город Омск |
|
03 декабря 2015 г. |
Дело N А81-3121/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 декабря 2015 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рожкова Д.Г.,
судей Грязниковой А.С., Кудриной Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бирюля К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12392/2015) Государственного бюджетного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа "Харпская районная больница", апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14053/2015) Управления Федеральной службы исполнения наказания по Ямало-Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 сентября 2015 года по делу N А81-3121/2015 (судья Максимова О.В.), принятое по иску Государственного бюджетного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа "Харпская районная больница" (ОГРН 1028900555166, ИНН 8902006742) к Управлению Федеральной службы исполнения наказания по Ямало-Ненецкому автономному округу (ОГРН 1028900558081, ИНН 8902007880) о взыскании 507 499 руб. 64 коп.,
установил:
Государственное бюджетное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа "Харпская районная больница" (далее - ГБУЗ ЯНАО "Харпская РБ", истец) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказания по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - УФСИН России по ЯНАО, ответчик) о взыскании задолженности за медицинские услуги в размере 507 499 руб. 64 коп.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.09.2015 по делу N А81-3121/2015 исковые требования удовлетворены частично. Суд взыскал с УФСИН России по ЯНАО в пользу ГБУЗ ЯНАО "Харпская РБ" задолженность за оказанные сотрудникам управления в период с апреля по август 2014 года медицинские услуги в размере 462 863 руб. 64 коп., расходы по уплате госпошлины в размере 11 993 руб. 38 коп. В остальной части иска отказал.
Не соглашаясь с принятым судебным актом в части отказа в удовлетворении иска, ГБУЗ ЯНАО "Харпская РБ" в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение о взыскании с ответчика 520 383 руб. 64 коп.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что сотрудники уголовно-исполнительной системы обладают самостоятельным статусом, который регулируется отдельными государственно-правовыми нормами в сфере социальных гарантий. Обращает внимание, что ответчиком не представлен отзыв на иск, в связи с чем, суд имеет право возложить судебные расходы на ответчика.
От УФСИН России по ЯНАО в арбитражный суд поступила апелляционная жалоба на решение суда первой инстанции, в которой ответчик просил его отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что при определении суммы подлежащей возмещению в счет оказанных медицинских услуг судом первой инстанции не принят во внимание факт переплаты истцу за услуги скорой помощи, который подлежал исключению из цены настоящего иска.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания в соответствии со статьей 123 АПК РФ, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. На основании частей 2, 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников процесса.
Рассмотрев материалы дела и доводы апелляционных жалоб, оценив в порядке статей 266, 270 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционные жалобы не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между сторонами заключены государственные контракты N 0390100000214000012 (регистрационный N 14 от 18.02.2014) на оказание медицинских услуг, N 0390100000214000095 (регистрационный N 230 от 25.12.2014) на оказание медицинских услуг (с протоколом разногласий), по условиям которых УФСИН России по ЯНАО (государственный заказчик) приняло на себя обязательства оплачивать затраты учреждений здравоохранения, связанные с оказанием медицинской помощи сотрудникам уголовно-исполнительной системы ЯНАО, содержащихся за счёт федерального бюджета, а ГБУЗ ЯНАО "Харпская РБ" (исполнитель) обязалось обеспечивать оказание указанным сотрудникам УФСИН России по ЯНАО медицинской помощи надлежащего качества в учреждениях здравоохранения.
Контракт N 0390100000214000012 вступил в силу с момента его подписания сторонами и действовал до 31.12.2014, а в части расчётов до полного исполнения обязательства.
Контракт распространил свое действие на правоотношения сторон, возникшие с 01.01.2014.
Стоимость контракта N 0390100000214000012 составила 3 000 000 руб.
Контракт N 0390100000214000095 вступил в силу с момента его подписания сторонами и действовал до 31.12.2014. Контракт распространил свое действие на правоотношения сторон, возникшие с 01.01.2014.
Стоимость контракта N 0390100000214000095 составила 801 569 руб. 36 коп.
Как утверждает истец, в период с апреля по август 2014 года им оказаны сотрудникам ответчика медицинские услуги, что отражено в реестре N 4-8 за период с 01.04.2014 по 31.08.2014 на оплату медицинской помощи, оказанной сотрудникам УФСИН.
Истцом в адрес ответчика предъявлена к оплате счет-фактура N 122 от 11.09.2014 на общую сумму 507 499 руб. 64 коп.
