г. Москва |
|
03 декабря 2015 г. |
Дело N А41-37249/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 декабря 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей: Мищенко Е.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Белкиным Н.А.,
при участии в заседании:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Бискар" - Маркина О.Н., представитель по доверенности от 23.03.2015,
от заинтересованного лица администрации Одинцовского муниципального района Московской области - Попков А.В., представитель по доверенности от 23.03.2015 N 31, от третьих лиц Министерства имущественных отношений Московской области и администрации городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области - представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бискар" на решение Арбитражного суда Московской области от 07.10.2015 по делу N А41-37249/15, принятое судьей Федуловой Л.В., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Бискар" к администрации Одинцовского муниципального района Московской области о признании незаконным бездействия, третьи лица - Министерство имущественных отношений Московской области, администрация городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Бискар" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области к администрации Одинцовского муниципального района Московской области (далее - администрация Одинцовского района, заинтересованное лицо) с требованиями:
- признать бездействие администрации Одинцовского муниципального района по заключению договора купли-продажи на земельный участок с кадастровым номером 50:20:0030204:33 площадью 900 кв.м., земли населенных пунктов, вид разрешенного использования "под производственную базу", расположенного по адресу: Московская область, г.Одинцово, Южная промзона, Транспортный проезд, д. 7, незаконным и не соответствующим ст. 39.17 Земельного кодекса РФ;
- обязать администрацию Одинцовского муниципального района в течение 5 (пяти) рабочих дней подписать проект договора купли-продажи земельного участка, представленного ООО "Бискар" Администрации Одинцовского муниципального района в приложении к заявлению ООО "Бискар" от 27.02.2015 N 10 (входящий номер 2992юр от 05.05.2015) о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030204:33 площадью 900 кв.м., земли населенных пунктов, вид разрешенного использования "под производственную базу", расположенного по адресу: Московская область, г.Одинцово, Южная промзона, Транспортный проезд, д. 7;
- взыскать с администрации Одинцовского муниципального района Московской области в пользу ООО "Бискар" госпошлину 4000 рублей.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Министерство имущественных отношений Московской области (далее - министерство), администрация городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области (далее - администрация городского поселения Одинцово).
Решением Арбитражного суда Московской области от 07 октября 2015 года в удовлетворении заявленных ООО "Бискар" требований отказано (л.д. 92).
Не согласившись с данным судебным актом, общество обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителя Министерства имущественных отношений Московской области и администрации городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области (далее - администрация городского поселения Одинцово, извещенных надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ООО "Бискар" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель администрация Одинцовского района возражал по доводам апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ООО "Бискар" является собственником сооружения - теплотрассы протяженностью 260 кв.м., инв. N 9632 лит. ХII, расположенной на территории земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030204:33 площадью 900 кв.м., земли населенных пунктов, вид разрешенного использования "под производственную базу", расположенного по адресу: Московская область, г.Одинцово, Южная промзона, Транспортный проезд, д. 7.
В марте 2015 года общество в порядке, предусмотренном статьей 39.20 Земельного кодекса РФ, обратилось в Администрацию Одинцовского района с заявлением (вх. N 2992юр) о предоставлении в собственность указанного земельного участка (л.д. 21).
Между тем, администрация, согласно пояснениям заявителя, до настоящего времени меры по предоставлению участка в собственность не приняла, договор купли-продажи заявителю не направила.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения министерства в Арбитражный суд Московской области с рассматриваемым исковым заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) уполномоченных органов, если полагают, что оспариваемые действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) уполномоченных органов, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений вышеуказанной статьи, основанием для принятия решения суда о признании незаконным действия (бездействия) уполномоченных органов является одновременное несоответствие этого действия (бездействия) закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующими требованиями.
Поскольку обращение заявителя в администрацию за предоставлением участка состоялось в марте 2015 года, то применению подлежат нормы Земельного кодекса РФ, вступившие в силу с 01 марта 2015 года.
В соответствии с частью 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (статья 39.2 ЗК РФ).
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса;
Согласно части 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
К числу оснований возникновения прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законодатель относит договор купли-продажи, в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (статья 39.1 ЗК РФ).
