г. Челябинск |
|
04 декабря 2015 г. |
Дело N А34-4340/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 декабря 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Кузнецова Ю.А., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Водный Союз" на определение Арбитражного суда Курганской области от 13.10.2015 о прекращении производства по делу N А34-4340/2015 (судья Гусева О.П.).
Открытое акционерное общество "Водный Союз" (далее - ОАО "Водный Союз" общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Административной комиссии Администрации города Кургана, Администрации города Кургана о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 02.07.2015 N 64195 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 6 Закона Курганской области от 20.11.1995 N 25 "Об административных правонарушениях на территории Курганской области" в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Определением Арбитражного суда Курганской области от 13.10.2015 производство по делу прекращено в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с вынесенным определением суда, ОАО "Водный союз" (далее - податель жалобы) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение отменить, направить дело в суд первой инстанции для рассмотрения дела по существу.
В обоснование апелляционной жалобы ОАО "Водный союз" ссылается на то, что он был привлечен к административной ответственности за нарушение, связанное с осуществлением предпринимательской деятельности по использованию недр, в связи с чем, дело подлежит рассмотрению в арбитражном суде. Указывает, что общество на основании разрешения на производство земляных и аварийных работ произвело земляные работы, после чего обязано восстановить благоустройство, таким образом, благоустройство территории в данной ситуации является содержанием соответствующей предпринимательской деятельности.
При отказе в рассмотрении дела Арбитражным судом Курганской области путем прекращения производства по делу N А34-4340/2015 ОАО "Водный Союз" лишается права на судебную защиту, поскольку десятидневный срок, для обжалования постановления в суд общей юрисдикции на сегодняшний день обществом пропущен и Курганский городской суд по таким же аналогичным делам N А34-4409/2015, N А34-4415/2015, N А34-4408/2015 отказал для обжалования постановлений NN 64176, 64186, 64180, сочтя неуважительной причину первоначального обращения с заявлением об обжаловании в Арбитражный суд Курганской области.
В подтверждение своих доводов подателем апелляционной жалобы приложены дополнительные документы: копии определений Курганского городского суда от 14.10.2015 по делам N 12-1433/15, N 12-1434/15, N 12-1435/15, которыми отказано в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановлений от 02.07.2015 NN 64176, 64180, 64186.
Указанные документы судом апелляционной инстанции приобщены к материалам дела N А34-4345/2015 Арбитражного суда Курганской области, учитывая, что данные документы податель апелляционной жалобы объективно не мог представить в материалы настоящего дела при рассмотрении спора в арбитражном суде первой инстанции.
Отзыв Администрацией в материалы дела не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, извещенные надлежащим образом, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили.
В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без участия сторон и их представителей.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, что постановлением Административной комиссии города Кургана от 02.07.2015 N 64195 по делу об административном правонарушении по итогам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении ОАО "Водный Союз" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6 Закона Курганской области от 20.11.1995 N 25 "Об административных правонарушениях на территории Курганской области" (далее - Закон Курганской области) и назначено административное наказание в виде административного штрафа, в размере 40 000 рублей (л.д. 13).
Не согласившись с данным постановлением административного органа ОАО "Водный союз" обратилось в Арбитражный суд Курганской области с соответствующим заявлением. Прекращая производство по делу, суд первой инстанции руководствовался выводом о неподведомственности заявленных требований арбитражному суду.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу п.1 ч.1 ст.150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 февраля 2014 года N 261-О указано, что положения пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направлены на то, чтобы исключить рассмотрение арбитражным судом, в частности, дел об оспаривании постановлений по делам об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами или лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, не относящихся к подведомственности арбитражных судов, установленной законодательством.
При определении подведомственности дел по жалобам в соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ следует учитывать не только субъектный состав участников правонарушения, но и характер административного правонарушения.
Частью 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных этим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к подведомственности арбитражных судов отнесены, в том числе, дела об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Статьей 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным этим Кодексом, с особенностями, установленными в главе 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и федеральном законе об административных правонарушениях (ч.1). Производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших (ч.2).
В силу ч.3 ст.30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Таким образом, арбитражные суды являются специализированным судами, рассматривающими экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, как правило, со специальным субъектным составом (установлено два обязательных критерия, в совокупности позволяющих отнести спор к компетенции арбитражного суда: экономический характер спора и субъектный состав его участников).
При решении вопроса о подведомственности дел по заявлениям об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности арбитражный суд должен выяснять вопрос о том, связано привлечение лица к административной ответственности с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности или нет.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в п.33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, вынесенное органом (должностным лицом), уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, или арбитражным судом, согласно части 3 статьи 30.1 КоАП РФ может быть обжаловано в арбитражный суд в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и статьями 10, 26, 36 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации". При этом необходимо учитывать, что жалобы указанных лиц на постановление о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в части 3 статьи 30.1 КоАП РФ и пункте 3 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности. Например, когда объективная сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда.
