г. Москва |
|
01 декабря 2015 г. |
Дело N А41-47836/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 декабря 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Белкиным Н.А.,
при участии в заседании:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "СК Реалист Групп" - Гвоздева К.А. представитель по доверенности от 23.11.2015,
от Комитета лесного хозяйства Московской области - Самусенков В.В. представитель по доверенности от 30.12.2014,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 02.09.2015 по делу N А41-47836/15, принятое судьей Голубковым П.А. в порядке упрощенного производства, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СК Реалист Групп" к Комитету лесного хозяйства Московской области об оспаривании постановления от 24.12.2014 N 08-488/2014,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СК Реалист Групп" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Комитету лесного хозяйства Московской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 24 декабря 2014 года N 08-488/2014, которым общество привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 8.25. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Московской области от 02.09.2015 заявленные требования "СК Реалист Групп" удовлетворены. Постановление комитета от 24.12.2014 N 08-488/2014, которым общество было привлечено к административной ответственности на основании части 4 статьи 8.25. КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей признано незаконным и отменено.
Не согласившись с данным судебным актом, комитет обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильное применение норм материального и процессуального права.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке упрощенного производства с применением норм статей, содержащихся в главе 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Согласно статье 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам.
С учетом изложенного судебное разбирательство проведено судьей апелляционного суда единолично.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель комитета поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель общества возражал по доводам апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, 12.02.2014 на основании протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 29.01.2014 реестровый номер торгов 0148200005413000049 между Комитетом лесного хозяйства Московской области (заказчик) и ООО "Реалист" (исполнитель) заключен государственный контракт N 21/14Л, согласно которому заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по выполнению работ по защите и воспроизводству лесов с одновременной куплей-продажей лесных насаждений, в соответствии с условиями контракта (л.д. 32 т. 2).
Согласно пункту 6.2.15 государственного контракта N 21/14Л исполнитель обязан проводить рубку деревьев и кустарников при проведении санитарно-оздоровительных мероприятий в соответствии с правилами санитарной безопасности в лесах и правилами ухода за лесами, утвержденными в установленном лесным законодательством порядке. Установку и обслуживание феромонных ловушек и выкладку ловчих деревьев и последующую их вывозку и (или) окорку осуществлять строго в сроки и местах, определенных техническим заданием и календарным планом.
Также 12.02.2014 Комитет лесного хозяйства Московской области (продавец) и ООО "Реалист" (покупатель) заключили договор N 01-08-2014 купли-продажи лесных насаждений, пунктом 1 которого установлено, что по настоящему договору продавец, действующий на основании государственного контракта N 21/14Л, продает, а покупатель покупает лесные насаждения на территории лесного участка (л.д. 24 т. 2).
30.10.2014 государственным лесным инспектором при патрулировании лесного участка в составе земель лесного фонда в выделе 6, 7 квартала Сенежского участкового лесничества Клинского лесничества вблизи д. Тараканово Солнечногорского муниципального района Московской области выявлен факт нарушения лесного законодательства, выразившееся в том, что в ходе выполнения работ по санитарной рубке общество не обеспечило уборку (акт осмотра территории от 30.10.2014).
По факту выявленных нарушений комитетом в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 17.11.2014 N 08-488/2014, ответственность за которое предусмотрено частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов административного дела, административным органом вынесено постановление о назначении административного наказания от 24.12.2014 N 08-488/2014, которым общество признано виновным в совершении административного наказания, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде наложения административного штрафа в размере 60 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением по делу об административном правонарушении ООО "СК Реалист Групп" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования общества, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что невыполнение обществом обязательств, указанных в пункте 6.2.15 государственного контракта N 21/14Л, не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ, поскольку сам государственный контракт N 21/14Л не может считаться договором, на основании которого обществу были предоставлены лесные участки.
Данный вывод суда первой инстанции является нельзя признать правильным по следующим основаниям.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа, суд не связан с доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В силу части 4 статьи 8.25 КоАП РФ административная ответственность за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного срочного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ, является охрана окружающей среды и порядок природопользования, в том числе пользования участками лесного фонда; объективная сторона правонарушения состоит в том, что виновный нарушает установленные заключенным договором условия использования леса; субъектом правонарушения является сторона договора, нарушающая его условия.
В силу статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства 1 нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 указанного Кодекса.
Земли, указанные в пункте 1 статьи 7 ЗК РФ, используются в соответствии с установленным для них целевыми назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежностей к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно статье 42 собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности, выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) являются процессы их спиливания, срубания, срезания.
Согласно части 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется Правилами заготовки древесины, Правилами санитарной безопасности в лесах, Правилами пожарной безопасности в лесах, Правилами ухода за лесами.
Исходя из части 1 статьи 24 ЛК РФ, невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного срочного пользования лесным участком.
Согласно пунктам 1, 4 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины. При этом запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины).
В соответствии с частью 1 статьи 75 того же Кодекса по договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
На основании части 3 статьи 75 ЛК РФ к договору купли-продажи лесных насаждений применяются положения о договорах купли-продажи, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В силу части 4 статьи 75 ЛК РФ существенными условиями договора купли-продажи лесных насаждений являются местоположение лесных насаждений (лесной квартал и(или) лесотаксационный выдел) и объем подлежащей заготовке древесины.
Согласно части 1 статьи 99 Лесного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "к" пункта 13 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства Рослесхоза от 01.08.2011 N 337 (далее - Правила заготовки древесины) не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки при заготовке древесины.
