г. Вологда |
|
03 декабря 2015 г. |
Дело N А66-8493/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 03 декабря 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Мурахиной Н.В. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Леоновой А.В.,
при участии от Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Ткаченко И.В. по доверенности от 31.12.2014 N 140, Шароновой А.А. по доверенности от 05.06.2015 N 218,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на решение Арбитражного суда Тверской области от 17 сентября 2015 года по делу N А66-8493/2015 (судья Белов О.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ТрикВол" (место нахождения: 171157, Тверская область, город Вышний Волочек, улица Революционная слобода, дом 1; ОГРН 1146908000700; ИНН 6908014168; далее - ООО "ТрикВол", общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (место нахождения: 107031, город Москва, улица Рождественка, дом 5/7; ОГРН 1067746766240; ИНН 7702609639; далее - управление, административный орган) о признании незаконным постановления от 03.06.2015 N 7.2-ПС/0090-0000-2015 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 17 сентября 2015 года заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено полностью.
Управление в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. В обоснование своей позиции ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Полагает, что выявленное нарушение невозможно квалифицировать по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, поскольку наличие лицензии является требованиея промышленной безопасности в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ).
Представители административного органа в судебном заседании поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Отзыв на апелляционную жалобу от общества к судебному заседанию не поступил.
ООО "ТрикВол" надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направило, в связи с этим разбирательство по делу произведено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей управления, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и следует из отзыва управления, представленного в суд первой инстанции, Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой Тверской области (далее - прокуратура) проведена проверка соблюдения заявителем требований законодательства о промышленной безопасности в части выполнения требований по лицензированию деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов.
В ходе проверки установлено, что общество осуществляет эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта "Система теплоснабжения" (газовой котельной) без специального разрешения (лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности) по адресу: Тверская область, Вышний Волочек, улица Революционная Слобода, дом 1. В государственном реестре опасных производственных объектов указанный объект не зарегистрирован.
По факту нарушений требований промышленной безопасности опасных производственных объектов прокуратурой вынесено постановление от 13.04.2015 о возбуждении в отношении ООО "ТрикВол" производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, которое передано для рассмотрения в управление.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, государственный инспектор отдела по надзору за промышленной безопасностью по Тверской области управления Ростехнадзора вынес постановление от 03.06.2015 N 7.2-ПС/0090-0000-2015, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Общество не согласилось с данным постановлением и обжаловало его в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административным органом дана неправильная квалификация совершенного обществом правонарушения, в связи с этим удовлетворил заявленные требования.
Апелляционная инстанция находит данный вывод суда обоснованным в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Диспозиция указанной статьи предусматривает два правонарушения: нарушение требований промышленной безопасности и нарушение условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в несоблюдении требований промышленной безопасности, установленных Законом N 116-ФЗ.
Постановлением управления от 03.06.2015 N 7.2-ПС/0090-0000-2015 обществу вменяется в вину нарушение требований промышленной безопасности, к которым административный орган относит отсутствие лицензии на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Названное правонарушение квалифицировано управлением по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Довод подателя жалобы о неправильной квалификации судом выявленного правонарушения отклоняется апелляционной инстанцией в силу следующего.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определены в Законе N 116-ФЗ.
В силу пункта 1 статьи 3 указанного Закона под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Статьей 2 Закона N 116-ФЗ предусмотрено, что опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
В свою очередь, как указано ранее в настоящем постановлении, частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
На основании пункта 1 статьи 6 Закона N 116-ФЗ к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях.
Отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования эксплуатации названных объектов определен Положением о лицензировании эксплуатации химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 N 492.
Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, которая в силу требований закона подлежит лицензированию.
В свою очередь, осуществление подлежащей лицензированию предпринимательской деятельности независимо от ее вида и сферы, в которой она осуществляется, посягает на отношения, возникающие в связи с лицензированием отдельных видов деятельности, регулируемые Законом о лицензировании и принятыми на его основе иными нормативными правовыми актами.
Следовательно, осуществление лицом любого вида предпринимательской деятельности без лицензии образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Управление вменяет в вину обществу эксплуатацию опасного производственного объекта "Система теплоснабжения" (газовой котельной), расположенного по адресу: Тверская область, Вышний Волочек, улица Революционная слобода, дом 1, без специального разрешения (лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности). При этом в государственном реестре опасных производственных объектов указанный объект не зарегистрирован.
В этой связи осуществление обществом предпринимательской деятельности, связанной с эксплуатацией опасного производственного объекта, без лицензии на эксплуатацию такого объекта также следует квалифицировать по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Данный вывод подтверждается постановлением Верховного Суда Российской Федерации от 02.03.2015 N 301-АД14-9043.
С учетом изложенного вменяемое обществу в вину правонарушение, выразившееся в отсутствии у заявителя лицензии на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, и отраженное в оспариваемом постановлении, ошибочно квалифицировано административным органом по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Согласно пункту 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд, в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ, принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
В силу пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" переквалификация правонарушения является правом суда. Оснований для переквалификации (с учетом значительного ухудшения положения привлеченного к ответственности лица) суд по настоящему делу не усматривает.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, касаются обстоятельств, которым дана надлежащая оценка судом первой инстанции, они не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены решения.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 17 сентября 2015 года по делу N А66-8493/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-8493/2015
Истец: ООО "ТрикВол"
Ответчик: Центральное Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору