Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 24 марта 2016 г. N Ф06-6975/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании недействительным права собственности в отношении земельного участка
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Самара |
|
04 декабря 2015 г. |
Дело N А55-11541/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 декабря 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Апаркина В.Н.,
судей Бажана П.В., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сурковой Г.В.,
с участием в судебном заседании:
от закрытого акционерного общества Инвестиционная компания "Инвестпром" - Кабардина Г.А., доверенность от 14.05.2015,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - Аладин В.Ю., доверенность N 12-6116 от 28.08.2015,
от Мэрии городского округа Тольятти - не явилась, извещена,
от Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - не явилось, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 30 ноября 2015 года в зале N 6 апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 19 августа 2015 года по делу N А55-11541/2015 (судья Филатов М.В.),
по заявлению закрытого акционерного общества Инвестиционная компания "Инвестпром" (ОГРН 1076320029884, ИНН 6323103364), г. Тольятти,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
третьи лица: Мэрия городского округа Тольятти, г. Тольятти,
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара,
о признании недействительным отказа и обязании,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество Инвестиционная компания "Инвестпром" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области о признании недействительным отказа в государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Тольятти, Центральный район, Лесопарковое шоссе, 16, с кадастровым номером 63:09:03 04064:516, изложенного в сообщении от 17.04.2015 г., и обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области провести государственную регистрацию перехода права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Тольятти, Центральный район, Лесопарковое шоссе, 16, с кадастровым номером 63:09:03 04064:516.
Решением суда 1 инстанции от 26.08.2015 г. заявление Общества удовлетворено, оспариваемый отказ Управления признан незаконным.
Суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области по вступлению решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Тольятти, Центральный район, Лесопарковое шоссе, 16, с кадастровым номером 63:09:0304064:516.
С Управления в пользу Общества взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
В апелляционной жалобе Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области просит решение суда 1 инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества. При этом ссылается на то, что отнесение спорного земельного участка к лесным подтверждается материалами дела. Вывод об утрате участком статуса лесного основан на неправильном применении судом 1 инстанции норм материального права, регулирующих вопросы определения границ лесных участков. Имеющимся в материалах дела постановлением мэра г.о. Тольятти введены в действие лишь материалы таксации лесов. При проведении таксации не определяются границы лесничеств либо лесных участков, материалы таксации лесов основаниями для определения и изменения соответствующих границ не являются. Определение местоположения границ площади и иных характеристик лесничеств и отдельных лесных участков согласно ст.68.1,69 ЛК РФ, ч.ч.II и III Лесоустроительной инструкции проводится при выполнении таких видов лесоустройства, как проектирование лесничеств и лесных участков. При этом проектирование лесничеств не относится к полномочиям органов местного самоуправления в области лесных отношений, определенным ст.84 ЛК РФ. В соответствии с п.26 ст.81 ЛК РФ проектирование лесничеств отнесено к полномочиям органов государственной власти РФ. Доказательств проведения проектирования Тольяттинского лесничества в установленном законом порядке в материалах дела не имеется, решение суда ссылок на такие доказательства не содержит.
ЗАО Инвестиционная компания "Инвестпром" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда 1 инстанции от 26.08.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Министерство лесного хозяйства, окружающей среды и природопользования Самарской области в отзыве на апелляционную жалобу указало, что ранее указанный земельный участок относился к городским лесам г.о. Тольятти, располагался в 50 квартале Тольяттинского лесничества. В соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 30.12.2008 N 435 "Об определении количества лесничеств на территории Самарской области и установлении их границ" Тольяттинское лесничество расположено на землях иных категорий. Лесные участки Тольяттинского лесничества не входят в состав земель лесного фонда и являются земельными участками, собственность на которые не разграничена. Данное обстоятельство подтверждается также данными и государственного лесного реестра. Приказом Федерального Агентства лесного хозяйства от 15.02.2012 N 54 утверждены формы ведения государственного лесного реестра. Форма 1.1. "Состав земель лесного фонда и земель иных категорий, на которых расположены леса". Согласно данным государственного лесного реестра по состоянию на 01.01.2015, земли Тольяттинского лесничества расположены на землях населенных пунктов. Постановлением мэрии городского округа Тольятти Самарской области от 11.10.2013 N 3152-п/1 утверждена муниципальная программа "Охрана, защита и воспроизводство лесов, расположенных в границах городского округа Тольятти, на 2014-2018 годы", в соответствии с которой были предусмотрены работы по проведению лесоустройства лесов, расположенных в границах городского округа Тольятти, на площади 8020 га. В настоящее время работы закончены и материалы лесоустройства утверждены постановлением мэрии г.о.Тольятти от 04.07.2014 N 2195-п/1. По представленным из кадастрового паспорта координатам спорного земельного участка следует, что он исключен из границ 50 квартала Тольяттинского лесничества на основании лесоустройства, проведенного мэрией городского округа Тольятти (копии документов представлены в материалы дела ранее). Решением Центрального районного суда г.Тольятти от 29.06.2015 по делу N 2-4071/2015 удовлетворены требования Прокурора г.Тольятти к Мэрии г.о.Тольятти о возложении обязанности по созданию муниципального лесничества г.о.Тольятти.
