г. Красноярск |
|
30 ноября 2015 г. |
Дело N А33-9904/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "12" ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "30" ноября 2015 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иванцовой О.А.,
судей: Севастьяновой Е.В., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания Елистратовой О.М.,
при участии:
от заявителя (краевого государственного автономного учреждения "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов"): Синьковой А.О., представителя на основании по доверенности от 09.01.2015 N 3/2015, паспорта;
от ответчика (Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю): Годованюка А.А., представителя на основании доверенности от 30.04.2015 N 52, служебного удостоверения;
от третьего лица (общества с ограниченной ответственностью "АэроГео"):
Дружининой Д.Г., представителя на основании доверенности от 31.03.2015 N 148, паспорта,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу краевого государственного автономного учреждения "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "07" сентября 2015 года по делу N А33-9904/2015, принятое судьей Ивановой Е.А.,
установил:
краевое государственное автономное учреждение "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов" (ИНН 2463235719, ОГРН 1122468013920, г. Красноярск) (далее - КГАУ "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов", учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (ИНН 2466009115, ОГРН 1022402675965, г. Красноярск) (далее - Красноярское УФАС России, антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 17.02.2015 по делу N 149-17-14.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "АэроГео" (далее - ООО "АэроГео"), общество с ограниченной ответственностью "Восток-Авиа" (далее - ООО "Восток-Авиа").
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 07 сентября 2015 года по делу N А33-9904/2015 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, КГАУ "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный об удовлетворении заявленного требования. В апелляционной жалобе заявитель ссылается на постановление кассационной инстанции по делу N А33-24852/2014, которым установлен факт осуществления учреждением закупки авиационных услуг путем закупки у единственного поставщика, а не путем запроса предложений. Заявитель полагает, что вывод о нарушении учреждением требований части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" является необоснованным, а решение антимонопольного органа незаконным; действия учреждения по направлению запросов авиакомпаниям и ответы на них имели характер переписки, а не процедуры закупки, то у учреждения отсутствовали основания для опубликования в сети Интернет документации о закупки в соответствии с требованиями законодательства о закупках.
ООО "Восток-Авиа", надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копии определения о принятии апелляционной жалобы к производству, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет") явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, отзыв на апелляционную жалобу не представило. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя третьего лица (ООО "Восток-Авиа").
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования апелляционной жалобы, сослался на изложенные в ней доводы.
Представитель антимонопольного органа в судебном заседании доводы апелляционной жалобы не признал, сослался на основания, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ООО "АэроГео" поддержал позицию антимонопольного органа, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
С целью проверки фактов, изложенных в заявлении ООО "АэроГео", приказом Красноярского УФАС России от 15.05.2014 N 190 в отношении КГАУ "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов" возбуждено антимонопольное дело N 149-17-14 по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в несоблюдении требований КГАУ "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов" при проведении запроса предложений на заключение договоров на оказание транспортных услуг для выполнения лесоавиационных работ по авиапатрулированию земель лесного фонда и по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда Красноярского края в 2014 году и плановом периоде 2015-2016 годы, предусмотренных Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Положением о закупках товаров, работ, услуг, утвержденным на заседании наблюдательного совета КГАУ "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов" от 11.02.2013.
Приказом Красноярского УФАС России от 15.05.2014 N 191 назначено проведение выездной внеплановой проверки КГАУ "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов". По результатам проверки антимонопольным органом установлены следующие обстоятельства.
21.01.2014 КГАУ "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов" в рамках подготовки к выполнению государственного задания на выполнение работ по охране лесов от лесных пожаров на землях лесного фонда на территории Красноярского края на 2014 год, планирования закупочной деятельности направлены письма следующего содержания: "КГАУ "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов" в рамках подготовки к выполнению государственного задания на выполнение работ по охране лесов от лесных пожаров на землях лесного фонда на территории Красноярского края на 2014 год, планирования закупочной деятельности принимает "предложения" об оказании авиационных услуг для выполнения авиалесоохранных работ в течение пожароопасного сезона 2014 года. Потребность в услугах КГАУ "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов" определяется необходимостью организации работы авиотделений КГАУ "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов" из следующих населенных пунктов на территории Красноярского края: Богучанское авиаотделение, Ванаварское авиаотделение, Долго-Мостовское авиаотделение, Енисейское авиаотделение, Красноярское авиаотделение, Ермаковское авиаотделение, Манзенское авиаотделение, Манское авиаотделение, Мотыгинское авиаотделение, Пировское авиаотделение, Подкаменно-Тунгусское авиаотделение, Кодинское авиаотделение, Саянское авиаотделение, Северо-Енисейское авиаотделение, Тасеевское авиаотделение, Усинское авиаотделение, Чуноярское авиаотделение, Ярцевское авиаотделение".
