г. Пермь |
|
3 декабря 2015 г. |
Дело N А50-10977/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 3 декабря 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Борзенковой И.В., Голубцова В.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Келлер О.В.
при участии:
от истца Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (ОГРН 1065902004354, ИНН 5902293298) - Рудакова Н.В., паспорт, доверенность от 22.10.2015;
от ответчика общества с ограниченной ответственностью "Капитал-3" (ОГРН 1066316094130, ИНН 6316113996) - Гарзыбазан С.Н., паспорт, доверенность от 15.01.2015; Комиссаров А.А., паспорт, доверенность от 01.07.2015;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика общества с ограниченной ответственностью "Капитал-3"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 10 сентября 2015 года
по делу N А50-10977/2015,
принятое судьей Вавиловой Н.В.
по исковому заявлению Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края
к обществу с ограниченной ответственностью "Капитал-3"
об изменении условий договора аренды лесного участка,
и встречному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Капитал-3"
к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края
о признании недействительными и изменении условий договора аренды лесного участка,
установил:
Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Капитал-3" (далее - ответчик, общество) об изменении условий договора аренды лесного участка от 25.12.2009 N 439.
ООО "Капитал-3" заявлено встречное исковое заявление к Министерству о признании недействительным (ничтожным) п.7 договора аренды лесного участка от 25.12.2009 N 439 в действующей редакции, и изменении условий, путем изложения п.7 в следующей редакции: "Размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке, который определяется на основании лесных деклараций, подаваемых Арендатором" (с учетом уточнения - том 2 л.д.111).
Встречное исковое заявление принято производству определением суда от 28.07.2015.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 10.09.2015 исковые требования Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края удовлетворены, в договор аренды лесного участка от 25 декабря 2009 года N 439 внесены изменения с изложением пункта 4 в следующей редакции:
"4. Арендатору передаются лесные участки для заготовки древесины с предварительно определенным годовым объемом использования лесов:
4.1. По лесному участку N 1 (Горнозаводское лесничество): всего 73,52 тыс. кбм., в том числе 24,28 тыс.кбм. по хвойному хозяйству;
4.2. По лесному участку N 2 (Кизеловское лесничество): всего 34,9 тыс. кбм., в том числе 19,8 тыс.кбм. по хвойному хозяйству;
4.3. По лесному участку N 3 (Чусовское лесничество): всего 165,24 тыс. кбм., в том числе 75,76 тыс.кбм. по хвойному хозяйству;
4.4. По лесному участку N 4 (Комарихинское лесничество): всего 38,37 тыс. кбм., в том числе 11,68 тыс.кбм. по хвойному хозяйству;
4.5. По лесному участку N 5 (Лысьвенское лесничество): всего 158,77 тыс. кбм., в том числе 64,45 тыс.кбм. по хвойному хозяйству.",
а пункта 7 в следующей редакции:
"7. Арендная плата по настоящему договору рассчитана в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2007 г. N 310 и составляет:
- по лесному участку N 1 (Горнозаводское лесничество): в сумме 5 500 703 рубля в год;
- по лесному участку N 2 (Кизеловское лесничество): в сумме 3 228 335 рублей в год;
- по лесному участку N 3 (Чусовское лесничество): в сумме 10 460 281 рубль в год;
- по лесному участку N 4 (Комарихинское лесничество): в сумме 1 264 165 рублей в год;
- по лесному участку N 5 (Лысьвенское лесничество): в сумме 15 479 882 рубля в год.
При расчете арендной платы применен коэффициент 0,5 к ставке платы за единицу объема лесных ресурсов, находящегося в федеральной собственности. Указанный коэффициент применяется в течение срока окупаемости инвестиционного проекта - 3 года 7 месяцев, с момента заключения договора.".
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке апелляционного производства. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований министерства отказать. Заявитель жалобы полагает, что расчет размера арендной платы за 2015 год, представленный Министерством, и установленный как размер арендной платы в последующие годы, полностью противоречит п.2 ст.73 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) и Постановлению Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности". Считает, что пункт 7 договора аренды нарушает права ООО "Капитал-3" как арендатора и указанный пункт договора является недействительным.
Представители ответчика в судебном заседании на доводах апелляционной жалобы настаивали, заявили ходатайство о приобщении к материалам дела нового проекта освоения лесного участка, расположенного на территории Чусовского лесничества.
Судом апелляционной инстанции в удовлетворении ходатайства о приобщении документа к материалам дела отказано. В силу ч.2 ст.268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными. О проведении экспертизы нового проекта освоения лесов ответчиком в суде первой инстанции не заявлялось. Получение арендатором новых проектов освоения лесных участков не лишает его права обратиться в суд с новыми требованиями об изменении условий договора. Между тем настоящий спор рассмотрен исходя из проектов, имевшихся у суда первой инстанции.
Истец в отзыве возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение законным и обоснованным, а доводы жалобы несостоятельными. В судебном заседании представитель истца поддержал доводы письменного отзыва на апелляционную жалобу.
