г. Вологда |
|
03 декабря 2015 г. |
Дело N А05-7144/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 03 декабря 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Виноградовой Т.В. и Ралько О.Б.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коряковской М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Коношского лесничества на решение Арбитражного суда Архангельской области от 25 августа 2015 года по делу N А05-7144/2015 (судья Шишова Л.В.),
установил:
Территориальный орган министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Коношское лесничество (место нахождения: 164010, Архангельская область, рп. Коноша, ул. Совхозная, дом 17; ОГРН 1072918001078, 2912005352; далее - лесничество) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (место нахождения: 163000, г. Архангельск, ул. Карла Либкнехта, дом 2; ОГРН 1022900530696, ИНН 2901061919; далее - управление, УФАС, антимонопольный орган) от 31.03.2015 по делу N 17т-15, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Севдорстройсервис" (место нахождения: 164010, Архангельская область, Коношский район, р. п. Коноша, ул. Мамонова, д. 58, стр. 3; ОГРН 1022901320177, ИНН 2912002922; далее - общество, ООО "Севдорстройсервис").
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 25 августа 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Лесничество с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, по делу принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что установление формы заявки на участие в аукционе, порядка и срока ее подачи является функцией организатора торгов, форма заявки входит в состав документации об аукционе. Несоблюдение участником требований, предъявляемых к заявке, послужило основанием для отказа в допуске к участию в аукционе. Представление дополнительных документов осуществляется участником аукциона на основании Закона Архангельской области от 27.06.2007 N 368-19-ОЗ "О реализации органами государственной власти Архангельской области государственных полномочий в сфере лесных отношений" (далее - Областной закон N 368-19-ОЗ).
Управление в отзыве доводы жалобы не признало, просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
От общества отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, в связи с этим разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 06.03.2015 на сайте torgi.gov.ru опубликовано извещение N 060315/0979275/01 о проведении аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений лесопользователям, предусматривающим заготовку древесины в целях государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих требованиям, установленным Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и осуществляющих заготовку и переработку древесины на территории Архангельской области.
Организатором аукциона и продавцом права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений выступило лесничество.
Предметом аукциона по лоту N 1 являлись лесные насаждения в объеме 4174 куб. м, расположенные в Коношском лесничестве, Климовское участковое лесничество, участок с-за Климовский (сплошная рубка), квартал N 71, выдел 4, делянка 1, с разрубкой лесовозной дороги по кварталу 71, выделы 12, 13. Начальная цена - 650 537 руб. Размер вносимого задатка - 650 537 руб.
Предметом аукциона по лоту N 2 являлись лесные насаждения в объеме 3284 куб. м, расположенные в Коношском лесничестве, Климовское участковое лесничество, участок с-за Климовский (сплошная рубка), квартал N 1, выдел 20, делянка 1. Начальная цена - 530 113 руб. Размер вносимого задатка - 530 113 руб.
Дата начала подачи заявок - 10.03.2015, дата окончания подачи заявок - 17.03.2015, дата проведения аукциона - 24.03.2015.
На участие в аукционе по лотам N 1 и 2 подано по одной заявке.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе от 18.03.2015 N 5 участником аукциона по лоту N 1 признан индивидуальный предприниматель Юрин В.И., участником аукциона по лоту N 2 - индивидуальный предприниматель Замолотов П.В.
Протоколами о результатах аукциона от 24.03.2015 N 1 и 2 аукционы по лоту N 1 и 2 признаны несостоявшимися в связи с подачей по одной заявке, аукционные единицы проданы участникам, подавшим заявки на участие в аукционе - индивидуальным предпринимателя Юрину В.И. и Замолотову П.В., соответственно.
ООО "Севдорстройсервис" 25.03.2015 обратилось в управление с жалобой на действия организатора аукцион по извещению N 060315/0979275/01 по лотам N 1 и 2.
Общество указало, что организатор аукциона в нарушение требований части 12 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) и приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 25.02.2009 N 75 неправомерно установил в аукционной документации требования о предоставлении претендентом документов, не предусмотренных частью 11 статьи 79 ЛК РФ. Нарушение порядка организации аукциона, как указало общество в своей жалобе, не позволило ему подать заявку на участие в аукционе в соответствии с установленными организатором аукциона требованиями.
По результатам проверки жалобы управление приняло решение от 31.03.2015 N 05-03/1885 (дело N 17т-15), которым жалоба общества на действия организатора аукциона признана обоснованной (пункт 1 решения); организатор аукциона признан нарушившим часть 12 статьи 79 ЛК РФ (пункт 2 решения); организатору аукциона решено выдавать предписание о совершении действий, направленных на устранение порядка организации и проведения торгов, а именно: отменить протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе от 18.03.2015 по лотам N 1 и 2, отменить протоколы от 24.03.2015 о результатах аукциона по лотам N 1 и 2, внести изменения в документацию об аукционе N 060315/0979275/01 по лотам N 1 и 2, исключив неправомерные требованиям о предоставлении претендентом документов, не предусмотренных частью 11 статьи 79 ЛК РФ (пункт 3 решения).
