г. Тула |
|
3 декабря 2015 г. |
Дело N А09-6973/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.12.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.12.2015.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Волковой Ю.А., судей Тимашковой Е.Н. и Капустиной Л.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем Понкратовой А.В., в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления лесами Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 27.08.2015 по делу N А09-6973/2015 (судья Артемьева О.А.), установил следующее.
Государственное унитарное предприятие "Навлинский лесхоз" (далее - истец, лесхоз) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к управлению лесами Брянской области (далее - ответчик, управление) об обязании заключить договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: Брянская область, Навлинский район, п. Стайки, общей площадью 20 471 кв. м, с кадастровым номером 32:17:0010110:15 сроком на 11 месяцев без проведения аукциона, в течение 15 дней с даты вступления в силу решения суда.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 27.08.2015 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить. В обоснование своей позиции управление ссылалось на необходимость перевода спорного земельного участка в категорию земель населенных пунктов.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором, считая принятое решение законным и обоснованным, просил оставить его без изменений, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. В обоснование возражений лесхоз ссылался на то, что испрашиваемый земельный участок относится к землям лесного фонда, который ранее был предоставлен ему на праве постоянного (бессрочного) пользования. Указал на наличие на спорном земельном участке принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения объекта недвижимого имущества. Считает, что с заявлением о переводе спорного земельного участка в категорию земель населенных пунктов должен обратиться его собственник, каковым истец не является.
Стороны, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся представителей истца и ответчика, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, истцу на праве хозяйственного ведения принадлежит цех ширпотреба, назначение: нежилое. 1-этажный. Общей площадью 412,2 кв. м, инв.N 72-000-004-г, лит. Г, адрес объекта: Брянская область, Навлинский район, пос. Стайки (л. д. 14).
Указанных цех расположен на земельном участке с кадастровым номером 32:17:0010110:15, площадью 20 471 кв. м, категории земель: земли лесного фонда, находящейся по адресу: Брянская область, Навлинский район, (цех Стайки), который предоставлен лесхозу на праве постоянного (бессрочного) пользования (л. д. 10).
В соответствии с уведомлением управления Росреестра по Брянской области от 14.08.2014, сведения о зарегистрированных правах на вышеуказанный земельный участок в едином государственном реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ни отсутствуют (л. д. 13)
Лесхоз 10.02.2015 обратился в управление с заявлением о заключении договора аренды на земельный участок общей площадью 20 471 кв. м с кадастровым номером 32:17:0010110:15, расположенный по адресу: Брянская область, Навлинский район, пос. Стайки, сроком на 11 месяцев (л. д. 78).
Письмом от 18.03.2015 исх. N 715 управление указало на необходимость перевода спорного земельного участка в земли населенных пунктов.
14.04.2015 истец повторно обратился к ответчику с заявлением о приобретении права аренды, содержащий просьбу заключить договор аренды испрашиваемого земельного участка (л. д. 79).
В ответном письме управление указало лесхозу о том, что для приобретения спорного земельного участка необходимо включить его в границы населенных пунктов, в связи с чем заинтересованному лицу необходимо обратиться с мотивированным заключением о включении земельного участка в границы населенного пункта в орган местного самоуправления (л. д. 80).
Полагая, что отказ управления в заключении договора аренды является неправомерным, лесхоз обратился в Арбитражный суд Брянской области с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 Кодекса)
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (статья 8 ЛК РФ).
Статьей 3 ЛК РФ предусмотрено, что лесным законодательством регулируются лесные отношения; имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, регулируются гражданским законодательством, а также ЗК РФ, если иное не установлено ЛК РФ и другими федеральными законами.
В соответствии с абзацами первым и вторым статьи 36 ЗК РФ (в редакции Закона, действовавшего на момент обращения истца к ответчику с заявлением от 10.02.2015), граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.
В силу пункта 9 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ (в редакции Закона, действующего с 01.03. 2015), договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
Как указано в пункте 4 части 3 статьи 74 ЛК РФ, без проведения аукциона договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).
Испрашиваемый земельный участок относится к землям лесного фонда, ранее был предоставлен истцу площадью 20471 кв. м на праве постоянного (бессрочного) пользования, на спорном земельном участке находится объект недвижимого имущества, принадлежащий лесхозу на праве хозяйственного ведения.
Учитывая незаконность отказа управления от заключения договора аренды земельного участка с лесхозом, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные исковые требования, обязав ответчика заключить договор аренды спорного земельного участка в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Основания отказа в заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, как несоответствие вида разрешенного использования земельного участка, предусмотренного статьей 25 ЛК РФ, статья 74 ЛК РФ не содержит.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 22.12.2009 N 10520/09 по делу N А55-11287/2008 правила статьи 36 ЗК РФ имеют приоритет перед нормой части 1 статьи 74 ЛК РФ. В тех случаях, когда на лесных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности гражданам или юридическим лицам, эти лица не могут быть ограничены в праве на заключение договора аренды таких участков или вообще лишены данного права со ссылкой на обязательность заключения договора аренды лесного участка по результатам аукциона, предусмотренную частью 1 статьи 74 ЛК РФ.
Объект недвижимого имущества расположен на земельном участке с кадастровым номером 32:17:0010110:15, который предоставлен лесхозу на праве постоянного (бессрочного) пользования (л. д. 10).
Требования управления к лесхозу о необходимости предварительного обращения с мотивированным заключением о включении земельного участка в границы земель населенных пунктов не основаны на нормах земельного и лесного законодательства.
Доводы заявителя жалобы не могут быть признаны обоснованными, так как, не опровергая выводов суда области, сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 27.08.2015 по делу N А09-6973/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.А. Волкова |
Судьи |
Е.Н. Тимашкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-6973/2015
Истец: ГУП "Навлинский лесхоз"
Ответчик: управление лесами Брянской области
Третье лицо: ГУП "Навлинский лесхоз"