Исходя из указанного официального толкования процессуальных норм, дела об оспаривании постановлений административных органов о привлечении юридических лиц или лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, за совершение административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции.
Частью 1 статьи 6 Закона Курганской области от 20.11.1995 N 25 "Об административных правонарушениях на территории Курганской области" предусмотрена административная ответственность за нарушение правил благоустройства, установленных органами местного самоуправления муниципальных образований Курганской области, если данное правонарушение не образует состав административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения или административного штрафа на юридических лиц - от 40 000 до 70 000 рублей.
Объективная сторона названного административного правонарушения выражается в действиях, направленных на нарушение или невыполнение правил благоустройства, установленных органами местного самоуправления муниципальных образований Курганской области, в нарушении порядка продления (закрытия) разрешения на производство земляных, строительных и ремонтных работ, связанных с благоустройством территорий города Кургана, а также производстве работ после окончания срока действия указанного разрешения, нарушении промежуточных сроков производства указанных работ, невосстановлении благоустройства территории, объекта благоустройства после завершения работ и окончания срока действия указанного разрешения.
В рассмотренном случае общество привлечено к административной ответственности как лицо, нарушающее нормы публичного права, а именно правила в области охраны окружающей среды и природопользования, а не в качестве субъекта предпринимательской деятельности и не в связи с осуществлением такой деятельности.
При этом как обоснованно отмечено судом первой инстанции, наличие у заявителя статуса юридического лица само по себе не дает оснований для безусловного отнесения любого спора с его участием к подведомственности арбитражного суда. Выполнение лицом требований в указанной области не может расцениваться как предпринимательская или иная экономическая деятельность.
Поскольку спор вытекает из отношений, не относящихся к экономической и предпринимательской деятельности, а объективная сторона вмененного заявителю административного правонарушения выражается действиях (бездействиях), направленных на нарушение и невыполнение норм в области благоустройства территорий, связанных с этим правил производства земляных, строительных и ремонтных работ на территории города Кургана, соответственно, заявление общества об обжаловании постановления от 02.07.2015 N 64195 не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Процессуальные последствия неподведомственности спора арбитражному суду предусмотрены пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а именно - прекращение производства по делу.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно прекратил производство по данному делу в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации не предусматривает возможность передачи дела на рассмотрение в суд общей юрисдикции в случае неподведомственности спора арбитражному суду. Поэтому часть 4 статьи 30.2 КоАП, в соответствии с которой в случае, если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного лица, которым обжаловано постановление по делу об административном правонарушении, жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток, не подлежит применению арбитражным судом в рассматриваемом споре.
Прекращение производства по делу арбитражным судом в данном случае не препятствовало заявителю обратиться в суд общей юрисдикции.
Тот факт, что определениями Курганского городского суда от 14.10.2015 по делам N 12-1433/15, N 12-1434/15, N 12-1435/15 открытому акционерному обществу "Водный Союз" отказано в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановлений от 02.07.2015 NN 64176, 64180, 64186, - не означает, что спор должен быть рассмотрен Арбитражным судом Курганской области, так как ошибочное обращение общества с соответствующим заявлением в арбитражный суд, и наступление для заявителя в связи с этим в последующем, неблагоприятных последствий, не порождает у Арбитражного суда Курганской области по этой причине, обязанности по рассмотрению неподведомственного арбитражному суду заявления об обжаловании постановления о назначении административного наказания.
Ссылка общества на то обстоятельство, что в постановлении от 02.07.2015 N 64195 указана возможность на его обжалование в Арбитражный суд Курганской области во внимание суда апелляционной инстанции не принимается, поскольку порядок обжалования ненормативных правовых актов о привлечении к административной ответственности определяется соответствующими нормативно-правовыми актами, а не административным органом.
Ссылка общества на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.04.2009 N 13798/08 в данном случае не состоятельна, поскольку выводы, содержащиеся в указанном постановлении касаются рассмотренного спора между сторонами по делу неподведомственному арбитражному суду, выводов об обязанности арбитражных судов рассмотреть заявление, поданное с нарушением правил подведомственности указанное, постановление не содержит.
Иные доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого определения суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах определение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Курганской области от 13.10.2015 по делу N А34-4340/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Водный Союз" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Иванова |
Судьи |
Ю.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-4340/2015
Истец: ОАО "Водный Союз"
Ответчик: Административная комиссия города Кургана, Администрация города Кургана