На основании решения от 31.03.2015 N 05-03/1885 (дело N 17т-15) организатору аукциона выдано предписание от 31.03.2015 N 05-03/1886.
Лесничество в письме от 22.04.2015 N 368 сообщило управлению об исполнении предписания от 31.03.2015 N 05-03/1886.
Вместе с тем, не согласившись с вынесенным управлением решением от 31.03.2015 N 05-03/1885, лесничество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Судом первой инстанции вынесено решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная коллегия считает данный судебный акт законным и обоснованным по следующим основаниям.
На основании части 1 статьи 77 ЛК РФ договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, предусмотренных статьями 19 и 30 настоящего Кодекса.
Статья 19 ЛК РФ регламентирует вопросы проведения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.
Статья 30 ЛК РФ регламентирует заготовку древесины гражданами для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд без права ее отчуждения или перехода от одного лица к другому иными способами.
Таким образом, положения статьей 19 и 30 ЛК РФ в данном случае не применимы.
Организация проведения аукционов по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, порядок проведения указанных аукционов регулируются главой 8 ЛК РФ и Методическими указаниями по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в соответствии со статьями 78 - 80 ЛК РФ, утвержденными приказом Минсельхоза России от 24.02.2009 N 75 в соответствии с частью 8 статьи 83 ЛК РФ.
Согласно статье 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Статьей 18.1 Закона N 135-ФЗ определен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров. В соответствии с частью 1 статьи 18.1 названного Закона по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В силу части 2 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган, в том числе, лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Закона (часть 20 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ).
В силу пункта 3.1 части 1 статьи 23 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган выдает организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.
Таким образом, антимонопольный орган правомерно принял к рассмотрению и рассмотрел жалобу ООО "Севдорстройсервис" на действия организатора аукциона.
Вопросы организации проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений регулирует статья 79 ЛК РФ.
Согласно пункту 4 части 6 статьи 79 ЛК РФ установление формы заявки на участие в аукционе, порядка и срока ее подачи является функцией организатора торгов. Форма заявки входит в состав документации об аукционе. Организатор обеспечивает размещение документации об аукционе на официальном сайте торгов, где эта документация должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам.
В заявке на участие в аукционе указываются наименование, организационно-правовая форма, местонахождение - для юридического лица, фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, место жительства - для индивидуального предпринимателя, а также реквизиты банковского счета (часть 10 статьи 79 ЛК РФ).
В соответствии с частью 11 статьи 79 ЛК РФ к заявке на участие в аукционе прикладываются документы, подтверждающие факт внесения задатка. По межведомственному запросу организатора аукциона федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, предоставляет сведения, подтверждающие факт внесения сведений о заявителе в единый государственный реестр юридических лиц (единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей).
Организатор аукциона не вправе требовать от заявителя документы, не указанные в части 11 статьи 79 ЛК РФ (часть 12 статьи 79 ЛК РФ).
Перечень оснований для отказа в допуске к участию в аукционе содержится в части 8 статьи 79 ЛК РФ и является исчерпывающим.
Такими основаниями в соответствии с указанной нормой являются: 1) представление заявки, не соответствующей установленным требованиям; 2) представление заявки лицом, которому в соответствии с федеральными законами не могут быть предоставлены лесные участки; 3) осуществление в отношении заявителя (юридического лица или индивидуального предпринимателя) процедур банкротства; 4) нахождение заявителя - юридического лица в процессе ликвидации или прекращение заявителем-гражданином деятельности в качестве индивидуального предпринимателя; 5) непоступление задатка на счет, указанный в документации об аукционе, после окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
При этом, как правильно указано судом первой инстанции, отказ в допуске к участию в аукционе по основаниям, не установленным частью 8 статьи 79 ЛК РФ, не допускается (часть 9 статьи 79 ЛК РФ).
В извещении о проведении спорного аукциона претенденты, желающие участвовать в аукционе, обязаны подать заявку на участие в аукционе, в адрес Коношского лесничества: п. Коноша, ул. Совхозная, 17, Коношское лесничество, телефон для справок (8 81858) 2-23-17, 2-37-21 или по электронной почте Konlesmas@yandex.ru.
В заявке указываются наименование, организационно - правовая форма, местонахождение - для юридического лица, фамилия, имя, отчество, данные документа удостоверяющего личность, место жительства - для индивидуального предпринимателя, реквизиты банковского счета, телефон, факс, электронный адрес, а также обязательства участника аукциона по выполнению требований статьи 18 Областного закона N 368-19-ОЗ.
