г. Москва |
|
04 декабря 2015 г. |
Дело N А40-127623/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 декабря 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Судьи Свиридова В.А.,
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Сатаевым Д.Ш., |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу АО "КомЭстейт" на решение Арбитражного суда города Москвы от 09.10.2015 г. по делу N А40-127623/15 (93-1047) судьи Позднякова В.Д., принятое в порядке упрощенного производства,
по заявлению АО "КомЭстейт" (ОГРН 1057747513075)
к Управлению Росреестра Москве
о признании незаконным и отмене постановления,
при участии:
от заявителя: |
Пташкина К.А. по дов. от 02.12.2015 г.; |
от ответчика: |
Сухов Д.А. по дов. от 09.10.2015 г.; |
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "КомЭстейт" (далее общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Росреестра по г.Москве (далее Управление) от 16.06.2015 г. N 563-2/08/2014 о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.8.8 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09.10.2015 г. вышеуказанные требования оставлены без удовлетворения, поскольку суд пришел к выводу о наличии в действиях общества события и состава правонарушения, учитывая соблюдение ответчиком порядка и процедуры привлечения заявителя к административной ответственности.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Общество обратилось с апелляционный жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт. Считает, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Отзыв на апелляционную жалобу от ответчика не поступал.
В судебном заседании представитель заявителя в полном объеме поддержал доводы апелляционной жалобы, указав на наличие оснований для отмены обжалуемого судебного акта, изложил свою правовую позицию по делу, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы, а также заявленные в ней требования считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению, изложил свою правовую позицию по делу, основанную на представленном письменном мотивированном отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав позиции сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, что на основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора города Москвы по использованию и охране земель от 05.08.2014 г. N 627/ГЗН, проведена проверка соблюдения земельного законодательства Российской Федерации ЗАО "КомЭстейт" на земельном участке, расположенном по адресу: г.Москва, ул.Сходненская, вл.54, стр. 1.
В ходе проведения проверки установлено, что земельный участок, с кадастровым N 77:08:0004006:4, площадью 12 600 кв.м., предоставлен в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 27.12.2006 г. N1044-ПП "О мерах по реализации постановлений Правительства Москвы от 03.06.2003 г. N416-ПП и от 21.02.2006 г. N124-ПП" (в редакции постановлений Правительства Москвы от 28.04.2009 г. N359-ПП, от 29.12.2011 г. N40, оформлен договором аренды земельного участка для целей эксплуатации объектов, не являющихся объектами капитального строительства от 07.03.2012 г. N М-08-507866 (запись о государственной регистрации от 20.04.2012 г. N77-77-14/011/2012-860) и дополнительным соглашением к нему от 12.09.2012 г. (запись о государственной регистрации от 09.10.2012 г. N77-77-14/035/2012-566), сроком до 27.12.2055 г.
На земельный участок, с кадастровым N 77:08:0004006:4, установлен вид разрешенного использования - для размещения объектов рекреационного назначения (1.2.8).
Однако при проведении проверки установлено, что часть земельного участка, с кадастровым N 77:08:0004006:4, фактически используется с нарушением установленного вида разрешенного использования, а именно - для размещения конструктивной части здания (въезда на парковку) с адресным ориентиром: г.Москва, ул. Сходненская, д.56, площадью 268,5 кв.м.
По факту указанного нарушения государственным инспектором по использованию и охране земель Управления Росреестра по Москве Куропаткиным Д.А. в отношении ЗАО "КомЭстейт" составлен протокол от 30.09.2014 г. N 1810 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ.
Данный протокол об административном правонарушении составлен в присутствии полномочного представителя общества Пташкиной К.А., действующей по доверенности от 01.19.2014 г. N 28 при наличии надлежащего извещения законного представителя общества.
На основании указанного протокола, в присутствии полномочного представителя общества Пташкиной К.А., действующей по доверенности от 01.19.2014 г. N 28, заместителем главного государственного инспектора г.Москвы по использованию и охране земель Галанина С.В., рассмотрены материалы дела об административном правонарушении и вынесено постановление от 16.06.2015 г. N 563-2/08/2014 о привлечении ЗАО "КомЭстейт" к административной ответственности по ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
В соответствии с ч.6 ст.210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч.7 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.
