г. Москва |
|
04 декабря 2015 г. |
Дело N А40-137157/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 декабря 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цымбаренко И.Б.,
Судей |
Москвиной Л.А., Чеботаревой И.А. |
при ведении протокола |
и.о. секретаря судебного заседания Крючковым П.М. |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ФГУП "Почта России"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.09.2015, принятое судьей Сизовой О.В. (84-1142), по делу N А40-137157/2015
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному федеральному округу
к ФГУП "Почта России" (ИНН 7724261610, ОГРН 1037724007276)
о привлечении к ответственности
при участии:
от заявителя: |
Евладова О.П. по дов. от 08.09.2015 N 35-Д; Поляков Д.А. по дов. от 12.01.2015 N 5-Д; |
от ответчика: |
Золотарева Л.И. по дов. от 11.09.2015 N 847-1/ЮД. |
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному федеральному округу обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с требованием о привлечении ФГУП "Почта России" к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении N 01-1-41-15-1480 от 01.07.2015 г.
Решением суда от 11.09.2015 заявленные требования удовлетворены, ФГУП "Почта России" привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30.000 руб. В обоснование данного решения суд указал на наличие в действиях ответчика состава вмененного административного правонарушения. Суд также пришел к выводу о соблюдении установленных сроков и процедуры привлечения Предприятия к административной ответственности.
Не согласившись с данным решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которое просит решение суда первой инстанции отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просит отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представители заявителя в судебном заседании поддержали решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласны, считают ее необоснованной, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложили свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
В соответствии с ч. 6 ст. 205 арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Как усматривается из материалов дела, ФГУП "Почта России" осуществляет деятельность по предоставлению услуг почтовой связи на основании лицензии N 108074 от 11.04.2013 "На оказание услуг почтовой связи", выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций выдана лицензия, сроком действия до 11.04.2018 г.
В ходе проверки фактов, изложенных в обращении ЗАО "АККОРД ПОСТ", заявителем выявлены факты нарушения со стороны ФГУП "Почта России" пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" и статьи 14 Федерального закона от 07.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи", пунктов 10 и 28 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций от 31.07.2014 N 234, статьи 42 Почтовых правил, принятых 22.04.1992 Советом глав Администраций связи Регионального содружества в области связи, и пункта 4.4 Приказа Госкомсвязи России от 4.10.1997 N62, в части: не обеспечения оказания услуг почтовой связи на территории Российской Федерации с равными правами доступа к таким услугам для всех пользователей услуг почтовой связи.
При рассмотрении обращения установлено, что ЗАО "АККОРД ПОСТ" имеет действующий договор от 07.05.2008 N ПР/277-08 с Главным центром магистральных перевозок почты - филиалом ФГУП "Почта России", заключенный в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи", ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее -ФЗ N 126-ФЗ) на оказание услуг почтовой связи.
Данным договором определено, что ФГУП "Почта России" обязуется принимать от вышеуказанной компании отфранкированную почту в объектах почтовой связи при железнодорожных почтамтах (ПЖДП) при Ярославском и Казанском вокзалах. Именные вещи на франкировальной машине (клише франкировальной машины), владельцем которой является ЗАО "АККОРД ПОСТ", установлены в соответствии с условиями договора.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи", ч. 1 ст. 44 ФЗ N 126-ФЗ, пп."в" п. 46 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 N 234 (далее - Правила N 234), услуги почтовой связи оказываются на основании договора об оказании услуг связи, заключенного в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг почтовой связи.
В соответствии с п. 28 Правил N 234 письменная корреспонденция с оттисками клише франкировальных машин принимается в объектах почтовой связи, определенных оператором почтовой связи. Эти объекты обозначены в договорах на оказание услуг почтовой связи.
В адрес ООО "АККОРД ПОСТ" из ФГУП "Почта России" поступило письмо от 03.06.2015 N 1.2.3.1.1-20/10942, информирующее заявителя о том, что с 01.07.2015 в связи с производственной необходимостью, связанной со снижением объема обрабатываемой корреспонденции, закрываются для приема письменной
корреспонденции при железнодорожные почтамты (ПЖДП) при Казанском, I -Ярославском и Павелецком вокзалах.
Прием письменной корреспонденции, отфранкированной на франкировальных машинах, зарегистрированных в вышеуказанных объектах и установленных на территории пользователей услугами почтовой связи, может быть осуществлен в Автоматизированном сортировочном центре (АСЦ) - филиале ФГУП "Почта России".
На запрос Управления об изменениях в структуре сети почтовой связи ГЦМПП ФГУП "Почта России" информации и соответствующего документального подтверждения не представило. Следовательно, структура филиала ГЦМПП оператора общего пользования ФГУП "Почта России" не изменилась.
Указание руководителя Департамента продаж блока почтового бизнеса ФГУП "Почта России" о прекращении приема почты в закрытых отделениях почтовой связи ПЖДП при Ярославском и Казанском вокзалах - структурных подразделениях ГЦМПП и о сдаче отфранкированной письменной "корреспонденции на франкировальных машинах, зарегистрированных в вышеуказанных объектах, в MP АСЦ не является достаточным основанием для изменения пунктов приема, которые определены действующим договором, и противоречит требованиям ст. 14 Федерального закона от 07.07.1999 N 47б-ФЗ "О почтовой связи", п.п. 10 и 28 Правил N 234, ст. 42 Почтовых правил, принятых 22.04.1992 Советом глав Администраций связи Регионального содружества в области связи, и пункта 4.4 Приказа Госкомсвязи России от 24.10.1997 N 62.
