г. Санкт-Петербург |
|
01 декабря 2015 г. |
Дело N А56-30289/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 декабря 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Шамовой Г.А.
при участии:
от заявителя: Трубачев А.М. по доверенности от 12.01.2015
от заинтересованного лица: Шемчак Н.Н. по доверенности от 12.01.2015
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24425/2015) Выборгской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.08.2015 по делу N А56-30289/2015 (судья Александрова Е.Н.), принятое
по заявлению ООО "ДИЗАЙН-КАРГО"
к Выборгской таможне
о признании недействительным решения в части непредставления тарифной преференции
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ДИЗАЙН-КАРГО" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Выборгской таможни (далее - заинтересованное лицо, таможенный орган) о стране происхождения товаров и (или) предоставления тарифных преференций от 19.02.2015 N 10206000/11-04-22/22 в части непредставления тарифной преференции в отношении товара по ДТ N 10206100/060214/0000919.
Решением от 18.08.2015 суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, Выборгская таможня направила апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение судом обстоятельств имеющих значение для дела, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы таможенный орган указывает, что сертификат о происхождении товара по форме "А" N SGP-0185723 оформлен с нарушениями требований к его оформлению, в связи с чем не мог рассматриваться в качестве оснований для предоставления тарифных преференций. Кроме того, податель жалобы указывает, что ООО "ДИЗАЙН-КАРГО" по состоянию на 06.02.2014 года уже имело спорный сертификат, однако с заявлением о восстановлении режима предоставления тарифных преференций Общество обратилось в таможенный орган лишь 22.01.2015, тем самым злоупотребив, представленным таможенным законодательством, правом на предоставление преференций.
От заявителя поступил отзыв на апелляционную жалобу, Общество с доводами таможенного органа не согласно, считает вынесенное по делу решение законным и обоснованным и отмене не подлежащим.
В судебном заседании стороны поддержали свои позиции по делу в полном объеме.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, общество на основании контракта от 10.01.2014 N 73ЕС/RF-14, заключенного с компанией "Royal Flowers S.A.", Эквадор, с оформлением декларации на товары (далее - ДТ) N10206100/060214/0000919 ввезло на таможенную территорию Российской Федерации товар: свежесрезанные цветы, выращенные на плантациях ("Royal Flowers S.A."), код ТН ВЭД - 0603 11 000 0.
В процессе таможенного оформления товара обществом уплачены таможенные пошлины и налоги исходя из установленной ставки ввозной пошлины в размере 147 074 руб. 86 коп.
06.02.2014 товар выпущен в таможенном режиме "выпуск для внутреннего потребления".
Общество 18.01.2015 обратилось в таможню с заявлением о восстановлении режима тарифных преференций по ДТ N 10206100/060214/0000919 и возврате оплаченной таможенной пошлины в размере 36 768 руб. 72 коп.
Для подтверждения страны происхождения товара обществом представлены сертификаты о происхождении товара по форме "А" N SGP-0185723 от 31.01.2014, выданный уполномоченным органом Эквадора, а также платежное поручение об уплате таможенных пошлин, фитосанитарный сертификат N2596129, авианакладная 176-8031 6773, CMR N5147, пояснительное письмо по маршруту следования при поставке товара из Эквадора.
По результатам таможенного контроля таможней принято решение от 19.02.2015 N 10206000/11-04-22/22, которым обществу отказано в предоставлении тарифных преференций по ДТ N 10206100/060214/0000919.
Об отказе в восстановлении режима тарифных преференций и в возврате уплаченной таможенной пошлины таможня уведомила общество письмом от 24.02.2015 N 11-04/04702.
Считая решение таможни от 19.02.2015 N 10206000/11-04-22/22 незаконным, ООО "ДИЗАЙН-КАРГО" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Выслушав представителей сторон, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 36 Закона Российской Федерации N 5003-1 от 21.05.1993 "О таможенном тарифе" Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, международными договорами Российской Федерации, под которыми для целей настоящей статьи понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 1 статьи 179 и статьей 181 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее - ТК ТС) товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с Таможенным кодексом. При помещении под таможенные процедуры таможенному органу представляется декларация на товары, в которой указываются основные сведения, в том числе в кодированном виде: сведения о декларанте, таможенном представителе, об отправителе и о получателе товаров; сведения о товарах: наименование; описание; классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; наименование страны происхождения; наименование страны отправления (назначения).
В силу пункта 2 статьи 58 ТК ТС во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров, производится определение страны происхождения товаров.
Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров (пункт 1 статьи 58 ТК ТС).
В силу пункта 3 статьи 109 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) страна происхождения товаров определяется декларантом, а в случаях, установленных названным Федеральным законом, таможенным органом. Страна происхождения товаров заявляется декларантом таможенному органу при таможенном декларировании товаров. Происхождение товаров из заявляемой декларантом страны происхождения товаров должно быть документально подтверждено.