07.02.2014 на официальном сайте КГАУ "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов" размещено извещение "О закупке авиационных услуг для выполнения авиационных работ по тушению лесных пожаров и патрулированию земель лесного фонда на территории Красноярского края в 2014 году", согласно которому КГАУ "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов" в рамках подготовки к выполнению государственного задания на выполнение работ по охране лесов от лесных пожаров на землях лесного фонда на территории Красноярского края на 2014 год, планирования закупочной деятельности принимает предложения об оказании авиационных услуг для выполнения авиалесохранных работ в течение пожароопасного сезона 2014 года.
Лицам, заинтересованным в сотрудничестве и имеющим потенциальную возможность оказания авиационных транспортных услуг для выполнения работ по тушению лесных пожаров и патрулированию земель лесного фонда в 2014 году, предложено в срок, продленный до 28.02.2014, направить в адрес КГАУ "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов":
- сведения о наличии воздушных судов (далее - ВС) с указанием их вида, количества, места базирования; информацию о стоимости лётного часа (в соответствии с типом ВС и возможным местом базирования) с приложением соответствующих калькуляций;
- информацию о ресурсном состоянии планера ВС и двигателя (часов); сведения о финансово-экономическом состоянии эксплуатанта (в виде пояснительной записки);
- сведения о наличии летно-технического персонала, включая подготовленных пилотов-инструкторов с правом подготовки и проверки кадров летного и технического состава, имеющего допуски по данному виду авиационных работ;
- копии договоров: на базирование ВС на оперативных точках; на техническое обслуживание; на обслуживание в аэропортах на территории Красноярского края; на поставку авиатоплива и наличие топлива для выполнения авиационных работ;
- информацию об обеспечении и авиационной безопасности ВС эксплуатанта, обеспечении безопасности полетов и возможности обеспечения двухсторонней связи со служебной организацией воздушного движения; информацию об оснащении воздушных судов, используемых для лесоавиационных работ, приборами контроля (GPS трекер) для спутникового мониторинга воздушных судов в целях определения их местонахождения.
В адрес КГАУ "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов" предложения поступили от ООО "Восток Авиа", ГПКК "КрасАвиа", ООО "АэроГео", ООО авиакомпания "Енисей", ООО "АбаканЭйр", ЗАО авиакомпания "Абакан-Авиа" с приложением документов, предусмотренных извещением.
Из протокола заседания комиссии по закупкам КГАУ "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов" от 05.03.2014 следует, что по результатам рассмотрения представленных документов установлено, что ООО "Восток-Авиа", ГПКК "КрасАвиа", ООО "АэроГео", ООО авиакомпания "Енисей" представили полный пакет документов, согласно размещенному на сайте извещению, ООО "АбаканЭйр", ЗАО авиакомпания "Абакан-Авиа" представили не полный пакет документов, в связи с чем, их заявки не рассматривались.
Из предложения ООО "АэроГео" невостребованными воздушными судами для КГАУ "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов" определены самолеты Cesna-Т206Н, Ми-8МТВ-1, в связи с чем, ООО "АэроГео" по ряду объектов не смогло принять участие в рассмотрении предложений.
По конкурирующим предложениям от указанных авиакомпаний по точкам базирования и типам ВС основным критерием оценки потенциальных исполнителей являлась заявленная ими стоимость летного часа.