По мнению Управлению Роскомнадзора прием от ЗАО "АККОРД ПОСТ" отфранкированной почты в Московском региональном автоматизированном сортировочном центре ФГУП "Почта России" (MP АСЦ) противоречит условиям действующего договора на оказание услуг почтовой связи и вышеуказанным правовым нормам.
01.07.2015 г. должностными лицами Роскомнадзора в отношении Общества был составлен протокол об административном правонарушении N 01-1-41-15-1480 по факту осуществления предпринимательской деятельности с нарушением условий выданного юридическому лицу специального разрешения (лицензии),
Указанный протокол об административном правонарушении был составлен, как видно из его содержания, в отсутствии законного представителя юридического лица Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" (ФГУП "Почта России"), уведомленного надлежащим образом, уведомлением о составлении протокола от 29.06.2015 N 20260-02-11/77).
На основании изложенного административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ФГУП "Почта России" к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Привлекая ФГУП "Почта России" к административной ответственности, суд первой инстанции правомерно исходил из наличия в действиях ответчика события и состава вмененного правонарушения.
Данное административное правонарушение является существенным, представляет угрозу правам и свободам человека и гражданина, охрана которых гарантирована Конституцией РФ, а также посягает на права и интересы неопределённого круга лиц и нарушает законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей.
Ввиду изложенного ФГУП "Почта России", прекратив прием от ЗАО "АККОРД ПОСТ" почты в закрытых отделениях почтовой связи прижелезнодорожных почтамтов при Ярославском и Казанском вокзалах - структурных подразделениях ГЦМПП -филиала ФГУП "Почта России", нарушает требования ст. 14 Федерального закона от 07.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи", п.п. 10 и 28 Правил N 234, ст. 42 Почтовых правил, принятых 22.04.1992 Советом глав Администраций связи Регионального содружества в области связи, и пункта 4.4 Приказа Госкомсвязи России от 24.10.1997 N 62.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно п. 1 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
Таким образом, соблюдение условий, предусмотренных лицензией, является для оператора обязательным.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Закон о почтовой связи) операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом "О связи". Указанные лицензии, а также сертификаты на средства и услуги почтовой связи оформляются и выдаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Лицензия на оказание услуг почтовой связи является разрешением на осуществление совокупности операций, составляющих единый производственно-технологический процесс оказания услуг почтовой связи, в том числе прием, обработку, перевозку и доставку (вручение) почтовых отправлений, а также перевозку работников, сопровождающих почтовые отправления.
Согласно ст. 16 Федерального закона о почтовой связи операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи, и утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 раздела XX Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87, предусмотрено, что к лицензионным условиям относится оказание услуг в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 47 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 N 221 (далее - Правила), операторы почтовой связи обязаны: пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки; обеспечивать сохранность принятых от пользователей почтовых отправлений и почтовых переводов; обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора; оказывать в установленных законодательством случаях и порядке содействие правоохранительным органам при проведении оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий; бесплатно удостоверять доверенности граждан на получение их представителями адресованных им почтовых отправлений и почтовых переводов; соблюдать тайну связи.
Вопреки доводам апелляционной жалобы суд при вынесении решения правильно руководствовался нормативными актами, определяющими лицензионных требования.
Согласно условиям осуществления деятельности в соответствии с лицензией, при оказании услуг почтовой связи лицензиат обязан руководствовать Федеральными законами "О связи" и "О почтовой связи", другими Федеральными законами и нормативно-правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области почтовой связи, а также законами и нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий.
Порядок оказания услуг почтовой связи регулируется Правилами оказания услуг почтовой связи и Контрольными сроками прохождения письменной корреспонденции, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Таким образом, приведенными положениями на лицензиата возложена обязанность по соблюдению лицензионных требований и условий при предоставлении услуг почтовой связи.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что ФГУП "Почта России" нарушило требования п. 47 Правил оказания услуг почтовой связи, распоряжения ФГУП "Почта России" от 30.10.2008 N 61-р, а поэтому и условия, предусмотренные специальным разрешением (лицензией), за что ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность.
Факт допущенных ответчиком нарушений лицензионных требований апелляционный суд полагает установленным, в связи с чем указанные действия ФГУП "Почта России" образуют состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, в отношении ФГУП "Почта России" составлен полномочным должностным лицом и в соответствии с требованиями КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, не истек.
Правонарушение, совершенное ФГУП "Почта России", фактически посягает на права потребителей. Поэтому срок давности привлечения к административной ответственности по вменяемому правонарушению в силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ составляет один год со дня его совершения. Данный вывод соответствует правовой позиции выраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 ноября 2010 г. N 6971/10.
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается, поскольку приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда и не могут повлечь его безусловную отмену.
На основании изложенного и руководствуясь ч. 41 ст.206, ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.09.2015 по делу N А40-137157/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.Б. Цымбаренко |
Судьи |
Л.А. Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-137157/2015
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ ПО ЦЕНТРАЛЬНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ, УФС по надзору в сфере связи, информационных технологий и масовых коммуникаций по Центральному федеральному округу
Ответчик: ФГУП "Почта России"