г. Самара |
|
04 декабря 2015 г. |
Дело N А65-12410/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 декабря 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Бажана П.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 30 ноября 2015 года в помещении суда апелляционную жалобу Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01 сентября 2015 года по делу N А65-12410/2014 (судья Нафиев И.Ф.),
по заявлению открытого акционерного общества "Судоходная компания "Татфлот" (ОГРН 1041621004633, ИНН 1655063726) пос. Нижнее Плато, Республика Татарстан,
к Муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани", г.Казань,
к Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани, г.Казань,
к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, г.Казань,
с участием третьего лица:
Кабинет Министров Республики Татарстан, г.Казань,
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Судоходная компания "Татфлот" (далее - заявитель, общество, ОАО "СК "Татфлот") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" (далее - ответчик N 1, Комитет) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения по заявлению о выкупе земельного участка с кадастровым N 16:50:170617:1, расположенного по ул. Магистральная и не направлении заявителю проекта договора купли-продажи земельного участка; об обязании принятия решения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером N 16:50:170617:1 в собственность обществу и направить проект договора купли-продажи по выкупной цене в размере 2,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка (462345356, 80 руб.), составляющей 11558633,92 руб. (т.1 л.д.3-6)
Определением суда от 29.08.2014, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации, принято изменение предмета заявленных требований - признать незаконным бездействие Муниципального казенного учреждения Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани, выразившееся в не подготовке и не направлении ОАО "Судоходная компания "Татфлот" проекта купли-продажи земельного участка с кадастровым N 16:50:170617:1, расположенного по ул.Магистральная г.Казани, по цене 2,5% кадастровой стоимости земельного участка (462 345 356,80 руб.), составляющей 11 558 633,92 руб., а так же обязать Муниципальное казенное учреждение Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Судоходная компания "Татфлот" путем составления и направления для его заключения в адрес заявителя акта установления выкупной цены и проекта договора купли-продажи земельного участка по цене 2,5% кадастровой стоимости земельного участка (462 345 356,80 руб.), составляющей 11 558 633,92 руб. (т.1 л.д.177-178).
Определением суда от 29.08.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Исполнительный комитет муниципального образования города Казани, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.09.2014 по делу N А65-12410/2014 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным бездействие Муниципального казенного учреждения Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани, выразившееся в не подготовке и не направлении ОАО "СК "Татфлот" проекта купли-продажи земельного участка с кадастровым N 16:50:170617:1, расположенного по ул. Магистральная г.Казани, в связи с несоответствием Земельному кодексу РФ.
Суд обязал Муниципальное казенное учреждение Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "СК "Татфлот" путем рассмотрения и принятия в месячный срок решения по заявлению ОАО "СК "Татфлот" от 17.09.2013 о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым N 16:50:170617:1, расположенного по ул. Магистральная г.Казани.
В удовлетворении остальной части заявления отказано (т. 1 л.д.193-198).
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2014 по делу N А65-12410/2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения (т.2 л.д.62-66).
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 14.05.2015 решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции (т.2 л.д.147-154).
Определением суда от 05.08.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен - Кабинет Министров Республики Татарстан (т.3 л.д.66-67).
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.09.2015 по делу N А65-12410/2014 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным бездействие Муниципального казенного учреждения Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани, выразившееся в не подготовке и не направлении ОАО "Судоходная компания "Татфлот" проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым N 16:50:170617:1, расположенного по ул.Магистральная г.Казани, по цене 2,5% кадастровой стоимости земельного участка (462 345 356,80 руб.), составляющей 11 558 633,92 руб.
Суд обязал Муниципальное казенное учреждение Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Открытого акционерного общества "Судоходная компания "Татфлот" путем составления и направления для его заключения в адрес заявителя акта установления выкупной цены и проекта договора купли-продажи земельного участка по цене 2,5% кадастровой стоимости земельного участка (462 345 356,80 руб.), составляющей 11 558 633,92 руб. (т.3 л.д.78-84).