По итогам рассмотрения предложений авиакомпаний комиссией по закупкам КГАУ "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов" рекомендованы в качестве исполнителя услуг по точкам базирования и типам ВС авиакомпании ООО "Восток Авиа" и ГП КК "КрасАвиа" с которыми рекомендовано КГАУ "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов" заключить договоры на оказание услуг для обеспечения авиапатрулирования земель лесного фонда и тушения лесных пожаров (включая обязательные воздушные тренировки) на территории Красноярского края на 2014 год и плановый период 2015-2016 годы.
Решением от 17.02.2015 по делу N 149-17-14 антимонопольный орган:
1. Признал КГАУ "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов" нарушившим требования части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части в несоблюдения требований при проведении запроса предложений на заключение договоров на оказание транспортных услуг для выполнения лесоавиационных работ по авиапатрулированию земель лесного фонда и по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда Красноярского края в 2014 году и плановом периоде 2015-2016 годах, предусмотренных Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Положением о закупках товаров, работ, услуг, утвержденным на заседании наблюдательного совета КГАУ "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов" от 11.02.2013, что привело к ограничению конкуренции.
2. Обязательное для исполнения предписание не выдавать в связи с заключением договоров, по результатам запроса предложений, КГАУ "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов" договоров.
3. Обратиться в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействительными полностью договоров: N 1791/14 от 13.03.2014 на оказание транспортных услуг для выполнения лесоавиационных работ по тушению лесных (ландшафтных) пожаров на землях лесного фонда Красноярского края" с ГПКК "КрасАвиа"; N 1790/14 от 13.03.2014 на оказание транспортных услуг для выполнения воздушной тренировки парашютно-десантной службы с ГПКК "КрасАвиа"; б/н от 13.03.2014 на оказание транспортных услуг для выполнения лесоавиационных работ по о тушению лесных (ландшафтных) пожаров на землях лесного фонда Красноярского края с ООО "Восток Авиа"; б/н от 13.03.2014 на оказание транспортных услуг для выполнения воздушной тренировки парашютно-десантной службы с ООО "Восток Авиа"; б/н от 13.03.2014 на оказание транспортных услуг для выполнения лесоавиационных работ по авиационному патрулированию земель лесного фонда на территории Красноярского края.
4. Выделить из дела N 149-17-14 в отдельное производство дело N 248-11-15 в отношении ООО "ВостокАвиа" по признакам нарушения пункта 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренцию", в отношении КГАУ "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов" по признакам нарушения пунктов 8 и 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренцию".
Не согласившись с вынесенным решением антимонопольного органа, КГАУ "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с вышеуказанным заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
С учетом положений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 07.04.2004 N 189 "Вопросы Федеральной антимонопольной службы", Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 15.12.2006 N 324, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии у Красноярского УФАС России соответствующих полномочий на принятие оспариваемого решения от 17.02.2015 по делу N149-17-14.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из доказанности антимонопольным органом факта нарушения КГАУ "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов" требований антимонопольного законодательства.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанным выводом суда первой инстанции в связи со следующим.
Оспариваемым решением от 17.02.2015 N 149-17-14 КГАУ "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов" признано нарушившим требования части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ) в части несоблюдения требований при проведении запроса предложений на заключение договоров на оказание транспортных услуг для выполнения лесоавиационных работ по авиапатрулированию земель лесного фонда и по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда Красноярского края в 2014 году и плановом периоде 2015-2016 годах.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ при проведении, в том числе запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников; создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом; нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений; участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
В соответствии со статьей 53.8 Лесного кодекса Российской Федерации, работы по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах выполняются специализированными государственными бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81-83 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).
В целях выполнения мероприятий по авиационной и наземной охране лесов от пожаров распоряжением Правительства Красноярского края от 22.10.2010 N 880-р создано государственное предприятие Красноярского края "Лесопожарный центр", которое на основании распоряжения Правительства Красноярского края от 28.12.2011 N1169-р реорганизовано в КГАУ "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов".
КГАУ "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов" является некоммерческой организацией, созданной Правительством Красноярского края, в целях обеспечения исполнения переданных органам государственной власти Красноярского края полномочий Российской Федерации в области лесных отношений.
