г. Тула |
|
1 декабря 2015 г. |
Дело N А62-4065/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.11.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.12.2015.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Федина К.А., судей Еремичевой Н.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Орловой И.С., при участии от истца - общества с ограниченной ответственностью "Горэлектро" (г. Смоленск, ОГРН 1136733020258, ИНН 6732066794) - Ширкова Е.В. (доверенность от 05.03.2015), Маркадеевой А.В. (доверенность от 28.03.2015), Брей Р.А. (доверенность от 09.06.2015), от ответчика - публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" (г. Москва, ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107) - Гусевой Е.Н. (доверенность от 03.06.2015), Минченкова Е.В. (доверенность от 14.01.2015), рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Смоленской области, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Горэлектро" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 24.08.2015 по делу N А62-4065/2015 (судья Красильникова В.В.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Горэлектро" (далее - истец) обратилось в суд с иском к публичному акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" (далее - ответчик) о взыскании задолженности в размере 4 429 650 рублей 2 копеек.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 24.08.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой считает, что решение суда области подлежит отмене.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что потребителями электроэнергии, присоединёнными к сетям, принадлежащим территориальной сетевой организации ООО "Горэлектро" (согласно актов балансового разграничения) в интересах которых действует ОАО "МРСК Центра", являются население и приравненные к нему категории потребителей. Согласно абзацу 20 п. 81 Постановления Правительства Российской федерации N 1178 Гарантирующие поставщики (энергосбытовые организации, энергоснабжающие организации) в расчетах за услуги по передаче электрической энергии, оказанные территориальными сетевыми организациями, начиная с 1 января 2013 г. применяют только цены (тарифы), выбранные обслуживаемыми ими потребителями в соответствии с настоящим пунктом.
Также полагает невозможным применение двухставочного тарифа для взаиморасчетов между сетевыми организациями в случае отсутствия приборов учета, позволяющих получать данные о потреблении электрической энергии по часам суток, исходя из пункта 81 Основ ценообразования.
Кроме того, отмечает, что договор от 01.04.2014 N 9/Э был заключен с истцом, как с гарантирующим поставщиком, и в силу пункта 81 Основ ценообразования истец не имел право выбора двухставочного тарифа.
Указывает на неправомерность использования в расчетах за услуги по передаче электроэнергии по двухставочному тарифу в качестве заявленной мощности мощность из тарифного решения.
В отзыве на апелляционную жалобу и дополнении к нему истец считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что ООО "Горэлектро" и ОАО "МРСК Центра" являются смежными сетевыми организациями, через сети которых передается электроэнергия в точки поставки, находящиеся у конечных потребителей.
Между ОАО "МРСК Центра" (заказчик) и ООО "Горэлектро" (исполнитель) 01.04.2014 был заключен договор N 9/Э возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии, согласно которому Исполнитель (истец) обязуется оказывать услуги по передаче электрической энергии путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих Исполнителю на праве собственности или ином предусмотренном федеральными законами основании, а Заказчик (ответчик) обязуется оплачивать услуги Исполнителя в порядке, установленном настоящим договором (п. 2.1 договора).
В соответствии с пунктом 4.1. договора Исполнитель определяет объемы переданной по настоящему Договору электрической энергии и объем потерь в сетях Исполнителя.
Согласно пункту 6.1 договора N 9/Э расчеты за оказанные услуги производятся по индивидуальным тарифам, установленным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов Смоленской области.
В соответствии с пунктом 6.2 договора N 9/Э вариант применяемого тарифа, сроки и размеры платежей по оплате услуг, определены в соответствии с приложением N 1 к настоящему договору.
Согласно пункту 1 Приложения N 1 к договору N 9/Э, для расчета за услуги по передачи электрической энергии по настоящему договору применяются варианты тарифа, выбранные заказчиком в соответствии с пунктом 3.3.2 настоящего договора.