В соответствии с пунктом 61 Правил заготовки древесины, очистка мест рубок от порубочных остатков проводится одновременно с рубкой лесных насаждений.
Как следует из материалов дела, 12.02.2014 на основании протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 29.01.2014 реестровый номер торгов 0148200005413000049 между Комитетом лесного хозяйства Московской области (заказчик) и ООО "Реалист" (исполнитель) заключен государственный контракт N 21/14Л, согласно которому заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по выполнению работ по защите и воспроизводству лесов с одновременной куплей-продажей лесных насаждений, в соответствии с условиями контракта (л.д. 32 т. 2).
Согласно пункту 6.2.15 государственного контракта N 21/14Л исполнитель обязан проводить рубку деревьев и кустарников при проведении санитарно-оздоровительных мероприятий в соответствии с правилами санитарной безопасности в лесах и правилами ухода за лесами, утвержденными в установленном лесным законодательством порядке. Установку и обслуживание феромонных ловушек и выкладку ловчих деревьев и последующую их вывозку и (или) окорку осуществлять строго в сроки и местах, определенных техническим заданием и календарным планом.
Также 12.02.2014 Комитет лесного хозяйства Московской области (продавец) и ООО "Реалист" (покупатель) заключили договор N 01-08-2014 купли-продажи лесных насаждений, пунктом 1 которого установлено, что по настоящему договору продавец, действующий на основании государственного контракта N 21/14Л, продает, а покупатель покупает лесные насаждения на территории лесного участка (л.д. 24 т. 2).
Лесные насаждения были переданным по акту приема-передачи лесных насаждений, согласно приложению N 3 договора купли-продажи лесных насаждений 12.02.2014 N 01-08-2014.
Пунктом 7 договора N 01-08-2014 купли-продажи лесных насаждений установлено, что отчистку лесосеки от порубочных остатков произвести способами, предусмотренными Правилами заготовки древесины в срок не позднее срока окончания договора в соответствии с технологической картой.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 14 договора N 01-08-2014 купли-продажи лесных насаждений покупатель обязан в установленные государственным контрактом N 21/14Л сроки составить и согласовать с представителем продавца технологическую карту разработки лесосеки.
На основании изложенного вывод суда первой инстанции о том, что государственный контракт N 21/14Л от 12.02.2014 года и договор купли - продажи лесных насаждений (приложение к госконтракту) не может считаться договором, на основании которого обществу были предоставлены лесные участки, является ошибочным, поскольку одновременно в рамках настоящего контракта осуществлена продажа лесных насаждений для заготовки древесины.
Необходимо учитывать, что реализация лесных насаждений не осуществлялась вне лесного участка, напротив, древесина вырубалась обществом в ходе санитарных рубок согласно условиям договора на определенных лесосеках (лесотаксационных выделах) в соответствующих лесных кварталах.
При этом вне пользования лесными участками в целях санитарной рубки леса, приобретение древесины по договору купли - продажи лесных насаждений невозможно.
Таким образом, обществом осуществлялось использование леса с нарушением условий госконтракта и договора купли-продажи лесных насаждений, на основании которых ему были предоставлены лесные участки для рубки обществом лесных насаждений и приобретения их собственность.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с пунктом 16.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Согласно пункту 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что обществом сделано не было.
Доказательства того, что обществом приняты судом все необходимые и достаточные меры для исполнения возложенных на него обязанностей, суду не предоставлены, что свидетельствует о наличии вины в бездействии общества.
Таким образом, исследовав и оценив представленные в дело доказательства, апелляционный суд пришел к выводу о доказанности административным органом состава вмененного заявителю правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции считает возможным изменить постановление и снизить размер штрафа, подлежащего взысканию с ООО "СК Реалист Групп" по факту совершения рассматриваемого правонарушения, руководствуясь следующим.
Санкция части 4 статьи 8.25 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Оспариваемым постановлением обществу назначено наказание в виде взыскания административного штрафа в размере 60 000 рублей.
При этом судом апелляционной инстанции не установлены обстоятельства, отягчающие ответственность.
Учитывая характер и обстоятельства совершения правонарушения, суд апелляционной инстанции полагает, что назначение в данном случае наказания в виде штрафа в размере 60 000 рублей не соответствует тяжести совершенного правонарушения и не обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции полагает, что размер наложенного общество штрафа подлежит уменьшению до минимального размера санкции, предусмотренной частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ, а именно - до 40 000 рублей, поскольку данная мера ответственности сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
На основании вышеизложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене, а постановление Комитета лесного хозяйства Московской области от 24.12.2014 N 08-488/2014 о привлечении ООО "СК Реалист Групп" к административной ответственности по части 4 статьи 8.25 КоАП РФ следует признать незаконным и изменить в части назначения наказания, установив сумму штрафа в размере 40 000 руб.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 02.09.2015 по делу N А41-47836/15 отменить.
Постановление Комитета лесного хозяйства Московской области от 24.12.2014 N 08-488/2014 о привлечении ООО "СК Реалист Групп" к административной ответственности по части 4 статьи 8.25 КоАП РФ признать незаконным и изменить в части назначения наказания, установив сумму штрафа в размере 40 000 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок только по основаниям, установленным частью 4 статьи 288 АПК РФ.
Судья |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-47836/2015
Истец: ООО "СК Реалист Групп"
Ответчик: Комитет лесного хозяйства Московской области
Третье лицо: Комитет лесного хозяйства Московской области