город Ростов-на-Дону |
|
02 декабря 2015 г. |
дело N А32-26842/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 декабря 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
при участии:
от заявителя: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;
от заинтересованного лица: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;
от третьего лица: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Гордей Виталия Федоровича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.10.2015 по делу N А32-26842/2015, принятое судьей Пристяжнюк А.Г., по заявлению индивидуального предпринимателя Гордей Виталия Федоровича к Администрации Динского сельского поселения Динского района Краснодарского края о признании действий органов местного самоуправления незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальным предпринимателем Гордей Виталием Федоровичем, ст.Динская Динского района Краснодарского края (далее - предприниматель) подано заявление к Администрации Динского сельского поселения Динского района Краснодарского края (далее по тексту - Администрация), в котором заявитель просит суд признать незаконным и действия Администрации Динского сельского поселения Динского района, выраженные в отказе Гордей В.Ф., в подготовке разрешения на строительство ангара для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции с хозяйственно-бытовыми помещениями и обязании Администрации Динского сельского поселения Динского района подготовить и выдать разрешение на строительство ангара для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции с хозяйственно-бытовыми помещениями на земельном участке площадью 5000 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, Динской район, примыкает к асфальтированной автодороге (улица Суворова) с северной части до балки к востоку, с западной части участок примыкает к автодороге "Динская-Васюринская", с кадастровым номером 23:07:0702000:467, для сельскохозяйственного производства.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 02.10.2015 в удовлетворении заявленных требований отказать. Судебный акт мотивирован тем, что земельный участок с кадастровым номером 23:07:0702000:467 расположен в зоне СХ -1, которая предназначена для выращивания сельскохозяйственной продукции и выделена для обеспечения правовых условий сохранения сельскохозяйственных угодий, в связи, с чем строительство объектов на данном земельном участке не предусмотрено.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, сославшись на то, что земельный участок с кадастровым номером 23:07:0702000:467, имеет вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства. Проект, здания ангара для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции предназначено для сельскохозяйственного производства и соответствует виду разрешенного использования земельного участка. Также предприниматель в жалобе указал, что без наличия ангара для хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции он лишен возможности заниматься основным видом деятельности КФХ - выращиванием овощей. Кроме того спорный земельный участок, не относится к особо-ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям, использование которого для других целей не допускается.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили; о месте его и времени извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, предпринимателю на праве собственности принадлежит земельный участок для сельскохозяйственного производства площадью 26000кв.м. Из данного земельного участка предпринимателем был выделен земельный участок площадью 5000 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Динской район, примыкает к асфальтированной автодороге (улица Суворова) с северной части до балки к востоку, с западной части участок примыкает к автодороге "Динская-Васюринская", с кадастровым номером 23:07:0702000:467.
Раздел земельного участка был произведен заявителем в целях строительства на земельном участке малой площадью ангара для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции с хозяйственно-бытовыми помещениями. В целях подготовки документации предприниматель получил в администрации градостроительный план земельного участка, разработана и подготовлена проектная документация планируемого к возведению объекта.
29 июня 2015 г. предприниматель обратился в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта на земельном участке с кадастровым
номером 23:07:0702000:467.
Однако, 06.07.2015 г. заявитель получил отказ, мотивированный тем, что принадлежащий предпринимателю земельный участок не вошел в черту (границы) населенного пункта ст.Динская, расположен в зоне сельскохозяйственных угодий, в связи с чем заявителю следует изменить вид разрешенного использования земельного участка и внести соответствующие изменения в градостроительный план и правила землепользования и застройки.
По мнению заявителя, данный отказ является незаконным, поскольку согласно ЗК РФ и Закона от 11.06.2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" на земельных участках сельскохозяйственного назначения могут размещаться любые производственные здания и сооружения используемые в процессе сельскохозяйственного производства. Кроме того, требования ст. 51 ГрК РФ заявителем были выполнены, а именно предоставлен полный пакет необходимой документации.