К заявке прикладываются:
а) выписка из единого государственного реестра юридических лиц - для юридического лица, выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуального предпринимателя или нотариально удостоверенная копия соответствующей выписки (в период отсутствия функционирующего электронного сервиса межведомственного взаимодействия). Принимаются выписки, срок выдачи которых составляет не более трех месяцев на момент подачи заявки на аукцион;
б) документы, подтверждающие факт внесения задатка;
в) документы, подтверждающие соответствие претендента требованиям, установленным пунктом 2 статьи 1 Областного закона N 216-12-ОЗ;
г) документы, подтверждающие заготовку и переработку древесины на территории Архангельской области.
В размещенной организатором аукциона на сайте торгов, форме заявки на участие в аукционе по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений предусмотрено следующее: "_В целях исполнения требований пункта 6 статьи 18 Областного закона "О реализации органами государственной власти Архангельской области государственных полномочий в сфере лесных отношений", подтверждаю:
- что являюсь субъектом малого и среднего предпринимательства, соответствующим требованиям, установленным Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
- что соответствую требованиям, установленным пунктом 2 Областного закона "О внесении изменений в статью 18 областного закона "О реализации органами государственной власти Архангельской области государственных полномочий в сфере лесных отношений";
- что осуществляю заготовку и переработку древесины на территории Архангельской области.
Приложение: 1. Документы, подтверждающие факт внесения задатка; 2. Выписка из единого государственного реестра для юридических лиц; 3. Документы, подтверждающие заготовку и переработку древесины на территории Архангельской области; 4. Документы, подтверждающие соответствие претендента требованиям, установленным пунктом 2 Областного закона "О внесении изменений в статью 18 областного закона "О реализации органами государственной власти Архангельской области государственных полномочий в сфере лесных отношений_".
Судом апелляционной инстанции не принимаются доводы жалобы о том, что вышеперечисленные документы являются частью формы заявки и ссылки на статью 18 Областного закона N 368-19-ОЗ.
По существу пунктом 2 статьи 1 Закона Архангельской области от 14.11.2014 N 216-12-ОЗ статья 18 Областного закона N 368-19-ОЗ дополнена пунктом 2.
В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Областного закона N 368-19-ОЗ заготовка древесины в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при соблюдении следующих условий:
- отсутствие просроченной (свыше трех месяцев) задолженности по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением пени и штрафов, сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах). Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель считается соответствующим установленному условию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанной задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявления не принято;
- размер среднемесячной заработной платы за каждый из шести месяцев, предшествующих обращению по заключению договора купли-продажи лесных насаждении,. в расчете на одного штатного работника (за полный рабочий день) не ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения Архангельской области, установленного постановлением Правительства Архангельской области;
- отсутствие просроченной задолженности по заработной плате перед работниками.
Вместе с тем, статья 18 Областного закона N 368-19-ОЗ регламентирует исключительные случаи осуществления заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений, к которым в том числе относиться заготовка древесины в целях государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих требованиям, установленным Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
В соответствии с частью 6 статьи 75 ЛК РФ исключительные случаи заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Однако данная часть 6 статьи 75 ЛК РФ утратила силу с 17.03.2009 согласно пункту 6 статьи 1 Федерального закона от 14.03.2009 N 32-ФЗ.
Следовательно, положения статьи 18 Областного закона N 368-19-ОЗ не подлежат применению в настоящем деле.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции поддерживает вывод обжалуемого решения о том, что в силу положений части 11 статьи 79 ЛК РФ к заявке на участие в аукционе должны быть приложены исключительно документы, подтверждающие факт внесения задатка. Указаний о необходимости представления документов о соответствии иным требованиям в статье 79 ЛК РФ не имеется. Одновременно в части 12 той же статьи ЛК РФ содержится норма о недопустимости истребования дополнительных документов у участников аукциона.
Следовательно, вывод управления о том, что организатором торгов при организации спорного аукциона были нарушены требования части 12 статьи 79 ЛК РФ, является правомерным.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие выводы суда, изложенные в обжалуемом решении.
Дело рассмотрено судом первой инстанции без нарушения норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Основания для отмены решения суда отсутствуют, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы министерства отказано, однако в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации оно освобождено от уплаты госпошлины в качестве истца и ответчика при обращении в арбитражный суд, госпошлина не взыскивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 25 августа 2015 года по делу N А05-7144/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Коношского лесничества - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-7144/2015
Истец: территориальный орган министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Коношское лесничество
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области
Третье лицо: ООО "СЕВДОРСТРОЙСЕРВИС"