город Ростов-на-Дону |
|
03 декабря 2015 г. |
Дело N А53-19554/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 декабря 2015 года.
Судья Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевой В.Ю.
при участии:
от заявителя: управляющий ООО "Ремонтно-эксплуатационная компания объединенных ТСЖ" - Шолохов М.В.
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационная компания объединенных ТСЖ"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 08.10.2015 по делу N А53-19554/2015,
принятое судьей Шапкиным П.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационная компания объединенных ТСЖ"
к заинтересованному лицу Государственной жилищной инспекции Ростовской области
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационная компания объединенных ТСЖ" (далее - заявитель, общество, ООО "Ремонтно-эксплуатационная компания объединенных ТСЖ", ООО "РЭКО ТСЖ") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - инспекция) от 07.07.2015 N 682 о привлечении к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 (Сорок тысяч) рублей.
В соответствии со статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судьей первой инстанции единолично без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 08.10.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано наличием в действиях общества состава административного правонарушения, отсутствием нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, отсутствием оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационная компания объединенных ТСЖ" обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение Арбитражного суда Ростовской области от 08.10.2015 отменить, принять постановление об удовлетворении требования общества и признании незаконным и отмене постановления от 07.07.2015 N 682. В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на необоснованное рассмотрение судом первой инстанции заявления в порядке упрощенного производства, а также на то, что уборка внутридомового имущества, а также прилегающей территории производится с определенной периодичностью, что не исключает образование в межсервисных промежутках наличия обстоятельств, указанных в обжалуемом решении.
В отзыве на апелляционную жалобу инспекция просит решение Арбитражного суда Ростовской области от 08.10.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества - без удовлетворения. Считает, что общество обоснованно привлечено к административной ответственности за ряд нарушений, допущенных при содержании общего имущества многоквартирного дома, а также, что суд первой инстанции правомерно рассмотрел дело в порядке упрощенного производства.
В силу статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам.
В пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства" разъяснено, что апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судьей единолично по общим правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд, проверив наличие доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, определил рассмотреть апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Государственной жилищной инспекции Ростовской области.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, указал, что не был ознакомлен со всеми материалами дела, представил возражения, указал на неправильное применение норм материального права, указал, что вмененные нарушения не соотносятся с содержащимся в согласованном плане работами, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Указал на допущенные прокуратурой нарушения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 N 294-ФЗ в ходе проверки.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 26.02.2015 проверкой, проведенной Октябрьской прокуратурой г. Ростова-на-Дону с участием специалиста Государственной жилищной инспекции Ростовской области, многоквартирного дома по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Немировича-Данченко, 76/6, установлено нарушение ООО "РЭКО ТСЖ", ответственным за надлежащее содержание общего имущества указанного дома, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, а именно: придомовая территория многоквартирного дома убирается неудовлетворительно - на газонах имеется мусор; места общего пользования (лестничные клетки) многоквартирного дома находятся в неудовлетворительном состоянии - возле мусоропроводов частично рассыпан мусор, на лестничных клетках имеется паутина, влажная уборка мест общего пользования не производится; на лестничных клетках частично отсутствует остекление, а также освещение; на стволах мусоропроводов и мусороприемников имеются коррозии и значительные щели; не проводится ревизия электропроводки в местах общего пользования и электрических распределительных коробках; имеются вертикальные трещины шириной раскрытия от 0,2 до 0,4 см; зафиксировано значительное повреждение окрасочного и штукатурного слоев панелей лестничных клеток, частично имеются выбоины, сколы на переходных площадках и входных узлах.
В ходе проведенной проверки выявлены нарушения статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, п.п. 1.8, 3.7.1, 3.2.1, 3.2.2, 4.8.14, 4.8.9, 5.9.12, 5.9.29, 5.9.30 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно - коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N170).
