г. Санкт-Петербург |
|
01 декабря 2015 г. |
Дело N А42-600/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 декабря 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Загараевой Л.П., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Трощенковой Д.С.
при участии:
от заявителя: не явился - извещен
от ответчика: не явился - извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22013/2015) общества с ограниченной ответственностью "Деликат" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 10.07.2015 по делу N А42-600/2015 (судья Фокина О.С.), принятое
по заявлению ООО "Деликат"
к Управлению Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД по Мурманской области
о признании незаконным действий
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Деликат" (ОГРН: 1045100164218, г.Мурманск, ул.Промышленная, д.25, далее - заявитель, Общество, ООО "Деликат") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел России по Мурманской области (г.Мурманск, Карла Либкнехта, д.46/1, далее - Управление ГИБДД УМВД России по Мурманской области, Управления), выразившихся в отказе произвести регистрационные действия по изменению регистрационных данных транспортного средства автомобиля марки ГАЗ - 278808 государственный регистрационный знак А385-МК51, обязании произвести регистрационные действия по внесению изменений в регистрационные данные ТС и внести изменения в регистрационные документы ТС.
По заявлению Управления ГИБДД УМВД России по Мурманской области судом произведена замена ненадлежащего ответчика на надлежащего - Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области (далее - УМВД России по Мурманской области, ответчик).
Решением суда от 10.07.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Апелляционная жалоба мотивирована несоответствием выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в собственности Общества имеется транспортное средство марки ГАЗ-278808 государственный номерной знак А385-МК51 на основании договора лизинга от 21.06.2012 N 788-2012-ГА-МН.
17.11.2012 в результате дорожно-транспортного происшествия указанному транспортному средству был причинен ущерб: повреждены конструктивные элементы (номерные агрегаты) - кабина, рама.
С целью приведения транспортного средства в рабочее (исправное) состояние, Общество 09.09.2013 с ИП Коджешау Ю.Д. заключило договор подряда на ремонт автотранспортного средства, в том числе на замену номерных агрегатов (кабина, рама).
В целях исполнения данного договора ИП Коджешау Ю.Д. приобрел у ООО "Марфа-Н" номерные агрегаты: кабину УМЗ 3302-4216 номер 330200 Е 0746522, год выпуска 2013, раму 3302 0332-00-2800010-000.
Указанные номерные агрегаты были приобретены ООО "Марфа-Н" у ООО "Компания Волга" через компанию ООО "НижБел".
В связи с заменой кабины и рамы на указанном транспортном средстве заявитель обратился в Управление ГИБДД УМВД России по Мурманской области с заявлением о внесении изменений в регистрационные данные транспортного средства.
Управление ГИБДД УМВД России по Мурманской области в устной форме отказало Обществу в предоставлении данной услуги.
Общество неоднократно обращалось в Управление ГИБДД УМВД России по Мурманской области с заявлениями о регистрации изменений.
Письмом без номера, без даты (входящий N 5757/245 от 13.10.2014) Управление ГИБДД УМВД России по Мурманской области в проведении регистрационных действий транспортного средства отказало по причине обнаружения признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной организацией изготовителем и конструкция которого или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения.
03.12.2014 Общество повторно обратилось в Управление ГИБДД УМВД России по Мурманской области с заявлением об изменении в регистрационные данные транспортного средства.
Письмом от 09.12.2014 N 12/6359 в удовлетворении внесении изменений в регистрационные данные транспортного средства отказано.
Считая действия Управления по отказу произвести изменения регистрационных данных транспортного средства незаконными, Общество оспорило их в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку факт соответствия транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности надлежаще не подтвержден, а возможность идентификации транспортного средства в связи с заменой кузова утрачена, внесение по заявлению собственника изменений в регистрационные данные исключено.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Гражданский кодекс Российской Федерации в статье 209 раскрывает содержание права собственности. Реализация права собственности в отношении транспортных средств при их использовании по назначению имеет свои особенности. Транспортные средства действующим законодательством отнесены к источникам повышенной опасности, что обуславливает необходимость установления для них особого правового режима, связанного с их техническими параметрами как предметов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья (не только окружающих, но и водителей, пассажиров), имущества третьих лиц, и подлежат по этому регламентации как нормами гражданского, так и административного законодательства.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения определены Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", в силу пункта 3 статьи 15 допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, отдельные действия по регистрации транспортных средств и выдача соответствующих документов осуществляются в том числе в электронной форме.
