.
Иные доводы заявителя апелляционной жалобы также проверены, но при изложенных выше фактических обстоятельствах настоящего дела и правовом регулировании они не опровергают правильных по существу выводов суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения предъявленного иска о взыскании неосновательного обогащения, в связи с чем у суда апелляционной инстанции отсутствуют предусмотренные процессуальным законом основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 24 сентября 2015 года по делу N А58-2562/2014, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 24 сентября 2015 года по делу N А58-2562/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Председательствующий судья |
Г.Г. Ячменёв |
Судьи |
В.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-2562/2014
Истец: ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" филиал "Нерюнгринская ГРЭС"
Ответчик: Комитет земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района
Хронология рассмотрения дела:
05.04.2016 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1078/16
30.11.2015 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5732/14
24.09.2015 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-2562/14
10.03.2015 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-631/15
24.11.2014 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5732/14
24.09.2014 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-2562/14