26.02.2015 прокуратурой Октябрьского района г. Ростова-на-Дону с участием уполномоченного лица Государственной жилищной инспекцией Ростовской области был составлен акт о выявленных нарушениях, 26.03.2015 и.о. прокурора Октябрьского района г. Ростова-на-Дону вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, в соответствии с которым действия (бездействия) общества квалифицированы по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
25.05.2015 в Государственную жилищную инспекцию Ростовской области направлен материал проверки, проводимой прокуратурой в отношении общества, для рассмотрения по существу.
07.07.2015 Государственной жилищной инспекцией вынесено постановление N 682 по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, используя право на обжалование, предусмотренное статьей 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Требования к содержанию жилищного фонда закреплены в Правилах содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания). Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда закреплены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила эксплуатации).
Подпунктами а) и б) пункта 10 Правил содержания общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, а также безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
В силу п. 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно - климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 Правил N 491 ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; б) обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения; в) поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях; г) уборку и санитарно- гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; д) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме; д.1) организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности; е) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности; ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества; з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 Правил N 491, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества; и) проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; к)обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В соответствии с п. 1.8 Правил N 170 техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя:
Управление жилищным фондом: организацию эксплуатации; взаимоотношения со смежными организациями и поставщиками; все виды работы с нанимателями и арендаторами.
Техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий: техническое обслуживание (содержание), включая диспетчерское и аварийное; осмотры; подготовка к сезонной эксплуатации; текущий ремонт; капитальный ремонт.
Санитарное содержание: уборка мест общего пользования; уборка мест придомовой территории; уход за зелеными насаждениями.
Пунктом 3.2.1 Правил N 170 содержание лестничных клеток может включать в себя: техническое обслуживание (плановые, внеплановые осмотры, подготовка к сезонной эксплуатации, текущий ремонт конструктивных элементов и инженерных систем и домового оборудования); капитальный ремонт в составе капитального или выборочного ремонта зданий; мероприятия, обеспечивающие нормативно-влажностный режим на лестничных клетках; обслуживание мусоропроводов; обслуживание автоматических запирающихся устройств, входных дверей, самозакрывающихся устройств; обслуживание лифтового оборудования; обслуживание системы ДУ; организация дежурства в подъездах; оборудование помещений для консьержек с установкой телефона.
В соответствии с пунктом 3.2.2. Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние строительных конструкций, отопительных приборов и трубопроводов, расположенных на лестничных клетках; требуемое санитарное состояние лестничных клеток; нормативный температурно-влажностный режим на лестничных клетках.
Пунктом 3.7.1 Правил N 170 предусмотрено, что организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории; проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории.
Пунктом 4.8.9 Правил N 170 предусмотрена окраска конструкций лестниц каждые пять лет.
В соответствии с пунктом 4.8.14 Правил N 170 на лестничных клетках должно быть исправным остекление; наличие фурнитуры на окнах и дверях (ручки, скобянка), освещение лестничной клетки; помещение должно регулярно проветриваться, температура воздуха - не менее +16 град. С; должна быть обеспечена регулярная уборка: обметание окон, подоконников, отопительных приборов - не реже 1 раза в 5 дней; стены - не менее 2 раз в месяц; мытье - не реже 1 раза в месяц; рекомендуется перед наружными входными дверями устанавливать скребки и металлические решетки для очистки обуви от грязи и снега; входы из лестничных клеток на чердак или кровлю (при бесчердачных крышах) должны быть закрыты на замок.
В соответствии с пунктом 5.9.12 Правил N 170 отходы из камер должны удаляться ежедневно. Перед удалением или заменой контейнеров следует закрывать шибер части ствола мусоропровода.
Согласно пункту 5.9.29 Правил N 170 нарушать целостность и герметичность ствола мусоропровода категорически запрещается.
Пунктом 5.9.30 Правил N 170 предусмотрено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна систематически проверять правильность эксплуатации и обслуживания мусоропроводов, проводить инструктаж рабочих мусоропровода по санитарному содержанию домовладений, по работе с устройствами для очистки, мойки и дезинфекции стволов мусоропроводов с автоматическим пожаротушением, по технике безопасности в жилищном хозяйстве, а также своевременно обеспечивать рабочих мусоропровода спецодеждой, инвентарем, моюще-дезинфицирующими средствами по установленным нормам.