В апелляционной жалобе Комитет просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т.3 л.д.102-108).
Лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, заявитель является собственником 11 объектов недвижимости расположенных по адресу: Республика Татарстан, г.Казань, Приволжский район, ул. Магистральная, а именно: 1) здание управления 3-этажное (площадью 968,80 кв.м., инв. N 124/44, лит.А, условный номер 16:50:067:92212:004); 2)здание вагон-дом 1-этажное (площадью 24,2 кв.м., инв. N124/34, лит.Л, условный номер 16:50:06:92212:001); 3) здание трансформаторной подстанции 1-этажное (площадью 124,50 кв.м., инв. N 124/49, лит.Н, условный номер 16:50:02:24722:050); 4) здание центрального склада 1-этажное (площадью 392,10 кв.м., инв. N124/336, лит.М, условный номер 16:50:06:92212:008); 5) материальный склад 1-этажный (площадью 282,60 кв.м., инв. N124-36, лит.Д, условный номер 16:50:02:24722:047); 6) гараж из железобетона 1-этажный (площадью 449 кв.м., инв. N124/45, лит.И, условный номер 16:50:06:92212:006); 7) здание вагона бытовки (столовая) 1-этажное (площадью 36,20 кв.м., инв.N124/43, лит.В, условный номер 16:50:02:24722:048); 8) здание механической мастерской и котельной, 2-этажное (площадью 589,70 кв.м., инв.N124/52, литер З, З1, условный номер 16:50:06:92212:002); 9) здание насосной 1-этажное (площадью 11,80 кв.м., инв.N124/46, лит.Е, условный N16:50:06:92212:009); 10) здание профилактория, для автомашин, 1-этажное с антресолью (площадью 850,60 кв.м., инв.N124/37, литер Ж, условный номер 16:50:06:92212:003); 11) склад запчастей и помещение охраны, назначение нежилое, 2-этажный, площадь 23,30 кв.м., инв.N124/47, литер Б, условный номер 16:50:02:24722:049). Право собственности заявителя на эти объекты недвижимости подтверждается соответствующими свидетельствами о государственной регистрации права от 26.10.2010 (т.1 л.д.161-166).
Указанные объекты недвижимости расположены на земельном участке общей площадью 129280 кв.м., кадастровый номер 16:50:170617:1, по адресу: Республика Татарстан, г.Казань, Приволжский район, ул. Магистральная.
07.06.2012 заявитель обратился с заявлением (вх. N 14149) в Министерство земельных и имущественных отношений РТ о приобретении в собственность данного земельного участка с кадастровым номером 16:50:170617:1 (т.1 л.д. 133).
30.07.2012 Министерство земельных и имущественных отношений направило заявителю письмо о наличии замечаний Правового управления Кабинета Министров РТ к проекту Распоряжения о предоставлении в собственность ОАО "СК "Татфлот" земельного участка, и направило копии данных документов с замечаниями по поводу необходимости согласования Распоряжения с Муниципальным образованием г.Казани, для дальнейшей работы (т.1 л.д.15-16).
Во исполнение данных указаний, заявитель обратился в Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г.Казани с заявлением от 08.08.2012 N 2715 о согласовании проекта распоряжения о предоставлении ОАО "СК "Татфлот" в собственность земельного участка с кадастровым номером 16:50:170617:1 с приложением документов (т.1 л.д. 14).
Ответчик N 1 письмом от 27.08.2012 N 15150 отказал в согласовании проекта распоряжения в связи с тем, что государственная собственность на земельный участок не зарегистрирована в установленном законом порядке (т.1 л.д.17-18).
17.09.2013 общество подало в Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г.Казани заявление о предоставлении в собственность этого земельного участка с кадастровым номером 16:50:170617:1 (т.1 л.д.9).
