город Ростов-на-Дону |
|
08 декабря 2015 г. |
дело N А53-226/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 декабря 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чотчаева Б.Т.
судей Величко М.Г., Ковалевой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Юрченко Н.Н.
при участии:
от истца: представитель Балдин В.А. (доверенность от 12.01.2015),
от Российской Федерации в лице министерства финансов Российской Федерации: представитель Пересада С.Н. (доверенность от 12.05.2015),
от Ростовской области в лице Министерства финансов Ростовской области: представитель не явился, извещен,
от Администрации г. Волгодонска Ростовской области: представитель не явился, извещен,
от муниципального казенного учреждения "Департамента строительства и городского хозяйства": представитель не явился, извещен,
от Департамента труда и социального развития Администрации г. Волгодонска: представитель не явился, извещен,
от Министерства труда и социального развития Ростовской области: представитель Гаевский С.В., удостоверение, доверенность от 23.10.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автотранс"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 05.10.2015 по делу N А53-226/2015
по иску общества с ограниченной ответственностью "Автотранс" (ОГРН 1026101939291 ИНН 6143050762)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636 ИНН 7710168360), Ростовской области в лице Министерства финансов Ростовской области (ОГРН 1026103168134 ИНН 6163030330)
при участии третьих лиц: Администрации г. Волгодонска Ростовской области
(ОГРН 1026101938741 ИНН6143032957), муниципального казенного учреждения "Департамента строительства и городского хозяйства" (ОГРН 1086143000965 ИНН 6143068583), Министерства труда и социального развития Ростовской области (ОГРН 1026103171104 ИНН 6163022298), Департамента труда и социального развития Администрации г. Волгодонска (ОГРН 1026101942151
ИНН 6143049446)
о взыскании задолженности,
принятое в составе судьи Корха С.Э.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Автотранс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и к Ростовской области в лице Министерства финансов Ростовской области с требованием о солидарном взыскании убытков, связанных с перевозкой льготной категории граждан за 2014 в размере 3 808 822 рублей 69 копеек.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Администрация г. Волгодонска Ростовской области (далее - администрация), муниципальное казенное учреждение "Департамент строительства и городского хозяйства" (далее - учреждение), Министерство труда и социального развития Ростовской области (далее - министерство), Департамент труда и социального развития Администрации г. Волгодонска (далее - департамент).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 05.10.2015 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе истец просит решение арбитражного суда первой инстанции от 05.10.2015 отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы истец ссылается на то, что общество не получало компенсацию из средств бюджета Ростовской области за перевозку пассажиров льготных категорий в спорный период. По мнению заявителя, ссылки суда первой инстанции на судебные акты необоснованны, поскольку отношения сторон по настоящему договору регулируются иными региональными нормативными актами. Данные обследования пассажиропотока, утвержденные постановлением администрации г. Волгодонска, не оспорены в установленном порядке. Расчет выпадающих доходов, составленный истцом, основан на сведениях, предоставленных Департаментом строительства и городского хозяйства, а также на данных натурного обследования пассажиропотока. Акты о фактическом возмещении расходов по перевозке в общественном транспорте областных льготников в соответствии с выданными едиными социальными билетами в материалы дела не представлены, однако, суд первой инстанции на них сослался в обжалуемом решении.
В материалы дела от министерства поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором министерство считает решение суда первой инстанции от 05.10.2015 законным и обоснованным. Отзыв судом приобщен к материалам дела.
В материалы дела от управления федерального казначейства Ростовской области поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором управление просит решение арбитражного суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Отзыв судом приобщен к материалам дела.
Представители Министерства финансов Ростовской области, администрации, учреждения и департамента в судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие указанных лиц, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Министерства финансов Российской Федерации в судебном заседании выступил против удовлетворения апелляционной жалобы, пояснил, что является ненадлежащим ответчиком по делу.
Представитель министерства в судебном заседании выступил против удовлетворения апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судом первой инстанции решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 29.09.2011 между обществом (перевозчик) и учреждением (заказчик) заключен договор N 7, согласно которому общество оказывало транспортные услуги по перевозке пассажиров на маршрутах N N 4,12,17,22, 28, 29, 51, 56 автотранспортом в количестве 17 единиц.
