г. Владивосток |
|
04 декабря 2015 г. |
Дело N А24-2668/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 30 ноября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 декабря 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего В.В. Рубановой,
судей А.В. Пятковой, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.С. Гребенюковой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Камчатскому краю,
апелляционное производство N 05АП-10282/2015
на решение от 16.10.2015
судьи К.Ю. Иванушкиной
по делу N А24-2668/2015 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Камчатскому краю (ИНН 4101092220, ОГРН 1034100655478, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 30.06.2003)
о признании недействительными пунктов 2 и 3 представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае (ИНН 4101096962, ОГРН 1044100651484, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 16.07.2004) от 22.04.2015 N 9,
при участии: стороны не явились,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Камчатскому краю (далее - Управление ФСКН России по Камчатскому краю, Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными пунктов 2 и 3 представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае (далее - ТУ Росфиннадзора в Камчатском крае) от 22.04.2015 N 9.
Решением от 16.10.2015 суд первой инстанции отказал в удовлетворении требования Управления ФСКН России по Камчатскому краю.
Не согласившись с указанным судебным актом, Управление ФСКН России по Камчатскому краю обжаловало его в порядке апелляционного производства.
В обоснование своей позиции заявитель жалобы указал, что пунктом 2 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлен перечень мер бюджетного принуждения, которые применяются к получателю бюджетных средств, совершившему бюджетное нарушение.
При этом в соответствии с пунктом 19 Порядка исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения на основании уведомлений Счетной палаты Российской Федерации и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (за исключением передачи уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств), о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых приказов (отдельных положений приказов) Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 11.08.2014 N 74н, о принятии Министерством финансов Российской Федерации соответствующего решения в виде сокращения предоставления межбюджетных трансферов из федерального бюджета уведомляется главный распорядитель средств федерального бюджета. Уведомление о принятом решении о применении или не применении бюджетных мер принуждения получателя бюджетных средств и органа внутреннего государственного финансового контроля не предусмотрено.
В связи с изложенным ни Управление ФСКН России по Камчатскому краю, ни ТУ Росфиннадзора в Камчатском крае не могут располагать информацией о решении о принятии мер бюджетного принуждения.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что поскольку меры бюджетного принуждения подлежат принятию в течение 30 календарных дней после получения Министерством финансов Российской Федерации уведомления о применении мер бюджетного принуждения от органа государственного контроля, то их непринятие до настоящего времени свидетельствует о том, что направленное в адрес финансового ведомства уведомление по итогам проведенной проверки о применении мер бюджетного принуждения от 27.01.2015 N 38-01-04/644 не является документом, нарушающим права и законные интересы Управления ФСКН России по Камчатскому краю, основан на предположениях.
Кроме того, Управление ФСКН России по Камчатскому краю считает, что о нарушении его прав законных интересов свидетельствует также привлечение к административной ответственности его должностных лиц в связи с выявленными нарушениями.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители сторон не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу Управление ФСКН России по Камчатскому краю в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в деле документам.
В представленном в материалы дела письменном отзыве на жалобу ТУ Росфиннадзора в Камчатском крае доводы апелляционной жалобы опровергло, считает обжалуемое решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
На основании приказа ТУ Росфиннадзора в Камчатском крае от 12.01.2015 N 3 в соответствии с пунктом 28 Плана контрольной работы Управления на 2015 год в отношении Управления ФСКН России по Камчатскому краю проведена выездная проверка по вопросу использования средств федерального бюджета, в том числе направленных на реализацию государственной программы Российской Федерации "Противодействие незаконному обороту наркотиков", а также полноты и достоверности отчетности за период с 2012 по 2014 год.
По результатам проверки составлен акт от 07.04.2015 N 3, согласно которому в разделе 10 проверяющими зафиксировано нецелевое использование средств федерального бюджета в 2012-2014 годах при осуществлении операций по лицевому счету в общей сумме 214 333 руб.
В связи с установленными нарушениями бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, Управлению ФСКН России по Камчатскому краю выдано представление N 9 от 22.04.2015 с требованием в срок до 26.05.2015 рассмотреть информацию об указанных в представлении нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, устранить причины и условия допущенных нарушений, проинформировать ТУ Росфиннадзора в Камчатском крае о результатах рассмотрения представления до 29.05.2015.