Согласно пункту 2.1 части 2 Устава КГАУ "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов", утвержденного приказом Агентства лестной отрасли Красноярского края от 26.01.2012 N 85, целью деятельности учреждения является выполнение работ, оказание услуг по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах, в качестве специализированного учреждения для обеспечения исполнения переданных органу государственной власти Красноярского края полномочий Российской Федерации.
Пунктом 2.2 части 2 Устава определено, что предметом деятельности КГАУ "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов" является: оказание услуг, выполнение работ по авиационной и наземной охране и защите лесов и других природных ландшафтов от пожаров, с использованием ведомственных и арендованных воздушных судов, специализированных сил и технических средств; организация, выполнение, обеспечение и обслуживание воздушных перевозок и полетов воздушных судов, авиационных работ; предупреждение и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных лесными пожарами, массовым распространением вредителей и болезней леса, ликвидация их последствий; обучение и профессиональная подготовка специалистов в области охраны и защиты лесов от пожаров.
КГАУ "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов" находится в ведомственном подчинении Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края.
На осуществление переданных полномочий в области лесных отношений выделяются денежные средства в виде субвенций на основании постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 N 837 "Об утверждении Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий РФ в области лесных отношений"
КГАУ "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов" финансируется за счет субсидий на выполнение государственного задания, которые формируются из средств федерального бюджета на осуществление переданных полномочий, средств краевого бюджета.
В соответствии с пунктом 15 постановления Правительства Красноярского края от 03.02.2011 N 57-п "Об утверждении Порядка и условий формирования государственного задания в отношении краевых государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания" предоставление краевому государственному бюджетному учреждению или краевому государственному автономному учреждению субсидии в течение финансового года осуществляется на основании соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, заключаемого краевым государственным бюджетным учреждением или краевым государственным автономным учреждением и органом исполнительной власти края, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения.
С 01.01.2012 вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ), целями которого являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (часть 1).
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ учреждением разработано Положение о закупках товаров, работ, услуг, утвержденное на заседании наблюдательного совета КГАУ "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов" от 11.02.2013 N 3 (далее - Положение).
Согласно подпункту 5.2 пункта 5 Положения КГАУ "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов" осуществляет закупки следующими видами: открытый конкурс, открытый аукцион, запрос ценовых котировок, запрос предложений.
В соответствии с подпунктом 5.3 пункта 5 Положения КГАУ "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов" решение о выборе способа закупки принимается непосредственно руководителем учреждения с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации, на основании предложения комиссии, принятого в соответствии с Положением (решение Комиссии не является для руководителя обязательным). Руководитель может принять решение об осуществлении закупок путем проведения торгов, в том числе и в случаях, когда их проведение не является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации и Положением.
Согласно подпункту 7.1 пункта 7 Положения структурное подразделение учреждения, в интересах которого осуществляется закупка, представляет в комиссию информацию, необходимую для разработки документации о закупке, сведения о потенциальных поставщиках (подрядчиках, исполнителях) которым заинтересованное подразделение считает целесообразным направить извещение о проведении запроса котировок, запроса предложений, иную информацию необходимую для разработки документации о закупке).
Подпунктом 25.1 пункта 25 Положения под запросом предложения понимается способ закупки без проведения торгов и в сокращенные сроки, при котором информация о потребностях КГАУ "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов" в товарах, работа, услугах доводится до неограниченного круга лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса предложений.
В соответствии с пунктом 27 Положения извещение о проведении запроса предложений составляется заинтересованным структурным подразделением (должностным лицом) заказчика либо комиссией, с учетом полученной от них информации, и должно содержать все обязательные сведения, установленные законом и настоящим Положением. В извещении о проведении запроса предложений может быть указана информация о предоставлении преференций. Извещение о проведении запроса предложений размещается заказчиком на официальном сайте не менее чем за пять рабочих дней до даты окончания срока подачи предложений участников закупки. Одновременно с размещением на официальном сайте извещение о проведении запроса предложений может быть направлено заказчиком лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных извещением о проведении запроса предложений. Запрос предложений может направляться с использованием любых средств связи, в том числе в электронной форме.
