Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 марта 2016 г. N Ф07-593/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
01 декабря 2015 г. |
Дело N А56-32908/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 декабря 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Кашиной Т.А.
судей Баркановой Я.В., Жиляевой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: Кривобоковым К.В.
при участии:
от заявителя: Борисевич Л.Э. по доверенности от 20.01.2015 г.,
от КИО: Боглачевой Л.И. по доверенности от 21.10.2015 г.,
от Комитета по градостроительству и архитектуре: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25374/2015) ОАО по строительству метрополитена в городе Санкт-Петербурге "Метрострой" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.08.2015 по делу N А56-32908/2015 (судья Преснецова Т.Г.), принятое
по заявлению ОАО по строительству метрополитена в городе Санкт-Петербурге "Метрострой" к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга, Комитету по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга
о признании незаконным отказа в выкупе земельного участка,
установил:
Открытое акционерное общество по строительству метрополитена в городе Санкт-Петербурге "Метрострой" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - Комитет), выраженного в письме N 4115-25 от 17.02.2015, в выкупе земельного участка площадью 4518 кв.м. с кадастровым N 78:34:0004120:1477, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, подъездной путь от ст. Шувалово, сооружение 9, литера А, на котором расположен принадлежащий Обществу на праве собственности объект недвижимости - подъездной железнодорожный путь протяженностью 414 метров.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
Решением суда от 24.08.2015 в удовлетворении заявления отказано.
ОАО по строительству метрополитена в городе Санкт-Петербурге "Метрострой" обратилось с апелляционной жалобой на указанное решение, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Как указывает податель жалобы, из схематической части утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 339 от 22.03.2011 проекта планировки и проекта межевания не подтверждается отнесение части испрашиваемого земельного участка к землям общего пользования, поскольку приложение к вышеуказанному постановлению носит форму чертежа, красные линии не координированы на местности. Выписка из Региональной геоинформационной системы, по мнению Общества, не является надлежащим доказательством, поскольку данная выписка не имеет каких-либо атрибутов документа. Как указывает податель жалобы, у него отсутствовала возможность оспорить Постановление Правительства Санкт-Петербурга N 339 от 22.03.2011, так как на тот момент он не являлся субъектом земельных правоотношений на вышеуказанной территории. Кроме того, как указывает Общество, в кадастровом паспорте спорного земельного участка отсутствуют отметки об отнесении данного земельного участка к землям (территориям) общего пользования, наличии каких-либо ограничений и обременений. Также, по мнению Общества, доказательства того, что на испрашиваемом земельном участке расположены объекты общего пользования, в деле отсутствуют.
Представитель Комитета имущественный отношений в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражала.
Законность и обоснованность решения проверены апелляционным судом.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником подъездного железнодорожного пути протяженностью 414 метров, расположенного на земельном участке площадью 4518 кв.м. с кадастровым N 78:34:0004120:1477, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, подъездной путь от ст. Шувалово, сооружение 9, литера А, с видом разрешенного использования - для размещения объектов железнодорожного транспорта (за исключением железнодорожных вокзалов).
16.10.2014 Общество обратилось в Комитет с заявлением о передаче указанного земельного участка в собственность по основаниям, предусмотренным статьей 36 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент обращения).
Письмом N 4115-25 от 17.02.2015 Комитет сообщил Обществу об отказе в выкупе указанного земельного участка, ссылаясь на то, что испрашиваемый земельный участок относится к территориям общего пользования и находится в границах земель общего пользования и не подлежит приватизации.
Обращаясь с настоящим заявлением в суд, Общество указывает на то, что данный отказ Комитета не соответствует действующему законодательству и нарушает прав аи законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент обращения Общества и на момент выдачи оспариваемого отказа) граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права их аренды в порядке и на условиях, установленных этим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с положениями Земельного кодекса РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (пункт 2 статьи 15); оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом; земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность; земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункты 1 и 2 статьи 27).
Как установлено пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В силу пункта 8 статьи 28 Федерального закона N 178-ФЗ от 21.12.2001 "О приватизации государственного и муниципального имущества" земельные участки в составе земель общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие) не подлежат отчуждению.
Суд первой инстанции, оценив представленные в деле доказательства, установил, что часть испрашиваемого Обществом земельного участка расположена на землях общего пользования, ограниченных красными линиями, в связи с чем спорный земельный участок не подлежит приватизации.
Пункт 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает, что документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22.03.2011 N 339 утвержден проект планировки с проектом межевания территории производственной зоны "Коломяги", ограниченной Шуваловским пр., проектным продолжением Шуваловского пр., Долгоозерной ул., Ново-Никитинской ул., Автобусным пер., Автобусной ул., ул. Маршала Новикова, Вербной ул., Парашютной ул., Репищевой ул., в Приморском районе, включающей в себя и спорный земельный участок.
Оценив приложения к указанному постановлению Правительства Санкт-Петербурга, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что земельный участок расположен в границах территории, обозначенной как земли общего пользования. Спорный Земельный участок не обозначен на схеме, поскольку в момент издания постановления Правительства Земельный участок не был постановлен на государственный кадастровый учет.
Оценив указанные выше обстоятельства, апелляционный суд полагает, что нарушение законных прав и интересов заявителя отсутствует, действия Комитета соответствуют закону, что является основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены правильного по существу судебного акта.
Поскольку судом первой инстанции дана всесторонняя и надлежащая оценка представленным доказательствам, обжалуемый судебный акт принят при правильном применении норм материального и процессуального права, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.08.2015 по делу N А56-32908/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.А. Кашина |
Судьи |
Я.В. Барканова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-32908/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 марта 2016 г. N Ф07-593/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО по строительству метрополитена в городе Санкт-Петербурге "Метрострой"
Ответчик: Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга
Третье лицо: Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга