г. Владимир |
|
08 декабря 2015 г. |
Дело N А79-5987/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.12.2015.
Постановление в полном объеме изготовлено 08.12.2015.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Чебоксарский завод автокомпонентов" (ОГРН 1022101130150, ИНН 2126003067, г. Чебоксары, ул. Пристанционная, д. 1)
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 07.10.2015
по делу N А79-5987/2015,
принятое судьей Афанасьевым А.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Чебоксарский завод автокомпонентов"
о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Чувашской Республике,
без участия лиц,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Чебоксарский завод автокомпонентов" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике (далее - Управление Росреестра), федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Чувашской Республике (далее - Учреждение), изложенных в письмах от 16.06.2015 N 20/05051 и от 11.06.2015 N 1960, по отказу от внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 21:01:020705:83 в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2014 по основаниям, изложенным в заявлении и уточнениях к нему, об обязании Учреждения внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 21:01:020705:83 в размере его рыночной стоимости (67 612 000 руб.) по состоянию на 01.01.2014.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары, общество с ограниченной ответственностью "Центр оценки, экспертизы, консалтинга "Автопрогресс" (далее - ООО "Центр оценки, экспертизы, консалтинга "Автопрогресс"), общество с ограниченной ответственностью "Оценка и Консалтинг".
Решением от 07.10.2015 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии отказал заявителю в удовлетворении требования.
Общество не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить по основаниям, изложенным в жалобе, и принять по делу новый судебный акт.
Лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, ООО "Центр оценки, экспертизы, консалтинга "Автопрогресс"), Управление Росреестра заявили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы без их участия.
Управление Росреестра и Учреждение в отзывах на апелляционную жалобу просили в ее удовлетворении отказать, решение суда первой инстанции - оставить без изменения.
ООО "Центр оценки, экспертизы, консалтинга "Автопрогресс" в отзыве на апелляционную жалобу привел соответствующие пояснения и указал, что не является заинтересованным лицом в данном процессе.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 07.10.2015 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как установил суд первой инстанции, постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27.09.2013 N 396 утверждена кадастровая стоимость земельных участков из состава земель населенных пунктов на территории Чувашской Республики, в том числе земельного участка с кадастровым номером 21:01:020705:83 с установлением его кадастровой стоимости 115 193 382,64 руб. согласно приложению N 1 к данному постановлению.
06.05.2015 Общество обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, действующую при Управлении Росреестра (далее - Комиссия) с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 21:01:020705:83.
По результатам рассмотрения данного заявления Комиссия приняла решение от 20.05.2014 N 166 об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 21:01:020705:83 в размере его рыночной стоимости 67 612 000 руб., установленной в отчете об оценке.
Общество направило в адрес Управления Росреестра письмо от 01.06.2015 (вх. 01-24/62 от 05.06.2015), в котором просило внести изменения в государственный кадастр недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 21:01:020705:83 с указанием его кадастровой стоимости в размере 67 612 000 руб. по состоянию на 01.01.2014, а также запросило кадастровую справку на данный земельный участок по состоянию на 01.01.2014.
В письме от 11.06.2015 N 1960 Учреждение сообщило Обществу, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 21:01:020705:83 в размере его рыночной стоимости была установлена решением комиссии Управления Росреестра от 20.05.2014 N 166 и составила 67 612 000 руб. Сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в ГКН до внесения изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), в связи чем дата внесения отражена с момента их внесения в ГКН 30.05.2014, а дата утверждения кадастровой стоимости на основании решения комиссии по рассмотрению споров о величине кадастровой стоимости - 20.05.2014 (дата принятия решения комиссии), что согласуется с пунктом 8 статьи 3 Федерального закона 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 225-ФЗ). В отношении просьбы выдать справку о кадастровой стоимости, то в соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде: копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости; кадастровой выписки об объекте недвижимости; кадастрового паспорта объекта недвижимости; кадастрового плана территории и кадастровой справки. Для получения сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости Обществу было разъяснено о необходимости направления запроса о предоставлении сведений в виде кадастровой справки с указанием кадастрового номера и адреса земельного участка, при этом на каждый объект подготавливается отдельный запрос. Форма запроса установлена приказом Минэкономразвития России от 27.02.2010 N 75 "Об установлении порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости".
Рассмотрев обращение Общества от 01.06.2015 об отзыве писем Управления Росреестра от 09.02.2015 N 20/00964 и от 06.04.2015 N 20/02847, Управление Росреестра в письме от 16.06.2015 N 20/05051 сообщило Обществу, что 06.05.2014 в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра от Общества поступило заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 21:01:020705:83. Указанное заявление было подано в Комиссию в соответствии с положениями статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности (в действующей редакции - статья 24.18) по основанию установления рыночной стоимости в отношении названного объекта недвижимости. По результатам рассмотрения кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 21:01:020705:83 была установлена в размере его рыночной стоимости 67 612 000 руб. решением Комиссии от 20.05.2014 N 166. В соответствии с требованиями статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения заявления Общества) копия решения была направлена Управлением Росреестра в Учреждение письмом от 21.05.2014 N 20/04283. Согласно статье 24.20 Закона об оценочной деятельности внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленных по результатам рассмотрения споров, осуществляется органом кадастрового учета в течение десяти рабочих дней с даты их получения. Внесение сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 21:01:020705:83, установленной решением Комиссии от 20.05.2014 N 166 в размере 67 612 000 руб., осуществлено Кадастровой палатой 30.05.2014. Управление указало Обществу, что на момент вынесения решения Комиссии от 20.05.2014 N 166 нормы законодательства, регламентирующие порядок применения с начала налогового периода сведений о кадастровой стоимости, измененной на основании решений комиссий по пересмотру результатов определения кадастровой стоимости, отсутствовали. При этом ни Управление Росреестра, ни Комиссия не наделены полномочиями по решению вопросов о периоде, с которого установленная ими стоимость подлежит применению, в том числе для целей налогообложения. Письма Управления Росреестра от 09.02.2015 N 20/00964 и от 06.04.2015 N 20/02847, направленные в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары, не содержат указаний о порядке и периоде применения сведений о кадастровой стоимости, установленной решением Комиссии от 20.05.2014 N 166 для исчисления земельного налога, в связи с чем Управление Росреестра не усмотрело оснований для отзыва указанных писем. Заявителю было рекомендовано обратиться в Кадастровую палату, поскольку она осуществляет ведение государственного кадастра недвижимости и выдачу сведений из него, в том числе по вопросу выдачи кадастровой справки о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 21:01:020705:83.
