город Омск |
|
03 декабря 2015 г. |
Дело N А75-7646/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 декабря 2015 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сидоренко О.А.,
судей Шиндлер Н.А., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Самовичем А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры апелляционные жалобы (регистрационный номер 08АП-12147/2015, 08АП-12189/2015) Департамента общественных и внешних связей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04.09.2015 по делу N А75-7646/2015 (судья Зубакина О.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СТП" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, при участии в деле в качестве заинтересованного лица, Департамента общественных и внешних связей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, о признании незаконным решения от 09.06.2015 N РНП-86-152,
при участии в судебном заседании представителей:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - Плеханов А.Н. (личность удостоверена паспортом, по доверенности N 21 от 20.07.2015 сроком действия до 20.07.2016), Тачиев Б.Б (по удостоверению, по доверенности N 15 от 27.03.2015 сроком действия до 31.12.2012),
от Департамента общественных и внешних связей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - представитель не явился, извещён;
от общества с ограниченной ответственностью "СТП" - представитель не явился, извещено;
установил:
общество с ограниченной ответственностью "СТП" (далее - заявитель, общество, ООО "СТП") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - антимонопольный орган, Управление ФАС по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре) о признании недействительным решения от 09.06.2015 N РНП-86-152.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент общественных и внешних связей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Департамент, заказчик).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04.09.2015 по делу N А75-7646/2015 заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 09.06.2015 N РНП-86-152.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Департамент обратились в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просили решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права.
В апелляционных жалобах антимонопольный орган и Департамент указывают на то, что такое обстоятельство как расторжение контракта по решению суда в связи с нарушением исполнителем условий муниципального контракта, является безусловным основанием для включения его в реестр недобросовестных поставщиков.
Департамент и ООО "СТП", надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей указанных лиц по имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представители антимонопольного органа поддержали доводы и требования апелляционной жалобы.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционные жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание представителей УФАС по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, установил следующие обстоятельства.
По результатам проведения аукциона в электронной форме между Департаментом и обществом 10.02.2014 заключен государственный контракт (далее - контракт) на оказание услуг для государственных нужд N 37.
Ссылаясь на неисполнение ответчиком обязательств по контракту, истец обратился в арбитражный суд с требованием о его расторжении.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.04.2015 по делу N А75-995/2015 требования Департамента удовлетворены, государственный контракт на оказание услуг для государственных нужд от 10.02.2014 N 37, заключенный между Департаментом общественных и внешних связей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и ООО "СТП" расторгнут (л.д. 44-48).
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В антимонопольный орган 05.06.2015 поступило обращение заказчика о включении сведений в отношении ООО "СТП" в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с расторжением контракта.
По результатам рассмотрения материалов 09.06.2015 комиссия Управления ФАС по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре вынесла оспариваемое решение N РНП-86-152, которым сведения в отношении ООО "СТП" включены в реестр недобросовестных поставщиков (л.д. 17-19).
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
04.09.2015 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268, 269, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит его подлежащим отмене исходя из следующего.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что антимонопольным органом не соблюдена процедура включения ООО "СТП" в реестр недобросовестных поставщиков, которая установлена пунктом 12 Правил N 1062.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции полагает, что обжалуемое решение подлежит отмене как принятое при неправильном применении норм материального права.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 названного Закона).
В целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков) Законом N 44-ФЗ предусмотрено создание реестра недобросовестных поставщиков.
Частью 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Информация, подлежащая включению в реестр недобросовестных поставщиков, определена частью 3 статьи 104 указанного Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. В течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
В соответствии со статьей 104 Закона N 44-ФЗ реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств.
С другой стороны анализ указанных положений позволяет сделать вывод и о том, что реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (часть 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ). Ведение реестра недобросовестных поставщиков в соответствии с пунктом 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, относится к компетенции Федеральной антимонопольной службы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила 1062), которые устанавливают порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр), в том числе требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра.
Согласно пункту 8 Правил N 1062 в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение 3 рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в уполномоченный орган информацию и документы, предусмотренные частью 6 статьи 104 Закона N 44-ФЗ. Срок осуществления уполномоченным органом проверки представленной информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 Правил, установлен пунктом 11 Правил.
Пунктом 12 Правил N 1062 предусмотрено участие представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр при рассмотрении вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. В случае неявки указанных лиц или их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие в пределах срока, предусмотренного пунктом 11 настоящих Правил. В рассмотрении вправе принять участие иные заинтересованные лица.
Суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении антимонопольным органом положений Правил N 1062, предусматривающих участие представителей заказчика и общества, как лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр, при рассмотрении вопроса о включении в реестр информации об участнике закупок.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции, поскольку основание для вынесения УФАС оспариваемого приказа о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков - расторжение контракта по решению суда в связи с существенным нарушением условий контракта - не охватывается положением пункта 12 Правил N 1062, предусматривающим случаи рассмотрения вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупок в реестр с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр, к которым данным пунктом отнесены: уклонение от заключения контрактов и односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением условий контракта.
В соответствии с требованиями Правил N 1062, Департамент 05.06.2015 обратился в Управление ФАС по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре с заявлением о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "СТП" на основании расторжения муниципального контракта по решению суда в связи с ненадлежащим исполнением ООО "СТП" обязательство по условиям контракта.
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.04.2015 по делу А75-995/2015 в соответствии с положениями части 1 статьи 180 АПК РФ вступило в законную силу 08.06.2015.
09.06.2015 комиссия УФАС по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре вынесла решение N РНП-86-152, о включении сведений в отношении ООО "СТП" в реестр недобросовестных поставщиков.
При данных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о соблюдении антимонопольным органом и Департаментом требований Правил N 1062, регламентирующих порядок внесения юридического лица в реестр недобросовестных поставщиков применительно к рассматриваемой ситуации.
В соответствии с пунктом 7 Приказа ФАС РФ от 27.08.2007 N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" сведения о недобросовестных поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми государственные или муниципальные контракты расторгнуты после 1 октября 2007 года, включаются в реестр недобросовестных поставщиков на основании приказа руководителя ФАС России только при наличии судебного решения о расторжении государственного или муниципального контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) условий контракта.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о об отсутствии оснований для признания недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 09.06.2015 N РНП-86-152.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, как основанное на неправильном применении норм материального права, с вынесением нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных ООО "СТП" требований.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 и пунктом 3 части 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционные жалобы Департамента общественных и внешних связей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04.09.2015 по делу N А75-7646/2015 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "СТП" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Н.А. Шиндлер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-7646/2015
Истец: Восьмой арбитражный апелляционный суд, ООО "СТП"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, УФАС по ХМАО-Югре
Третье лицо: Департамент общественных и внешних связей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Департамент общественных и внешних связей ХМАО-Югры
Хронология рассмотрения дела:
03.12.2015 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-12147/15
26.11.2015 Определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-7646/15
05.09.2015 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-7646/15