Письмом от 21.10.2013 N 18151 ответчик сообщил заявителю, что подготовлен проект постановления Исполкома г.Казани "О предоставлении открытому акционерному обществу "Судоходная компания "Татфлот" земельного участка по ул.Магистральная", для его согласования заявитель будет приглашен дополнительно (т.1 л.д.20).
После согласования данного проекта постановления, заявитель возвратил его ответчику.
Однако до апреля 2014 года никаких действий ответчиком по предоставлению земельного участка заявителю не было предпринято.
На обращения заявителя по этому поводу, Комитет сослался на пропажу документов по предоставлению земельного участка, и одновременно с этим инициировал иск в Арбитражном суде Республики Татарстан по делу N А65-10640/2014 о взыскании с ОАО "СК "Татфлот" неосновательного обогащения в размере 24335193,08 руб. за использование данного земельного участка и процентов в сумме 3325902,33 руб. (т.1 л.д.11-13).
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, правильно применил нормы материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействия) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд с настоящим заявлением об оспаривании бездействия ответчика N 1 является обоснованным.
Заявитель обратился в суд 28.05.2014 с настоящим заявлением о признании незаконным бездействия ответчика по непринятию решения по заявлению от 17.09.2013 о выкупе земельного участка (т.1 л.д.3).
Ответы от 21.10.2013 N 18151/кзио-исх, от 06.03.2014 N 604, от 19.04.2014 N 838-ТЗ Комитета на обращения заявителя о ходе согласований проекта постановления о предоставлении земельного участка, свидетельствуют о целенаправленном затягивании ответчиком N 1 сроков для предоставления земельного участка заявителю (т.1 л.д.10-13).
Конкретных действий по предоставлению земельного участка или отказа от Комитета до апреля 2014 года не получено заявителем по своему заявлению.
Учитывая, что обжалуется бездействие муниципального казенного учреждения, с учетом пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, относящееся к рассматриваемому периоду), установившей месячный срок рассмотрения заявлений о приобретении земельных участков, общество не могло не знать о нарушении его законных прав и интересов оспоренным бездействием муниципального органа уже 17.10.2013, и, соответственно, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ трехмесячный срок обжалования истек 17.01.2014. Однако приведенные обществом доводы о наличии ответов Комитета о предстоящем рассмотрении заявления по существу на его запросы о судьбе его заявления, с учетом существенного нарушения уполномоченным муниципальным органом установленных законом сроков рассмотрения заявления, свидетельствуют с учетом обстоятельств дела, об уважительности причин пропуска срока обжалования.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал уважительными причины пропуска заявителем срока; право заявителя на подачу заявления о признании незаконным бездействия ответчика N 1 не утрачено и гарантировано арбитражным процессуальным законодательством. Кроме того, отказ в восстановлении пропущенного заявителем срока по уважительной причине не даст возможности проверить суду и исследовать документы о праве заявителя на приобретение в собственность земельного участка при их фактическом наличии. В данном случае отказ может привести к нарушению основополагающего принципа судопроизводства, изложенного в статье 6 "Право на справедливое судебное разбирательство" Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 года).
Статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, относящейся к периоду возникших правоотношений между сторонами) (далее - ЗК РФ) устанавливает, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
В силу пункта 6 статьи 36 ЗК РФ (действующей до 01.03.2015), в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Абзацами 2, 3 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Решением Представительного органа муниципального образования города Казани от 17.12.2005 N 3-5 утвержден Устав муниципального образования города Казани.
Согласно части 2 статьи 40 Устава муниципального образования города Казани Исполком города Казани предоставляет и изымает, в том числе путем выкупа, в порядке, установленном законодательством, земельные участки на территории района.