Ответчик обязательства по оплате оказанных услуг надлежащим образом не исполнил, в результате чего у ответчика перед истцом за спорный период образовалась задолженность в размере 507 499 руб. 64 коп.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате оказанных медицинских услуг явилось причиной обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Частичное удовлетворение исковых требований послужило поводом для подачи сторонами апелляционных жалоб, при оценке доводов которых суда апелляционной инстанции учел следующее.
В силу статей 8, 307 ГК РФ обязательства возникают из договора и из иных оснований, указанных в Кодексе.
Предметом заключенных сторонами государственных контрактов N 0390100000214000012 (регистрационный N 14 от 18.02.2014), N 0390100000214000095 (регистрационный N 230 от 25.12.2014) является оказание медицинских услуг сотрудникам уголовно-исполнительной системы ЯНАО.
Согласно пункту 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статьи 781 ГК РФ).
Статьей 309 ГК РФ установлен принцип надлежащего исполнения обязательств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 911 "О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей" утверждены Правила оказания медицинской помощи (медицинского обслуживания) в том числе сотрудникам уголовно-исполнительной системы, а также Правила возмещения расходов.
Согласно утвержденным Правилам медицинская помощь за счет средств, выделяемых из федерального бюджета Министерству внутренних дел Российской Федерации (МВД России) на предусмотренные настоящими Правилами цели, оказывается сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), уголовно-исполнительной системы, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи (далее - сотрудники), в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), обеспечение лекарствами, другим медицинским имуществом по рецептам, выданным врачами медицинских подразделений, частей, учреждений системы МВД России бесплатно.
При отсутствии по месту службы, месту жительства (проживания) или иному месту нахождения сотрудников медицинских учреждений системы МВД России, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения с возмещением расходов по оказанию медицинской помощи этим учреждениям здравоохранения соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Согласно пункту 2 Правил возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 911 расходы учреждений здравоохранения на оказание медицинской помощи сотрудникам уголовно-исполнительной системы возмещаются соответствующим территориальным органом Федеральной службы исполнения наказаний России в субъекте Российской Федерации, где проходят военную службу (службу) сотрудники, по тарифам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (в учреждении здравоохранения) на момент оказания медицинской помощи, в соответствии с договором, заключенным между территориальным органом Федеральной службы исполнения наказаний России и учреждением здравоохранения.
Скорая медицинская помощь оказывается военнослужащим и сотрудникам беспрепятственно и бесплатно всеми учреждениями здравоохранения независимо от территориальной и ведомственной подчиненности и формы собственности при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (несчастные случаи, травмы, отравления, другие состояния и заболевания) (пункт 4 Правил).
Из анализа данной нормы следует, что под термином скорая медицинская помощь понимается экстренная, неотложная медицинская помощь, которая оказывается всеми учреждениями здравоохранения независимо от территориальной и ведомственной подчиненности и формы собственности с момента поступления больного сотрудника в учреждение здравоохранения и до устранения непосредственной угрозы его жизни и возможности его транспортировки.
При этом действующим законодательством предусмотрены виды медицинской помощи, в отношении которых расходы на лечение военнослужащих не возмещаются. В частности, не производятся взаиморасчеты за оказание скорой медицинской помощи, которая оказывается на бесплатной основе, и за дорогостоящие (высокотехнологичные) виды медицинской помощи, утверждаемые Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и оказываемые военнослужащим в специализированных учреждениях здравоохранения федерального подчинения.
В соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств. Доказательства представляются лицами, участвующими в деле (часть 1 статьи 66 АПК РФ).
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (статья 71 АПК РФ). Совокупность взаимосвязанных доказательств должна удовлетворять критерию достаточности.
Согласно выставленному для оплаты ответчику счету-фактуре N 122 от 11.09.2014, общая стоимость за оказание медицинских услуг, предъявленная к возмещению ответчику, составила 507 499 руб. 64 коп.
Между тем, из представленных в обоснование размера документов усматривается, что в состав указанной суммы включены расходы в сумме 44 375 руб. за оказание скорой медицинской помощи следующим сотрудникам УФСИН России по ЯНАО: Кириченко Н.А., Потаповой Л.А., Тимощенко Н.А., Ковалевой А.Н., Новокрещенскому М.В.
