г. Томск |
|
4 декабря 2015 г. |
Дело N А27-23383/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 декабря 2015 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий Колупаева Л. А., судьи: Музыкантова М.Х., Скачкова О.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горецкой О.Ю.
при участии:
от заявителя: без участия (извещен);
от заинтересованного лица: без участия (извещен);
от третьих лиц: без участия (извещены);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 12 августа 2015 года
по делу N А27-23383/2014 (судья Н.К. Фуртуна)
по заявлению индивидуального предпринимателя Арабчука Эдуарда Валерьевича, г.Кемерово (ОГРНИП 310420535000030, ИНН 420531067617)
к Комитету по управлению государственным имуществом Кемеровской области, г.Кемерово (ОГРН 1024200702569, ИНН 4200000478)
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческое предприятие "Успех", г.Междуреченск (ОГРН 1054214000015 ИНН 4214021661)
Администрация города Кемерово, г. Кемерово,
о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Арабчук Эдуард Валерьевич (далее - заявитель, ИП Арабчук Э.В., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконным отказа Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области (далее - заинтересованное лицо, КУГИ КО, Комитет, апеллянт) в предоставлении земельного участка для размещения временного торгового павильона на земельном участке по адресу: г. Кемерово, пр. Октябрьский, севернее дома N 79, изложенный в письме от 16.09.2014 N 10-6-09/896; обязании комитета устранить допущенные нарушения прав и охраняемых законом интересов заявителя путем обеспечения публикации информации о предполагаемом предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Кемерово, пр. Октябрьский, севернее дома N 79, для размещения временного торгового павильона.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческое предприятие "Успех", Администрация города Кемерово, г. Кемерово.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 12 августа 2015 года заявленные требования удовлетворены, отказ Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области в предоставлении земельного участка для размещения временного торгового павильона на земельном участке по адресу: г.Кемерово, пр.Октябрьский, севернее дома N 79, изложенный в письме от 16.09.2014 N 10-6-09/896 признан незаконным, Суд обязал Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области устранить допущенные нарушения прав и охраняемых законом интересов заявителя индивидуального предпринимателя Арабчука Эдуарда Валерьевича путем проведения процедуры предоставления земельного участка по адресу: г. Кемерово, пр. Октябрьский, севернее дома N 79, для размещения временного торгового павильона, на торгах.
Не согласившись с решением суда, Комитет обратился с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении заявленных требованиях, указывая, что судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, неправильно истолкован и не применен закон, подлежащий применению.
В обоснование доводов ссылается на законность действий, поскольку заявка предпринимателя поступила позже установленного законом семидневного срока.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении).
В порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268, АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, в газете "Кузбасс" от 15.08.2014 опубликовано информационное сообщение о предполагаемом предоставлении в аренду земельных участков, в том числе, спорного, для размещения временных торговых павильонов для торговли хлебом и хлебобулочными изделиями. 02.09.2014 заявитель обратился в КУГИ КО с просьбой предоставить земельный участок по адресу: г. Кемерово, пр. Октябрьский, севернее дома N 79.
КУГИ КО в предоставлении земельного участка для размещения временного торгового павильона на земельном участке по адресу: г.Кемерово, пр.Октябрьский, севернее дома N 79, заявителю отказало в письме от 16.09.2014 N 10-6-09/896, ссылаясь на то, что процедура согласования использования земельного участка была проведена по заявлению иного лица в сроки, установленные Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 16.12.2009 N 496 "Об утверждении Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории административного центра Кемеровской области - города Кемерово" (далее - Постановление N 496).
Считая, что отказ Комитета, нарушает его права и законные интересы, предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия оснований для проведения процедуры предоставления земельного участка на торгах.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В силу пункта 1 статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
По смыслу пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации и положений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" субъекты Российской Федерации, орган местного самоуправления осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и по существу реализует полномочия собственника при распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством установлен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в период спорных правоотношений).
В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Частью 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Между тем, статья 22 Земельного кодекса Российской Федерации не устанавливает ни процедуру, ни порядок, ни критерии предоставления земельных участков в аренду; данная норма права является отсылочной и предоставляет собственникам участков право предоставить их в аренду по правилам Гражданского кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса РФ.