Согласно пункту 2 представления выявленное проверяющими нарушение выразилось в том, что за счет лимитов бюджетных обязательств по разделу подразделу (далее - РП) 0308 "Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ", целевой статье (далее - ЦС) 5051002 "Компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", виду расходов (далее - ВР) 122 "Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда", коду операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ) 212 "Прочие выплаты", предназначенных для выплаты работодателем в пользу работников компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей путем выдачи наличных денежных средств (или перечисление на банковскую карту) в период август - декабрь 2013 года приобретены транспортные услуги для нужд Управления ФСКН России по Камчатскому краю на общую сумму 192 652,62 руб., а именно: перечислены денежные средства ОАО "Приморское агентство авиационных компаний", ООО "Компания "Солнечный ветер" за авиабилеты, приобретенные для сотрудников (работников) Управления ФСКН России по Камчатскому краю при следовании их к месту проведения отпуска и обратно.
При этом в соответствии с подпунктами 3.3.1, 3.3.2 пункта 3 раздела III о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденных приказом Минфина России от 21.12.2012 N 171н (далее - Указания N 171н), не предусмотрено отражение расходов по приобретению транспортных услуг для нужд Управления ФСКН России по Камчатскому краю по ЦС 5051002 "Компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", ВР 122 "Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда", КОСГУ 212 "Прочие выплаты".
Установив нарушения статьи 162 БК РФ в части целевого характера использования предусмотренных бюджетных ассигнований, подпунктов 3.3.1, 3.3.2 пункта 3 раздела III Указаний N 171н и утвержденной на 2013 год бюджетной сметы, ТУ Росфиннадзора в Камчатском крае пришло к выводу, что Управлением ФСКН России по Камчатскому краю не по целевому назначению использованы средства федерального бюджета, предназначенные для выплаты работодателем в пользу работников компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей путем выдачи наличных денежных средств или перечисления на банковскую карту.
Согласно пункту 3 представления допущенное Управлением ФСКН России по Камчатскому краю нарушение выразилось в том, что за счет лимитов бюджетных обязательств по РП 0308 "Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ", ЦС 0913987 "Компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в рамках подпрограммы "Комплексные меры противодействия незаконному обороту наркотиков" государственной программы Российской Федерации "Противодействие незаконному обороту наркотиков", ВР 122 "Иные выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов, за исключением фонда оплаты труда", КОСГУ 212 "Прочие выплаты", предназначенных для выплаты работодателем в пользу работников компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей путем выдачи наличных денежных средств (или перечисление на банковскую карту) Управлением в январе 2014 года приобретены транспортные услуги на сумму 20 508,38 руб. для нужд Управления ФСКН России по Камчатскому краю, а именно: перечислены денежные средства ООО "Компания "Солнечный ветер" за авиабилеты, приобретенные для сотрудников (работников) Управления ФСКН России по Камчатскому краю при следовании их к месту проведения отпуска и обратно.
Однако в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н), отражение расходов по приобретению транспортных услуг для нужд Управления ФСКН России по Камчатскому краю по ЦС 0913987 "Компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в рамках подпрограммы "Комплексные меры противодействия незаконному обороту наркотиков" государственной программы Российской Федерации "Противодействие незаконному обороту наркотиков", ВР 122 "Иные выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов, за исключением фонда оплаты труда", КОСГУ 212 "Прочие выплаты" не предусмотрено.
Установив нарушения статьи 162 БК РФ в части целевого характера использования предусмотренных бюджетных ассигнований, подпункта 4.2 пункта 4 раздела III Указаний N 65н и утвержденной на 2014 год бюджетной сметы, ТУ Росфиннадзора в Камчатском крае пришло к выводу, что Управлением ФСКН России по Камчатскому краю не по целевому назначению использованы средства федерального бюджета, предназначенные для выплаты работодателем в пользу работников компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей путем выдачи наличных денежных средств или перечисления на банковскую карту.
Письмом N 38-01-04/644 от 27.04.2015 ТУ Росфиннадзора в Камчатском крае направило в адрес Министерства финансов Российской Федерации уведомление о применении бюджетных мер принуждения, указав на то, что в ходе проверки Управления ФСКН России по Камчатскому краю выявлено бюджетных нарушений на общую сумму 214 333 руб., в том числе нарушения на вышеуказанные 192 652,62 руб., (пункт 1 уведомления) и на 20 508,38 руб. (пункт 2 уведомления).