В нарушение установленных требований обществом не приняты меры по надлежащему содержанию общего имущества собственников помещений многоквартирного дома по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Немировича-Данченко, д. 76/6, что подтверждается актом проверки от 26.02.2015, фототаблицей.
Выявленные нарушения свидетельствуют о наличии в действиях общества объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ООО "РЭКО ТСЖ" как лицо, ответственное за содержание жилого дома, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Имея возможность для соблюдения установленных правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, общество не обеспечило выполнение установленных требований при эксплуатации жилого дома, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Немировича-Данченко, д. 76/6.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявитель указал, что в Правилах N 170 юридические лица не поименованы в качестве лиц, на которых распространяется обязанность по их соблюдению. Указанный довод апелляционный суд отклоняет. Названные Правила разработаны в соответствии с жилищным законодательством, определяют порядок эксплуатации, обеспечения сохранности, содержания и ремонта жилищного фонда лицами, на которых возложены эти обязанности. Таким лицом общество безусловно является.
Объективных доказательств отсутствия состава административного правонарушения, нарушения сроков и порядка привлечения к административной ответственности не представлено.
Установленная частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность административного органа по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, не исключает возложенной статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанности каждого участвующего в деле лица представить доказательства, подтверждающие их требования и возражения.
В материалы дела обществом с учетом требований статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено надлежащих доказательств, опровергающих выводы административного органа в части выявленных нарушений.
Обществом не представлено доказательств принятия всех возможных и необходимых мер в целях недопущения совершения правонарушения.
Проверка проводилась в помещениях, находящихся в свободном доступе.
Наличие запланированных к проведению летом 2015 года мероприятий не свидетельствует об отсутствии установленного в ходе проверки в действиях общества правонарушения. Аналогично ссылки общества на то, что уборка придомовой территории проводится в соответствии с установленным графиком два раза в неделю, в день проверки уборка не проводилась, не принимаются судом во внимание, поскольку данные обстоятельства не исключают сам факт выявленного нарушения.
Доводы подателя жалобы относительно нарушения норм Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 N 294-ФЗ являются несостоятельными, поскольку в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 1 Закона N 294-ФЗ положения данного Закона не применяются при осуществлении прокурорского надзора, а также в ходе производства по делу об административном правонарушении.
Таким образом, инспекцией вынесено законное и обоснованное постановление о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судом апелляционной инстанции также не установлено оснований для признания допущенного правонарушения малозначительным с учетом пренебрежительного отношения общества к исполнению публично-правовых обязанностей.
Довод общества о неправомерном рассмотрении судом первой инстанции заявления в порядке упрощенного производства отклоняется судом апелляционной инстанции.
Изучив ходатайство заявителя от 10.09.2015 о переходе к рассмотрению заявления по общим правилам административного судопроизводства, учитывая отсутствие в данном ходатайстве указаний на наличие конкретных обстоятельств, которые могли бы явиться основанием для вынесения судом определения о рассмотрении настоящего дела по правилам административного судопроизводства, установленным главой 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также то, что в ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства судом первой инстанции также не установлено обстоятельств, предусмотренных частью 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которые препятствовали бы разрешению данного спора в порядке упрощенного производства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правомерно отклонил ходатайство заявителя и рассмотрел дело в порядке упрощенного производства по имеющимся в деле документам.
Судом апелляционной инстанции установлено, что основания для перехода к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства, установленные частью 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, у суда первой инстанции отсутствовали.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 08.10.2015 по делу N А53-19554/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с частью 3 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.А. Сулименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-19554/2015
Истец: ТСЖ ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "РЕМОНТНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ КОМПАНИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ
Ответчик: Государственная жилищная инспекция РО, Государственная жилищная инспекция Ростовской области