В соответствии ч.1 ст.8.8 КоАП РФ использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективной стороной административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч.1 ст.8.8 КоАП РФ, является использование земельного участка не по целевому назначению, что подразумевает осуществление землепользования не в соответствии с правовым режимом (установленной категорией земель и разрешенным использованием), определенным компетентным органом.
Статьей 42 Земельного кодекса РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно п.7 ст.1 Земельного кодекса РФ одним из основных принципов земельного законодательства является платность использования согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу ст.65 Земельного кодекса РФ использование земли в российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации аналогах и сборах. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно ст.7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории.
В соответствии с п.4 ст.1 Закона Москвы от 19.12.2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" все земли в городе Москве относятся к категории земель населенных пунктов.
В силу п.9 ст.1 Градостроительного кодекса РФ, виды разрешенного использования устанавливаются градостроительными регламентами в пределах границ соответствующей территориальной зоны.
В соответствии с п/п.3 ч.2 ст.30 Градостроительного кодекса РФ, градостроительные регламенты являются составной и неотъемлемой частью правил землепользования и застройки и применяются только вместе с данным актом градостроительного зонирования.
На основании п.8 ст.1 Градостроительного кодекса РФ под правилами землепользования и застройки понимается документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, нормативно-правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Согласно ст.11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В силу ст.3 Закона Москвы от 19.12.2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" к полномочиям Правительства Москвы в области землепользования в городе Москве относятся установление видов разрешенного использования земельных участков до введения в действие правил землепользования и застройки в городе Москве.
В соответствии с п. 4.2.7 Постановления Правительства Москвы от 20.02.2013 г. N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы" Департамент городского имущества города Москвы принимает решения об установлении вида разрешенного использования земельного участка или об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования до утверждения правил землепользования и застройки города Москвы.
Согласно Приказу Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 г. N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов. Кроме этого, в целях обеспечения градостроительной деятельности и оформления земельных отношений до принятия правил землепользования и застройки в городе Москве, в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 25.05.2011 г. N 228-ПП "Об утверждении Перечня видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в городе Москве", утвержден Перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в городе Москве.
Фактическое использование ЗАО "КомЭстейт" земельного участка с кадастровым N 77:08:0004006:4, для размещения конструктивной части здания (въезда на парковку) с адресным ориентиром: г.Москва, ул.Сходненская, д.56, площадью 268,5 кв.м., не соответствует виду разрешенного использования установленному для данного земельного участка.
Учитывая изложенное, административным органом правомерно выявлено нарушение ст.42 ЗК РФ, выразившееся в использовании ЗАО "КомЭстейт" земельного участка с кадастровым N 77:08:0004006:4 не в соответствии с установленным для данного земельного участка видом разрешенного использования, а именно для размещения объектов рекреационного назначения
Собранные по делу об административном правонарушении доказательства согласующиеся между собой и не вызывают у суда обоснованных сомнений в их достоверности, что указывает на наличие события вменяемого Обществу правонарушения.
В силу положений ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно положениям ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как разъяснено в п.16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10, при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 ст.2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (ст.2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Таким образом, в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в ч.1 или ч.2 ст.2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В рассматриваемом случае имеющиеся в материалах дела доказательства, свидетельствуют о том, что у заявителя имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ч.1 ст.8.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнить установленную обязанность по недопущению нарушения законодательства, заявителем не представлено.
Что касается порядка привлечения заявителя к административной ответственности, то нарушений процедуры, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п.10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10, апелляционной коллегией не установлено.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют об обеспечении административным органом обществу права на защиту при проведении в отношении него административного производства.
В соответствии с ч.3 ст.211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о соответствии оспариваемого постановления действующему законодательству, в связи с чем вывод суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований является правомерным.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела и правильно применил нормы материального и процессуального права.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается, поскольку приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционной коллегией не установлено.
Руководствуясь ч.3 ст.229, ст.ст.266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 09.10.2015 г. по делу N А40-127623/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.