город Ростов-на-Дону |
|
01 декабря 2015 г. |
Дело N А53-21799/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 декабря 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Филимоновой С.С.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Струкачеквой Н.П.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица: представитель Яхновец В.И. по доверенности от 20.02.2015 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" в лице Управление Федеральной почтовой службы Ростовской области -филиала ФГУП "Почта России
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.10.2015 по делу N А53-21799/2015
по заявлению Управления Роскомнадзора по Ростовской области
к заинтересованному лицу Федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России" в лице Управление Федеральной почтовой службы Ростовской области -филиала ФГУП "Почта России
о привлечении к административной ответственности
принятое в составе судьи Колесник И.В.
УСТАНОВИЛ:
Управление Роскомнадзора по Ростовской области обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России" в лице филиала Управление Федеральной почтовой службы Ростовской области о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 09.10.2015 г. заявленные требования удовлетворены: предприятие привлечено к административной ответственности по ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Судебный акт мотивирован наличием в деянии предприятия состава вменяемого ему правонарушения.
Не согласившись с принятым решением, ФГУП "Почта России" обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что проверка проведена с грубыми нарушениями Закона N N 294-ФЗ, в деянии предприятия отсутствует состав правонарушения, поскольку в пункт 5 лицензии после утраты силы Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства РФ N 221 от 15.04.2015 г., изменения не внесены.
Управление Роскомнадзора отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В судебное заседание представитель Управления, надлежаще извещенного о времени и месте судебного разбирательства, не явился, дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие заявителя по делу.
Представитель предприятия в судебном заседании поддержал доводы жалобы.
В силу статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам.
В пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 г. N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства" разъяснено, что апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судьей единолично по общим правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ФГУП "Почта России", арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в Управление Роскомнадзора по Ростовской области поступило обращение гражданина Михайличенко И.Г. о несоблюдении временного режима работы отделения почтовой связи Батайск 346892. В ходе проверки обращения в результате анализа поступивших из УФПС Ростовской области документов Управлением установлено, что ФГУП "Почта России" нарушен п. 5 Лицензионных требований в соответствии с лицензией N 108074 на оказание услуг почтовой связи, раздел XX Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87; п. 46 "в" Правил оказания услуг почтовой связи", утвержденные приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234, а именно: приказом ФГУП "Почта России" от 19.06.2006 N 284 "Об утверждении перечней отделений почтовой связи филиалов ФГУП "Почта России" с указанием классов" ОПС Батайск N 346892 Азовского почтамта присвоен 3 класс. Режим работы ОПС Батайск N 346892 соответствует режиму работы ОПС, установленному для ОПС 3 класса.
В соответствии с приказом Федерального агентства связи и Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 30.04.2015 N 63 "О режиме работы отделений почтовой связи", для ОПС 3 класса установлен следующий режим работы: с понедельника по пятницу с 8.00 до 20.00, перерыв с 13.00 до 14.00; суббота с 9.00 до 18.00, перерыв с 13.00 до 14.00; выходной-воскресенье.
Фактически ОПС Батайск N 346892 Азовского почтамта 16.07.2015 и 17.07.2015 работало с нарушением установленного графика работы. В соответствии с полученной информацией о временном режиме работы ОПС Батайск N 346892 Азовского почтамта и предоставленными копиями дневников контрольно-кассовой машины с 16.07.2015 установлен сокращенный режим работы ОПС понедельник - суббота с 9.00 до 16.00; перерыв с 13.00 до 14.00.
Управлением Роскомнадзора установлено, что режим работы ОПС не соответствует установленному режиму, в связи с этим пользователи услугами почтовой связи (в частности, гр. Михайличенко И.Г.) не получили возможности доступа к услугам почтовой связи в установленное приказом N 63 от 30.04.2015 г. время.
По данному факту, свидетельствующему о том, что ФГУП "Почта России" не было обеспечено качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными актами, регламентирующими деятельность в области почтой связи, Управление Роскомнадзора по Ростовской области составило в отношении предприятия протокол от 07.08.2015 г. об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ
Протокол об административном правонарушении и материалы проверки направлены Управлением в суд с заявлением о привлечении предприятия к административной ответственности по указанной статье.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в деянии предприятия состава вменяемого ему правонарушения.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, составляет осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Статьей 17 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" установлено, что операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом "О связи". Указанные лицензии, а также сертификаты на средства и услуги почтовой связи оформляются и выдаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Лицензия на оказание услуги почтовой связи является разрешением на осуществление совокупности операций, составляющих единый производственно-технологический процесс оказания услуг почтовой связи, в том числе прием, обработку, перевозку и доставку (вручение) почтовых отправлений, а также перевозку работников, сопровождающих почтовые отправления. Дополнительное лицензирование операций, составляющих единый производственно - технологический процесс оказания услуг почтовой связи, в качестве самостоятельных видов деятельности не допускается.
ФГУП "Почта России" осуществляет деятельность на основании лицензии от 11.04.2013 N 108074 на оказание услуг почтовой связи.
В ходе проверки выявлены нарушения, допущенные предприятием при осуществлении деятельности по данной лицензии.
В соответствии с пунктом 5 требований к лицензии N 108074 лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно разделу XX Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи, в перечень лицензионных условий включается:
1. Соблюдение срока, в течение которого лицензиат вправе оказывать услуги.
2. Соблюдение даты начала оказания услуг, указанной в лицензии.
