город Омск |
|
01 декабря 2015 г. |
Дело N А81-2101/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 декабря 2015 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сидоренко О.А.,
судей Шиндлер Н.А., Золотовой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бака М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11978/2015) Департамента финансов Ямало-Ненецкого автономного округа на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15.09.2015 по делу N А81-2101/2015 (судья Кустов А.В.), принятое по заявлению акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" (ИНН 8901025421, ОГРН 1118901002153) к Департаменту финансов Ямало-Ненецкого автономного округа, при участии в деле: прокурора г. Губкинского; в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, об оспаривании постановления от 22.04.2015 N 8 о прекращении дела об административном правонарушении,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента финансов Ямало-Ненецкого автономного округа - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" - Фролов А.С. (личность удостоверена паспортом, по доверенности от 13.03.2015 сроком действия по 31.12.2016);
от прокурора г.Губкинского - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
установил:
акционерное общество "Ямалкоммунэнерго" (далее по тексту - заявитель, Общество, АО "Ямалкоммунэнерго") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту финансов Ямало-Ненецкого автономного округа (далее по тексту - административный орган, Департамент) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 22.04.2015 N 8.
Определением суда от 08.05.2015 к участию в деле привлечен прокурор г. Губкинский (далее тексту - Прокурор).
Определением суда от 17.06.2015 к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее тексту - Департамент тарифной политики).
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15.09.2015 по делу N А81-2101/2015 постановление Департамента финансов Ямало-Ненецкого автономного округа от 22.04.2015 N 8 о прекращении дела об административном правонарушении признано незаконным и отменено.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе её податель указывает на наличие в действиях АО "Ямалкоммунэнерго" события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Податель жалобы обращает внимание на то, что субсидия АО "Ямалкоммунэнерго" была использована в августе 2014 года не в приоритетном порядке, а именно не выплачена задолженность по приоритету второй очереди - по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ в г. Губкинский ЯНАО в размере 12 832 560,52 рублей, а данная сумма была 20.08.2014 списана со счетов филиала АО "Ямалкоммунэнерго" в г. Губкинский и направлена по приоритету субсидии четвертой очереди, а именно на использование иных обязательств, предусмотренных производственной программой предприятия.
До начала судебного заседания от Департамента поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.
Прокурор и Департамента тарифной политики, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) также в отсутствие представителей указанных лиц по имеющимся в деле доказательствам.
В представленных до начала судебного заседания отзывах АО "Ямалкоммунэнерго" и Департамента тарифной политики просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель АО "Ямалкоммунэнерго" возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы на нее, заслушав явившегося в судебное заседание представителя АО "Ямалкоммунэнерго", установил следующие обстоятельства.
Прокурором г. Губкинский проведена проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств (субсидий), предоставленных управляющим организациям и иным предприятиям ЖКХ в истекшем периоде 2014 года, по результатам которой в деятельности филиала ОАО "Ямалкоммунэнерго" выявлены нарушения условий предоставления субсидии на компенсацию выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению коммунальные услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек. В ходе проведенной проверки прокуратура установила, что Общество нарушило Порядок предоставления и расходования субвенций из окружного бюджета бюджетам муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе на осуществление отдельных государственных полномочий Ямало-Ненецкого автономного округа по предоставлению субсидий на компенсацию выпадающих доходов организациям коммунального комплекса, утвержденного постановлением Правительства Ямало-Ненецкого округа от 23.12.2011 N 1011-П (далее по тексту Порядок N 1011-П), и условия соглашений NN99/с-14, 100/с-14 о предоставлении субсидий на компенсацию выпадающих доходов исполнителю, осуществляющему предоставление коммунальных услуг, реализуемых населению по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек от 24.06.2014 (далее по тексту - Соглашения NN99/с-14, 100/с-14), заключенного между Администрацией города Губкинский и ОАО "Ямалкоммунэнерго". Нарушение выразилось в том, что субсидия АО "Ямалкоммунэнерго" была использована в августе 2014 года не в приоритетном порядке, а именно не выплачена задолженность по приоритету второй очереди - по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ в г. Губкинский ЯНАО в размере 12 832 560, 52 рублей, а данная сумма была 20.08.2014 списана со счетов филиала АО "Ямалкоммунэнерго" в г. Губкинский и направлена по приоритету субсидии четвёртой очереди, а именно на использование иных обязательств, предусмотренных производственной программой предприятия.