Как следует из материалов дела и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, 07.02.2014 на официальном сайте КГАУ "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов" размещено извещение "О закупке авиационных услуг для выполнения авиационных работ по тушению лесных пожаров и патрулированию земель лесного фонда на территории Красноярского края в 2014 году". Лицам, заинтересованным в сотрудничестве и имеющим потенциальную возможность оказания авиационных транспортных услуг для выполнения работ по тушению лесных пожаров и патрулированию земель лесного фонда в 2014 году, предложено в срок, продленный до 28.02.2014, направить в адрес КГАУ "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов" требуемые документы и сведения.
В адрес КГАУ "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов" предложения поступили от ООО "Восток Авиа", ГПКК "КрасАвиа", ООО "АэроГео", ООО авиакомпания "Енисей", ООО "АбаканЭйр", ЗАО авиакомпания "Абакан-Авиа" с приложением документов, предусмотренных извещением.
Из протокола заседания комиссии по закупкам КГАУ "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов" от 05.03.2014 следует, что по результатам рассмотрения представленных документов установлено, что ООО "Восток-Авиа", ГПКК "КрасАвиа", ООО "АэроГео", ООО авиакомпания "Енисей" представили полный пакет документов, согласно размещенному на сайте извещению, ООО "АбаканЭйр", ЗАО авиакомпания "Абакан-Авиа" представили не полный пакет документов, в связи с чем, их заявки не рассматривались.
Из предложения ООО "АэроГео" невостребованными воздушными судами для КГАУ "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов" определены самолеты Cesna-Т206Н, Ми-8МТВ-1, в связи с чем, ООО "АэроГео" по ряду объектов не смогло принять участие в рассмотрении предложений.
По конкурирующим предложениям от указанных авиакомпаний по точкам базирования и типам ВС основным критерием оценки потенциальных исполнителей являлась заявленная ими стоимость летного часа.
Не рассмотрение ценового предложения (направленных предложений) от ООО "АбаканЭйр", ЗАО авиакомпании "Абакан-Авиа", а также ввиду невостребованности ряда ВС от ООО "АэроГео", позволило комиссии по закупкам КГАУ "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов" сделать вывод об отсутствии конкурирующих предложений ООО "Восток-Авиа" и ГП КК "КрасАвиа".
По итогам рассмотрения предложений этих авиакомпаний комиссия по закупкам рекомендовала в качестве исполнителя услуг по точкам базирования и типам ВС авиакомпании ООО "Восток Авиа" и ГПКК "КрасАвиа".
В связи с этим КГАУ "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов" в целях исполнения государственного задания на 2014 год и плановый период 2015-2016 годы были заключены следующие договоры: N 1791/14 от 13.03.2014 на оказание транспортных услуг для выполнения лесоавиационных работ по тушению лесных (ландшафтных) пожаров на землях лесного фонда Красноярского края" с ГПКК "КрасАвиа"; N 1790/14 от 13.03.2014 на оказание транспортных услуг для выполнения воздушной тренировки парашютно-десантной службы с ГПКК "КрасАвиа"; б/н от 13.03.2014 на оказание транспортных услуг для выполнения лесоавиационных работ по о тушению лесных (ландшафтных) пожаров на землях лесного фонда Красноярского края с ООО "Восток Авиа"; б/н от 13.03.2014 на оказание транспортных услуг для выполнения воздушной тренировки парашютно-десантной службы с ООО "Восток Авиа"; б/н от 13.03.2014 на оказание транспортных услуг для выполнения лесоавиационных работ по авиационному патрулированию земель лесного фонда на территории Красноярского края.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом антимонопольного органа о том, что в нарушение требований Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ (статьи 4) и Положения в извещении, размещенном на официальном сайте КГАУ "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов", не было информации о предмете договора с указанием количества поставляемого товара, объеме выполняемых работ, оказываемых услуг и о начальной (максимальной) цене договора (цене лота), в связи с чем отсутствовала возможность определить в каких именно воздушных судах имеется потребность у заказчика; не размещалась документация о закупке, в которой должны содержаться установленные заказчиком требования к поставляемому товару, выполняемой работе, оказываемым услугам, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Несоблюдение КГАУ "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов" требований при проведении запроса предложений на право заключения договоров привело к ограничению конкуренции, поскольку потенциальные участники не смогли сформировать свои заявки при наличии технической возможности, в результате чего не все предложения были рассмотрены, а ряд отклонен.