Согласно положениям Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" установлено, что регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Государственная инспекция) - в отношении автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования (пункт 2 Постановления).
Регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации (пункт 4 Постановления).
Министерству внутренних дел Российской Федерации поручено разработать и ввести в действие соответствующие правила регистрации и учета транспортных средств (пункт 6 Постановления).
В соответствии с пунктом 2 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД РФ от 24.11.2008 N 1001, Госавтоинспекция в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет комплекс мероприятий, связанных с обеспечением допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и за ее пределами. Регистрация транспортных средств осуществляется в целях обеспечения их государственного учета, надзора за соответствием конструкции, технического состояния и оборудования транспортных средств установленным требованиям безопасности, выявления преступлений и пресечения правонарушений, связанных с использованием транспортных средств, исполнения законодательства Российской Федерации.
Пунктом 3 Правил регистрации предусмотрены основания, при которых не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами.
К таким основаниям, в частности, относятся: если представлены транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации; если представлены транспортные средства, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения; обнаружены признаки уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным.
В соответствии с подпунктом "з" пункта 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711, Госавтоинспекция при выполнении возложенных на нее обязанностей вправе не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автомототранспортные средства и прицепы к ним, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, или в конструкцию которых внесены изменения, - без документов, удостоверяющих их соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения; имеющие измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки.
Внесение изменений в конструкцию транспортного средства производится на территории Российской Федерации в соответствии с Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720 и Порядком контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 07.12.2000 N 1240 (действовавшими в спорный период).
Указанный порядок определял процедуры контроля за внесением изменений в конструкцию зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России автомототранспортных средств и прицепов к ним.
Приложением N 2 к Порядку контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств утвержден закрытый перечень изменений конструкций транспортных средств, которые могут осуществляться без представления заключения о возможности внесения изменений в конструкцию.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах принятия декларации о соответствии или обязательной сертификации. Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации, аккредитованным в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации (часть 1 статьи 26 Закона).
Утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 N 720 "Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств" Технический регламент (действовавшими в спорный период) устанавливал требования к безопасности колесных транспортных средств при их выпуске в обращение на территории Российской Федерации и их эксплуатации независимо от места их изготовления в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, защиты имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей колесных транспортных средств.
Пунктом 13 Технического регламента предусмотрено, что каждое транспортное средство должно иметь индивидуальный идентификационный номер (VIN). На каждое транспортное средство изготовителем должен быть нанесен идентификационный номер, который является уникальным в течение, по крайней мере, 30 лет.
Идентификационный номер наносится в одном месте на раму или часть кузова, не являющуюся легкосъемной.
В пункте 5 Технического регламента базовое транспортное средство определено как транспортное средство, которое в целом, или его кузов, или шасси были использованы для создания другого транспортного средства.
Транспортное средство имеет несущий кузов или рамную конструкцию, где кузов или рама является основным элементом базового транспортного средства, на котором нанесен идентификационный номер изделия (VIN).
Согласно пункту 79 Технического регламента оценка соответствия транспортных средств, находящихся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию осуществляется в форме технической экспертизы конструкции и последующей проверки их технического состояния после идентификации каждого транспортного средства.