04.03.2015 Прокурор возбудил в отношении Общества дело об административном правонарушении по части 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), которое было направлено для рассмотрения в адрес Департамента.
22.04.2015, по итогам рассмотрения указанного постановления и иных материалов административного дела, Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ, но в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, вынесено постановление N 8 о прекращении дела об административном правонарушении. Департамент в своём постановлении установил, что Обществом нарушен пункт 2.3 Порядка N 1011-П, а именно не соблюдено условие предоставления субсидии - направление денежных средств, находящихся на расчетных счетах в кредитных организациях, в приоритетном порядке.
Общество, не согласившись с указанным постановлением, обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
15.09.2015 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).
Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 2 статьи 15.5.5 КоАП РФ установлено, что нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии.
Таким образом, объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ, образуют действия, связанные с нарушением условий предоставления субсидий, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных органов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 1 части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий.
Порядок N 1011-П регламентирует условия и порядок предоставления субсидий из бюджетов муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - муниципальные образования, автономный округ) на компенсацию выпадающих доходов организациям коммунального комплекса, осуществляющим предоставление коммунальных услуг населению по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек в связи с соблюдением предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги (пункт 1.1 Порядка).
В соответствии с пунктом 2.3 Порядка Субсидии предоставляются организациям коммунального комплекса при условии:
- обеспечения своевременных расчетов организаций коммунального комплекса за поставленные топливно-энергетические ресурсы (в том числе за топливо, поставленное в рамках централизованного досрочного завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов), используемые для производства энергии, в объеме, предусмотренном в тарифе на соответствующий период;
- наличия утвержденной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- направления денежных средств, находящихся на расчетных счетах в кредитных организациях, в следующем приоритетном порядке: исполнение обязательств по оплате труда; исполнение обязательств по налогам и сборам; исполнение обязательств по оплате поставленных топливно-энергетических ресурсов; исполнение иных обязательств, предусмотренных производственной программой предприятия.
Сроки и порядок предоставления расчетов для предоставления субсидий, сроки перечисления субсидий, порядок авансирования, формы и порядок представления отчетности организациями коммунального комплекса - получателями субсидий, а также порядок возврата неиспользованных субсидий и контроля за целевым использованием субсидий устанавливается соглашением (пункт 2.4 Порядка).
Из постановления прокурора следует, что Обществу вменяется нарушение требований законодательства и условий соглашений N N 99/с-14, 100/с-14, которое выразилось в том, что субсидия АО "Ямалкоммунэнерго" была использована в августе 2014 года не в приоритетном порядке, а именно не выплачена задолженность по приоритету второй очереди - по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ в г. Губкинский ЯНАО в размере 12 832 560, 52 рублей, а данная сумма была 20.08.2014 списана со счетов филиала АО "Ямалкоммунэнерго" в г. Губкинский и направлена по приоритету субсидии четвёртой очереди, а именно на использование иных обязательств, предусмотренных производственной программой предприятия.
В оспариваемом постановлении Департамента Обществу вменяется нарушение пункта 2.3 Порядка N 1011-П, а именно несоблюдение условия предоставления субсидии - направление денежных средств, находящихся на расчетных счетах в кредитных организациях, в приоритетном порядке.
Между тем Порядком N 1011-П и соглашениями NN99/с-14, 100/с-14 не предусмотрены ни сроки, ни пропорциональность направления полученных субсидий на цели их предоставления. Ввиду отсутствия по тексту пункта 2.3 Порядка N1011-П нумерации в перечне приоритетных направлений, а также отсутствия указаний на очередность направления денежных средств следует, что получатель субсидий самостоятельно определяет на какое из приоритетных направлений расходовать средства субсидий.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии в действиях заявителя события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ, что в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Согласно части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции, удовлетворив требования Общества и признав оспариваемое постановление от 22.04.2015 N 8 незаконным и подлежащим отмене, принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Департамента финансов Ямало-Ненецкого автономного округа оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15.09.2015 по делу N А81-2101/2015 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Н.А. Шиндлер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-2101/2015
Истец: АО "Ямалкоммунэнерго"
Ответчик: Департамент финансов Ямало-Ненецкого автономного округа
Третье лицо: АО "Ямалкомунэнерго", Департамент тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО, Прокуратура г. Губкинский, Прокурор г. Губкинский