г. Москва |
|
01 декабря 2015 г. |
Дело N А41-42680/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 декабря 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей: Шевченко Е.Е., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Белкиным Н.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа Химки Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 28 августа 2015 года по делу N А41-42680/15, принятое судьей Бирюковым Р.Ш., по заявлению администрации городского округа Химки к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области об оспаривании решения об отказе в снятии земельного участка с кадастрового учета, третье лицо: ООО "Меркурий",
при участии в заседании:
от администрации городского округа Химки Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области - Губенко Н.Л., представитель по доверенности от 26.10.2015,
от третьего лица:
от ООО "Меркурий" - Китаев А.С., представитель по доверенности от 20.04.2015; Скоков М.А., представитель по доверенности от 31.07.2015,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Химки (далее - Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - Кадастровая палата, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения об отказе в снятии с кадастрового учета земельного участка площадью 1696 кв.м, категория земель: "земли населенных пунктов", с кадастровым номером 50:10:0010107:36, расположенного по адресному ориентиру: Московская область, г. Химки, Юбилейный проспект, д. 66 "б"; обязании Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов администрации городского округа Химки Московской области путем снятия земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010107:36 с кадастрового учета.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора к участию в деле привлечено ООО "Меркурий".
Решением Арбитражного суда Московской области от 28.08.2015 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, Администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Администрации, извещенного надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель Кадастровой палаты просил решение суда первой инстанции оставить без изменения в части требований Администрации об обжаловании отказа органа кадастрового учета, относительно отмены обжалуемого решения в части и удовлетворения требований Администрации о снятии земельного участка с кадастрового учета, не возражал.
Представитель ООО "Меркурий" доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить и удовлетворить заявленные требования.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав доводы апелляционной жалобы и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд считает апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010107:26 на кадастровый учет 09.07.2012 года был поставлен земельный участок с кадастровым номером 50:10:0010107:36, общей площадью 1696+/-14 кв.м.
В соответствии с договором аренды земельного участка от 30.08.2012 года, заключенным между Администрацией и ООО "Меркурий" земельный участок с кадастровым номером 50:10:0010107:36 был предоставлен последнему во временное владение и пользование (аренду) сроком на 48 лет для размещения нестационарных объектов розничной торговли.
Договор аренды прошел государственную регистрацию, о чем в октябре 2012 года в ЕГРП была внесена соответствующая регистрационная запись.
29.10.2014 года между Администрацией и ООО "Меркурий" было подписано соглашение о расторжении договора аренды земельного участка N ЮА-225 от 30.08.2012 года.
Соглашение о расторжении было также зарегистрировано в порядке, установленном действующим законодательством, о чем 19.12.2014 года в ЕГРП внесена соответствующая регистрационная запись.
Администрация как лицо имеющее право распоряжаться в соответствии с законодательством земельными участками, расположенными на территории городского округа, принимая во внимание прекращение арендных отношений в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010107:36 обратилось в Кадастровую палату с заявлением о снятии земельного участка с кадастрового учета.
12.02.2014 года в ответ на заявление органа местного самоуправления, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области приняло решение об отказе в снятии с учета объекта недвижимости N МО-15/РКФ-73580.
Решение от отказе в снятии земельного участка с кадастрового учета со ссылкой на пункт 1 части 2 статьи 27 Федерального закона N 221-ФЗ основано на том, что рассматриваемый земельный участок не является преобразуемым объектом недвижимости и не подлежит снятию с учета в соответствии со статьей 24 Федерального закона N 221-ФЗ.
Решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований со ссылкой на статьи 24,25 Закона N 221-ФЗ мотивировано тем, что земельный участок не является преобразуемым, содержащиеся в государственном кадастре сведения о данном участке не носят временный характер, в связи с чем суд посчитал, что его снятие с кадастрового учета в порядке статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) не представляется возможным.
Вместе с тем, требования Администрации основаны на том, что после расторжения с обществом договора аренды земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010107:36 площадью 1696, Администрация предварительно согласовала обществу место размещения торгово - офисного здания на земельном участке площадью 1673 кв.м., утвердило акт выбора и схему расположения земельного участка, предполагаемого для предоставления в аренду ООО "Меркурий" с разрешенным использованием "для строительства и эксплуатации торгово - офисного здания". Однако наличие на кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010107:36 препятствует внесению в ГКН сведений о вновь сформированном земельном участке для строительства, чем нарушаются права Администрации на распоряжение земельным участком не разграниченной государственной собственности и права общества, которое не может оформить вновь сформированный земельный участок в аренду для последующего строительства на нем торгово - офисного здания.
