город Ростов-на-Дону |
|
01 декабря 2015 г. |
дело N А53-7899/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 декабря 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чотчаева Б.Т.
судей Величко М.Г., Ковалевой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Юрченко Н.Н.
при участии:
от истца: представитель Морозов Е.А. (доверенность от 21.09.2014); представитель Снопков А.Ю. (доверенность от 24.10.2015),
от ответчика: представитель Новиков О.К. (доверенность от 01.06.2015), представитель Шеховцова Т.Г. (доверенность от 12.01.2015),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Ростовской области"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.07.2015 по делу N А53-7899/2015
по иску общества с ограниченной ответственностью "Южная транспортная компания" (ОГРН 1076161006096 ИНН 6161050885)
к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Ростовской области" (ОГРН 1036165004391 ИНН 6165035768)
о взыскании задолженности,
принятое в составе судьи Деминой Я.А.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Южная транспортная компания" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Ростовской области" (далее - ответчик, учреждение) о взыскании задолженности в размере 1 861 918 рублей 35 копеек.
Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением учреждением обязательств по договору от 31.12.2013 N 478.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 07.07.2015 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Суд первой инстанции указал, что факт оказания услуг по перевозке подтвержден материалами дела, ответчиком не оспаривается. В силу положений норм действующего законодательства на ответчике лежит обязанность по компенсации истцу понесенных расходов по перевозке граждан, призванных на военную службу, между тем учреждение доказательств оплаты услуг суду не представило. Суд отклонил довод ответчика о несвоевременном представлении истцом документов на оплату, поскольку данные обстоятельства могли бы иметь значение только при взыскании обществом неустойки.
Ответчик обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил его отменить, в иске отказать.
Апелляционная жалоба учреждения мотивирована следующими доводами:
- исполнитель (истец) несвоевременно представил заказчику (ответчику) необходимые документы для оплаты;
- судом удовлетворены требования истца о компенсации расходов, включая все расходы, связанные со следованием транспортного средства по дорогам общего пользования, погрузочно-выгрузочные мероприятия и т.д., однако время ожидания транспортного средства не подлежит компенсации в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704, поскольку время ожидания транспортного средства не перечислено в пункте 5.3 договора о компенсации расходов.
В материалы дела от ответчика поступили дополнительные пояснения.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель истца в судебном заседании представил дополнения к отзыву на апелляционную жалобу, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судом первой инстанции решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 31.12.2013 между Военным комиссариатом Ростовской области Министерства обороны Российской Федерации (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Южная транспортная компания" (исполнитель) был заключен договор о компенсации расходов в связи с реализацией Федерального закона РФ "О воинской обязанности и военной службе" N 478, согласно которому заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по проезду граждан по территории Ростовской области для прохождения медицинского освидетельствования, контрольного медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о воинском учете, обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, о призыве на военные сборы в соответствии с ФЗ N 53-ФЗ от 28.03.1998 "О воинской обязанности и военной службе" и постановлением Правительства Российской Федерации N 704 от 01.12.2014 (пункт 2.1 договора).
Пунктом 3.1 договора предусмотрено, что под обязательствами по проезду граждан по территории Ростовской области в настоящем договоре понимается перевозка граждан от места жительства до призывных пунктов муниципальных образований, обслуживаемых отделами военного комиссариата Ростовской области до сборного пункта Ростовской области, расположенного в г. Батайск Ростовской области, и обратно в соответствии с условиями настоящего договора.
В силу пункта 4.1 договора исполнитель обязан оказывать и обеспечивать обязательства по проезду граждан на основании месячных заявок Военного комиссариата Ростовской области и уточненных заявок отделов военного комиссариата по муниципальным образованиям; заказчик обязуется представлять исполнителю письменно (факсимильной связью) за 5 суток до начала нового месяца заявки по организации проезда граждан с их объемами и направлениями (пункт 4.12 договора).