Сообщением от 20.05.2015 N 14/257 Управление ФСКН России по Камчатскому краю уведомило ТУ Росфиннадзора в Камчатском крае (вх. N 929 от 22.05.2015) о рассмотрении оспариваемого представления, указав, что Управлением проведен анализ нарушений, оговоренных в названном представлении, строго указано начальникам подразделений, ответственным за финансово-хозяйственную деятельность, о недопущении нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения в дальнейшем.
Вместе с тем, полагая, что представление N 9 от 22.04.2015 в части вмененных Управлению ФСКН России по Камчатскому краю нарушений, указанных в пунктах 2 и 3, не соответствует требованиям закона и нарушает его права и законные интересы, Управление обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 271 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части в силу следующего.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 раздела 1 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2014 N 77, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, функции органа валютного контроля, а также функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности".
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации (пункт 2 раздел 1).
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 раздел 1).
В силу пункта 1 раздела 1 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного Приказом Минфина РФ от 11.07.2005 N 89н, территориальные органы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора осуществляют функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере и функции по валютному контролю на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 5.14.7 Положения в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности территориальное управление имеет право: направлять в пределах своей компетенции в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20.03.2014 N 18н утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере (далее - Административный регламент).
Согласно подпункту "д" пункта 9 Административного регламента должностные лица Службы (территориального органа), указанные в пункте 8 названного Административного регламента, в пределах установленных должностными регламентами полномочий при исполнении государственной функции имеют право в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, выдавать представления, предписания.
Статьей 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии со статьей 162 БК РФ при исполнении бюджетной сметы получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Из изложенного следует, что организация, финансируемая из федерального бюджета, обязана использовать поступающие ей бюджетные средства в точном соответствии не только с размером, но и целевым назначением средств (в разрезе кодов (статей) экономической классификации), определенных соответствующими сметами расходов и реестрами перечисления средств.
Для составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации, которая представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (пункт 1 статьи 18 БК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 21 БК РФ перечень разделов, подразделов, целевых статей (государственных (муниципальных) программ и непрограммных направлений деятельности), групп (групп и подгрупп) видов расходов бюджета утверждается в составе ведомственной структуры расходов бюджета законом (решением) о бюджете либо в установленных настоящим Кодексом случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 23.1 БК РФ единый для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации перечень статей и подстатей классификации операций сектора государственного управления, а также порядок применения указанной классификации устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.
Реализуя предоставленные полномочия в целях реализации законов о федеральном бюджете на соответствующий год Министерством финансов Российской Федерации на каждый финансовый год устанавливается порядок применения названной классификации в виде указаний нормативного характера по применению бюджетной классификации.
В указаниях Министерством финансов Российской Федерации устанавливаются перечни расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, подлежащие отнесению на определенные целевые статьи, виды расходов ведомственной классификации расходов, а также статьи и подстатьи классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ).
Так, Приказом Минфина России от 21.12.2012 N 171н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", применявшимся при исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2013 год (2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов), действовавшим до 01.01.2014, Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" утверждены Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (далее - Указания).
Согласно пунктам 3.2.1 пункта 3 раздела 3 Указаний N 171н целевые статьи обеспечивают привязку бюджетных ассигнований к конкретным направлениям деятельности субъектов бюджетного планирования и участников бюджетного процесса, в пределах соответствующих разделов и подразделов классификации расходов.
Виды расходов детализируют направление финансирования расходов бюджетов по целевым статьям классификации расходов, так и по целевым программам расходов бюджетов (пункт 3.3.1 пункта 3 раздела 3 Указаний N 171н).
В соответствии с пунктом 4.2.1 пункта 4 раздела 3 Указаний N 65н целевые статьи расходов федерального бюджета обеспечивают привязку бюджетных ассигнований федерального бюджета к государственным программам Российской Федерации, их подпрограммам и (или) непрограммным направлениям деятельности (функциям) федеральных государственных органов, наиболее значимых учреждений науки, образования, культуры и здравоохранения, указанных в ведомственной структуре расходов федерального бюджета, и (или) к расходным обязательствам, подлежащим исполнению за счет средств федерального бюджета.
Согласно подпункту 5.1 пункта 5 раздела 3 Указаний N 65н виды расходов детализируют направление финансового обеспечения расходов бюджетов по целевым статьям классификации расходов.