В материалы дела представлено постановление администрации городского округа Химки Московской области от 08.10.2014 N 1514, которым Администрация предварительно согласовала ООО "Меркурий" место размещения торгово - офисного здания на земельном участке площадью 1673 кв.м., расположенном в г. Химки, Юбилейный проспект, вблизи д. 66 "б", категория земель "земли населенных пунктов"; утвержден акт выбора и схема расположения земельного участка, выполненная на кадастровой карте территории городского округа Химки, предполагаемого к предоставлению ООО "Меркурий" в аренду с разрешенным использованием - "для строительства и эксплуатации торгово - офисного здания". Обществу поручено обратиться в Кадастровую палату для постановки земельного участка на кадастровый учет.
Также в материалы дела представлена утвержденная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в виде приложения к постановлению администрации городского округа Химки Московской области от 08.10.2014 N 1514.
Из приложения N 4 к договору аренды земельного участка от 30.08.2012 N ЮА-225 "выкопировка из плана" (л.д.13), кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010107:36 и вышеуказанной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, видно, что вновь сформированный земельный участок для предоставления в аренду обществу в целях строительства здания полностью налагается на земельный участок с кадастровым номером 50:10:0010107:36.
Согласно выписке из ЕГРП права на земельный участок с кадастровым номером 50:10:0010107:36 не зарегистрированы, относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Закона о кадастре, орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Обращаясь с настоящим заявлением, администрация, по инициативе которой ранее был поставлен на кадастровый учет спорный земельный участок с кадастровым номером с кадастровым номером 50:10:0010107:36 преследовала цель защиты своих законных интересов по предоставлению земельного участка в аренду и общества как возможного арендатора земельного участка для строительства здания.
Учитывая наличие отказа кадастровой палаты в снятии участка с кадастрового учета, иного способа защиты нарушенного права, нежели обращение в суд с настоящим заявлением, у администрации не имелось.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными актов (действий, бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемые акты (действия, бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла вышеизложенных норм, необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Осуществляя по своему усмотрению гражданские права, граждане и юридические лица самостоятельно избирают способ защиты нарушенного или оспоренного права, поэтому при обращении с настоящими требованиями, заявитель был обязан в порядке статей 41, 65 АПК РФ представить доказательства нарушения его прав и законных интересов, подлежащих судебной защите.
Суд апелляционной инстанции считает, что такие доказательства Администрацией в материалы дела представлены.
Частью 1 статьи 16 Закона о кадастре установлено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регламентируются Законом о кадастре.
Из содержания части 1 статьи 20 Закона о кадастре следует, что с заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться указанные в частях 2 - 6 настоящей статьи лица (далее также - заявители) или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.
В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.
Таким образом, законом установлена возможность распоряжения органами местного самоуправления землями, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований.
Следовательно, Администрация вправе распоряжаться земельным участком с кадастровым номером 50:10:0010107:36
Как видно из обжалуемого акта, основанием для отказа в снятии земельного участка с КН 50:10:0010107:36 с кадастрового учета послужил пункт 1 части 2 статьи 27 Закона о кадастре, в соответствии с которым орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка, если имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Поскольку в рассматриваемом случае, земельный участок, о снятии которого с учета заявлено Администрацией, является объектом недвижимости, в отношении которого осуществлен кадастровый учет в установленном порядке, у апелляционного суда отсутствуют основания считать такой отказ соответствующим закону.
Согласно части 2 статьи 25 Закона о кадастре орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Вместе с тем, учитывая вышеизложенные фактические обстоятельства дела, спорный земельный участок должен был снят с кадастрового учета в соответствии со статьей 25 Закона о кадастре, исходя из смысла статьи 16 названного Федерального закона, допускающей возможность снятия с кадастрового учета земельного участка в связи с прекращением его существования.
По смыслу статьи 12 Гражданского кодекса РФ определение законом способов защиты гражданских прав направлено на восстановление нарушенного права.
В связи с этим содержащийся в статье 12 ГК РФ перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим, и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.
У Администрации и общества отсутствует иная возможность защитить нарушенное право, кроме как обратиться с заявлением о снятии земельного участка с кадастрового учета.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований и отмены решение суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 28.08.2015 по делу N А41-42680/15 отменить.
Признать решение Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области об отказе в снятии с кадастрового учета земельного участка площадью 1696 кв.м, категория земель: "земли населенных пунктов", с кадастровым номером 50:10:0010107:36, расположенного по адресному ориентиру: Московская область, г. Химки, Юбилейный проспект, д. 66 "б", незаконным;
- обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов администрации городского округа Химки Московской области путем снятия земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010107:36 с кадастрового учета.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
Е.Е. Шевченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-42680/2015
Истец: Администрация городского округа Химки Московской области
Ответчик: ФГБУ "ФКП Росреестра"
Третье лицо: ООО "Меркурий", ФГБУ "ФКП Росреестра"