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 ЗК РФ.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
В течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
Согласно части 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка (часть 5 статьи 39.17 ЗК РФ).
В силу части 7 статьи 39.17 ЗК РФ проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров.
Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Как следует из материалов дела, ООО "Бискар" является собственником сооружения - теплотрассы протяженностью 260 кв.м., инв. N 9632 лит. ХII, расположенной на территории земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030204:33 площадью 900 кв.м., земли населенных пунктов, вид разрешенного использования "под производственную базу", расположенного по адресу: Московская область, г.Одинцово, Южная промзона, Транспортный проезд, д. 7.
В марте 2015 года общество в порядке, предусмотренном статьи 39.20 Земельного кодекса РФ, обратилось в Администрацию Одинцовского района с заявлением (вх.
N 2992юр) о предоставлении в собственность указанного земельного участка (л.д. 21).
Письмом администрации Одинцовского района от 03.04.2015 N 223/2992 юр, являющееся ответом на заявление ООО "Бискар" о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030204:33, в котором администрация указала на следующее.
В соответствии с Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Законом Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области", Приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов", необходимо наличие следующих документов:
1) правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на земельный участок (при наличии);
2) сообщения, содержащего перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием их кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
Администрация в ходе проверки представленных документов установила, что заявителем указанные документы не представлены.
В своем ответе администрация указала, что дальнейшее рассмотрение обращения будет возможно только после поступления в Администрацию Одинцовского района ответа на запрос.
В соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов", для приобретения участка в порядке пункта 6 части 2 статьи 39.3, статьи 39.20 ЗК РФ необходимо представить следующие документы:
- документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на здание, сооружение либо помещение, если право на такое здание, сооружение либо помещение не зарегистрировано в ЕГРП;
- документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРП;
- сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием их кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров;
- кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка либо кадастровая выписка об испрашиваемом земельном участке;
- кадастровый паспорт помещения, в случае обращения собственника помещения, в здании, сооружении, расположенного на испрашиваемом земельном участке;
- выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок и расположенных на нем объектов недвижимого имущества либо уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений;
- выписка из ЕГРЮЛ о юридическом лице, являющемся заявителем;
- выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) об индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем.
В соответствии с приложением к заявлению, представленного заявителем в администрацию 05 марта 2015 года, к заявлению были приложены следующие документы:
- проект договора купли-продажи;
- копия свидетельства о праве собственности заявителя на сооружение теплотрассы;
- кадастровый паспорт на земельный участок;
- выписка из ЕГРП о правах на сооружение теплотрассы;
- копия технического описания сооружения;
- уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на испрашиваемый земельный участок;
- выписка из ЕГРЮЛ, устав, свидетельство о госрегистрации и свидетельство о постановке на налоговый учет ООО "Бискар".
Таким образом, обществом не представлено в администрацию полный перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием их кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров, предусмотренное в качестве обязательных документов для предоставления.
Из этого следует, что письмо администрации, запрашивающее данный документ, является фактическим отказом администрации в предоставлении участка, основанным на не предоставлении заявителем обязательных документов.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что бездействия администрацией допущено не было, в связи с чем требования заявителя удовлетворению не подлежат.
При этом, апелляционный суд также обращает внимание на следующие обстоятельства.
В соответствии со статьей 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории. Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно части 1 статьи 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
В силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В соответствии со статьей 273 ГК РФ при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования.
Подпунктом 3 пункта 7.5 Методических рекомендаций по проведению землеустройства, утвержденных Федеральной службой земельного кадастра 17.02.2003 предусмотрено, что в общую площадь земельного участка под объектами недвижимости включается площадь, непосредственно занятая этими объектами, и площадь территории, необходимая для обеспечения функционирования (обслуживания, эксплуатации) конкретного объекта недвижимости в соответствии с установленными нормами.
Из данных норм следует, что земельные участки, предназначенные для расположения на них объектов недвижимости, должны удовлетворять требованиям закона об использовании их в соответствии с целевым назначением и о соответствии площадей объектов недвижимости и земельного участка.