Пунктом 3.3.2 договора определено право заказчика выбрать вариант тарифа на услуги по передачи электрической энергии на следующий год путем направления письменного уведомления Исполнителю в течение 1 месяца со дня официального опубликования решений об установлении индивидуального тарифа на услуги по передачи электрической энергии.
Выбранный вариант тарифа применяется для целей расчетов за услуги по передаче электрической энергии с даты введения в действие указанных тарифов на услуги по передаче электрической энергии. При отсутствии указанного уведомления расчеты за услуги по передачи электрической энергии, если иное не установлено по соглашению сторон, производятся по варианту тарифа, применявшегося в предшествующий расчетный период регулирования.
Вышеуказанные пункты договора и дополнительного соглашения N 4 от 17.12.2014 к договору подписаны заказчиком и исполнителем без разногласий.
Порядок заключения и исполнения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии определен Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказанию этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Постановлением Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике N 250 от 05.12.2014 установлены с 01.01.2015 по 31.12.2015 индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ОАО "МРСК Центра" и территориальными сетевыми организациями, индивидуальными предпринимателями согласно приложению, в том числе и с ООО "Горэлектро".
Данное постановление было опубликовано в официальном издании "Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области", 22.12.2014, N 12 (часть V, книга 1), с. 232.
Указанным постановлением установлено два вида тарифов:
- двухставочная цена (тариф) в виде ставки, отражающей удельную величину расходов на содержание электрических сетей и ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям;
- одноставочная цена (тариф) в расчете на 1 киловатт-час электрической энергии с учетом стоимости нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям (л.д. 146).
Постановлением департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 15.06.2015 N 123 внесены изменения в постановление Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 05.12.2014 N 250, а именно: внесены изменения в размеры одноставочного и двухставочного тарифов на 2 полугодие 2015 года.
Руководствуясь пунктом 81 Основ ценообразования и в соответствии с пунктом 3.3.2. договора, филиал ПАО "МРСК Центра" - "Смоленскэнерго", как потребитель услуг по передаче электрической энергии, направил 15.12.2014 в адрес ООО "Горэлектро" письменное уведомление (исх. N МРСК-СМ/32- 1/20595) о выборе двухставочного тарифа для проведения расчетов по договору за услуги по передаче электрической энергии в 2015 году. Указанное уведомление направлено филиалом "Смоленскэнерго" в пределах месячного срока, предусмотренного пунктом 81 Основ ценообразования. Факт получения данного уведомления истцом не оспаривается.
С 01.01.2015 по 30.04.2015 расчет за оказанные услуги по передаче электрической энергии осуществлялся по двухставочному тарифу. Акты об оказании услуг за период январь-апрель 2015 г. подписаны без разногласий, оплата услуг ООО "Горэлектро" произведена в полном объеме.
08.06.2015 в адрес филиала "Смоленскэнерго" со стороны ООО "Горэлектро" был направлен акт об оказании услуг за май 2015 г., в котором стоимость услуг рассчитана по одноставочному тарифу.
Со стороны филиала ПАО "МРСК Центра" - "Смоленскэнерго" акт об оказании услуг за май 2015 года подписан с разногласиями, оплата услуг ООО "Горэлектро" произведена в неоспариваемой части (с применением двухставочного тарифа). Разногласия связаны с тем, что ООО "Горэлектро" в одностороннем порядке изменило порядок расчета стоимости услуг.
22.05.2015 ОАО "МРСК Центра" была получена претензия N 114 от 22.05.2015 об оплате в семидневный срок образовавшейся задолженности. ОАО "МРСК Центра" письмом от 01.06.2015 N МР1-СМ/32-1/3977 отказалось от исполнения претензии.
Поскольку ОАО "МРСК Центра" отказалось оплачивать услуги ООО "Горэлектро" по одноставочному тарифу, ООО "Горэлектро" обратилось в суд с настоящим иском.