В силу пунктов 81 и 82 Технического регламента внесение изменений в конструкцию транспортного средства и последующая оценка его соответствия осуществляются по разрешению и под контролем подразделения Министерства внутренних дел РФ по месту регистрационного учета транспортного средства в порядке, определенном законодательством РФ. По результатам рассмотрения представленных документов подразделение Министерства внутренних дел РФ оформляет, регистрирует и выдает заявителю свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности или отказывает в его выдаче с указанием причин.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что документов, подтверждающих проведение сертификации, удостоверяющей соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения транспортного средства, в конструкцию которого со стороны Общества были внесены изменения путем установки на него других кабины и рамы, в органы ГИБДД не представлено.
Вопреки доводам подателя жалобы, Диагностическая карта от 18.09.2014 о прохождении технического осмотра, таким документом не является.
Доказательств того, что транспортное средство после внесенных изменений соответствует сертифицированному в установленном порядке транспортному средству той же марки и той же организации-изготовителя, которые указаны в паспорте транспортного средства, ни суду первой, ни апелляционной инстанции не представлено.
Согласно приложению N 8 к Техническому регламенту "О безопасности колесных транспортных средств, ГОСТ Р-51980-2002 Транспортные средства, Маркировка, Общие технические требования", идентификационная маркировка - нанесенный организацией-изготовителем идентификационный номер (VIN) на транспортное средство (шасси), не менее чем в одном месте на раме или на нелегкосъемной части кузова, нанесенный четко, способом, обеспечивающим его долговечность и исключающее легкое изменение его знаков.
Суд первой инстанции обоснованно установил, что в рассматриваемом случае замена кабины автомобиля влечет ликвидацию его как базового транспортного средства, так как автомобиль утрачивает основные элементы базового транспортного средства: идентификационный номер (VIN) и номер шасси /рама/ и фактически получает другие технические характеристики, схожие с другим транспортным средством, имеющим иной идентификационный номер. Поскольку индивидуальный идентификационный номер транспортного средства, присвоенный организацией изготовителем и указанный в паспорте транспортного средства, был фактически удален, это впоследствии приведет к невозможности его идентификации.
В соответствии с Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств единственным документом, подтверждающим соответствие транспортного средства, в конструкцию которого внесены изменения, требованиям безопасности дорожного движения, является выдаваемое подразделением МВД РФ свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.
Вместе с тем, Обществом в конструкцию транспортного средства внесены изменения в связи с заменой кабины и рамы, однако свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями требованиям безопасности не получено.
С учетом изложенного является правомерным вывод суда первой инстанции, что поскольку факт соответствия транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности надлежаще не подтвержден, а возможность идентификации транспортного средства в связи с заменой кузова утрачена, внесение по заявлению собственника изменений в регистрационные данные исключено. Замененный Обществом кузов автомобиля является не просто номерным агрегатом, но определяет идентификацию транспортного средства в целом.
Таким образом, следует признать, что оспариваемый отказ Управления в проведении регистрационных действий по изменению регистрационных данных транспортного средства автомобиля марки ГАЗ - 278808 основан на нормах действующего законодательства.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В рассматриваемом случае, как обоснованно установлено судом первой инстанции, отсутствует совокупность условий, необходимых для признания незаконными действий Управления ГИБДД УМВД России по Мурманской области по отказу в совершении регистрационных действий с транспортным средством ГАЗ 278808, регистрационный знак А385-МК51.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 20.03.2014 N 607-О изложено, что Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что отнесение транспортных средств к источникам повышенной опасности обусловливает необходимость установления для них особого правового режима в целом и специальных правил их допуска к эксплуатации в частности; именно поэтому пункт 3 статьи 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", связывая допуск транспортного средства к эксплуатации с его регистрацией и выдачей соответствующих документов, запрещает регистрацию без документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, что не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод граждан (определения от 17.01.2012 N 9-О-О, от 11.05.2012 N 836-О, от 21.03.2013 N 384-О, от 16.07.2013 N 1181-О и др.).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного Обществом требования.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба Общества не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 10 июля 2015 года по делу N А42-600/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Деликат" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
Л.П. Загараева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-600/2015
Истец: ООО "ДЕЛИКАТ"
Ответчик: Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД по Мурманской области, Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области