Согласно пункту 2.4.14 общество обязано осуществлять перевозку пассажиров, имеющих право на льготы и преимущества по провозной плате, установленные законодательством Российской Федерации.
Как следует из искового заявления, кроме перевозки пассажиров, осуществляющих полную плату за проезд по тарифам, установленным администрацией в общественном городском транспорте, обществом оказывались услуги по перевозке отдельных категорий граждан, имеющих право на бесплатный или частично оплачиваемый проезд в общественном городском транспорте в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В целях обеспечения граждан, включенных в федеральный регистр получателей ежемесячных денежных выплат, едиными социальными проездными билетами и перечисления денежных средств, полученных от их реализации, транспортным предприятиям, организациям, индивидуальным предпринимателям, выполняющим перевозки общественным транспортом на городских маршрутах, на основании Постановления от 31.03.2011 N 711 "Об организации распределения средств, вырученных от реализации единых социальных проездных билетов, между транспортными предприятиями, организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими, перевозки общественным транспортом на городских маршрутах", обществом заключены договоры с д.
17.01.2014 между департаментом и обществом (перевозчик) заключен договор N 6/1, согласно которому, перевозчик осуществляет перевозку граждан по единым социальным проездным билетам на городском пассажирском транспорте общего пользования, а департамент возмещает расходы перевозчику за перевезенных граждан на основании ежемесячных отчетов о количестве фактически перевезенных льготных категорий граждан.
Количество перевезенных пассажиров, пользующихся правом бесплатного проезда, определяется на основании периодически проводимых натурных обследований пассажиропотоков.
Для определения численности перевезенных граждан по каждому перевозчику применяется методика распределения, установленная пунктом 6.1.3 приложения N 1 к постановлению Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 "О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их назначения".
Пунктом 7.1 договора предусмотрено, что договор вступает в силу с 03.10.2011 и действует до заключения договора с победителем следующего конкурса на право осуществления пассажирских перевозок на маршрутах города Волгодонска.
Полагая, что в связи с осуществлением перевозки по единым социальным проездным билетам и неполучением компенсации расходов на предоставление данных услуг из средств бюджета Ростовской области, у перевозчика возникли убытки, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии с Федеральными законами от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" на транспортные организации возложены обязательства по предоставлению льгот при оказании услуг по перевозке отдельным категориям граждан.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Меры социальной поддержки по обеспечению льготным проездом граждан, включенных в федеральный регистр, в Ростовской области предоставляются в соответствии с Положением о порядке финансирования и возмещения расходов на предоставление льготного проезда пригородным железнодорожным и водным транспортом, автомобильным транспортом пригородного межмуниципального и междугородного внутриобластного сообщений в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, утвержденным постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 (приложение N 2).
Согласно указанному положению проезд в наземном городском и пригородном общественном транспорте льготных категорий пассажиров, включенных в федеральный и региональный регистры, осуществляется на основании единого социального проездного билета (пункт 7 Положения), приобретаемых гражданами стоимостью 265 рублей.
В пункте 11 Положения о порядке расходования средств областного бюджета на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Ростовской области установлено, что автотранспортные организации, осуществляющие перевозки по внутриобластным междугородным и пригородным маршрутам, ежемесячно, в срок до 12 числа месяца, следующего за отчетным, представляют в министерство труда и социального развития области счета, реестры о фактически произведенных перевозках льготных категорий граждан (далее - реестры) на бумажных и магнитных носителях по форме, установленной министерством труда и социального развития Ростовской области, которые являются неотъемлемой частью контракта (договора), заключенного между министерством труда и социального развития Ростовской области и автотранспортными организациями.
Реестры и счета являются основанием для расчетов за фактически произведенные расходы автотранспортных организаций за льготный проезд федеральных льготников.