Решением Казанской городской Думы от 29.12.2010 N 20-3 утверждено Положение о Муниципальном казенном учреждении "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани", который является органом Исполнительного комитета муниципального образования города Казани и обладает статусом юридического лица (п. 1.2). К компетенции и полномочиям КЗИО ИКМО г. Казани, как органа Исполнительного комитета города Казани, отнесены, в том числе и полномочия по владению, пользованию, распоряжению и управлению от имени муниципального образования муниципальным имуществом города Казани и земельными участками; участие в утверждении землеустроительной документации; подготовка проектов правовых актов Исполкома г.Казани о передаче земли в собственность и в аренду, бессрочное (постоянное), безвозмездное срочное пользование, заключение соответствующих договоров.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что именно Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома муниципального образования города Казани является надлежащим ответчиком по заявленному предмету требований, и правомочен принимать заявления общества о предоставлении земельных участков на территории муниципального образования г.Казани в собственность, подготовке и направлении проектов договора купли-продажи земельных участков.
Ссылки общества на Постановление Исполкома муниципального образования г. Казани от 29.05.2013 N 5020 (ред. от 13.08.2014) "Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность собственникам здания, строения, сооружения, расположенного на земельном участке, за плату", регламентирующее последовательность действий Комитета при предоставлении земельных участков, а также на сложившуюся судебную практику (например, постановления ФАС Поволжского округа от 19.06.2014 по делу NА65-22468/2013, от 14.05.2014 по делу NА65-17583/2013) являются обоснованными.
Письма Комитета от 30.04.2015, от 27.05.2015 в адрес заявителя о подготовке проекта договора купли-продажи спорного земельного участка также являются подтверждением полномочий Комитета по заявленному предмету требований (т.3 л.д.15, 18).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 9 Постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснил, что определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Вводным законом к кодифицированному земельному акту, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
В пункте 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что до 1 августа 2012 года продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения, производится по установленной субъектами Российской Федерации цене в пределах:
- 20 процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллиона человек;
- 2,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Из содержания названной нормы следует, что субъектами применения льготного порядка расчетов за приватизируемые земельные участки выступают собственники зданий, находившихся ранее в государственной или муниципальной собственности.
Судом первой инстанции установлено из представленных в материалах дела документов, что испрошенный земельный участок площадью 129280 кв.м., кадастровый номер 16:50:170617:1, а также все объекты недвижимости, расположенные на нем, были предоставлен ОАО "СК "Татфлот" в процессе приватизации государственного имущества Республики Татарстан.
Министерство земельных и имущественных отношений РТ не оспаривает данный факт предоставления обществу спорного земельного участка в ходе приватизации государственного имущества (т.1 л.д.32-43).
Факт создания ОАО СК "Татфлот" в процессе приватизации государственного унитарного предприятия ГУП СК "Татфлот" на основании постановления Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 16.02.2004 N 21 также установлен вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.07.2014 по делу N А65-10640/2014, в котором участвовали как ОАО СК "Татфлот", так и Комитет земельных и имущественных отношений. При этом суд установил, что согласно Плану приватизации площадь земельного участка, занимаемого предприятием, составляет 245,797 га., в том числе на праве бессрочного (постоянного) пользования 235,1627 га.
Суд первой инстанции установил, что земельный участок площадью 129280 кв.м. с кадастровым номером 16:50:170617:1 находится на праве постоянного (бессрочного) пользования у ОАО "СК "Татфлот" (т.3 л.д.35).
Суд первой инстанции правомерно признал необоснованными доводы ответчика N 1 о неуплате заявителем арендной платы либо земельного налога за пользование спорным земельным участком,
Данные доводы не имеют никакого отношения к предмету рассматриваемого спора.
В соответствии с абзацем 3 п.10 статьи 3 Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, (в редакции Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ), распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 48 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 27.05.2014, право распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в границах территории города Казани, предоставленными акционерным обществам, созданным в процессе приватизации имущества, ранее находившегося в собственности Республики Татарстан, было предоставлено Кабинету Министров Республики Татарстан.
Соответственно, до 27.05.2014 распоряжаться испрошенным земельным участком был уполномочен Кабинет Министров Республики Татарстан в лице Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, а после указанной даты - Исполнительный комитет МО г. Казани в лице Комитета земельных и имущественных отношений. Данный факт не оспаривается сторонами.