Предприниматель считает данный отказ незаконным, нарушающим его права, что послужило основанием для обращения в Арбитражный суд Краснодарского края с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо установление их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (статья 65, часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство капитальных объектов. Градостроительный план земельного участка наряду с правоустанавливающим документом на землю является обязательным приложением к подаваемому в уполномоченный орган заявлению о выдаче разрешения на строительство (статья 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, далее - ГрК РФ).
В соответствии с частью 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган в установленный срок проводит проверку представленных документов, после чего выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Не допускается требовать для получения разрешения на строительство иные, за исключением указанных в частях 7 и 9 данной статьи, документы (часть 10 статьи 51 ГрК РФ).
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 рассматриваемой нормы, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка. Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке (части 13, 14 статьи 51 ГрК РФ).
Перечень необходимых документов, прилагаемых к заявлению застройщика, указаны в части 7 статьи 51 ГрК РФ.
К указанному заявлению прилагаются следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории; 3) материалы, содержащиеся в проектной документации: а) пояснительная записка; б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; г) схемы, отображающие архитектурные решения; д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; е) проект организации строительства объекта капитального строительства; ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей; 4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 ГрК РФ), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 ГрК РФ, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 ГрК РФ, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 ГрК РФ; 5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 ГрК РФ); 6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта; 7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
По смыслу пунктов 1, 2 статьи 41, пункта 1 статьи 44 ГрК РФ, подготовка документации по планировке территории (в том числе градостроительных планов) в отношении земель сельскохозяйственного назначения законодательством не предусмотрена, в связи с чем, выдача разрешения на строительство требуется с целью подтверждения соответствия планируемого к возведению объекта требованиям строительных, санитарных и других норм и правил.
Пункт 3 статьи 85 ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны. Однако названная правовая норма должна применяться во взаимосвязи с другими нормами, регулирующими как публичные (административные), так и гражданские правоотношения.
Материалами дела подтверждается, что предпринимателю на праве собственности принадлежит земельный участок для сельскохозяйственного производства площадью 26000кв.м. Из данного земельного участка предпринимателем был выделен земельный участок площадью 5000 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Динской район, примыкает к асфальтированной автодороге (улица Суворова) с северной части до балки к востоку, с западной части участок примыкает к автодороге "Динская-Васюринская", с кадастровым номером 23:07:0702000:467.
Раздел земельного участка был произведен заявителем в целях строительства на земельном участке малой площадью ангара для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции с хозяйственно-бытовыми помещениями. В целях подготовки документации предприниматель получил в администрации градостроительный план земельного участка, разработана и подготовлена проектная документация планируемого к возведению объекта.
Таким образом, при обращении предпринимателя с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта на земельном участке с кадастровым номером 23:07:0702000:467, последним были представлены все необходимые для этого документы.
В пункте 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения) закреплено, что одним из принципов оборота земель сельскохозяйственного назначения является сохранение целевого использования земельных участков.
Согласно части 1 статьи 11 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности земельные участки могут предоставляться и приобретаться из земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1 статьи 77 ЗК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 данной статьи, в том числе земли сельскохозяйственного назначения используются в соответствии с установленным для них целевым назначением и их правовой режим определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 40 Кодекса следует, что собственник земельного участка вправе возводить на нем производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением данного земельного участка.
Особенности правового режима земель сельскохозяйственного назначения определяются положениями статей 77, 78 ЗК РФ.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (пункт 2 статьи 77 ЗК РФ).
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (часть 1 статьи 78 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" сельскохозяйственным производством признается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг.
Из материалов дела видно, что ИП Гордей Виталий Федорович является главой крестьянского (фермерского) хозяйства, которое занимается выращиванием овощей на спорном земельном участке.
В силу пункта 2 статьи 3 указанного Закона крестьянские (фермерские) хозяйства признаются сельскохозяйственными производителями.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.
В состав имущества фермерского хозяйства могут входить, в том числе земельный участок, хозяйственные и иные постройки, сооружения, а также иное имущество, необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства (пункт 1 статьи 6 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве).
Для строительства зданий, строений, сооружений, необходимых для осуществления деятельности фермерского хозяйства, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий (пункт 2 статьи 11 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве).