Мэрия городского округа Тольятти в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда 1 инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители Управления Росреестра по Самарской области и Общества поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве соответственно.
Представители Мэрии городского округа Тольятти и Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просят рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
В соответствии с п. 3 ст. 156, 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие представителей Мэрии и Министерства, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, 16.03.2010 г. между ЗАО Инвестиционная компания "Инвестпром" и мэрией г.о. Тольятти был заключен договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: г. Тольятти, Лесопарковое шоссе, 16 (кадастровый номер 63:09:0304064:516), площадью 25572 кв.м., для дальнейшей эксплуатации профилактория, в том числе овощехранилища, туалета, душа (л.д. 45-48 т.1).
27.01.2015 Общество и Мэрия обратились в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности на указанный земельный участок (л.д. 79-82 т.1).
Сообщением от 17.04.2015 N 63/009/898/2015-17 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области отказало в государственной регистрации перехода права и права собственности на земельный участок (кадастровый номер 63:09:0304064:516) с местоположением: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, Лесопарковое шоссе, д.16, так как документы, представленные на государственную, по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства (л.д.116-121 т.1).
В сообщении отражено, что из документов, имеющихся в архиве Управления, следует, что земельный участок (кадастровый номер 63:09:0304064:516) относится к лесному участку. Согласно письму Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области N 27-02-08/3373 от 24.05.2010 года указанный земельный участок является лесным участком, расположенным на землях населенных пунктов в соответствии с данными государственного лесного реестра. Согласно имеющемуся в архиве Управления ответу на запрос из Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области исх. N 27-05-02/4508 от 09.04.2014 года указанный земельный участок относится к лесным участкам на землях иных категорий и расположен в квартале N 50 Тольяттинского лесничества. Однако согласно представленному в Управление письму Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области исх. N27-05-02/21417 от 23.12.2014 г. земельный участок, расположенный адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, Лесопарковое шоссе, 16, площадью 25572 кв.м., согласно приложенному каталогу координат в форме mif-mid в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре и подтвержденными путем ввода координат X и У в программу ГИС ИНГЕО, к землям лесного фонда, а также к лесным участкам городских лесов не относится.
Для уточнения информации, относится ли земельный участок (кадастровый номер 63:09:0304064:516) с местоположением: Самарская область, г. Тольятти, Центральный р-н, Лесопарковое шоссе, д. 16, к лесному участку в составе земель лесного фонда, Управлением направлен запрос министру лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.
Согласно полученному ответу на запрос из Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области исх. N 27-05-02/5685 от 02.04.2015 г. согласно материалов таксации лесов 2014 года, утвержденных постановлением Мэрии г.о. Тольятти от 04.07.2014 г. N2195-п/1, указанный земельный участок в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре и подтвержденными путем ввода координат X и У в программу ГИС ИНГЕО, к землям лесного фонда, а также к лесным участкам на землях иных категорий, не относится.
Между тем материалы таксации, утвержденные актами органов местного самоуправления, не относятся к материалам лесоустройства и не могут подтверждать отнесение тех или иных участков к лесным.
Ссылок на данные лесного реестра указанный ответ не содержит.
При этом согласно имеющемуся в архиве Управления ответу на запрос из Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области исх. N 27-05-02/4508 от 09.04.2014 г. указанный земельный участок относится к лесным участкам на землях иных категорий и расположен в квартале N 50 Тольяттинского лесничества.
Между тем при принятии данного сообщения об отказе в государственной регистрации Управлением не были приняты во внимание следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что согласно сведениям, содержащимся в кадастровой выписке N 63-00-102/15-373096 от 07.05.2015 г., земельный участок с местоположением Самарская область, г. Тольятти, Центральный р-н, Лесопарковое шоссе, д. 16 входит в состав земель населенных пунктов (л.д.133-153 т.1).
Постановлением Мэра городского округа Тольятти от 04.07.2014 года N 2195-п/1 "О введении в действие материалов таксации лесов, расположенных в границах городского округа Тольятти" были введены в действие материалы таксации лесов, включая таксационные описания, лесоустроительные планшеты, планы лесонасаждений (л.д. 52,169-170 т.1).