В соответствии с пунктом 12 Положения министерство труда и социального развития Ростовской области заключает контракты (договоры) с автотранспортными организациями, указанными в перечне автотранспортных организаций, допущенных к выполнению пассажирских перевозок по внутриобластным междугородным и пригородным маршрутам, представляемом министерством транспорта Ростовской области, на возмещение расходов за бесплатные перевозки федеральных льготников на автомобильном транспорте по внутриобластным междугородным и пригородным маршрутам.
Министерство труда и социального развития Ростовской области осуществляет расходование средств областного бюджета в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств путем их перечисления с лицевого счета получателя средств на счета автотранспортных организаций, представивших реестры, счета (пункт 13 Положения).
В пункте 6.1.3 приложения N 1 к постановлению правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 определена методика компенсации затрат транспортных предприятий при перевозке льготных категорий пассажиров, включенных в федеральный и региональный регистры.
Финансирование расходов за проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) внутрирайонных маршрутов осуществляется органами социальной защиты населения муниципальных образований или финансовыми органами муниципальных образований ежемесячно согласно заключенным органами социальной защиты населения муниципальных образований договорам с транспортными предприятиями и отчетам на 1 число месяца, в котором осуществляется финансирование, в размере 265 рублей в месяц по количеству фактически перевезенных льготных категорий граждан, получивших единые проездные талоны, на основании исследования пассажиропотока льготных категорий граждан, но не более общего количества выданных единых проездных талонов.
Таким образом, в спорный период на территории Ростовской области, регламентирован порядок компенсации расходов транспортной организации в связи с перевозкой граждан льготных категорий.
Довод заявителя жалобы о том, что истец не получал компенсацию из средств бюджета Ростовской области за перевозку пассажиров льготных категорий в спорный период, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Из материалов дела следует, что возмещение понесенных расходов производилось истцу в соответствии с постановлением администрации Ростовской области от 15.12.2011 N 232 по представленным в материалы дела актам о фактическим возмещении расходов от 15.01.2014, от 11.02.2014, от 11.03.2014, от 09.04.2014, от 15.05.2014, от 09.06.2014, от 11.07.2014, от 13.08.2014, от 11.09.2014, от 08.10.2014, от 13.11.2014, от 09.12.2014 (т. 1 л.д. 34-45).
В данном случае, факт получения обществом компенсации расходов по перевозке автобусами льготных категорий граждан, отнесенных к федеральному регистру, исходя из стоимости единого социального проездного билета с учетом доли общества в перевозке, подтвержден истцом в исковом заявлении (т. 1 л.д.8), а также в расчете выпадающих доходов за период с 01.01.2014 по 31.12.2014 с указанием сумм возмещения (т. 1 л.д. 11).
Таким образом, факт возмещения понесенных обществом расходов в соответствии с постановлением администрации Ростовской области от 15.12.2011 N 232, подтвержден.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что расчет выпадающих доходов, составленный истцом, основан на сведениях, предоставленных Департаментом строительства и городского хозяйства, а также на данных натурного обследования пассажиропотока.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 N 420 Федеральная служба государственной статистики (Росстат) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, а также в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации, по контролю в сфере официального статистического учета.
В данном случае, достоверных сведений о фактическом количестве перевезенных льготных пассажиров в рассматриваемом периоде, согласованных с органом государственной статистики, в материалы дела не представлено.
Таким образом, в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество не подтвердило ни факт причинения ему убытков, ни их размер, что исключает возможность удовлетворения иска.
При таких условиях, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.10.2015 по делу N А53-226/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Б.Т. Чотчаев |
Судьи |
М.Г. Величко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-226/2015
Истец: ООО "Автотранс"
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации, Ростовская область, в лице Министерства Финансов РО
Третье лицо: Администрация г. Волгодонска, Администрация г. Волгодонска Ростовской области, Департамент труда и социального развития администрации г. Волгодонска, Департамент труда и социального развития Алминистрации г. Волгодонска, Министерство транспорта Ростовской области, Министерство труда и социального развития РО, Министерство труда и социального развития Ростовской области, МКУ "Департамент строительства и городского хозяйства", муниципальное казенное учреждение "Департамент строительства и городского хозяйства", Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по РО (Ростовстат), Федеральная служба государственной статистики по Ростовской области, Управление Федерального казначейства по Ростовкой области