Постановлением Кабинета Министров РТ от 17.01.2008 N 18 "Об установлении цены земли участков, отчуждаемых собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений" установлена цена земли, применяемая для определения стоимости находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, приобретаемых собственниками расположенных на них зданий.
Таким образом, любой собственник недвижимого имущества, выкупленного у государственного (муниципального) образования, имеет право на получение земельного участка на льготных условиях независимо от того, приобрел ли он недвижимость непосредственно при приватизации или на вторичном рынке.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии с пунктом 7 Перечня документов, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370, к заявлению о приобретении прав на земельный участок прилагаются, в том числе, копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в собственность на особых условиях; на условиях, установленных земельным законодательством.
Льготные условия приобретения земельного участка в собственность предусмотрены пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которому до 1 июля 2012 года осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участков зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах 2,5 процентов кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров РТ от 25.11.2013 N 927 утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:170617:1, которая составила 462 345 356,80 руб.
Судом первой инстанции установлено, что заявитель первоначально обратился с заявлением о выкупе земельного участка в уполномоченный орган - Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан до 01.07.2012, что давало ему право при фактическом наличии вышеуказанных законных оснований для предоставления земельного участка в собственность, на выкуп земельного участка по цене в 2,5% от кадастровой стоимости.
Ответчик N 1 приводит доводы о том, что ответчик N 3 и ответчик N 1 являются самостоятельными юридическими лицами, и не могут отвечать за действия друг друга. Также приводит доводы о пропуске заявителем срока для приобретения земельного участка в собственность по льготной цене, так как обратился в КЗИО с заявлением лишь 17.09.2013.
Судом первой инстанции рассмотрены данные доводы ответчика, однако, они не соответствуют обстоятельствам дела и правомерно отклонены.
Как разъяснено Арбитражным судом Поволжского округа в постановлении от 14.05.2015 по настоящему делу, для установления права собственника недвижимости на приобретение земельного участка по льготной цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса, достаточно установления факта обращения его в уполномоченный на распоряжение испрошенным земельным участком орган до 01.07.2012 при наличии установленных статьей 36 ЗК РФ и указанным пунктом Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации оснований для выкупа земельного участка, вне зависимости от того, оспариваются ли действия Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан либо Комитета земельных и имущественных отношений, незаконность бездействия того или иного уполномоченного органа, в результате которого было нарушено само право выкупа земельного участка, не влияет на право приобретения земельного участка по льготной цене при наличии предусмотренных законом оснований для реализации такого права.
Как установлено из материалов дела, 07.06.2012 г. заявитель обратился с заявлением вх. N 14149 в Министерство земельных и имущественных отношений РТ о приобретении в собственность данного земельного участка (т.1 л.д. 133).
30.07.2012 Министерство земельных и имущественных отношений направило заявителю письмо с проектом Распоряжения Кабинета Министров РТ о предоставлении в собственность ОАО "СК "Татфлот" земельного участка, и направило копии данных документов с замечаниями по поводу необходимости согласования Распоряжения с Муниципальным образованием г.Казани, для дальнейшей работы (т.1 л.д.15-16).
Во исполнение данных указаний, заявитель обратился в Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г.Казани с заявлением от 08.08.2012 N 2715 о согласовании проекта распоряжения о предоставлении ОАО "СК "Татфлот" в собственность земельного участка с кадастровым номером 16:50:170617:1 с приложением документов (т.1 л.д. 14).
Ответчик N 1 письмом от 27.08.2012 N 15150 отказал в согласовании проекта распоряжения в связи с тем, что государственная собственность на земельный участок не зарегистрирована в установленном законом порядке (т.1 л.д.17-18).
17.09.2013 общество подало в Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г.Казани заявление о предоставлении в собственность этого земельного участка с кадастровым номером 16:50:170617:1 (т.1 л.д.9).
