г. Томск |
|
02 декабря 2015 г. |
Дело N А27-16195/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2015 года.
Судья Седьмого арбитражного апелляционного суда Марченко Н. В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Большаниной Е. Г. с использованием средств аудиозаписи,
при участии:
от административного органа: Шиловой Ю. А., доверенность от 24.11.2015 года,
от лица, привлекаемого к административной ответственности: без участия,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Клен"
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 19 октября 2015 года по делу N А27-16195/2015 (судья Власов В. В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кемеровской области, г. Кемерово (ОГРН 1044205033377, ИНН 4205069089, 650991, г. Кемерово, ул. Сарыгина, 7, ГСП-1)
к обществу с ограниченной ответственностью "Клен" (ОГРН 1064205110860, ИННН 4205109535, 650003, г. Кемерово, пр. Комсомольский, 49 Г, 23)
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кемеровской области (далее - Управление, Роскомнадзор, административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Клен" (далее - ООО "Клен", общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Дело рассмотрено Арбитражным судом Кемеровской области в порядке упрощенного производства на основании статьи 226 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 19 октября 2015 года ООО "Клен" привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и признать, что в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения. Кроме того, просит прекратить дело в связи с истечением срока давности.
Отзыв в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) административным органом на апелляционную жалобу не представлен.
В соответствии со статьей 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представитель административного органа с доводами административного органа не согласился, просил оставить ее без удовлетворения, судебное решение - без изменения.
До даты судебного заседания в апелляционный суд от лица, привлекаемого к административной ответственности, поступило ходатайство об истребовании доказательств.
В силу части 2 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются, за исключением случаев, если в соответствии с положениями части 6.1 статьи 268 настоящего Кодекса арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции.
В соответствии с пунктом 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства" при рассмотрении апелляционных жалоб на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судам апелляционной инстанции необходимо исходить из того, что дополнительные доказательства по таким делам могут быть приняты только в случае, если суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса.
В связи с изложенным, рассмотрев ходатайство Общества об истребовании доказательств, суд апелляционной инстанции не усмотрел правовых оснований для его удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области проверена судом апелляционной инстанции в порядке, установленном статей 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, должностными лицами административного органа в отношении общества было проведено плановое систематическое наблюдение, по окончании которого 22.07.2015 составлен акт систематического наблюдения в отношении ООО "Клен" N А-4205109535-42-0005.
В ходе указанного систематического наблюдения было обнаружено нарушение последним статьи 31 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации, п/п "а" п. 4 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденного постановлением Правительства РФ от 08.12.2011 N1025, п.2 Приложения N 1 к Лицензии на осуществление радиовещания радиоканала серии РВ N25430 от 27.05.2014, п.п. 2.1 п.1, пункта 3 Концепции вещания (Приложение N1 к лицензии), а именно нарушение объемов вещания, а также несоблюдение программной концепции радиоканала.
10.08.2015 в отношении общества по факту обнаружения данных обстоятельств должностным лицом административного органа был составлен протокол N 445 об административном правонарушении по ч. 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. 23.1 КоАП РФ, административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.
Суд первой инстанции, привлекая общество к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа, исходил из доказанности в действиях общества события, состава административного правонарушения, наличия вины, соблюдения процедуры административного производства.
Оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции правильными.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом (ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ).
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ).
В силу части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объектом правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, охрану окружающей среды.
Объективная сторона состава правонарушения выражается в осуществлении (ведении) предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Субъектом ответственности являются граждане, должностные и юридические лица.
С субъективной стороны указанные правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
Таким образом, вменяя обществу нарушение части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, административный орган в силу статьи 65 и части 5 статьи 205 АПК РФ должен доказать, что предпринимательская деятельность осуществлена с нарушением условий лицензии.
Согласно части 1 статьи 31 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон о средствах массовой информации) телевизионное вещание, радиовещание (далее также - вещание) осуществляются вещателем на основании лицензии на вещание, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (далее - лицензирующий орган). Получение лицензии на вещание не требуется в случае, если распространение телеканала или радиоканала осуществляется в неизменном виде по договору с вещателем, имеющим лицензию на вещание телеканала, радиоканала.
Пунктом 7 статьи 3 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензионные требования - это совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Пунктом 2 статьи 8 Закона N 99-ФЗ установлено, что лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требования, предусмотренные частями 4.1 и 5 настоящей статьи.
Согласно абзацу 1 статьи 31 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон N 2124-1) телевизионное вещание, радиовещание осуществляются вещателем на основании лицензии на вещание, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
В силу положений указанной статьи Закона N 2124-1 лицензионными требованиями при осуществлении телевизионного вещания, радиовещания являются, в том числе, соблюдение лицензиатом параметров вещания, указанных в лицензии на вещание.
