г. Москва |
|
03 декабря 2015 г. |
Дело N А40-103784/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 декабря 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поташовой Ж.В.,
судей: |
Попова В.И., Марковой Т.Т., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Анафиевой Д.Р., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Тверские коммунальные системы"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.09.2015 по делу N А40-103784/15, судьи Дранко Л.А. (79-874)
по заявлению ОАО "Тверские коммунальные системы" (170021, г.Тверь, ул. Г.Димитрова, д. 8)
к Межрегиональному операционному управлению Федерального казначейства
третьи лица: Домоуправление при 2-м Центральном научно-исследовательском институте Министерства обороны РФ, Министерство обороны РФ, Центральный районный отдел судебных приставов г.Твери УФССП России по Тверской области,
о признании незаконными действий,
при участии:
от заявителя: |
Грибков М.Ю. по доверенности от 16.12.2014 N 62; |
от ответчика: |
Шепелев Б.В. по доверенности от 12.01.2015 N 95-16-15/6, удостов. N 84 00304; |
от третьих лиц: |
1. Домоуправление при 2-м Центральном научно-исследовательском институте Министерства обороны РФ - не явился, извещен; 2. Министерство обороны РФ - не явился, извещен; 3. Центральный районный отдел судебных приставов г.Твери УФССП России по Тверской области - не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 09.09.2015, принятым по данному делу, отказано в удовлетворении требований ОАО "Тверские коммунальные системы" (далее - заявитель, Общество) о признании незаконными действий Межрегионального операционного управления Федерального казначейства (далее - ответчик, Управление) по возврату исполнительного листа (дубликата) ФС N 003276886 от 20.04.2015, выданного Арбитражным судом Тверской области по делу N А66-10835/2010 от 20.04.2011, по причине нарушения срока предъявления исполнительного листа (дубликата) к исполнению и обязании Управление принять к исполнению указанный исполнительный документ, а также наложении на Управление штраф за не исполнение его требований.
Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
Дело рассмотрено в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, представил в порядке ст.81 АПК РФ письменные объяснения, которые приобщены судом к материалам дела.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ, выслушав представителей заявителя и ответчика, с учетом исследованных по делу доказательств и доводов апелляционной жалобы полагает, что судебный акт подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела уведомлением о возврате исполнительного документа от 27.04.2015 N УВЛ-15-1401 Межрегиональным операционным управлением Федерального казначейства возвращен без принятия к исполнению исполнительный лист (дубликат) ФС N 003276886 от 20.04.2015 по делу NА66-10835/2010 от 20.04.2011 о взыскании с Домоуправления при 2-м Центральном научно-исследовательском институте Министерства обороны Российской Федерации в пользу ОАО "Тверские коммунальные системы" 736 732 руб., 34 коп., задолженности, 49 455 руб. 61 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, а всего 786 187 руб. 95 коп., а также 1 704 руб., 02 коп. расходов по госпошлине, а при недостаточности денежных средств Домоуправления при 2-м Центральном научно-исследовательском институте Министерства обороны Российской Федерации с собственника имущества Российской Федерации (субсидиарного ответчика) в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Из данного уведомления следует, что причиной возврата исполнительного листа является нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению.
ОАО "Тверские коммунальные системы", не согласившись с данным уведомлением и действиями управления, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением об их оспаривании.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Как усматривается из материалов дела, 23.04.2015 в Управление поступило заявление ОАО "Тверские коммунальные системы" об исполнении требований дубликата исполнительного листа Арбитражного суда Тверской области серии ФС N 003276886. Уведомлением от 27.04.2015 N УВЛ-15-1401 дубликат исполнительного документа возвращен взыскателю на основании пункта 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в связи с истечением срока предъявления исполнительного листа к исполнению.
Кроме того, Межрегиональное операционное УФК рекомендовано ОАО "Тверские коммунальные системы" обратиться в суд, выдавший исполнительный документ, с заявлением о восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного листа к исполнению, в порядке установленном статьей 322 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также несоответствие документов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.
В соответствии с пунктом 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из оснований для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению.
Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон) исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу или окончания срока, установленного при предоставлении отсрочки или рассрочки его исполнения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 321 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист может быть предъявлен в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу, или со следующего дня после дня принятия судебного акта, подлежащего немедленному исполнению, или со дня окончания срока, установленного при отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта.
Как следует их текста исполнительного листа от 21.04.2011, судебный акт Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-10835/2010, вступил в законную силу 24.05.2011 (л.д.19).
С заявлением о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного листа по этому же делу поступило в УФССП по Тверской области 03.08.2011 (л.д.20), исполнительное производство N 20800/11/40/69 на основании данного исполнительного документа возбуждено судебным приставом-исполнителем Центрального РОСП г.Твери 14.08.2011, 13.12.2011 окончено в связи с ликвидацией должника-организации (л.д.22).
Заявитель 10.06.2014 обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о выдаче дубликата указанного исполнительного листа (л.д.23), которое определением от 29.07.2014 по делу N А66-10835/2010 удовлетворено (л.д.24).
При выдаче дубликата исполнительного листа суд пришел к выводу об утрате первоначально выданного исполнительного листа, направленного службой судебных приставов в ликвидационную комиссию.
Дата и обстоятельства выявления данного факта не указаны, как и не приведены заявителем и по настоящему делу.
В Управление 17.03.2015 поступило заявление об исполнении требований дубликата указанного исполнительного листа, который уведомлением от 20.03.2015 N УВЛ-15-3875 возвращен заявителю на основании п.3 ст.242.1 БК РФ.
В этой связи коллегия полагает, что трактование заявителем норма права, как определяющих начало течения срока к предъявлению исполнительного листа с даты определения суда о выдаче дубликата с 29.07.2014 ошибочным, поскольку исполнительное производство по данному исполнению окончено 13.12.2011 в связи с ликвидацией должника.
Предъявление ко взысканию дубликата исполнительного листа, обосновано расценено Управлением, как предъявленное с нарушением срока предъявления, поскольку исчисление сроков предъявления с даты выдачи определения суда о выдачи дубликата исполнительного листа противоречит нормам права, регламентирующим течение сроков предъявления к исполнению документа.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается: 1) предъявлением исполнительного документа к исполнению; 2) частичным исполнением исполнительного документа должником.
После перерыва течение срока предъявления исполнительного листа к исполнению возобновляется. Время, истекшее до прерывания срока, в новый срок не засчитывается (ч. 2 ст. 22 Закона).
Таким образом, срок предъявления исполнительного листа к исполнению возобновился 13.12.2011 - дата вынесения постановления об окончании исполнительного производства, иного заявителем не доказано. При этом постановление об окончании исполнительного производства от 13.12.2011 заявителем не обжаловалось.
Дубликат исполнительного листа предъявлен в Управление 23.04.2015, по прошествии более трех лет с даты возобновления к предъявлению исполнительного документа 13.12.2011.
Обстоятельств и документов, подтверждающих прерывание срока предъявления исполнительного листа к исполнению, в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства и суд не представлено.
Согласно пункту 1 статьи 322 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации взыскатель, пропустивший срок для предъявления исполнительного листа к исполнению, вправе обратиться в арбитражный суд первой инстанции, рассматривавший дело, с заявлением о восстановлении пропущенного срока.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте ВАС РФ (www.msk.arbitr.ru), определением Арбитражного суда Тверской области от 24.10.2014 по делу N А66-10835/2010 в удовлетворении заявления ОАО "Тверские коммунальные системы" о восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного листа к принудительному исполнению отказано.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела и сделал обоснованный вывод об отсутствии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований и не допустил нарушений норм процессуального права.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 09.09.2015 по делу N А40-103784/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-103784/2015
Истец: ОАО " Тверские коммунальные системы"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ОПЕРАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА
Третье лицо: Домоуправление при 2-м Центральном научно-исследовательском институте Минобороны РФ, Минобороны РФ, Центральный районный ОСП г. Твери УФССП России по Тверской области, Центральный районный отдел судебных прставов г. Твери УФССП Рооссии по Тверской области, Домоуправление при 2-м центральном научно-исследовательском институте министерства обороны рф, Мин. Обороны РФ