В соответствии с пунктом 5.1 договора за выполнение мероприятий, указанных в пункте 2 настоящего договора, заказчик обязуется согласно постановлению Правительства Российской Федерации N 704 от 01.12.2004, компенсировать расходы исполнителю по проезду граждан, понесенные в связи с реализацией ФЗ "О воинской обязанности и воинской службе".
В компенсацию расходов исполнителю по договору включены все расходы, связанные со следованием транспортного средства по дорогам общего пользования, погрузочно-выгрузочные мероприятия, все необходимые налоги (в т.ч. НДС), сборы и платежи, связанные с проездом граждан автомобильным транспортом, которые заказчик договора должен выплатить исполнителю в связи с исполнением обязательств по договору в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5.3 договора).
Пунктом 5.4 договора установлено, что в течение 10 (десяти) суток после окончания отчетного месяца, исполнитель составляет и предоставляет заказчику:
- копию путевого листа с отметками отправителя и получателя;
- маршрутный лист команды;
- именной список перевозимых граждан, заверенный печатью отправителя;
- счет;
- акт компенсации расходов.
В подтверждение факта оказания услуг по перевозке истец ссылается на заявки на оказание услуг, акты оказания услуг, маршрутные и путевые листы, именные списки и приложения к договору, а также счет N 1 от 25.02.2015 (л.д. 14-65).
Учреждение от оплаты услуг отказалось, мотивировав это тем, что доведенные до ответчика лимиты бюджетных обязательств на 2014 год, предназначенные на оплату компенсации соответствующих расходов, израсходованы в полном объеме.
Претензия, направленная в адрес ответчика, была оставлена без ответа и удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В соответствии с положениями пункта 1 и пункта 4 статьи 27 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме.
При отсутствии необходимости осуществления систематических перевозок пассажиров и багажа по заказу договор фрахтования, указанный в части 1 настоящей статьи, заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа. Реквизиты и порядок заполнения такого заказа-наряда устанавливаются правилами перевозок пассажиров.
В соответствии с положениями статьи 787 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
В подтверждение факта оказания услуг по перевозке истец ссылается на счета: от 12.01.2015; N N 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16 от 12.01.2015; от 15.01.2015 N N 17,18; от 11.02.2015 N 19; от 12.02.2015 N 20; от 04.03.2015 N 21; от 13.03.2015 N N 22,23 на общую сумму 2 004 394 рубля 60 копеек, а также приложенные к ним заявки на оказание услуг, акты оказанных услуг, маршрутные и путевые листы, именные списки и приложения к договору (т. 1-5).
Данные документы подтверждают в полном объеме факт оказания услуг, ответчик данный факт не отрицает.
Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" предусмотрено заключение договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров в форме заказ-наряда.
В компенсацию расходов истца включаются все расходы, связанные со следованием транспортного средства по дорогам общего пользования, погрузочно-выгрузочные мероприятия и т.д. При этом договором предусмотрен порядок определения цены договора - на основании справки Торгово-промышленной палаты Ростовской области о рыночной стоимости перевозок пассажиров.
Согласно экспертному заключению от 05.03.2014 N 04801/2014/31, выполненному Торгово-промышленной палатой Ростовской области, среднерыночные минимальные размеры тарифов перевозки призывников в первом квартале 2014 года составят:
автобусы вместимостью до 20 человек 2300-2450 рублей за 1 час работы и 90-100 рублей за 1 км пробега;
рыночная стоимость 1 часа ожидания автобуса вместимостью 20 человек 650-960 рублей;
автобусы вместимостью свыше 20 человек 2300-2600 рублей за 1 час работы и 100-120 рублей за 1 км пробега;
рыночная стоимость 1 часа ожидания автобуса вместимостью свыше 20 человек 800-1100 рублей.
Среднерыночные минимальные размеры тарифов перевозки призывников в первом квартале 2014 года составили:
рыночная стоимость 1 часа ожидания автобуса вместимостью 20 человек - 805 рублей (650+960)/2;
рыночная стоимость 1 часа ожидания автобуса вместимостью свыше 20 человек 950 рублей (800+1100)/2.