Данное постановление было принято органом местного самоуправления г.о. Тольятти в пределах полномочий, предусмотренных частью 2 статьи 67, частью 1 статьи 68, частью 1 статьи 69, статьями 81, 84 Лесного кодекса РФ, пунктом 72 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 12,12.2011 года N 516, статьей 10 ФЗ от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ".
В соответствии с пунктом 2 статьи 67 Лесного кодекса РФ правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Рослесхоза от 12.12.2011 года N 516 утверждена Лесоустроительная инструкция, в соответствии с пунктом 190 которой по результатам таксации лесов составляются таксационные описания, картографические материалы по лесным участкам, участковым лесничествам и лесничествам (лесопаркам).
Согласно пункту 191 таксационные описания лесотаксационных выделов должны иметь картографическое сопровождение в виде лесоустроительных планшетов, планов насаждений.
Согласно приложению к Приказу Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 11.11.2013 года N 496 "Об утверждении перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение" к документам, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение, относятся лесоустроительные планшеты (пункт 2, подпункт 2.2.10).
Лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов (п. 1 ст. 68 Лесного кодекса Российской Федерации).
Статьей 69 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено проектирование лесных участков, которое означает подготовку проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Материалы таксации лесов, расположенных в границах городского округа Тольятти, утвержденные постановлением Мэрии городского округа Тольятти от 04.07.2014 года N 2195-п/1, были направлены письмом мэра г.о. Тольятти N 6064/1 от 14.07.2014 года в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области для дальнейшей работы и включали согласно приложению таксационные описания лесотаксационных выделов, планшеты, планы лесонасаждений, карты-схемы и т.д. (л.д.169-170 т.1).
В соответствии с приложенными к письму планшетами N 7, 8 Тольяттинского участкового лесничества г.о. Тольятти спорный земельный участок (кадастровый номер 63:09:03 04064:516) не входит в кварталы Тольяттинского лесничества, то есть не относится к городским лесам (л.д.17-21 т.2).
Таким образом, мэрией г.о. Тольятти в пределах полномочий, предоставленных законодательством РФ, были проведены работы по лесоустройству, уточнены границы Тольяттинского участкового лесничества, по результатам работ земельный участок (КН 63:09:0304064:516) в границы лесничества не вошел.
Данное обстоятельство подтверждается также письмами Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области N 270502/5685 от 02.04.2015, N 27-05-02/21417 от 23.12.2014 г., согласно которым в соответствии материалами таксации лесов, расположенных в границах г.о. Тольятти, спорный земельный участок в соответствии с каталогом координат в формате mif-mid и сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре и подтвержденными путем ввода координат X и У в программу ГИС ИНГЕО, к землям лесного фонда, а также к лесным участкам городских лесов не относится (л.д.93,113 т.1).
Ссылка Управления в сообщении об отказе в государственной регистрации на письмо Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области N 27-05-02/4508 от 09.04.2014 г., согласно которому указанный земельный участок относится к лесным участкам на землях иных категорий и расположен в квартале N 50 Тольяттинского лесничества, во внимание принята быть не может, поскольку изложенные в нем сведения об отнесении спорного земельного участка к категории лесных участков, опровергаются указанными материалами лесоустройства (планшетами 7,8), а также письмами Министерства N 270502/5685 от 02.04.2015, N 27-05-02/21417 от 23.12.2014 г., отзывами Министерства на исковое заявление (л.д.166-167 т.1) и апелляционную жалобу с противоположными сведениями.
Оспариваемый отказ в государственной регистрации обоснован Управлением ссылками на положения, предусмотренные п.1 ст.15 Земельного кодекса РФ, ст.ст.8,71 Лесного кодекса РФ, п.8 ст.28 Федерального закона от 21.12.2001 г. N 178 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", согласно которым лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлению в собственность юридическим лицам и гражданам не подлежат.
Поскольку в рассматриваемом случае спорный земельный участок в соответствии с указанными лесоустроительными документами не относится к землям лесного фонда, а также к лесным участкам на землях иных категорий, оспариваемый отказ Управления в государственной регистрации перехода права собственности на него является незаконным.
На данные обстоятельства правомерно указано в обжалуемом решении суда 1 инстанции.
С учетом изложенного доводы, приведенные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в апелляционной жалобе, являются ошибочными и во внимание не принимаются.
При таких обстоятельствах суд 1 инстанции правомерно удовлетворил заявления ЗАО "Инвестиционная компания "Инвестпром", оснований для отмены решения суда 1 инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 19 августа 2015 года по делу N А55-11541/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Апаркин |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-11541/2015
Истец: ЗАО Инвестиционная компания "Инвестпром"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Третье лицо: Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Мэрия г. о. Тольятти