Так, расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по осуществлению работникам государственных (муниципальных) органов, лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, иным работникам государственных (муниципальных) органов, не являющимся государственными (муниципальными) служащими, обусловленных их статусом командировочных и иных выплат и компенсаций, в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и (или) муниципальными правовыми актами, не включенных в фонд оплаты труда, отражаются по ВР 122 "Иные выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов, за исключением фонда оплаты труда" (пункт 3.3.2. пункта 3 раздела 3 Указаний N 171н, подпункт 5.2 пункта 5 раздела 3 Указаний N 65н).
Из материалов дела следует, что Управление ФСКН России по Камчатскому краю за счет лимитов бюджетных обязательств РП 0308, ЦС 5051002 (в 2013 году), ЦС 0913987 (в 2014 году), ВР 122, КОСГУ 212, предназначенных для выплаты работодателем в пользу работников компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей путем выдачи наличных денежных средств (или перечисления на банковскую карту) в августе - декабре 2013 года и в январе 2014 года приобрело транспортные услуги на общую сумму 213 161 руб. для нужд Управления ФСКН России по Камчатскому краю, а именно: перечислило денежные средства в адрес ОАО "Приморское агентство авиационных компаний", ООО "Компания "Солнечный ветер" за авиабилеты, приобретенные для сотрудников (работников) Управления ФСКН России по Камчатскому краю при следовании их к месту проведения отпуска и обратно.
Обстоятельства расходования соответствующих бюджетных средств, описанные в пунктах 2, 3 представления Управлением не оспариваются.
Из содержания оспариваемого представления следует, что по оспариваемым его пунктам 2 и 3 ТУ Росфиннадзор в Камчатском крае пришел к выводу о том, что Управлением ФСКН России по Камчатскому краю не по целевому назначению использованы средства федерального бюджета, предназначенные для выплаты работодателем в пользу работников компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей путем выдачи наличных денежных средств или перечисления на банковскую карту.
В силу части 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Из содержания акта выездной проверки следует, что фактически Управлением ФСКН России по Камчатскому краю допущено нецелевое использование средств федерального бюджета, предназначенных для выплаты работодателем в пользу работников компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей путем выдачи наличных денежных средств или перечисления на банковскую карту, что является нарушением Указаний N N 171н, 65н.
В своих возражениях на акт проверки Управление сослалось на то, что компенсация (возмещение) расходов на сумму 192 652,62 руб. в 2013 году перечислена агентствам по продаже авиационных и железнодорожных билетов, в соответствии с заключенными с ними договорами о порядке взаиморасчетов за проданные работникам авиа и железнодорожных билетов для следования к месту проведения отпуска и обратно, а именно: ОАО "Приморское агентство авиационных компаний" на сумму - 166 566 руб. по заявкам на кассовый расход от 01.11.2013 N N 1464, от 16.09.2013 N 1206, от 09.08.2013 N 1028 и ООО "Компании Солнечный ветер" на сумму 26 086,62 руб. по заявке на кассовый расход от 23.12.2013 N 1759; компенсация (возмещение) расходов на оплату стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно работникам Крайнего Севера на сумму 20 508,38 руб. в 2014 году перечислена ОАО "Компании Солнечный ветер" в соответствии с заключенным с ним договором о порядке взаиморасчетов за проданные работникам авиа и железнодорожных билетов для следования к месту проведения отпуска и обратно по заявке на кассовый расход от 21.01.2014 N 47.
Вместе с тем, изложенное не отменяет установленного контролирующим органом факта приобретения Управлением ФСКН России по Камчатскому краю в 2013, 2014 годах транспортных услуг для собственных нужд за счет лимитов бюджетных обязательств по РП 0308 "Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ", ЦС 5051002 "Компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"/ ЦС 0913987 "Компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в рамках подпрограммы "Комплексные меры противодействия незаконному обороту наркотиков" государственной программы Российской Федерации "Противодействие незаконному обороту наркотиков", ВР 122 "Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда", КОСГУ 212 "Прочие выплаты", предназначенных для выплаты работодателем в пользу работников компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей путем выдачи наличных денежных средств (или перечисление на банковскую карту).
