Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 19 апреля 2016 г. N Ф09-1450/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
30 ноября 2015 г. |
Дело N А60-17174/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 ноября 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васевой Е.Е.
судей Варакса Н.В., Риб Л.Х.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Безденежных М.К.
при участии:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Бизнес Парк" (ОГРН 1106623003662, ИНН 6623070141): не явились
от заинтересованного лица - муниципального казенного учреждения Администрации муниципального образования город Нижний Тагил (ОГРН 1026601384732, ИНН 6623000754): не явились
от заинтересованного лица - Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил (ОГРН 1036601220864, ИНН 6668005576): не явились
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Бизнес Парк",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 10 сентября 2015 года
по делу N А60-17174/2015
принятое судьей Калашником С.Е.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Бизнес Парк"
к муниципальному казенному учреждению Администрации муниципального образования город Нижний Тагил, Управлению архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил
о признании недействительными приказов о приостановлении срока действия разрешения на строительство, об остановке срока действия разрешения на строительство, постановления об отмене постановления о вырубке деревьев
установил,
Общество с ограниченной ответственностью "Бизнес Парк" (далее - ООО "Бизнес-Парк", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными приказов Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил N 7 от 26.02.2015 о приостановлении срока действия разрешения на строительство, N 11 от 25.03.2015 об остановке срока действия разрешения на строительство, постановления Администрации муниципального образования город Нижний Тагил N 881-ПА от 20.01.2015 об отмене постановления о вырубке деревьев.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 10 сентября 2015 года по делу N А60-17174/2015, принятым судьей Калашником С.Е., в удовлетворении требований ООО "Бизнес Парк" о недействительными приказов Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил N 7 от 26.02.2015 о приостановлении срока действия разрешения на строительство, N 11 от 25.03.2015 об остановке срока действия разрешения на строительство, постановления Администрации города Нижний Тагил N 881-ПА от 20.01.2015 об отмене постановления о вырубке деревьев отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на неверный вывод суда об отсутствии кворума для принятия решения о выборе земельного участка, отраженного в акте от 24.03.2011. Правила землепользования и застройки утверждены решением Нижнетагильской городской Думы от 27.12.2012 и не могут иметь отношения к согласованию предоставления земельного участка в 2011 году. Собрание собственников помещений, расположенных в ближайших домах по пр. Уральскому, проведено, большинство опрошенных выразило согласие на перенос сквера, расположенного в зоне строительства, решение оформлено протоколом от 02.09.2014. Представитель заявителя в судебное заседание не явился.
Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил в возражениях на апелляционную жалобу считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, считает, что судом сделан правомерный вывод об отсутствии кворума на заседании межведомственной комиссии. Факт наличия многочисленных жалоб жильцов близлежащих домов установлен судом первой инстанции и подтвержден материалами дела. Представитель Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил в судебное заседание не явился.
Муниципальное казенное учреждение Администрации муниципального образования город Нижний Тагил явку представителя в судебное заседание не обеспечило, письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, постановлением главы Администрации города Нижний Тагил от 23.04.2012 N 830 ООО "Бизнес-Парк" для строительства офисного центра предоставлен в аренду сроком на три года земельный участок с кадастровым номером 66:56:0601005:72, площадью 1308 кв.м, расположенный по адресу: Свердловская область, город Нижний Тагил, в районе жилого дома N 46 по проспекту Уральскому в Тагилстроевском районе города.
Между муниципальным образованием "город Нижний Тагил" и заявителем заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 66:56:0601005:72 от 04.05.2012 N 65в-2012. Данный договор зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области 29.06.2012 за номером 66-66-02/115/2012-292.
10.11.2014 Управлением архитектуры и градостроительства ООО "Бизнес Парк" выдано разрешение N RU66305000-324/14 на строительство офисного центра в районе жилого дома N 46 по пр. Уральский в г. Нижний Тагил. Срок действия настоящего разрешения до 10.08.2015.
Постановлением Администрации г. Нижний Тагил от 20.01.2015 N 111-ПА ООО "Бизнес Парк" разрешена вырубка 25 деревьев различных пород и 100 метров живой изгороди, подпадающих под зону производства работ в районе жилого дома N46 по Уральскому проспекту.
