г. Хабаровск |
|
04 декабря 2015 г. |
Дело N А73-11568/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 декабря 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи И.И. Балинской
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Бруслит Сервис": Денисенко В.В., представитель по доверенности от 03.08.2015 N б/н;
от Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края: Жигаревич М.В., представитель по доверенности от 03.01.2015 N 1-32-28;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бруслит Сервис"
на решение от 09.10.2015
по делу N А73-11568/2015,
рассмотренному в порядке упрощенного производства,
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Р.А. Руденко
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Бруслит Сервис"
к Главному контрольному управлению Правительства Хабаровского края
о признании незаконным и отмене постановления от 29.07.2015 N 373ж/15-Ю о назначении административного наказания
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Бруслит Сервис" (далее -ООО "Бруслит Сервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края (далее - Управление, административный орган) от 29.07.2015 N 373ж/15-Ю о назначении административного наказания по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Решением суда от 09.10.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Бруслит Сервис" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, возможность признания вмененного правонарушения малозначительным, просит решение суда отменить и принять новый судебный акт.
Административный орган отзыв на апелляционную жалобу не представил.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель Управления в судебном заседании отклонил доводы апелляционной жалобы как несостоятельные, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, заслушав представителей общества и Управления, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Как видно из материалов дела, на основании поступившего обращения гражданина, проживающего в доме по адресу: г. Хабаровск, ул. Владивостокская, д. 61, 19.05.2015 главным специалистом Хабаровского отдела Управления вынесено определение N 373ж/15-Ю о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 7.22 КоАП РФ в отношении ООО "Бруслит Сервис", назначено административное расследование на предмет соблюдения обществом обязательных требований в содержании, обслуживании указанного жилого дома.
20.05.2015 в результате осмотра указанного жилого дома административным органом выявлено, что техническое обслуживание данного дома не соответствует требованиям части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, а именно: загрязнение фасада дома (объявления); отсутствие на продухах подвала сетки, защищающей от проникновения грызунов; контейнерные для твердобытобых отходов (ТБО) во втором и третьем подъезде не оборудованы тележками для выкатывания; наличие отверстий в стволе мусоропровода; нарушение примыканий отдельных загрузочных клапанов к стволу мусоропровода; неисправность электрического выключателя в тамбуре второго подъезда; разводы на полу возле мусоропровода под загрузочными клапанами; местами повреждение деревянных перил ограждения лестничных маршей; во втором подъезде под лестничным маршем первого этажа устроена кладовая; складирование уборочного инвентаря в помещении электрощитовой 1-ого подъезда, в электрощитовой второго подъезда на полу мусор, в ВРУ имеются скрутки на электропроводах, пыль, паутина, в электрощитовой третьего подъезда - мебель, бытовая техника, оборудование, следы проживания, имеются насекомые; на подоконниках в подъездах пыль.
Выявленные нарушения зафиксированы в протоколе осмотра от 20.05.2015, составленном должностным лицом административного органа в присутствии представителя ООО "Бруслит Сервис" и двух понятых. При проведении проверки осуществлялась фотосъемка.
Протокол осмотра от 20.05.2015 подписан представителем ООО "Бруслит Сервис" без замечаний и вручен ему под роспись в этот же день.
В ходе проверки установлено, что управление указанным выше многоквартирным домом осуществляет ООО "Бруслит Сервис" на основании договора управления многоквартирным домом от 28.08.2018 N 1/38-у.
30.06.2015 должностным лицом административного органа в отношении ООО "Бруслит Сервис", в отсутствии представителя общества, при надлежащем его уведомлении, составлен протокол от 30.06.2015 N 373/ж15-Ю об административном правонарушении по статье 7.22 КоАП РФ.
29.07.2015 административным органом в отношении ООО "Бруслит Сервис", в присутствии его представителя, вынесено постановление N 373/ж15-Ю, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по рассматриваемому делу.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что состав административного правонарушения доказан, процессуальных нарушений со стороны административного органа не допущено.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда правильными в связи со следующим.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Статьей 7.22 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона указанного правонарушения состоит в действиях, нарушающих правила содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений; порядок и правила признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые; порядок и правила переоборудования жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Субъектами данного правонарушения признаются должностное лицо жилищно-коммунальной службы, иная организация или юридическое лицо, ответственное за содержание жилых домов и (или) жилых помещений: предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы).
Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В соответствии статьей 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Этой же статьей ЖК РФ предусмотрено, что одним из способов управления многоквартирным домом (далее - МКД), определяемым по выбору собственников помещений МКД, является управление управляющей организацией. При таком способе управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в МКД за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг.
Согласно пункту 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
В соответствии с пунктом 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В силу пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 данных Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения; поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования; меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности; содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества.
Приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312 утверждено "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", включающее в себя правила и нормы технического обслуживания, ремонта и реконструкции зданий и объектов, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
Пунктом 3.1. указанного Положения определено, что техническое обслуживание зданий включает в себя работы по контролю технического состояния, поддержанию работоспособности или исправности, наладке и регулировке, подготовке к сезонной эксплуатации здания или объекта в целом и его элементов и систем, а также по обеспечению санитарно-гигиенических требований к помещениям и прилегающей территории.
Согласно пункту 1.1. "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), данные Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда.
В соответствии с пунктами 2.1.1, 2.1.2 Правил N 170 плановые осмотры жилых зданий следует проводить: общие, в ходе которых проводится осмотр здания в целом, включая конструкции, инженерное оборудование и внешнее благоустройство; частичные - осмотры, которые предусматривают осмотр отдельных элементов здания или помещений. Общие осмотры должны производиться два раза в год: весной и осенью (до начала отопительного сезона). Рекомендуемая периодичность плановых и частичных осмотров элементов и помещений зданий приведена в приложении N 1.