Как пояснили в судебных заседаниях в суде первой инстанции представители заявителя, ответчика N 3 и третьего лица, первоначальное заявление от 07.06.2012 о предоставлении земельного участка было рассмотрено, однако, мотивированного отказа в его предоставлении или решения о его предоставлении не было, поскольку Комитетом земельных и имущественных отношений было отказано в согласовании.
Представители заявителя в судебных заседаниях поясняли, что никаких самостоятельных требований к ответчику N 2, ответчику N 3 не заявлялось и не заявляется.
На предложение суда об уточнении заявленных требований, соответствующих ходатайств не заявили.
Заявитель также сослался на свое аналогичное заявление в Минземимущество РТ о предоставлении на праве собственности другого земельного участка - с кадастровым N 16:50:170616:3 и площадью 5,99 га., также находившийся у заявителя на праве постоянного (бессрочного) пользования (т.1 л.д.150).
По данному заявлению Исполкомом МО г.Казани предоставлено необходимое согласование (т.1 л.д.145, 149 с оборотом). В связи с чем, с уполномоченным органом (Минземимуществом РТ) подготовлены необходимые документы о купле-продаже этого земельного участка.
Рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным (пункт 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.2005 N 11).
В данном случае, полномочиями по распоряжению испрошенным земельным участком в силу статьи 48 Земельного кодекса Республики Татарстан в момент принятия заявления общества от 17.09.2013, муниципальный орган не обладал. В связи с этим, ответчик N 1 должен был, в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" направить заявление общества компетентному органу, уведомив об этом заявителя. Однако, не предпринял таких действий.
Незаконность бездействия Комитета земельных и имущественных отношений, выразившаяся в ненаправлении заявления Общества в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, в нерассмотрении заявления общества в процедуре, установленной статьей 36 ЗК РФ и Административным регламентом, имеет место и подтверждена материалами дела.
Решением Казанской городской Думы N 20-3 от 29.12.2010 утверждено Положение о МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани", который является органом Исполнительного комитета муниципального образования города Казани и обладает статусом юридического лица (п.1.2).
К компетенции и полномочиям МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани", как органа Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, отнесены в том числе и полномочия по владению, пользованию, распоряжению и управлению от имени муниципального образования муниципальным имуществом города Казани и земельными участками, заключение договоров и иных сделок с юридическими и физическими лицами по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством (п. 3.1.1.).
Согласно п.п. 3.1.23., 3.1.24., 3.1.26. вышеуказанного Положения Ответчик, осуществляя полномочия собственника земельных участков, подготавливает проекты правовых актов Исполнительного комитета г.Казани о передачи земли в собственность, выступает в качестве продавца земельных участков, заключает договоры купли-продажи земельных участков, определяет существенные и иные условия договоров купли-продажи земельных участков, оформляет и выдает акты установления выкупной цены земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Казани.
Суд первой инстанции правомерно признал обоснованными доводы заявителя о бездействии ответчика N 1 и затягивании вопроса о подготовке и направлении обществу документов о предоставлении спорного земельного участка.
Заявление по настоящему делу о признании незаконным бездействия ответчика N 1 поступило в суд 28.05.2014 (т.1 л.д.3).
Таким образом, компетентным органом, на который в соответствии с положениями части 5 статьи 201 АПК РФ возлагается обязанность, направленная на восстановление нарушенного права заявителя, является также ответчик N 1.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что заявление общества подлежит удовлетворению.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01 сентября 2015 года по делу N А65-12410/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-12410/2014
Истец: ОАО "Судоходная компания "Татфлот", Верхнеуслонский район, Введенского-Слободского с/п, п. Нижнее плато 1-ая очередь
Ответчик: Муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома г. Казани", г. Казань
Третье лицо: Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани"
Хронология рассмотрения дела:
04.12.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14784/15
01.09.2015 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-12410/14
14.05.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-21925/13
26.12.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-16716/14
26.09.2014 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-12410/14