С учетом мнения сторон апелляционный суд приобщил к материалам дела копию одной страницы договора аренды лесного участка от 25.12.2009 N 439 (с пунктами 8-10.5), поскольку она отсутствует в деле, однако текст договора являлся предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 25.12.2009 между Агентством по природопользованию Пермского края ИНН 5902293562 (арендодатель) и ООО "Капитал-3" (арендатор) заключен договор аренды N 439, по условиям которого арендодатель обязался предоставить, а арендатор - принять во временное пользование:
лесной участок N 1 (категории - земли лесного фонда) площадью 60102,4 га, расположенный по адресу: Пермский край, Горнозаводский муниципальный район, Горнозаводское лесничество;
лесной участок N 2 площадью 30420,90 га, расположенный по адресу: Пермский край, Губахинский муниципальный район, Кизеловское лесничество;
лесной участок N 3 площадью 114734 га, расположенный по адресу: Пермский край, Чусовской муниципальный район, Чусовское лесничество;
лесной участок N 4 площадью 79 119,3 га, расположенный по адресу: Пермский край, Лысьвенский, Березовский, Горнозаводский муниципальный район, Лысьвенское лесничество;
лесной участок N 5 площадью 22094,2 га, расположенный по адресу: Пермский край, Чусовской муниципальный район, Комарихинское лесничество
- с указанием участковых лесничеств, выделов и кварталов (т.1 л.д.45-51).
Схема расположения и границы лесного участка (приложение N 1 к договору), характеристики лесного участка (приложение N 2) подписаны сторонами.
Пунктом 4 договора предусмотрено, что участки переданы для заготовки древесины с предварительно определенным годовым объемом использования лесов: всего 499,1 тыс.м3, в том числе 205,4 тыс.м3 по хвойному хозяйству. Точный среднегодовой объем использования лесов определяется Проектом освоения лесов.
Арендная плата рассчитана в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2007 г. N 310 и составляет 11 248 957 руб. При расчете арендной платы применен коэффициент 0,5 к ставке платы за единицу объема лесных ресурсов, находящегося в федеральной собственности. Указанный коэффициент применяется в течение срока окупаемости инвестиционного проекта - 3 года 7 месяцев, с момента заключения договора (п. 7 договора).
В соответствии с п.7.1 договора размер арендной платы может быть скорректирован в связи с изменением среднегодового объема использования лесов по материалам Проекта освоения лесов.
Срок действия договора - с 25.12.2009 по 24.12.2058 (п. 21 договора).
Договор заключен сторонами на основании приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации о включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов от 09.10.2009 N 917.
Лесные участки приняты арендатором по акту приема-передачи от 25.12.2009.
На основании Указа Губернатора Пермского края от 05.07.2011 N 53 Агентство по природопользованию Пермского края ИНН 5902293562 переименовано в Министерство лесного хозяйства Пермского края, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц 07.09.2011 внесена соответствующая запись. 18.01.2013 Министерство лесного хозяйства Пермского края прекратило деятельность в качестве юридического лица путем реорганизации в форме присоединения к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края. Таким образом, арендодателем по договору является Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края.
Экспертной комиссией по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов на "Проект освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду заявителю для заготовки древесины, на территории Пермского лесничества" (далее - Проекты) выданы положительные заключения, утвержденные приказом Министерства:
- на территории Горнозаводского лесничества от 02.04.2010 N СЭД-30-01-03-87 (т.2 л.д.136);
- на территории Кизеловского лесничества от 19.03.2010 N СЭД-30-01-03-69 (т.2 л.д.125);
- на территории Чусовского лесничества от 19.03.2010 N СЭД-3001-03-69 (т.2 л.д.114);
- на территории Комарихинского лесничества от 02.04.2010 N СЭД-30-01-03-87 (т.2 л.д.157);
- на территории Лысьвенского лесничества от 29.03.2010 N СЭД-30-01-03-76 (т.2 л.д.147).
Согласно расчетам Министерства (л.д.142-150 том 1, л.д.1-5 том 2) проектами определены следующие объемы использования лесов:
по лесному участку N 1 - 73,52 тыс.м3, в том числе по хвойному хозяйству - 24,28 тыс.м3;
лесному участку N 2 - 34,9 тыс.м3, в том числе по хвойному хозяйству -19,8 тыс.м3;
лесному участку N 3 - 165,24 тыс.м3, в том числе по хвойному хозяйству - 75,76 тыс.м3;
лесному участку N 4 - 38,37 тыс.м3, в том числе по хвойному хозяйству - 11,68 тыс.м3;
лесному участку N 5 - 158,77 тыс.м3, в том числе по хвойному хозяйству - 64,45 тыс.м3.
В связи с указанными объемами лесов определен размер арендной платы, который составил 5 500 703 руб., 3 228 335 руб., 10 460 281 руб., 1 264 165 руб., 15 479 882 руб., соответственно.
Таким образом, из проекта освоения лесов, получившего положительное заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы, следует, что лесной участок, переданный истцу в аренду, за период действия договора претерпел существенное изменение количественных и качественных характеристик, что не может не отразиться на существенных условиях заключенного договора аренды, таких как годовой объем использования лесов и размер арендной платы.
