г. Москва |
|
02 декабря 2015 г. |
Дело N А41-36013/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коротковой Е.Н.,
судей Бархатова В.Ю., Катькиной Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Айрапетян Н.М.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Хороший улов" на решение Арбитражного суда Московской области от 07 сентября 2015 года, принятое судьей Гриневой А.В., по делу N А41-36013/15 по заявлению ООО "Хороший улов" к Комитету лесного хозяйства Московской области о признании незаконными действий, третье лицо - Московско-Окское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов,
при участии в заседании:
от заявителя - Широков А.Н. по доверенности от 15.05.2015;
от заинтересованного лица - Виноградова Е.А. по доверенности N 26Дов-546;
от третьего лица - не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Хороший улов" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Комитету лесного хозяйства Московской области (далее - заинтересованное лицо) с требованиями:
- признать незаконными действия Комитета лесного хозяйства Московской области выразившейся в необоснованном отказе удовлетворения заявления ООО "Хороший улов" о заключении договора аренды без проведения аукциона на аренду лесного участка на 49 лет площадью 47 га в квартале N 9 на лесотаксационных выделах NN 3, 4, 7, 10, 11, 13, 14, 20, 21, 30 - 32 и в квартале N 4 на лесотаксационных выделах NN 9, 22 - 26, 33, 34, 44, 66 - 70 Танинского участкового лесничества Талдомского филиала ГКУ Московской области "Мособллес";
- обязать Комитет лесного хозяйства Московской области заключить с ООО "Хороший улов" договор аренды лесных участков в квартале N 9 на лесотаксационных выделах NN 3, 4, 7, 10, 11, 13, 14, 20, 21, 30 - 32 и в квартале N 4 на лесотаксационных выделах NN 9, 22 - 26, 33, 34, 44, 66 - 70, находящихся в государственной или муниципальной собственности без проведения аукциона в соответствии с приказом Рослесхоза от 26.07.2011 N 319 "Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и Формы примерного договора аренды лесного участка" (зарегистрировано в Минюсте России 03.10.2011 N 21965).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно заявленных требований, в деле принимает участие Московско-Окское бассейновое водное Управление Федерального агентства водных ресурсов.
Решением Арбитражного суда Московской области от 07 сентября 2015 года по делу N А41-36013/15 в удовлетворении требований ООО "Хороший улов" отказано.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе ООО "Хороший улов", в которой заявитель просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования - удовлетворить.
Представитель заявителя в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования - удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru, сайте "Электронное правосудие" www.kad.arbitr.ru.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав представителей, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Хороший улов" на основании договоров аренды земельных участков N 06/13-2, N 06/13-3 от 06.05.2013 и N 06/13-1 от 17.05.2013 является пользователем земельных участков с кадастровыми номерами 50:01:0040260:4, 50:01:0040260:5, 50:01:0040260:1 по адресу: Московская область, Талдомский район, Юдинский с.о. юго-западнее д. Веретьево, на которых расположены водные объекты - пруды.
Данные земельные участки находятся внутри лесных кварталов N 4 и N 9 Танинского участкового лесничества; в непосредственной близости от водных объектов протекает ручей Большой.
Как указал заявитель, для предотвращения отрицательного влияния энергии водного потока на расположенные на прибрежных участках поселения, предотвращения размыва ответственных насыпей местной дороги и берегов ручья Большой, а также предотвращения заболачивания прилегающих лесных участков, необходимо провести ряд профилактических и защитных инженерных мероприятий (строительство и эксплуатация гидротехнических сооружений), в квартале N 9 на лесотаксационных выделах NN 3, 4, 7, 10, 11, 13, 14, 20, 21, 30 - 32 и в квартале N 4 на лесотаксационных выделах NN 9, 22 - 26, 33, 34, 44, 66 - 70, общей площадью 47 га.
В целях проведения указанных работ ООО "Хороший улов" 25.03.2014 обратилось в Комитет с заявлением о заключении договора долгосрочной аренды на 49 лет лесного участка площадью 47 га без проведения аукциона в квартале N 9 Танинского участкового лесничества Талдомского филиала ГКУ Московской области "Мособллес" вблизи деревни Веретьево, в соответствии с порядком подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 26.07.2011 N 319. К заявлению были приложены: заявление о предоставлении лесного участка в аренду без проведения аукциона, предпроектные предложения N 14/13-П от 10.02.2014 инженерно-гидрометеоролоические изыскания, предпроектные предложения N 14/13-П от 10.02.2014 отчет, копии свидетельств о государственной регистрации права на арендованные земельные участки, копии договоров аренды земельных участков, планы участков.
В ответ на указанное заявление Комитет лесного хозяйства Московской области письмом от 23.04.2014 N исх-4692/26-14 сообщил, что ООО "Хороший улов" отказано в предоставлении лесного участка, по причине не указания в заявлении местоположения лесного участка (выдел), а также отсутствия обоснование цели, вида и срока использования испрашиваемого лесного участка.
Общество повторно 21.07.2014 обратилось к заинтересованному лицу с заявлением о заключении договора долгосрочной аренды на 49 лет лесного участка площадью 47 га. (выделы N N 3, 4, 7, 9, 10, 11, 13, 14, 20 - 26, 30-34, 44, 66 - 70) без проведения аукциона в квартале N 9 Танинского участкового лесничества Талдомского филиала ГКУ Московской области "Мособллес" вблизи деревни Веретьево, приложив к данному заявлению документально обоснование цели, вида и срока предоставления лесного участка.
Письмом от 02.09.2014 Комитет сообщил заявителю, что представленный им пакет документов и заявление для заключения договора аренды лесного участка не соответствует требованиям установленным пунктами 18 и 20 Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 26.07.2011 N 319.
