г. Москва |
|
04 декабря 2015 г. |
Дело N А40-135645/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 декабря 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Якутова Э.В.,
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Сатаевым Д.Ш., |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу ООО "Зеленский Корпорейт Тревел Солюшнз" на решение Арбитражного суда города Москвы от 22.09.2015 по делу N А40-135645/2015, принятое в порядке упрощенного производства судьей Махлаевой Т.И. (2-939),
по заявлению ООО "Зеленский Корпорейт Тревел Солюшнз" (ОГРН 1067746873468)
к Управлению валютного контроля Федеральной службы финансово-бюджетного надзора
о признании незаконным постановлений,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Барашихина А.А. по дов. от 10.08.2015; |
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 22.09.2015 ООО "Зеленский Корпорейт Тревел Солюшнз" (далее - Общество) отказано в удовлетворении заявления о признании незаконными и отмене постановлений Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (далее - Росфиннадзор) от 03.06.2015 N N 151-073-1-1505/00860; 151-073-1-1505/00861, 151-073-1-1505/00862, 151-073-1-1505/00863, 151-073-1-1505/00816.
Общество не согласилось с решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой считает, что судом необъективно рассмотрены доводы заявителя о малозначительности, об однородности, об отсутствии негативных последствий и общественной опасности.
Просит решение суда отменить полностью и принять новый судебный акт.
Отзыв на апелляционную жалобу ответчиком не представлен.
Дело рассмотрено в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителя Общества, надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения дела.
В судебном заседании представитель Росфиннадзора поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в обжалуемой части в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав представителя Росфиннадзора, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 20.10.2013 между ООО "Зеленский Корпорейт Тревел Солюшнз" (Исполнитель, резидент) и ПТ КРАМ, Индонезия (Заказчик, нерезидент) был заключен договор N 3Т-1816 на оказание услуг (далее - Договор).
30.12.2013 ООО "Зеленский Корпорейт Тревел Солюшнз" оформило в уполномоченном банке КБ "Судостроительный банк" паспорт сделки N 14090002/2999/0000/3/1.
В рамках договора 07.07.2014 от нерезидента поступили денежные средства в сумме 7 320,65 долларов США.
Справка о валютных операциях должна была быть представлена в банк паспорта сделки не позднее 28.07.2014; фактически представлена Обществом - 24.06.2014.
29.05.2015 должностным лицом ФСФБН с участием представителей Общества составлен протокол об административном правонарушении N 151-073-1-1505/00860, которым ООО "Зеленский Корпорейт Тревел Солюшнз" вменялось совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.6.3 ст.15.25 КоАП РФ, выразившегося в нарушении п.2.3 Инструкции ЦБ N 138-И.
Постановлением ФСФБН от 03.06.2015 N 151-073-1-1505/00860, вынесенным с участием представителей Общества, ООО "Зеленский Корпорейт Тревел Солюшнз" было признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.6.3 ст.15.25 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
В рамках того же договора N 3Т-1816 Общество 11.11.2014 представило скорректированные сведения в связи с оформлением акта о выполненных работах от 05.05.2014.
Новая справка о валютных операциях должна была быть представлена в банк паспорта сделки не позднее 02.12.2014; фактически представлена Обществом - 18.12.2014.
29.05.2015 должностным лицом ФСФБН с участием представителей Общества составлен протокол об административном правонарушении N 151-073-1-1505/00861, которым ООО "Зеленский Корпорейт Тревел Солюшнз" вменялось совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.6.2 ст.15.25 КоАП РФ, выразившегося в нарушении п.2.9 Инструкции ЦБ N 138-И.
Постановлением ФСФБН от 03.06.2015 N 151-073-1-1505/00860, вынесенным с участием представителей Общества, ООО "Зеленский Корпорейт Тревел Солюшнз" было признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.6.2 ст.15.25 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
02.07.2014 в рамках договора N 3Т-1816 Общество оказало нерезиденту услуги.
Справка о подтверждающих документах должна была быть представлена в банк паспорта сделки не позднее 21.08.2014; фактически представлена Обществом - 24.09.2014.
29.05.2015 должностным лицом ФСФБН с участием представителей Общества составлен протокол об административном правонарушении N 151-073-1-1505/00862, которым ООО "Зеленский Корпорейт Тревел Солюшнз" вменялось совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.6.3 ст.15.25 КоАП РФ, выразившегося в нарушении п.9.2.2. Инструкции ЦБ N 138-И.