Отказывая в иске, суд первой инстанции пришел к выводу, что ответчик, являясь потребителем услуг по передаче электрической энергии (действует в интересах потребителей электроэнергии), воспользовался своим правом на выбор одного из вариантов тарифа. Изменения условий договора в этом случае не требуется, поскольку действующим законодательством предусмотрен уведомительный порядок выбора тарифа для расчетов за оказанные услуги по передаче электроэнергии. При этом право выбора тарифа на услуги по передаче электрической энергии принадлежит потребителю услуг в одностороннем порядке.
Данные выводы суд первой инстанции мотивировал частью 2 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пунктом 48 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг от 27.12.2004 N 861, пунктом 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011.
Проверив в порядке апелляционного производства оспариваемый судебный акт, правильность применения норм материального права, апелляционная инстанция считает, что выводы Арбитражного суда Смоленской области соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В силу статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основе договора возмездного оказания услуг. Договор оказания этих услуг является публичным.
Заказчик обязан оплатить услуги, оказанные исполнителем, что следует из пункта 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно статьям 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
На основании пункта 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям и предельные уровни цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, подлежат государственному регулированию.
Из пунктов 1 и 4 статьи 23.1, статьи 24 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" следует, что цены (тарифы) на услуги по передаче электроэнергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети и по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, подлежат государственному регулированию. Принципы и методы расчета цен (тарифов) в электроэнергетике устанавливаются в Основах ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждаемых Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту 3 пункта 3 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) входят цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в том числе:
- цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии в целях расчетов с потребителями услуг (кроме сетевых организаций), расположенными на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащими к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность), независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены, если решением Правительства Российской Федерации не предусмотрено иное (далее - единый котловой тариф);
- индивидуальная цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между 2 сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче (далее - тариф взаиморасчетов между сетевыми организациями).
Согласно пункту 52 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2, индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются одновременно в двух вариантах:
- двухставочный;
- одноставочный.
В рассмотренном деле истец являлся исполнителем услуги, а ответчик - заказчиком услуги, то есть ее потребителем.
По Правилам N 861, на смежную сетевую организацию возложена обязанность по оплате услуг по передаче электроэнергии, оказанных смежной с ней сетевой организацией с использованием принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании объектов электросетевого хозяйства.
В пункте 42 Правил N 861 предусмотрено, что расчеты по заключаемому территориальными сетевыми организациями договору осуществляются по тарифу на услуги по передаче электрической энергии, который определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, в отношении каждой из сторон такого договора и носит индивидуальный характер.
В абзаце 15 пункта 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 установлено, что для целей расчетов за услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, потребители (за исключением населения и (или) приравненных к нему категорий потребителей, потребителей, энергопринимающие устройства которых непосредственно присоединены к переданным по согласованию в установленном порядке с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в аренду территориальным сетевым организациям объектам электросетевого хозяйства, входящим в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, или гарантирующих поставщиков (энергосбытовых организаций, энергоснабжающих организаций), действующих в интересах указанных потребителей), гарантирующие поставщики (энергосбытовые организации, энергоснабжающие организации) самостоятельно выбирают вариант тарифа на период регулирования путем направления письменного уведомления в сетевую организацию в течение одного месяца со дня официального опубликования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении соответствующих цен (тарифов).
При этом выбранный вариант тарифа для целей расчетов за услуги по передаче электрической энергии применяется со дня введения в действие указанных тарифов.
При отсутствии указанного уведомления расчеты за услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, если иное не будет установлено по взаимному соглашению сторон, производятся по варианту тарифа, применявшемуся в предшествующий расчетный период регулирования.
В расчетном периоде регулирования не допускается изменение варианта тарифа, если иное не будет установлено по взаимному соглашению сторон.