ООО "Хороший улов" 22.10.2014 вновь обратилось к заинтересованному лицу с заявлением о заключении договора долгосрочной аренды на 49 лет лесного участка площадью 47 га в квартале N 9 на лесотаксационных выделах NN 3, 4, 7, 10, 11, 13, 14, 20, 21, 30 - 32 и в квартале N 4 на лесотаксационных выделах NN 9, 22 - 26, 33, 34, 44, 66 - 70, с учетом все ранее выставленных замечаний со стороны Комитета лесного хозяйства Московской области.
Комитет в своем письме от 19.01.2015 сообщил ООО "Хороший улов" об отказе в предоставлении лесного участка в аренду под заявленные цели в виду нарушения подпункта "в" пункта 20 Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в заявлении отсутствует обоснование цели использования лесного участка, который предполагается взять в аренду.
Дополнительно Комитет указал, что в соответствии со статьей 4.1. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действе Лесного кодекса Российской Федерации" с 1 января 2015 года не допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета в целях использования лесов строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов. Информация о постановке испрашиваемого лесного участка на государственный кадастровый учет не содержится в государственном лесном реестре.
Посчитав, что названными отказами Комитета нарушаются права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО "Хороший улов" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно совместному постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 основанием для признания ненормативного правового акта недействительным, решений, действий (бездействия) незаконными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением земельных участков изъятых их оборота, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 9 Лесного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Исходя из содержания частей 1, 3 статьи 74 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, использования лесов в соответствии со статьями 36, 43 - 45 ЛК РФ, реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ.
Статьей 44 ЛК РФ регламентируются положения, связанные с использованием лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов.
В соответствии с частью 4 статьи 74 ЛК РФ заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.
Таким образом, предоставление земельных участков лесного фонда в аренду может быть произведено без проведения аукциона для целей, связанных с использованием лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов.
В соответствии с частью 1 статьи 87 ЛК РФ основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.
При этом частью 5 статьи 74 ЛК РФ установлено, что порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора аренды лесного участка утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с названным положением приказом Федеральным агентством лесного хозяйства от 26.07.2011 N 319 был утвержден Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 18 данного Порядка установлено, что в случае заключения договора аренды лесного участка без проведения аукциона в соответствии с частью 3 статьи 74 ЛК РФ заинтересованное в получении права на заключение договора аренды лесного участка лицо подает заявление в органы государственной власти или органы местного самоуправления, указанные в пункте 5 настоящего Порядка. При этом в заявлении указываются следующие сведения: полное и сокращенное наименование, организационно-правовая форма заявителя, его местонахождении, адрес, реквизиты банковского счета - для юридического лица; местоположение и площадь лесного участка, который предполагается взять в аренду; обоснование цели, вида и срока использования лесного участка, который предполагается взять в аренду.
Согласно пункту 23 Порядка заявление и прилагаемые к нему документы рассматриваются арендодателем в течение 30 календарных дней с даты их получения. По результатам рассмотрения выносится решение о предоставлении лесного участка в аренду либо решение об отказе в предоставлении лесного участка в аренду.
Основаниями для принятия решения об отказе в предоставлении в аренду лесного участка являются: наличие в отношении лесного участка, на который претендует заявитель, прав третьих лиц (за исключением случаев заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации), исключающих возможность использования лесного участка в испрашиваемых целях; подача заявления и прилагаемых к нему документов с нарушением требований, установленных настоящим Порядком; предоставление заявителем недостоверных сведений; запрещение в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществления заявленного вида использования лесов на данном лесном участке; несоответствие заявленной цели (целей) использования лесного участка лесному плану субъекта Российской Федерации или лесохозяйственному регламенту лесничества (лесопарка).
В Талдомском лесничестве, в котором располагается испрашиваемый земельный участок лесного фонда, действует Лесохозяйственный регламент Талдомского лесничества. Раздел 2.12 данного Регламента устанавливает нормативы, параметры и сроки разрешенного использования лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ и иных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов. При этом в указанном разделе предусматривается, что на период действия лесохозяйственного регламента строительство таких объектов не проектируется.
При таких обстоятельствах заявителем испрошен для предоставления в аренду лесной участок, который в соответствии с Лесохозяйственным регламентом Талдомского лесничества не может быть предоставлен для использования лесов в целях строительства гидротехнических сооружений и их последующей эксплуатации.
Более того, из заявления ООО "Хороший улов", поданного в Комитет лесного хозяйства с просьбой предоставить испрашиваемый лесной участок в аренду, не следует и документально не подтверждено обоснование необходимости проведения берегоукрепляющих мероприятий на площади в 47 га, а также не обоснована необходимость использования для берегоукрепления земель лесного фонда, а не находящихся в аренде у общества участков земель сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, заявитель не обосновал цели, в соответствии с которыми им испрашивается лесной участок в аренду.
При данных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Аналогичные выводы относительно того, что требование об обязании предоставить без проведения аукциона лесной участок для строительства гидротехнического сооружения - противопожарного водоема противоречит положениям статьи 87 ЛК РФ, пункту 2.12 Лесохозяйственного регламента, Порядку подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, изложены в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 08.04.2014 по делу N А41-48661/12.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения, так как не свидетельствуют о несоответствии выводов суда имеющимся в деле доказательствам и о неправильном применении норм права.
На основании вышеизложенного апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 07.09.2015 по делу N А41-36013/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Короткова |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-36013/2015
Истец: ООО "Хороший улов"
Ответчик: Комитет лесного хозяйства Московской области
Третье лицо: Московско - Окское бассейновое водное управление Федеральное агенство водных ресурсов