При изложенных фактических и правовых обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что антимонопольный орган доказал факт нарушения заявителем требований части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ, в части несоблюдения требований при проведении запроса предложений на заключение договоров на оказание транспортных услуг для выполнения лесоавиационных работ по авиапатрулированию земель лесного фонда и по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда Красноярского края в 2014 году и плановом периоде 2015-2016 годах, предусмотренных Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ и Положением от 11.02.2013, что привело к ограничению конкуренции.
Доводы заявителя об обратном, в частности, об отсутствии в действиях учреждения нарушения требований части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ; действия учреждения по направлению запросов авиакомпаниям и ответы на них имели характер переписки, а не процедуры закупки, в связи с чем у учреждения отсутствовали основания для опубликования в сети Интернет документации о закупки в соответствии с требованиями законодательства о закупках, не принимаются апелляционным судом как несоответствующие фактическим обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела, антимонопольные дела N 149-17-14 от 17.02.2015 (рассматриваемое в рамках настоящего дела N А33-9904/2015) и N 246-14-14 от 04.09.2014 (рассматриваемое в рамках дела N А33-24852/2014) возбуждены по результатам закупки авиационных услуг, проведенной КГАУ "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов" 07.02.2014.
ООО "Восток-Авиа" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Красноярскому УФАС России о признании незаконным решения от 04.09.2014 по делу N 246-14-14. Определением от 11.12.2014 ООО "АэроГео" и КГАУ "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов" привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 28.01.2015 по делу N А33-24852/2014 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 28.05.2015 по делу N А33-24852/2014 решение Арбитражного суда Красноярского края от 28.01.2015 отменено в части отказа в признании незаконным решения Красноярского УФАС России от 04.09.2014 по делу N 246-14-14 в части признания ООО "Восток-Авиа" нарушившим пункт 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ путем предоставления недостоверных сведений об обоснованности цены услуги. В указанной части принят новый судебный акт - решение Красноярского УФАС России от 04.09.2014 по делу N 246-14-14 в части признания ООО "Восток-Авиа" нарушившим пункт 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ путем предоставления недостоверных сведений об обоснованности цены услуги признать недействительным.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 01.09.2015 по делу N А33-24852/2014 постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28.05.2015 оставлено без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
При рассмотрении дела N А33-24852/2014 судом апелляционной инстанции установлены обстоятельства, которые подтверждают последовательность действий КГАУ "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов", направленных на выбор поставщиков и заключение договоров, путем произведения закупки в рамках процедуры запроса предложений.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Довод заявителя о том, что в постановлении кассационной инстанцией по делу N А33-24852/2014 установлен факт осуществления учреждением закупки авиационных услуг путем закупки у единственного поставщика, а не путем запроса предложений, отклоняется судом апелляционной инстанции как основанный на неверном толковании выводов суда кассационной инстанции. В постановлении от 01.09.2015 по делу N А33-24852/2014 Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа признал правильными выводы суда апелляционной инстанции о том, что учреждением фактически произведен запрос предложений. В этой связи суд апелляционной инстанции обоснованно указал на необходимость соблюдения положений Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно признал оспариваемое решение антимонопольного органа соответствующим требованиям закона и не нарушающим права и законные интересы заявителя.
Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, то признаются апелляционным судом несостоятельными, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение Арбитражного суда Красноярского края от 07 сентября 2015 года по делу N А33-9904/2015 подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Поскольку решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, следовательно, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы по уплате государственной пошлины, связанные, в том числе с подачей апелляционной жалобы, подлежат отнесению на заявителя (КГАУ "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов").
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "07" сентября 2015 года по делу N А33-9904/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.А. Иванцова |
Судьи |
Е.В. Севастьянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-9904/2015
Истец: Краевое государственное автономное учреждение "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
Третье лицо: ООО "АэроГео", ООО "ВостоАвиа", ООО "Восток-Авиа"