Абзацем 4 части 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны, в том числе, обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25.11.2010 N 1549-О-О отметил, что данные нормы направлены на обеспечение справедливого баланса между интересами всех лиц, желающих приобрести в собственность или аренду земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Следовательно, опубликование сообщения о передаваемых в аренду земельных участках в средствах массовой информации является обязательной процедурой, по итогам которой орган местного самоуправления определяет дальнейший порядок предоставления земельного участка.
Информирование о предоставлении конкретных земельных участков в аренду способствует получению наибольшего числа заявок от всех заинтересованных лиц, что способствует достижению максимальной эффективности сдачи имущества в аренду.
Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается лишь при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка (подпункт 3 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Законом Кемеровской области от 27.04.2007 N 44-ОЗ "Об установлении полномочия Коллегии Администрации Кемеровской области по утверждению порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории административного центра Кемеровской области - города Кемерово" и в целях реализации принципов эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков в городе Кемерово, собственность на которые не разграничена, Коллегией Администрации Кемеровской области утвержден Порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории административного центра Кемеровской области - города Кемерово (постановление от 16.12.2009 N 496).
Пунктом 4.1. названного Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории административного центра Кемеровской области - города Кемерово, предусмотрено, что земельные участки для целей, не связанных со строительством, предоставляются юридическим лицам в порядке, предусмотренном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка в собственность или в аренду, обращается в комитет с заявлением о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 4.2 Порядка).
В соответствии с пунктом 4.3. Порядка земельные участки для целей, не связанных со строительством, предоставляются в собственность исключительно на торгах.
Согласно пункту 4.6. Порядка в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления, предусмотренного пунктом 4.2 настоящего Порядка, Комитет обеспечивает публикацию информации о предполагаемом предоставлении земельного участка на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно). В случае, если в течение 7 рабочих дней с момента публикации в Комитет не поступили заявления в связи с публикацией, Комитет обращается в орган местного самоуправления за утверждением и выдачей заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории.
В случае поступления иных заявлений о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, в аренду по результатам публикации, указанной в пункте 4.6 настоящего Порядка, в течение 7 рабочих дней с момента публикации Комитет принимает решение о проведении аукциона (пункт 4.13. Порядка).
Факт подачи нескольких заявлений на один и тот же земельный участок, влечет применение способа предоставления земельного участка в аренду, отвечающего принципу сочетания интересов, предусмотренному пунктом 11 статьи 1, статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации и позволяющему обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу, то есть путем проведения торгов.
Исходя из анализа указанных выше норм права, суд первой инстанции обоснованно отклонил ссылку КУГИ КО на приоритет иного лица (ООО ПКП "Успех") по сроку подачи заявки о предоставлении спорного земельного участка.
Доводы апеллянта о пропуске заявителем срока на обращение с заявкой были предметом рассмотрения суда первой инстанции обоснованно отклонены, т.к. примененный Комитетом подход направлен на установление необоснованного приоритета земельных прав одних претендентов по отношению к другим и противоречит приведенным выше принципам, допуская при рассмотрении вопроса о предоставлении земельного участка в аренду игнорирование факта наличия множественности претендентов по формальному основанию.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, правильно применены к спорным правоотношениям перечисленные нормы права, принятое судом решение об удовлетворении заявленных требований является правомерным.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу по существу правильного принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Само по себе несогласие с выводами суда не является основанием для отмены судебного акта. Заявитель жалобы не указал, каким именно обстоятельствам суд первой инстанции не дал оценки, не представил новых доказательств в подтверждение своей позиции и на наличие таковых также в жалобе не ссылался.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку Комитет освобожден от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьёй 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 12 августа 2015 года по делу N А27-23383/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Л.А. Колупаева |
Судьи |
М.Х. Музыкантова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-23383/2014
Истец: Арабчук Эдуард Валерьевич
Ответчик: Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области
Третье лицо: ООО Производственно-коммерческое предприятие "Успех"
Хронология рассмотрения дела:
21.04.2016 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-794/16
04.12.2015 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9610/15
12.08.2015 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-23383/14
07.05.2015 Определение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-23383/14