Однако, учитывая вышеприведенные нормы, предъявленные к возмещению расходы на оказание скорой медицинской помощи сотрудникам УФСИН России по ЯНАО в размере 44 375 руб. подлежат исключению из цены настоящего иска.
Кроме того, оценив имеющиеся в деле документы, суд первой инстанции установил включение в список лиц, оказание медицинской помощи которых производится в специальном порядке и в рамках заключенных контрактов N 0390100000214000012 (регистрационный N 14 от 18.02.2014), N 0390100000214000095 (регистрационный N 230 от 25.12.2014), гр. Сэротэтто С.П., в отношении которого отсутствуют доказательства того, что он является сотрудником УФСИН России по ЯНАО.
Соответствующие доказательства, подтверждающие статус Сэротэтто С.П. в качестве сотрудника УФСИН России по ЯНАО, на стадии апелляционного разбирательства также не представлены.
С учетом установленных обстоятельств, суд первой инстанции правомерно отказал истцу в возмещении расходов в сумме 261 руб. в отношении Сэротэтто С.П., и в сумме 44375 руб. на оказание сотрудникам УФСИН России по ЯНАО скорой помощи. В оставшейся части требования истца на сумму 462 863 руб. 64 коп. являются обоснованными.
Принимая во внимание то, что ответчиком доказательств оплаты задолженности в размере 462 863 руб. 64 коп. не представлены, суд первой инстанции правомерно взыскал с ответчика долг в указанном размере.
Утверждение ответчика о том, что с его стороны имела место переплата за оказанные услуги скорой медицинской помощи в сумме 205 035 руб., которая подлежит зачету в счет исполнения по заключенным контрактам, суд апелляционной инстанции признает необоснованным, обращая внимание на отсутствие в деле платежных документов, из которых бы усматривался факт перечисления указанной суммы денежных средств в адрес истца.
Имеющийся в деле реестр N 4-8 за период с 01.04.2014 по 31.08.2014 к числу таковых доказательств не относится.
Таким образом, доказательства перечисления указанной суммы в адрес истца в счет услуг за оказание скорой медицинской помощи в деле отсутствуют.
Со своей стороны истец факт получения от ответчика указанных денежных средств в сумме 205 035 руб. по заключенным контрактам не подтверждает.
В этой связи, суд апелляционной инстанции не усматривает основания для уменьшения взысканных судом первой инстанции в пользу истца расходов на оплату медицинских услуг в рамках исполнения контрактов N 0390100000214000012 (регистрационный N 14 от 18.02.2014) на оказание медицинских услуг, N 0390100000214000095 (регистрационный N 230 от 25.12.2014).
В соответствии со статьёй 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Поскольку требования истца удовлетворены частично, суд первой инстанции правомерно распределил бремя несения судебных расходов на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям.
Ссылка истца на то, что возмещение судебных расходов следует возложить в полном объеме на ответчика, судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку признаки злоупотребления ответчиком правами не установлены, соответствующие доказательства не представлены.
В соответствии с частью 2 статьи 111 АПК РФ, арбитражный суд вправе отнести все судебные расходы по делу на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами или не выполняющее своих процессуальных обязанностей, если это привело к срыву судебного заседания, затягиванию судебного процесса, воспрепятствованию рассмотрения дела и принятию законного и обоснованного судебного акта.
Как следует из пояснений истца, злоупотребление со стороны ответчика он усматривает в непредоставлении в арбитражный суд отзыва на исковое заявление.
Между тем, проанализировав позицию апеллянта и положения, закрепленные пунктом 2 статьи 111 АПК РФ, суд апелляционной инстанции полагает, что указанные обстоятельства к числу оснований, указанных в пункте 2 статьи 111 АПК РФ для возложения на ответчика судебных расходов, понесенных в результате участия в судебном заседании его представителя, не относятся.
К том уже в материалах дела имеются письменные возражения ответчика на исковое заявление, поступившие в суд в установленном АПК РФ порядке, в которых изложена правовая позиция ответчика по рассматриваемому спору (л.д 74-75).
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционным жалобам в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на их подателей.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 сентября 2015 года по делу N А81-3121/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Д.Г. Рожков |
Судьи |
А.С. Грязникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-3121/2015
Истец: Государственное бюджетное учреждение Ямало-Ненецкого автономного окргуга "Харпская районная больница"
Ответчик: Управление Федеральной службы исполнения наказания по Ямало-Ненецкому автономному округу