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание, что кассовые расходы средств федерального бюджета, предусмотренные бюджетными сметами, производились в пределах доведенных до них в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств, но с нарушение порядка их осуществления, не в соответствии с бюджетными сметами на 2013, 2014 годы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что довод ТУ Росфиннадзора в Камчатском крае о нецелевом использовании Управлением ФСКН России по Камчатскому краю бюджетных средств не противоречит фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем суд первой инстанции правомерно отказал в признании незаконным оспариваемого представления в части пунктов 2 и 3.
Оценив имеющиеся в материалах дела решения судов общей юрисдикции, вынесенные по делам об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности по статье 15.14 КоАП РФ начальника Управления ФСКН России по Камчатскому краю, его заместителя и начальника финансового отделения, вынесенных по эпизодам, описанным в пунктах 2, 3 представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 16.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в силу части 3 статьи 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
В случае, если до рассмотрения арбитражным судом дела о привлечении к административной ответственности юридического лица (а равно дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности юридического лица) судом общей юрисдикции рассмотрено дело о привлечении к административной или уголовной ответственности за данное нарушение физического лица (а равно дело об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности физического лица), квалификация, данная судом общей юрисдикции совершенному деянию, с учетом статьи 69 АПК РФ не является обязательной для арбитражного суда. При этом оценка, данная судом общей юрисдикции, обстоятельствам, которые установлены в рассмотренном им деле, принимается во внимание арбитражным судом.
Между тем, в настоящем деле оспаривается не постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности, а представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в то время как судами общей юрисдикции рассматривались дела об оспаривании постановлений о привлечении должностных лиц к административной ответственности, в связи с чем в данном случае пункт 16.2 вышеуказанного Постановления не может быть напрямую применен.
В связи с этим вышеизложенные обстоятельства не могут быть расценены апелляционным судом в рамках рассмотрения настоящего дела об оспаривании конкретных пунктов представления ТУ Росфиннадзора в Камчатском крае в качестве обстоятельств, нарушающих права и законные интересы Управления.
Факт нецелевого использования бюджетных средств помимо привлечения соответствующих лиц к уголовной или административной ответственности влечет их изъятие в бесспорном порядке.
Судебной коллегией установлено, что оспариваемые пункты представления содержат выводы о нецелевом расходовании бюджетных средств и, соответственно, о допущенных Управлением нарушениях бюджетного законодательства, что в соответствии со статьями 306.2, 306.4 БК РФ влечет применение бюджетных мер принуждения.
Вместе с тем, судебная коллегия отмечает следующее.
Как уже указывалось выше, письмом N 38-01-04/644 от 27.04.2015 ТУ Росфиннадзора в Камчатском крае направило в адрес Министерства финансов Российской Федерации уведомление о применении бюджетных мер принуждения.
Однако согласно письменным пояснениям ТУ Росфиннадзора в Камчатском крае, представленным им в материалы дела, соответствующее уведомление, содержащее основания для применения предусмотренных БК РФ бюджетных мер принуждения рассматривается финансовым органом (Минфин России).
Свое решение (после рассмотрения уведомления о применении бюджетных мер принуждения) Минфин России не сообщает Территориальному управлению.
В тоже время в соответствии с частью 6 статьи 306.2. БК РФ бюджетные меры принуждения подлежат применению в течение 30 календарных дней после получения финансовым органом уведомления о применении бюджетных мер принуждения.
В отношении Управления ФСКН России по Камчатскому краю бюджетные меры принуждения до настоящего времени Минфином России не приняты и приняты не будут в связи с истечением срока, установленного частью 6 статьи 306.2 БК РФ.
Доказательств обратного Управлением не представлено.
Таким образом, несмотря на выводы ТУ Росфиннадзора в Камчатском крае о нецелевом использовании Управлением бюджетных средств, фактически никаких мер бюджетного принуждения в отношении него не принято, что не позволяет апелляционному суду сделать вывод о нарушении оспариваемым представлением (пунктами 2 и 3) прав и законных интересов Управления ФСКН России по Камчатскому краю.
Все доводы и аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными и не подлежащими удовлетворению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, обстоятельств дела.
При изложенных обстоятельствах, считая вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требования заявителя по настоящему делу подтвержденным материалами дела и не установив каких-либо нарушений норм материального или процессуального права при принятии решения судом первой инстанции, коллегия не усматривает оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 16.10.2015 по делу N А24-2668/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
В.В. Рубанова |
Судьи |
А.В. Пяткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-2668/2015
Истец: Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Камчатскому краю
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае, Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетоного надзора в Камчатском крае