В материалы дела представлены Сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования Динской район из которых следует, что в соответствии с руководящими документами Минрегионразвития N 23659-ВК/13 от 07.09.2012 и письмом Министерства строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края от 19.09.2012 N 207-194/12-01-05 выдача разрешения на строительство (реконструкцию) индивидуальных жилых домов и объектов капитального строительства на спорном земельном участке допускается.
Кроме того Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 16.07.2015 N 1695-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шишлакова Вячеслава Викторовича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 6 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" указал, что оспариваемые нормы, учитывающее целевой характер использования земель сельскохозяйственного назначения, предусматривают возможность строительства на них объектов недвижимости, обеспечивающих ведение фермерского хозяйства или сельскохозяйственного производства, а также достижение иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что предприниматель вправе размещать на спорном земельном участке любые здания и сооружения необходимые для ведения сельскохозяйственной деятельности, в том числе и ангара для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции с хозяйственно-бытовыми помещениями.
При таких обстоятельствах апелляционная коллегия признает незаконными действия Администрации Динского сельского поселения Динского района, выраженные в отказе индивидуальному предпринимателю Гордею Виталию Федоровичу, в подготовке разрешения на строительство ангара для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции с хозяйственно-бытовыми помещениями, изложенный в письме от 06.07.2015 N 02-16/2600.
Суд, обязает Администрацию Динского сельского поселения Динского района рассмотреть заявление индивидуального предпринимателя Гордея Виталия Федоровича по выдаче разрешения на строительство ангара для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции с хозяйственно-бытовыми помещениями на земельном участке площадью 5000 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, Динской район, примыкает к асфальтированной автодороге (улица Суворова) с северной части до балки к востоку, с западной части участок примыкает к автодороге "Динская-Васюринская", с кадастровым номером 23:07:0702000:467, для сельскохозяйственного производства.
При таких обстоятельствах, решение суда от 02.10.2015 подлежит отмене.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
При обращении в Арбитражный суд Краснодарского края с названным заявлением предпринимателем была уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей по квитанции от 23.07.2015.
При подаче апелляционной жалобы предприниматель представил квитанцию от 06.10.2015, подтверждающую факт оплаты государственной пошлины в сумме 150 рублей.
Поскольку заявленные требования подлежат удовлетворению, то судебные расходы, понесенные заявителем, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат возмещению за счет Администрации Динского сельского поселения Динского района.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.10.2015 по делу N А32-26842/2015 - отменить.
Признать незаконными действия Администрации Динского сельского поселения Динского района, выраженные в отказе индивидуальному предпринимателю Гордею Виталию Федоровичу, в подготовке разрешения на строительство ангара для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции с хозяйственно-бытовыми помещениями, изложенный в письме от 06.07.2015 N 02-16/2600.
Обязать Администрацию Динского сельского поселения Динского района рассмотреть заявление индивидуального предпринимателя Гордея Виталия Федоровича по выдаче разрешения на строительство ангара для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции с хозяйственно-бытовыми помещениями на земельном участке площадью 5000 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, Динской район, примыкает к асфальтированной автодороге (улица Суворова) с северной части до балки к востоку, с западной части участок примыкает к автодороге "Динская-Васюринская", с кадастровым номером 23:07:0702000:467, для сельскохозяйственного производства.
Взыскать с Администрации Динского сельского поселения Динского района в пользу индивидуального предпринимателя Гордея Виталия Федоровича судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. уплаченные по квитанции 23.07.2015 за рассмотрение заявления.
Взыскать с Администрации Динского сельского поселения Динского района в пользу индивидуального предпринимателя Гордея Виталия Федоровича судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 150 руб. уплаченные по квитанции от 06.10.2015, за рассмотрение апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-26842/2015
Истец: Гордей В Ф, индивидуальный предпринимательГордей Виталий Федорович
Ответчик: Администрации Динского сельского поселения Динского района Краснодарского края
Третье лицо: Администрация Динского сельского поселения Динского р-на