В соответствии с пп. "а" п. 4 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденного постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. N 1025, лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату, являются, в том числе, соблюдение лицензиатом следующих параметров вещания, указанных в лицензии: вещание указанного в лицензии телеканала или радиоканала; вещание в пределах территории распространения телеканала или радиоканала, указанной в лицензии; соблюдение объемов вещания; соблюдение даты начала вещания; вещание телеканала или радиоканала в определенной лицензией среде вещания - для вещателей, не являющихся редакцией телеканала или радиоканала; вещание на выделенных конкретных радиочастотах - в случае наземного эфирного, спутникового вещания; вещание телеканала или радиоканала на указанной в лицензии конкретной позиции в мультиплексе - в случае наземного эфирного цифрового вещания; соблюдение параметров спутникового вещания - для спутникового вещания; соблюдение программной направленности телеканала или радиоканала, а для вещателей, осуществляющих вещание с использованием ограниченного радиочастотного ресурса, право на использование которого получено по результатам торгов, соблюдение программной концепции вещания.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Общество имеет лицензию серия РВ N 25430 от 27.05.2014 на осуществление радиовещания радиоканала, выданную Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
ООО "Клён" является учредителем средства массовой информации радиоканала "Радио "КЛЁН" (свидетельство о регистрации средства массовой информации от 25.04.2012 Эл N ТУ 42-00484). Заявленная при регистрации тематика средства массовой информации: музыкальная, информационная, реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.
В соответствии с п.2 Приложения N 1 к Лицензии на осуществление радиовещания радиоканала соотношение вещания СМИ радиоканала "Радио "КЛЁН" к общему объему вещания должно составлять 5 часов в неделю, и 163 часа в неделю должно составлять вещание СМИ радиоканала "Романтика".
Согласно подп. 2.1 п. 2 Концепции вещания Приложения N 1 к Лицензии определено вещание СМИ "Радио "КЛЁН" по следующим направлениям: Информационное (новости о погоде или иные сообщения) - 40 процентов, музыкальное (программы с участием радиослушателей: музыкальные приветы, песни по заказу и так далее) - 60 процентов.
Пунктом 3 Концепции вещания определен порядок распространения рекламных сообщений, согласно которому рекламные сообщения распространяются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о рекламе.
Административным органом при осуществлении подсчета соотношения вещания продукции СМИ к общему объему вещания по лицензии РВ N 25430 от 27.05.2014 за период с 06.07.2015 по 12.07.2015 и мониторинга записи эфира, осуществленной при проведении проверки, на частоте 96,3 МГц в г. Белово Кемеровской области за указанный выше период установлено, что вещание радиоканала "Радио "КЛЁН" к общему объему вещания составляет 07 часов 15 минут в неделю, вещание радиоканала "Романтика" 160 часов 45 минут минуты часов в неделю.
По итогам мониторинга записи эфира, предоставленной Управлением по Кемеровской области филиала ФГУП "РЧЦ ЦФО" в Сибирском Федеральном округе и подсчета вещания за соответствующий период установлено, что ООО "Клён" не выдерживались тематические направления вещания средств массовой информации, объем рекламных сообщений составил 06 часов 56 минут. Оставшуюся часть от общего объема вещания составляют выходные данные радиоканала "Радио "КЛЁН" - 20 минут. Рекламное направление составляет 100%.
На основании изложенного апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о нарушении обществом лицензионных требований предусмотренных лицензией серии РВ N 25430, выданной обществу 27.05.2014 г.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пунктом 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Обществом не представлено пояснений и доказательств, подтверждающих своевременное принятие им необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства или объективную невозможность по принятию таких мер и соблюдение соответствующих лицензионных условий.
Следовательно, вина общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, административным органом установлена.
Исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии по настоящему делу предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ признаков малозначительности совершенного административного правонарушения, судом не установлены.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Доказательства, подтверждающие обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность, в материалах дела отсутствуют, об их наличии не заявлено; судом указанные обстоятельства не установлены.
Факт не соблюдения вещателем порядка объявления выходных данных подтверждается материалами дела.
На основании изложенного апелляционный суд отклоняет довод апелляционной жалобы об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
В качестве основания для прекращения производства по делу Общество в апелляционной жалобе указывает истечение срока давности рассмотрения дела.
В силу части 6 статьи 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных статьей 4.5 КоАП РФ, является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 года N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно пункту 6 статьи 24.5 КоАП одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
Поэтому при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности, а также рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли указанные сроки, установленные частями 1 и 3 статьи 4.5 Кодекса.
В соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
На основании пункта 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" под длящимся административным правонарушением следует понимать действие (бездействие), выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении возложенных на лицо обязанностей и характеризующееся непрерывным осуществлением противоправного деяния.
В настоящем случае совершенное Обществом административное правонарушение, заключающееся в длительном непрекращающемся ненадлежащем выполнении лицензионных требований, является длящимся, соответственно, срок давности привлечения к ответственности подлежит исчислению с момента обнаружения уполномоченным органом указанного факта.
Согласно абзацу 3 пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Из материалов дела следует, что акт N А-4205109535-42-0005 систематического наблюдения в отношении ООО "Клен" составлен 22.07.2015, следовательно, факт нарушения Обществом лицензионных условий не мог быть выявлен ранее 22.07.2015.
С учетом изложенного на момент вынесения судом первой инстанции решения по настоящему делу (19.10.2015 г.) срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
По правилам, предусмотренным частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба на решение суда по делу о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Согласно абзацу 2 части 3 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое в порядке упрощенного производства, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным части 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 19 октября 2015 года по делу N А27-16195/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-16195/2015
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кемеровской области
Ответчик: ООО "Клен"