Постановлением ФСФБН от 03.06.2015 N 151-073-1-1505/00860, вынесенным с участием представителей Общества, ООО "Зеленский Корпорейт Тревел Солюшнз" было признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.6.2 ст.15.25 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
В рамках договора N 3Т-1816 Общество 11.11.2014 представило скорректированные сведения в связи с оформлением акта о выполненных работах от 05.05.2014.
Новая справка о валютных операциях должна была быть представлена в банк паспорта сделки не позднее 02.12.2014; фактически представлена Обществом - 18.12.2014.
29.05.2015 должностным лицом ФСФБН с участием представителей Общества составлен протокол об административном правонарушении N 151-073-1-1505/00863, которым ООО "Зеленский Корпорейт Тревел Солюшнз" вменялось совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.6.2 ст.15.25 КоАП РФ, выразившегося в нарушении п.9.7. Инструкции ЦБ N 138-И.
Постановлением ФСФБН от 03.06.2015 N 151-073-1-1505/00863, вынесенным с участием представителей Общества, ООО "Зеленский Корпорейт Тревел Солюшнз" было признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.6.2 ст.15.25 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
01.12.2012 между ООО "Зеленский Корпорейт Тревел Солюшнз" (Исполнитель, резидент) и филиалом Частной компании с ограниченной ответственностью "Мейс (Россия) Лимитед", Великобритания (Заказчик, нерезидент) был заключен договор N 3Т-1522 на оказание услуг (далее - Договор).
30.12.2013 ООО "Зеленский Корпорейт Тревел Солюшнз" оформило в уполномоченном банке КБ "Судостроительный банк" паспорт сделки N 13120020/2999/0000/3/1.
В рамках договора 27.05.2014 от нерезидента поступили денежные средства в сумме 4 826 рублей.
Справка о валютных операциях должна была быть представлена в банк паспорта сделки не позднее 19.06.2014; фактически представлена Обществом - 24.06.2014.
29.05.2015 должностным лицом ФСФБН с участием представителей Общества составлен протокол об административном правонарушении N 151-073-1-1505/00816, которым ООО "Зеленский Корпорейт Тревел Солюшнз" вменялось совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.6.1 ст.15.25 КоАП РФ, выразившегося в нарушении п.3.8. Инструкции ЦБ N 138-И.
Постановлением ФСФБН от 03.06.2015 N 151-073-1-1505/00816, вынесенным с участием представителей Общества, ООО "Зеленский Корпорейт Тревел Солюшнз" было признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.6.1 ст.15.25 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из наличия в действиях Общества составов вмененных ему административных правонарушений.
При этом, суд правомерно указал на то, что в соответствии с п.2 ч.2 ст.24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) резиденты обязаны вести учет в установленном порядке и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
Порядок представления резидентами и нерезидентами в уполномоченные банки документов и информации, которые связаны с проведением валютных операций, порядок оформления паспортов сделок, а также порядок учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением установлены в Инструкции ЦБ РФ от 14.06.2013 N 138-И (далее - Инструкция N 138-И).
Согласно ст.25 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) резиденты, нарушившие положения актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.1.5 Инструкции N 138-И справка о валютных операциях и справка о подтверждающих документах являются формами учета по валютным операциям резидента.
Согласно п.3.8 Инструкции N 138-И справка о валютных операциях и документы, связанные с проведением указанных в ней валютных операций, представляются резидентом в уполномоченный банк при зачислении валюты Российской Федерации на расчетный счет в валюте Российской Федерации - не позднее 15 рабочих дней после даты ее зачисления, указанной в выписке из расчетного счета резидента либо в ином документе, переданном уполномоченным банком резиденту, который содержит информацию о зачислении на этот расчетный счет резидента валюты Российской Федерации, поступившей от нерезидента.
В соответствии с п.2.3 Инструкции N 138-И справка о валютных операциях и документы, связанные с проведением указанных в ней валютных операций, представляются резидентом в уполномоченный банк (за исключением случаев, установленных пунктами 2.5 - 2.9 настоящей Инструкции) при зачислении иностранной валюты на транзитный валютный счет - не позднее 15 рабочих дней после даты ее зачисления, указанной в уведомлении уполномоченного банка о ее зачислении на транзитный валютный счет.