Согласно приказу Министерства от 20.09.2013 N СЭД-30-01-02-1247 "Об утверждении порядка администрирования платежей", действовавшего до 01.07.2015, разработана методика расчета арендной платы по договорам аренды лесных участков (приложение 21).
В соответствии с п. 2.2 Приложения 21 к приказу объем изъятия лесных ресурсов устанавливается Проектом освоения лесов. В случае несоответствия объемов заготовки, размер арендной платы, установленный договором аренды, подлежит корректировке в соответствии с Проектом освоения лесов.
Аналогичные нормы предусмотрены Приказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 01.07.2015 N СЭД-30-01-02-803 "Об утверждении Порядка взаимодействия".
Полагая, что в связи с изменением объема использования лесов и доли хвойного хозяйства на арендуемом ответчиком лесном участке произошло изменение объема его освоения, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением о внесении изменений в пункты 4 и 7 договора аренды лесного участка.
Поскольку требования Министерства направлены на приведение размера арендной платы в соответствие с приказом Министерства от 20.09.2013 N СЭД30-01-02-1247 "Об утверждении порядка администрирования платежей", с 01.07.2015 - Приказа Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 01.07.2015 N СЭД-30-01-02-803 "Об утверждении Порядка взаимодействия", расчеты арендной платы выполнены в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N310, ответчиком по объемам использования лесов не оспариваются, суд первой инстанции удовлетворил требования Министерства. Отказывая в удовлетворении встречных исковых требований, суд указал на ошибочное толкование обществом ст.73 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ).
Изучив доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва на нее, заслушав мнение представителей сторон, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит выводы арбитражного суда правильными, соответствующими требованиям закона и материалам дела.
Часть 2 ст.3 ЛК РФ предусматривает, что имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 74 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов по продаже права на заключение такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.
Пунктом 3 ст.74 ЛК РФ предусмотрено, что без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях:
1) предусмотренных статьями 36, 43 - 45 настоящего Кодекса;
2) реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;
3) заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса;
4) нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).
Частью 2.1 ст.74 ЛК РФ установлено, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Из материалов дела следует, что спорный договор заключен на основании инвестиционного проекта, заявленные требования обусловлены изменением количественных и качественных характеристик лесных участков, в этой связи, по аналогии с договорами, заключенными на основании аукционов, спор об изменении условий договора аренды лесных участков, подлежит урегулированию судом.
В соответствии с частью 3 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено названным Кодексом.
В силу статьи 614 ГК РФ и статьи 94 ЛК РФ размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются статьей 73 ЛК РФ и договором аренды участка лесного фонда.
Согласно части 1 статьи 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 указанной статьи.
В соответствии с частью 4 статьи 73 ЛК РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Таким образом, в соответствии с положениями статьи 73 ЛК РФ, пункта 1 статьи 424 ГК РФ арендная плата за пользование лесным участком является регулируемой ценой.
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310).
В соответствии с пунктом 1 (2) Постановления N 310 по окончании срока окупаемости инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, размер арендной платы за пользование лесным участком определяется в соответствии со ставками платы без применения понижающего коэффициента 0,5, но с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы, исчисленного на основании отчетности, установленной федеральным органом исполнительной власти в области лесных отношений, на день окончания срока окупаемости проекта путем деления суммарного расчетного размера арендной платы по действующим договорам аренды лесных участков на суммарный размер арендной платы, рассчитанной по ставкам платы без учета действующих в субъекте Российской Федерации инвестиционных проектов.
Общество указывает, что объем изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке должен определяться на основании лесных деклараций, подаваемых арендатором, то есть арендная плата должна исчисляться исходя из фактически изъятых лесных ресурсов.
Данные доводы основаны на неверном толковании законодательства и противоречат достигнутому сторонами в договоре соглашению о порядке исчисления и уплаты арендных платежей (пункт 7).
При этом указанные условия не противоречат ЛК РФ и Постановлению N 310, которые, вопреки доводам ответчика, не предусматривают зависимость арендной платы от фактического использования лесных ресурсов.
Судом установлено, что требования Министерства направлены на приведение размера арендной платы в соответствие с приказом Министерства от 20.09.2013 N СЭД30-01-02-1247 "Об утверждении порядка администрирования платежей", с 01.07.2015 - Приказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 01.07.2015 N СЭД-30-01-02-803 "Об утверждении Порядка взаимодействия", расчеты арендной платы выполнены в соответствии с Постановлением N310. Контррасчет арендной платы, произведенный с учетом утвержденных проектов освоения лесов, ответчиком в дело не представлен.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы основаниями к отмене или изменению решения суда не являются, так как не опровергают правильные выводы суда первой инстанции.
Таким образом, решение арбитражного суда первой инстанции принято без нарушения норм материального и процессуального права. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 10 сентября 2015 года по делу N А50-10977/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-10977/2015
Истец: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЭКОЛОГИИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
Ответчик: ООО "КАПИТАЛ-3"