3. Оказание услуг на территории, указанной в лицензии.
4. Обеспечение предоставления пользователю:
а) приема почтовых отправлений;
б) обработки почтовых отправлений;
в) перевозки почтовых отправлений;
г) доставки (вручения) почтовых отправлений;
д) почтового перевода денежных средств (для организаций федеральной почтовой связи).
5. Оказание услуг в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
6. Соблюдение требований о наличии у лицензиата и использовании им отличительного знака почтовой связи, предусмотренного законодательством Российской Федерации.
7. Выполнение требований по организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования сети почтовой связи и эксплуатации средств почтовой связи.
8. Выполнение требований актов Всемирного почтового союза в области международного почтового обмена.
9. Обеспечение реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
10. Обеспечение оказания универсальных услуг почтовой связи (для организаций федеральной почтовой связи).
В соответствии с п. 46 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234, операторы почтовой связи обязаны, в том числе, обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.
Приказом ФГУП "Почта России" от 19.06.2006 N 284 "Об утверждении перечней отделений почтовой связи филиалов ФГУП "Почта России" с указанием классов" ОПС Батайск N 346892 Азовского почтамта присвоен 3 класс. Приказом Федерального агентства связи и Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 30.04.2015 N 63 "О режиме работы отделений почтовой связи", для ОПС 3 класса установлен следующий режим работы: с понедельника по пятницу с 8.00 до 20.00, перерыв с 13.00 до 14.00; суббота с 9.00 до 18.00, перерыв с 13.00 до 14.00; выходной-воскресенье.
Материалы дела свидетельствуют о том, что ОПС Батайск N 346892 Азовского почтамта 16.07.2015 и 17.07.2015 работало с нарушением установленного графика работы, в связи с чем гр. Михайличенко И.Г. дважды не смог попасть в ОПС Батайск N 346892 Азовского почтамта 16 и 17 июля 2015 года.
Данное обстоятельство, не опровергнутое предприятием, свидетельствует о наличии в его деянии состава правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ, поскольку ФГУП "Почта России" не было обеспечено качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными актами, регламентирующими деятельность в области почтой связи.
Вина предприятия выражается в непринятии всех необходимых мер для соблюдения установленных лицензионных требований в сфере оказания услуг связи.
Доказательства невозможности соблюдения соответствующих требований ввиду наличия объективных и непреодолимых препятствий не представлены.
ФГУП "Почта России", осуществляя лицензируемый вид деятельности, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Таким образом, наличие в действиях ФГУП "Почта России" состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, является доказанным.
Довод о том, что в связи с отменой ранее действовавших правил оказания услуг связи, утвержденных постановлением Правительства РФ, последующим утверждением новых правил, принятых Минкомсвязи России, и невнесением изменений в лицензионные условия в части обязанности предприятия соблюдать правила оказания услуг связи, утвержденные Правительством РФ, в действиях предприятия отсутствует объективная сторона правонарушения, является несостоятельным и основан на неверном толковании действующих правовых норм.
В соответствии с абзацем 3 статьи 4 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" порядок оказания услуг почтовой связи регулируется правилами оказания услуг почтовой связи, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Соответствующие правила во исполнение указанной правовой нормы утверждены Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи". Согласно пункту 1 названные Правила регулируют взаимоотношения пользователей услугами почтовой связи и операторов почтовой связи общего пользования при заключении и исполнении договора об оказании услуг почтовой связи, а также устанавливают права и обязанности указанных операторов и пользователей.
Таким образом, ФГУП "Почта России", осуществляя лицензируемую деятельность по оказанию услуг почтовой связи, обязано соблюдать правила оказания услуг почтовой связи, утвержденные Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234, являющиеся составной частью лицензионных условий вне зависимости от внесения соответствующих изменений в текст лицензии, выданной предприятию.
При этом необходимо отметить, что Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязь России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере почтовой связи, и действует в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 N 418. В свою очередь, в силу статьи 12 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству Российской Федерации и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.
О времени и месте составления протокола об административном правонарушении законный представитель извещен надлежащим образом.
Ссылка заявителя жалобы на нарушение Управлением Роскомнадзора требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не принимаются судом, поскольку указанный закон не регулирует порядок производства по делу об административном правонарушении.
В силу части 3 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" положения данного Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, а также не применяется к действиям государственных органов при проведении административного расследования. Следовательно, названный Закон не относится к законодательству Российской Федерации об административных правонарушениях и не регламентирует правоотношения по привлечению к административной ответственности, а потому нарушения Закона N 294-ФЗ не влекут признания результатов производства по делу об административном правонарушении недействительными и не являются основанием для отказа в удовлетворении заявления о привлечении к административной ответственности.
Нарушений прав и законных интересов предприятия при производстве по делу об административном правонарушении управлением не допущено.
Доводы апелляционной жалобы предприятия не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Предприятием в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение вменяемого предприятию правонарушения составляет один год со дня выявления правонарушения, который на момент вынесения обжалуемого решения суда первой инстанции не истек.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.10.2015 по делу N А53-21799/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
Судья |
С.С. Филимонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-21799/2015
Истец: Управление Роскомнадзора по Ростовской области
Ответчик: ФГУП "ПОЧТА РОССИИ", ФГУП "Почта России" в лице Управление Федеральной почтовой службы Ростовской области -филиала ФГУП "Почта России