Земельный участок с кадастровым номером 50:20:0030204:33 площадью 900 кв.м. имеет вид разрешенного использования "под производственную базу".
Как поясняет общество, на данном участке находится сооружение теплотрассы протяженностью 260 метров (наземная и подземная части), находящаяся в собственности ООО "Бискар".
Из представленного акта обследования участка от 20.08.2015 следует, что кроме сооружения теплотрассы на участке также расположены дорожные плиты 1П 30.18-30 (L 3000, В1750, Н170), находящиеся на балансе ООО "Бискар", проложенные для единственного проезда к другим земельным участкам, находящимся в собственности ООО "Бискар" и обслуживания теплотрассы (л.д. 68).
Согласно акту осмотра от 15.05.2015, спорный участок представляет собой заасфальтированный проезд.
Согласно пояснениям заинтересованного лица, принадлежащая ООО "Бискар" теплотрасса 2-й очереди носит вспомогательный характер для объектов, которые только должны быть возведены, но еще не возведены на испрашиваемом обществом земельном участке. Указанные доводы администрации заявителем не опровергнуты.
Кроме того, заявителем не обоснована площадь испрашиваемого земельного участка, с учетом площади, занимаемой на участке теплотрассой, которая проходит согласно фотографиям и техническому паспорту над землей.
Так в соответствии с Техническим описанием от 01 октября 2014 года, выполненным кадастровым инженером, теплотрасса проходит от существующей трассы до административного здания по нескольким участкам, не только по участку заявителя с кадастровым номером 50:20:0030204:33, но и по земельным участкам с кадастровыми номерами 50:20:0030204:34 и 50:20:0030204:40, расположенных по адресу: Московская область, г.Одинцово, Южная промзона, Транспортный проезд, д. 7. Из представленного документа и иных материалов дела не представляется возможным установить тот факт, что теплотрасса имеет подземную часть, расположенную под испрашиваемым земельным участком.
Из представленного в материалы дела кадастрового паспорта на объект недвижимости - сооружение (теплотрасса) (л.д.49), следует, что названный объект расположен в пределах земельного участка с КН 50:20:0030204:34.
Из представленных обществом в материалы дела фотографий теплотрассы видно, что объект имеет надземную часть.
В подтверждение довода о том, что теплотрасса проходит под испрашиваемым земельным участком, общество ссылается на акт обследования от 20.08.2015, в котором кадастровым инженером указано, что на земельном участке расположен объект недвижимости сооружения - теплотрасса (наземная и подземная) часть.
Как пояснил апелляционному суду представитель администрации, акт обследования не подписан администрацией, поскольку кадастровым инженером не проводилось никаких обследований относительно расположения теплотрассы под землей в указанном месте земельного участка, техническая документация о том, что теплотрасса пролегает под испрашиваемым земельным участком, и в каком конкретно месте, отсутствует.
Поскольку вышеуказанный акт обследования не содержит пояснительной части относительно оснований для вывода кадастрового инженера о том, что теплотрасса проходит под испрашиваемым земельным участком, апелляционный суд не принимает его в качестве достаточного доказательства в подтверждение довода общества о расположении части сооружения под спорным земельным участком.
Судебная экспертиза относительно данного обстоятельства не проводилась, соответствующих ходатайств сторонами разбирательств заявлено не было.
С учетом вышеизложенного, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о невозможности предоставления земельного участка обществу, в связи с чем не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Ссылка общества на то обстоятельство, что приобретение в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030204:33, позволить объединить земельные участки с кадастровыми номерами 50:20:0030204:33, 50:20:0030204:34, 50:20:0030204:40 и 50:20:0030204:41 и использование указанных земельных участков не противоречит виду использования "под производственную базу" отклоняется апелляционным судом, поскольку не имеет правового значения для рассматриваемого дела.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 07.10.2015 по делу N А41-37249/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
Е.А. Мищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-37249/2015
Истец: ООО "Бискар"
Ответчик: Администрация Одинцовского муниципального р-на
Третье лицо: Администрация городского поселения Одинцово, Министерство имущественных отношений МО, Администрация Одинцовского муниципального района Московской области