Указанные размеры тарифов применены истцом при расчетах времени ожидания, что не оспаривается ответчиком.
Вопросы, связанные с исполнением воинской обязанности, регулируются Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ), согласно пункту 7 статьи 1 которого компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с его исполнением, - расходное обязательство Российской Федерации, осуществляемое в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 22 Закона N 53-ФЗ призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации.
Согласно пункту 7 статьи 1 Закона N 53-ФЗ компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением данного Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона N 53-ФЗ проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, медицинскому переосвидетельствованию ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, организация работы аппарата усиления военных комиссариатов, а также проведение иных мероприятий, связанных с призывом или поступлением на военную службу по контракту, поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом на военные сборы, осуществляются военными комиссариатами.
Проведение мероприятий по медицинскому обследованию при первоначальной постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы осуществляется медицинскими организациями по направлению военных комиссариатов.
Порядок компенсации таких расходов определен в Правилах компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704.
В постановлении от 23.10.2015 по делу N А53-7898/2015 Арбитражный суд Северо-Кавказского округа указал, что в силу подпункта 6 пункта 2 Правил N 704 компенсации подлежат расходы организаций, связанные с провозом транспортными организациями по воинским перевозочным документам граждан, призванных на военную службу, к месту прохождения военной службы (военных сборов).
Однако, согласно абзацу 3 подпункта 5 пункта 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных Постановлением N 704 компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с прохождением медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о воинском учете, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, о призыве на военные сборы.
В пункте 3 данных Правил указано, что компенсация расходов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации.
В постановлении Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 определено, что Министерство финансов Российской Федерации совместно с Министерством обороны Российской Федерации должны предусматривать в федеральном бюджете на очередной год выделение средств на компенсацию расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Таким образом, комиссариат в силу закона является лицом, обязанным компенсировать расходы, понесенные организациями в связи с реализацией Закона N 53.
Довод ответчика о том, что истец необоснованно требует взыскания компенсации за время ожидания автотранспортом проведения мероприятий, осуществляемых ответчиком, подлежит отклонению.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что между сторонами согласовывались условия договора о неоплате времени ожидания, ответчик не устанавливал истцу повременной график оказания услуг.
Из содержания условий договора следовало, что услуга носила длящийся характер, заключалась в сборе граждан истцом, их транспортировки в места назначения ответчика и возвращения граждан обратно. Время ожидания истцом между этими тремя этапами входило в состав услуги в целом (являлось её неотъемлемой частью).
Время ожидания фиксировалось в соответствующих путевых листах, засвидетельствованных подписями полномочных представителей ответчика и его печатями.
Статьей 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (действующего в спорный момент правоотношений) (далее - Закон N 94-ФЗ) допускается способ размещения заказа без проведения торгов - путем запроса котировок у единственного поставщика (исполнителя). При этом в соответствии с пунктом 5 статьи 10 Закона N 94-ФЗ нарушение предусмотренных настоящим Законом положений о размещении заказа является основанием для признания арбитражным судом размещения заказа недействительным по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в данной сфере органов власти.
Статьей 55 Закона N 94-ФЗ к случаям размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя) отнесено выполнение работ по мобилизационной подготовке в Российской Федерации.
То обстоятельство, что истцом не был своевременно направлен в адрес ответчика счет на оплату, не может являться основанием для освобождения последнего от обязанности по оплате оказанных услуг по перевозке граждан.
С учетом изложенного, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об удовлетворении заявленных требований.
Выводы суда первой инстанции основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.07.2015 по делу N А53-7899/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Б.Т. Чотчаев |
Судьи |
М.Г. Величко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-7899/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 сентября 2016 г. N Ф08-6787/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ЮЖНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ВОЕННЫЙ КОМИССАРИАТ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Хронология рассмотрения дела:
27.09.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6787/16
11.07.2016 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-8135/16
15.02.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10351/15
01.12.2015 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13060/15
07.07.2015 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-7899/15