В связи с началом осуществления действий, связанных с организацией строительной площадки, в адрес Главы города Нижний Тагил, Нижнетагильской городской Думы, в прокуратуру Ленинского района города Нижний Тагил поступили многочисленные жалобы жителей многоквартирных домов N 42, 46, 54 по пр. Уральский в г. Нижний Тагил с требованием принять меры по недопущению уничтожения сквера, на месте которого начаты работы по строительству офисного центра.
В связи с многочисленными жалобами жителей, в целях выяснения обстоятельств правомерности осуществления строительных работ, Управлением архитектуры и градостроительства 26.02.2015 издан приказ N 7 о приостановлении срока действия разрешения на строительство офисного центра на 1 месяц до 26.03.2015.
23.03.2015 в Администрацию г. Нижний Тагил поступило представление прокурора Ленинского района города Нижний Тагил от 20.03.2015 N 255ж-2015 об устранении нарушений закона.
В представлении прокурора указано, что при подписании акта межведомственной комиссии по выбору земельного участка отсутствовал кворум. Положительное санитарно-эпидемиологическое заключение содержит сведения о том, что земельный участок не имеет зеленых насаждений, что противоречит фактическим обстоятельствам дела. В связи с чем, прокурор пришел к выводу, что выбор земельного участка для строительства офиса произведен с нарушением действующего в тот момент законодательства (п. 3 ст.31 Земельного кодекса РФ). Размещение офисного центра в зоне жилой застройки противоречит действующим Правилам землепользования и застройки городского округа Нижний Тагил. Также прокурором указано, что строительство указанного объекта и вырубка зеленых насаждений противоречат основополагающим принципам законодательства о градостроительной деятельности и требованиям земельного законодательства.
В связи с установленными обстоятельствами прокурор изложил в предписании требование о необходимости принятия конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих: решить вопрос о расторжении договора аренды земельного участка с ООО "Бизнес Парк" и приостановлении/отмене разрешения на строительство (л.д.25-30).
В целях устранения нарушений, указанных в представлении, Администрацией города Нижний Тагил приняты следующие меры.
Письмом от 02.04.2015 N 01-01/1828 направлено уведомление в адрес директора общества "Бизнес Парк" Рубцова А.А. об отказе в заключении на новый срок договора аренды от 04.05.2012 N 65в-2012 земельного участка площадью 1308 кв. м с кадастровым номером 66:56:0601005:72 и о необходимости передать земельный участок Администрации города по истечении срока действия договора.
Постановлением Администрации города Нижний Тагил от 06.04.2015 N 881-ПА отменено постановление Администрации города Нижний Тагил от 20.01.2015 N 111-ПА "О вырубке деревьев".
В соответствии с п. 3 ч. 21.1. ст. 51 Градостроительного кодекса РФ 24.04.2015 издан приказ Управления архитектуры и градостроительства Администрации города N 15 о прекращении действия разрешения на строительство от 10.11.2014 N RU66305000-324/14 в связи с истечением срока действия договора аренды от 04.05.2012 N 65в-2012 земельного участка с кадастровым номером 66:56:0601005:72.
Полагая, что указанными приказами и постановлением нарушены права и законные интересы ООО "Бизнес Парк", заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал, что Управлением архитектуры и градостроительства сделаны обоснованные выводы о том, что выбор земельного участка для строительства офисного центра сделан с нарушением действующего законодательства, размещение офисного центра в указанной территориальной зоне противоречит Правилам землепользования и застройки городского округа Нижний Тагил.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ст. 200, 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 "Об общих принципах организации местного управления в РФ" (далее - Закон N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
На основании ч.ч. 1, 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Выдача разрешений на строительство относится к вопросам местного значения органа местного самоуправления городского округа в соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 16 Закона N 131-ФЗ.
В силу п. 1 ст. 7 Закона N 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (п. 4 ст. 7 Закона N131-ФЗ).
Таким образом, разрешение на строительство является муниципальным ненормативным правовым актом.
Согласно ч. 1 ст.48 Закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Из положений данных норм следует, что муниципальные правовые акты могут быть отменены в порядке самоконтроля уполномоченными органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления в случае принятия ненормативного правового акта с нарушением или в противоречие с действующим законодательством.
Оспариваемые ненормативные акты вынесены во исполнение представления прокурора Ленинского района г. Нижнего Тагила от 20.03.2015 N 255-ж-2015.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
При этом действующее законодательство не содержит прямых запретов на внесение органом, издавшим в пределах своих полномочий правовой акт, изменений и дополнений, а также отмену этого акта.