Таким образом, потребителю услуг предоставлено право в течение одного месяца со дня установления тарифов оценить их экономическую выгодность и на основании данной оценки принять решение о выборе варианта тарифа. Действия ОАО "МРСК Центра" по выбору варианта тарифа соответствуют вышеуказанным нормам права и условиям заключенного сторонами договора возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии, что также согласуется с позицией Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике изложенной в письме от 10.08.2015 N 2031/2 (л.д. 157-160).
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно признал правомерным применение ответчиком при расчетах между сторонами за спорный период одноставочного тарифа.
Доводы истца со ссылкой на решение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.08.2013 N ВАС-7940/13 правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку в этом судебном акте Высшим Арбитражным Судом РФ рассматривался порядок расчета энергосбытовых организаций с территориальными сетевыми организациями, при котором исключается возможность выбора энергосбытовой организацией тарифа на услуги по передаче электрической энергии, отличного от выбранного потребителем электрической энергии тарифа.
Между тем, законодательством не предусмотрено прямой зависимости между выбором потребителем гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) вида тарифа и применением этого же тарифа в расчетах по индивидуальному тарифу между смежными сетевыми организациями (определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 10.06.2014 N ВАС-6663/14, определение Верховного суда РФ от 30.06.2015 N 301-КГ15-5477, постановление Федерального Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.02.2014 г. по делу N А79-2652/2013).
Ссылка истца на абзац 2 пункта 47 Правил N 861, в редакции: "Планируемый к потреблению объем услуг, в том числе заявленная мощность, может быть использован в целях установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии и не применяется для целей определения обязательств потребителя услуг по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии (потребителя электрической энергии), если иное не установлено пунктом 15(1) настоящих Правил", действующей на момент заключения договора, обоснованно была отклонена судом первой инстанции, поскольку Постановлением Правительства РФ от 31.07.2014 N 740 в Правила N 861 были внесены изменения в редакцию пункта 47 и на момент утверждения тарифов вышеуказанная редакция уже не действовала.
В соответствии с абзацем 2 пункта 47 Правил N 861, изложенным в редакции Постановления Правительства РФ от 31.07.2014 N 740, "в случае если в качестве потребителя услуг по передаче электрической энергии выступает сетевая организация, заявленная мощность определяется в соответствии с пунктом 38 настоящих Правил". 10 Пунктом 38 Правил N 861 определено, что величина заявленной мощности является существенным условием договора между смежными сетевыми организациями и определяется по соглашению сторон. В приложении N 2 к договору оказания услуг по передаче электроэнергии от 01.04.2014 (в редакции дополнительного соглашения N 4 от 17.12.2014) филиалом ПАО "МРСК Центра" - "Смоленскэнерго" и ООО "Горэлектро" согласована величина заявленной мощности в размере 3,888 МВт на 2015 год.
Таким образом, величина заявленной мощности может применяться для целей определения обязательств по договору между смежными сетевыми организациями.
Абзац 15 пункта 81 Основ ценообразования N 1178 в данном случае также неприменим, поскольку ПАО "МРСК Центра" не является гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией, энергоснабжающей организацией).
В целом доводы, заявленные в апелляционной жалобе, являлись обоснованием позиции истца по делу, они не опровергают выводов суда, а направлены на переоценку фактических обстоятельств и доказательств, исследованных судом и получивших надлежащую правовую оценку.
С учетом изложенного, а также оценки в совокупности имеющихся в материалах дела доказательств и обстоятельств дела, исследованных в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда области и удовлетворения требований заявителя апелляционной жалобы.
Неправильного применения норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено. Обстоятельствам дела, исследованным судом первой инстанции, и взаимоотношениям сторон дана правильная правовая квалификация.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 24.08.2015 по делу N А62-4065/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий месяца со дня изготовления постановления в полном объеме, посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
К.А. Федин |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-4065/2015
Истец: ООО "Горэлектро"
Ответчик: ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - "Смоленскэнерго", ОАО "МРСК Центра", ОАО "МРСК Центра" в лице филиала "Смоленскэнерго"