Статьей 110 Закона N 311-ФЗ предусмотрено, что таможенные органы осуществляют контроль правильности определения страны происхождения товаров в целях обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в случаях, когда применение таких мер зависит от страны происхождения товаров, до и после выпуска товаров.
По результатам осуществления контроля правильности определения страны происхождения товаров таможенный орган принимает решение о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Пунктом 2 статьи 59 ТК ТС предусмотрено, что документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.
Сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров (пункт 1 статьи 61 ТК ТС).
В пункте 2 статьи 62 ТК ТС указано, что предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью предоставления сертификата о происхождении товара по определенной форме в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
В силу пункта 4 статьи 61 ТК ТС, если сертификат оформлен с нарушениями требований к его оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством таможенного союза, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций.
Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 12.12.2008 утверждены Правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран (далее - Правила).
В разделе VII "Документальное свидетельство" Правил указано, что в удостоверение происхождения товара из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, лицо, перемещающее товары, представляет декларацию-сертификат о происхождении товара по форме "А" (Приложение N 1), принятую в рамках Общей системы преференций, которая заполняется в соответствии с Требованиями к оформлению деклараций-сертификатов (далее - сертификаты) о происхождении товара по форме "А" (Приложение N 2).
Апелляционный суд отмечает, что при наличии оснований для проведения дополнительных проверочных мероприятий, таможенный орган имеет право обратиться в компетентный орган страны, выдавшей сертификат. Именно такие правовые последствия ненадлежащего оформления документа о происхождении товара либо возникновения обоснованных сомнений в его безупречности предусмотрены как нормами международного права, так и национальным законодательством - пунктом 5 статьи 61 ТК ТС.
Аналогичные возможности предусмотрены разделом VIII Правил, согласно которым в случае возникновения обоснованных сомнений относительно достоверности сертификата или содержащихся в нем сведений, а также относительно сведений о происхождении товара таможенные органы или другие уполномоченные органы могут обратиться в компетентные национальные органы развивающейся или наименее развитой страны, заверившие сертификат, с мотивированной просьбой сообщить дополнительные или уточняющие сведения (абзац 2).
В силу абзаца 6 раздела VIII Правил товар из развивающейся или наименее развитой страны не считается происходящим из этой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, до тех пор, пока не будет представлен надлежащим образом оформленный сертификат о происхождении товара или запрошенные сведения.
Тарифные преференции для такого товара предоставляются лишь после получения удовлетворительного ответа компетентных национальных органов страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим (абзац 7).
Таким образом, из системного анализа вышеназванных норм следует, что целью таможенного контроля во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров, в том числе является установление правильного либо неправильного указания страны происхождения товара, так как основанием для предоставления тарифных преференций выступает факт происхождения товара из страны, входящей в перечень стран - пользователей схемой преференций.
Доказательств того, что таможенный орган обращался к уполномоченному органу Республики Эквадор, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения в порядке частью 5 статьи 61 ТК ТС в материалы дела не представлено.
При этом, вопреки позиции Таможни, изложенной в апелляционной жалобе, принятие таможенным органом решения об отказе в рассмотрении сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций возможно только в случае наличия таких нарушений в оформлении и заполнении сертификата о происхождении товара, которые не позволяют однозначно определить страну происхождения товара.
Как установлено судом первой инстанции, подтверждается материалами дела и не оспаривается таможенным органом, Общество подало в Таможню заявление о предоставлении тарифных преференций и зачете излишне уплаченных денежных средств, приложив подлинник сертификата о происхождении товаров по форме "А", однозначно свидетельствующего о том, что страной происхождения товаров являлась Республика Эквадор, на которую распространяется тарифный преференциальный режим.
Вывод таможенного органа относительно неверного указания наименования продавца в графе 1 сертификата, которое отличается от наименования продавца товара согласно описи комплекта документов к ДТ отклоняется апелляционным судом.
Доказательств недействительности данного сертификата, равно как и доказательств наличия иных обстоятельств, в силу которых обществу не могли быть предоставлены тарифные преференции в отношении спорных товаров, таможенным органом в соответствии с частью 1 статьи 65 и частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, исходя из положений вышеуказанных норм, на основании исследования и оценки имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам, что ввезенные Обществом товары являлись товарами из Республики Эквадор, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, данный факт не оспаривается таможенным органом, а выявленные последним формальные нарушения порядка заполнения сертификата по форме "А" не могли являться безусловным основанием для непредоставления тарифных преференций исходя из фактических обстоятельств, установленных по делу, в связи с чем у таможенного органа отсутствовали законные основания для непринятия представленной Обществом сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций и вынесения оспариваемого решения.
С учетом изложенного, доводы таможенного органа о злоупотреблении обществом правом на обращение с заявлением о восстановлении режима предоставления тарифных преференций, отклоняются апелляционным судом, как противоречащие положениям Таможенного законодательства, поскольку соответствующее право предоставлено обществу в силу прямого указания Закона.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.08.2015 по делу N А56-30289/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-30289/2015
Истец: ООО "ДИЗАЙН-КАРГО"
Ответчик: Выборгская таможня