В свою очередь, отменяющий акт органа исполнительной власти должен быть законным и обоснованным, то есть основываться на достаточных основаниях и соответствовать требованиям действующего законодательства.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что спорный земельный участок для строительства офисного центра выбран по акту межведомственной комиссии от 24.03.2011.
Постановлением Администрации г. Нижний Тагил от 07.10.2010 N 2228 утверждено Положение о межведомственной комиссии по выбору земельных участков под строительство объектов на территории муниципального образования город Нижний Тагил в новой редакции.
В соответствии с п. 3 указанного положения работа комиссии осуществляется в соответствии с Земельным кодексом РФ, Градостроительным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ и иным действующим законодательством.
Задачей комиссии является определение возможности и условий размещения и развития объектов строительства гражданского, коммунального и производственного назначения на территории муниципального образования город Нижний Тагил (п. 4).
В соответствии с п. 16 положения все члены комиссии имеют равные права. Вопросы, выносимые на заседание комиссии, обсуждаются коллегиально. В случае возражений отдельных членов комиссии решение принимается открытым голосованием простым большинством голосов из числа присутствующих на заседании. При равенстве голосов голос председателя комиссии является решающим. Комиссия правомочна проводить заседания и принимать решения при наличии не менее 2/3 ее состава. Решение комиссии оформляется в виде протокола. Принимаемые решения не должны противоречить действующему законодательству Российской Федерации.
Решение принято комиссией при отсутствии кворума. Из 12 членов комиссии акт подписан только 4 его членами, председателем не подписан.
Положительное санитарно-эпидемиологическое заключение от 26.05.2011 N 66.01.17.000.Т.001828.05.11 противоречит фактическим обстоятельствам. Так в заключении указано на отсутствие на спорном земельном участке зеленых насаждений (л.д. 110).
Вместе с тем, постановлением Администрации г. Нижний Тагил от 20.01.2015 N 111-ПА ООО "Бизнес Парк" разрешена вырубка 25 деревьев различных пород и 100 метров живой изгороди, подпадающих под зону производства работ в районе жилого дома N46 по Уральскому проспекту. Наличие зеленых насаждений на спорном земельном участке также подтверждается представленными в материалы фотографиями.
Кроме того, земельный участок, предоставленный ООО "Бизнес-парк" для строительства офисного центра, находится в границах территории, необходимой для эксплуатации многоквартирного дома. Регламенты зоны застройки многоэтажными жилыми домами Ж-4, на которой расположен спорный земельный участок, не предусмотрена возможность эксплуатации офисного центра.
При согласовании проектной документации Управлением архитектуры и градостроительства в заключении N 586 от 13.10.2014 рекомендовано до получения разрешения на строительства в целях исключения жалоб собственников многоквартирных жилых домов N 42, 46, 54 по пр. Уральский представить в управление протоколы собрания собственников указанных многоквартирных жилых домов об их согласии на строительство офисного центра в районе жилого дома N 46 по пр. Уральский.
Судом первой инстанции правомерно указано, что обращения жителей указанных многоквартирных домов свидетельствуют об их несогласии на вырубку зеленых насаждений и строительство офисного центра.
Анализ представленных в материалы дела листов голосования жителей многоквартирных домов, не позволяет установить факт того, что большинство жителей выразили согласие на строительство объекта.
С учетом изложенного, оспариваемые ненормативные акты вынесены в соответствии с предоставленными полномочиями и соответствуют действующему законодательству.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что в связи с приостановлением и отменой разрешения на строительство, разрешение на вырубку деревьев прекращает свое действие, поскольку указанный акт является производным по отношению к разрешению, выдан во исполнение незаконно выданного разрешении на строительство объекта и не может исполняться в отсутствие правового основания.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 1 500 руб. относятся на заявителя. Излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 10 сентября 2015 года по делу N А60-17174/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Бизнес Парк" (ОГРН 1106623003662, ИНН 6623070141) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 451 от 09.10.2015.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.Е.Васева |
Судьи |
Н.В.Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-17174/2015
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 19 апреля 2016 г. N Ф09-1450/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "БИЗНЕС ПАРК"
Ответчик: Муниципальное казенное учреждение Администрация муниципального образования город Нижний Тагил, УПРАВЛЕНИЕ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НИЖНИЙ ТАГИЛ