Посчитав, что действия Управления Росреестра и Учреждения, изложенные в письмах от 16.06.2015 N 20/05051 и от 11.06.2015 N 1960, являются незаконными и нарушают его права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Росреестр осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственный кадастровый учет недвижимого имущества (пункт 5.1.3.).
В соответствии с Федеральным законом N 221-ФЗ и уставом Учреждение является государственной некоммерческой организацией, созданной для осуществления функций, возложенных на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества и предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, и является подведомственным Росреестру.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 Учреждение с 15.09.2010 наделено полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости (полномочия органа кадастрового учета).
В соответствии со статьей 24.20 Закона об оценочной деятельности (в редакции от 12.03.2014, действующей на момент внесения сведений в кадастр) в течение 10 рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета. Внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной решением Комиссии, осуществляется органом кадастрового учета в течение 10 рабочих дней с даты их получения.
Суд установил, что решение Комиссии было направлено Управлением Росреестра в адрес Учреждения, сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 21:01:020705:83 внесены в государственный кадастр недвижимости 30.05.2014, а датой утверждения кадастровой стоимости в государственном кадастре недвижимости указана дата принятия решения Комиссией - 20.05.2014.
Кадастровая стоимость указанного земельного участка 67 612 000 руб. определена в установленном законодательством порядке и в настоящее время является действующей.
Оценив заявленные Обществом требования и его доводы о том, что изменения в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 21:01:020705:83 по решению Комиссии должны быть внесены в государственный кадастр недвижимости по состоянию на 01.01.2014, суд правомерно признал их противоречащими статье 24.20 Закона об оценочной деятельности, поскольку измененная кадастровая стоимость не может быть внесена в государственный кадастр недвижимости ранее подачи Обществом самого заявления и пакета документов в Комиссию для установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 21:01:020705:83 в размере рыночной и даты принятия решения Комиссией - 20.05.2014.
Так, Федеральным законом от 21.07.2014 N 225-ФЗ, вступившим в силу с 22.07.2014, статья 24.20 Закона об оценочной деятельности была дополнена положениями, определяющими порядок применения сведений о кадастровой стоимости, измененных на основании решений Комиссии или суда, а не внесения измененных сведений в кадастр.
При этом порядок внесения сведений об измененной кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости как в прежней, так и в действующей редакции не изменялся.
Как обосновано указал суд, функции Учреждения в указанном случае сводятся исключительно к внесению сведений об измененной кадастровой стоимости в государственном кадастре недвижимости на основании решения иных органов - Комиссии, действующей при Управлении Росреестра, либо суда. Функциями по применению измененной кадастровой стоимости в отношении объектов, принадлежащих третьим лицам, в том числе в целях налогообложения Учреждение не обладает, как и не обладает полномочиями по исчислению земельного налога.
Кроме того, анализ судом первой инстанции письма Общества от 01.06.2015 (вх. 01-24/62 от 05.06.2015), в котором оно просило внести изменения в государственный кадастр недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 21:01:020705:83 с указанием его кадастровой стоимости в размере 67 612 000 руб. по состоянию на 01.01.2014, показал, что данное письмо не является запросом о предоставлении сведений из государственного кадастра недвижимости, как не соответствующее форме запроса о предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, и порядку предоставления сведений, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 27.02.2010 N 75 "Об установлении порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости".
Исходя из требований пункта 25 указанного Порядка, запрос, представленный с нарушениями Порядка, в том числе не соответствующий по форме и (или) содержанию требованиям, установленным Порядком, считается неполученным и не рассматривается органом кадастрового учета.
На этом основании суд указал, что письмо Общества от 01.06.2015 (вх. 01-24/62 от 05.06.2015) было рассмотрено в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Как верно указал суд, рассмотрение данного письма в порядке общего делопроизводства не предусматривало внесение изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2014.
При этом суд отметил, что в ответе от 11.06.2015 N 1960 на обращение Общества Учреждением был разъяснен порядок получения сведений из государственного кадастра недвижимости, а также даны подробные разъяснения о дате внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 21:01:020705:83 в размере 67 612 000 рублей (30.05.2014) на основании решения Комиссии от 20.05.2014.
Подробные и правомерные разъяснения и рекомендации также даны Обществу и сообщена соответствующая информация Управлением Росреестра в письме от 16.06.2015 N 20/05051.
При изложенных обстоятельствах суд пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемых действий данных органов незаконными.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к итоговому выводу о том, что действия Управления Росреестра и Учреждения не противоречат действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное Обществом не доказано.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый не нормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении требования.
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам, основанным на неверном толковании действующего законодательства, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 07.10.2015 по делу N А79-5987/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Чебоксарский завод автокомпонентов" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-5987/2015
Истец: ОАО "Чебоксарский завод автокомпонентов"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЧР
Третье лицо: ООО "Оценка и Консалтинг", ООО "Центр оценки, экспертизы, консалтинга "Автопрогресс", Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары Чувашской Республики