Как следует из п.2.9 Инструкции N 138-И при изменении сведений, содержащихся в принятой уполномоченным банком справки о валютных операциях (за исключением изменения сведений об уполномоченном банке или о резиденте), резидент в срок не позднее 15 рабочих дней после даты оформления документов, подтверждающих такие изменения, представляет в уполномоченный банк новую справку о валютных операциях, заполненную в порядке, установленном приложением 1 к настоящей Инструкции, и содержащую скорректированные сведения, с приложением документов, подтверждающих такие изменения. Датой оформления указанного в настоящем пункте документа, подтверждающего такие изменения, является наиболее поздняя по сроку дата его подписания или дата вступления его в силу либо в случае отсутствия этих дат - дата его составления.
В соответствии с п.п. 9.2 и 9.2.2 Инструкции N 138-И справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы представляются резидентом в банк паспорта сделки в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы, указанные в подпунктах 9.1.2 - 9.1.4 пункта 9.1 Инструкции.
Согласно п.9.7 Инструкции N 138-И при изменении сведений, содержащихся в принятой банком паспорта сделки справке о подтверждающих документах, резидент в срок не позднее 15 рабочих дней после даты оформления документов, подтверждающих такие изменения, представляет в банк паспорта сделки новую справку о подтверждающих документах, содержащую скорректированные сведения, с приложением документов, подтверждающих такие изменения.
Частью 6.1 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в отношении юридических лиц за нарушение установленных сроков предоставления форм учёта и отчётности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций не более чем на десять дней.
Частью 6.2 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в отношении юридических лиц за нарушение установленных сроков предоставления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций более чем на десять, но не более чем на тридцать дней.
Частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в отношении юридических лиц за нарушение установленных сроков предоставления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций более чем на тридцать дней.
Исследуя материалы дела, суд правильно установил, что Обществом нарушены установленные п.п. 3.8., 2.3., 2.9., 9.2.2., 9.7. Инструкции N 138-И сроки, что заявителем по существу и не отрицается.
В связи с этим, суд пришел к обоснованному выводу о доказанности ФСФБН событий вмененных Обществу административных правонарушений.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как правомерно отметил суд, доказательств того, что заявителем были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, Обществом не представлено и судом не установлено.
Оценивая доводы апелляционной жалобы о возможности снижения размера административного штрафа, необходимо обратить внимание на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, в котором указано, что минимальный размер административного штрафа может быть снижен, если наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица. Принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела допускается только в исключительных случаях.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела апелляционный суд приходит к выводу, что назначенный обществу административный штраф отвечает целям административной ответственности за совершение вмененных административных правонарушений.
Ссылка апелляционной жалобы на малозначительность совершенного административного правонарушения подлежит отклонению.
Согласно п.18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения, статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
В отношении Общества вынесено 48 постановлений о привлечении общества к административной ответственности по ч.ч. 6.1, 6.2, 6.3 ст.15.25 КоАП РФ (N N 151-073-1-1505/00816 - 151-073-1-1505/00863), что свидетельствует о множественности совершенных правонарушений, пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публичных правовых обязанностей в области валютного законодательства и отсутствии исключительности в совершенном правонарушении.
Совершение Обществом множественности правонарушений говорит о систематическом игнорировании им публичных требований в сфере валютного законодательства и пренебрежительном отношении к исполнению публично-правовой обязанности.
Суд апелляционной инстанции с учетом обстоятельств и материалов дела, приходит к выводу об отсутствии подобных оснований для квалификации вмененных административных правонарушений как малозначительных.
Кроме того, каких-либо оснований для применения положений п.2.2 ст.4.1 КоАП РФ и снижения штрафов ниже минимальных размеров, установленных ч.ч. 1-3 ст.15.25 КоАП РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Принимая во внимание изложенное и, руководствуясь ч.3 ст.229, ст.ст. 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.09.2015 по делу N А40-135645/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Э.В. Якутов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-135645/2015
Истец: ООО "ЗЕЛЕНСКИЙ КОРПОРЕЙТ ТРЕВЕЛ СОЛЮШНЗ"
Ответчик: Управление валютного контроля Федеральной службы финансово-бюджетного надзора