После ливней, ураганных ветров, обильных снегопадов, наводнений и других явлений стихийного характера, вызывающих повреждения отдельных элементов зданий, а также в случае аварий на внешних коммуникациях или при выявлении деформации конструкций и неисправности инженерного оборудования, нарушающих условия нормальной эксплуатации, должны проводиться внеочередные (неплановые) осмотры.
Согласно пункту 2.1.3 Правил N 170 обнаруженные во время осмотров дефекты, деформации конструкций или оборудования зданий, которые могут привести к снижению несущей способности и устойчивости конструкций или здания, обрушению или нарушению нормальной работы оборудования, должны быть устранены собственником с привлечением организации по содержанию жилищного фонда или с другой привлеченной для выполнения конкретного вида работ организацией в сроки, указанные в приложении N 2.
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна принимать срочные меры по обеспечению безопасности людей, предупреждению дальнейшего развития деформаций, а также немедленно информировать о случившемся его собственника или уполномоченное им лицо.
Пунктами 2.3.1, 2.3.3. Правил N 170 установлено, что организация текущего ремонта жилых зданий должна производиться в соответствии с техническими указаниями по организации и технологии текущего ремонта жилых зданий и техническими указаниями по организации профилактического текущего ремонта жилых крупнопанельных зданий..
В силу пункта 4.2.3.1 Правил N 170 местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития. Разрушение и повреждение отделочного слоя, ослабление крепления выступающих из плоскости стен архитектурных деталей (карнизов, балконов, поясов, кронштейнов, розеток, тяг и др.) следует устранять при капитальном ремонте по проекту.
Согласно пункту 4.8.6 Правил N 170 деревянные поручни, имеющие трещины и искривления, следует заменять новыми. Мелкие повреждения (заусенцы, неровная поверхность) следует устранять путем зачистки поверхности или замены отдельных негодных частей вставками с последующей отделкой поручня.
Поврежденные участки поливинилхлоридного поручня следует вырезать и заменять новыми такой же формы и такого же цвета. Стыки вставок поручня должны быть сварены и зачищены.
Пунктом 4.8.15 Правил N 170 запрещается использовать лестничные помещения (даже на короткое время) для складирования материалов, оборудования и инвентаря, устраивать под лестничными маршами кладовые и другие подсобные помещения.
Задвижки, электрощитовые и другие отключающие устройства, расположенные на лестнице, должны находиться в закрытых шкафах, ключи от которых хранятся у диспетчера организации по обслуживанию жилищного фонда.
Пунктом 5.6.1 Правил N 170 предусмотрено, что эксплуатация электрооборудования жилых зданий должна производиться в соответствии с установленными требованиями.
Технические требования к мусоропроводу, мусоросборной камере, определены пунктами 5.9.2, 5.9.5 Правил N 170, которые также должны выполняться при обслуживании и ремонте жилищного фонда.
Судом по материалами дела установлено, что управление многоквартирным домом по адресу: г. Хабаровск, ул. Владивостокская, д. 61 на момент проверки осуществляло ООО "Бруслит Сервис" на основании договора управления многоквартирным домом от 28.08.2008 N 1/38-у.
В соответствии с условиями договора управления многоквартирным домом управляющая организация ООО "Бруслит Сервис" обязуется оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, обеспечивать оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии действующим законодательством.
Таким образом, именно на общество, как в силу закона, так и договора управления, возложена обязанность по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в названном выше многоквартирном доме в соответствии с нормами законодательства.
Как следует из материалов дела, Обществу вменяется нарушение вышеназванных нормоположений, выразившихся в том, что управляющей организацией не обеспечено удовлетворительное состояние фасада дома, подвала; контейнерной для ТБО (второй и третий подъезды), мусоропровода, исправность электрического выключателя в тамбуре второго подъезда; надлежащее ограждение лестничных маршей.
Данные обстоятельства подтверждаются обращением гражданина, протоколом осмотра от 20.05.2015, протоколом об административном нарушении от 30.06.2015 N 373/ж15-Ю и постановлением по административному делу.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Доказательств того, что общество своевременно предприняло надлежащие меры к соблюдению правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, равно как и доказательств невозможности соблюдения указанных норм и правил в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, материалы дела не содержат.
Оценив характер и степень общественной опасности допущенных обществом нарушений, исходя из конкретных обстоятельств рассматриваемого дела и принимая во внимание, что совершенное обществом правонарушение посягает на охраняемые общественные отношения в жилищной сфере и нарушает права граждан на комфортное и безопасное проживание в многоквартирном доме, что подтверждается обращением, послужившим основанием для проведения проверки, суд первой инстанции обоснованно не установил оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного правонарушения малозначительным. Учитывая отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушения, суд апелляционной инстанции не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда.
При таких обстоятельствах апелляционный суд находит правильным вывод суда первой инстанции о доказанности в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
Процедура и срок давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не нарушены. Штраф назначен в минимальном размере санкции статьи 7.22 КоАП РФ, соответствует характеру и тяжести правонарушения, а также целям административного наказания.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку, с которой апелляционный суд согласен.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 09.10.2015 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-11568/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
И.И. Балинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-11568/2015
Истец: ООО "Бруслит Сервис"
Ответчик: Главное контрольное управление Правительства Хабаровского края