г. Вологда |
|
07 декабря 2015 г. |
Дело N А13-9791/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2015 года.
В полном объёме постановление изготовлено 07 декабря 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н. при ведении протокола секретарями судебного заседания Леоновой А.В. и Коноваловой Н.А.,
при участии от инспекции государственного строительного надзора Вологодской области Смирнова С.Д. по доверенности от 04.03.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гамма" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 12 октября 2015 года по делу N А13-9791/2015 (судья Мамонова А.Е.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Гамма" (место нахождения: 160004, город Вологда, улица Октябрьская, дом 51, офис 502; ОГРН 1063525104510; ИНН 3525168305; далее - ООО "Гамма", общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления инспекции государственного строительного надзора Вологодской области (место нахождения: 160000, город Вологда, улица Предтеченская, дом 19; ОГРН 1053500023290, ИНН 3525148002; далее - инспекция госстройнадзора Вологодской области, инспекция) от 29.06.2015 N 77-д о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 12 октября 2015 года в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Общество с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, указывает на неправильное применение судом норм материального права, поскольку общество фактически дважды привлечено к административной ответственности по результатам проверки отчетности за 4 квартал 2014 года.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу и ее представитель в судебном заседании апелляционной инстанции с доводами, в ней изложенными, не согласились, решение суда считают законным и обоснованным.
Общество надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав пояснения представителя инспекции, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции считает решение суда подлежащим отмене в силу следующего.
Как следует из материалов дела, инспекцией на основании распоряжения от 14.04.2015 N 59 проведена проверка представленной обществом отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства за 4 квартал 2014 года.
В ходе указанной проверки административным органом установлено, что ежеквартальная отчетность содержит недостоверные сведения, а именно:
1. значение показателя в графе 11 о количестве неисполненных (исполненных) договоров занижено на 2 договора;
2. значение показателя в графе 2 об использовании денежных средств занижено на 2,021 млн.руб., поскольку согласно отчетности количество денежных средств участников долевого строительства с начала строительства составляет 20,2013 млн.руб., а согласно представленным реестру заключенных договоров участия в долевом строительстве по состоянию на 31.12.2014 и платежным документам, представленным в рамках документарной проверки, застройщиком привлечено денежных средств участников долевого строительства в размере 22,22229827 млн.руб.; в связи с этим в графе 3 об использовании денежных средств об общем количестве денежных средств участников долевого строительства, привлеченных застройщиком, показатель составит -4,0942 млн.руб.
По данному факту административным органом оформлен акт проверки от 15.05.2015 N 448-АД.
Инспекцией в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 16.06.2015 N 94-д и вынесено постановление 29.06.2015 N 77-д, которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции отказал обществу в удовлетворении заявленных требований, прийдя к выводу о наличии в действиях общества события и состава вменяемого правонарушения. Также суд первой инстанции не усмотрел оснований для вывода о нарушении административным органом положений части 5 статьи 4.1 КоАП РФ.
Согласно части 3 статьи 14.28 КоАП РФ непредставление в установленный срок в орган, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, или представление отчетности не в полном объеме - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
На основании пункта 6 части 5 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ) уполномоченный орган вправе ежеквартально получать от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении им своих обязательств по договорам, по формам и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также бухгалтерскую отчетность (в том числе годовую), составленную в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 2 Закона N 214-ФЗ застройщик - это юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды, на праве субаренды либо в предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" случаях на праве безвозмездного срочного пользования земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с настоящим Федеральным законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.
Объектом долевого строительства является жилое или нежилое помещение, общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, подлежащие передаче участнику долевого строительства после получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и входящие в состав указанного многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, строящихся (создаваемых) также с привлечением денежных средств участника долевого строительства (пункт 2 статьи 2 Закона N 214-ФЗ).
В порядке части 2 статьи 3 названного Закона право на привлечение денежных средств граждан для строительства (создания) многоквартирного дома с принятием на себя обязательств, после исполнения которых у гражданина возникает право собственности на жилое помещение в строящемся (создаваемом) многоквартирном доме, имеют отвечающие требованиям настоящего Закона застройщики на основании договора участия в долевом строительстве.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 N 645 утверждены Правила представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства (далее - Правила), которыми определены состав, формы и порядок представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
В силу пункта 2 Правил застройщик ежеквартально представляет в уполномоченный орган исполнительной власти, на который в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации возложен контроль и надзор в области долевого строительства объектов недвижимости, отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства.
Согласно пунктам 3, 4 Правил отчетность представляется за квартал, если в течение этого квартала действовал хотя бы один договор участия в долевом строительстве, заключенный застройщиком с участником долевого строительства, или если у застройщика имелись неисполненные обязательства по договору. Отчетность представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 30 дней после окончания отчетного квартала, за исключением отчетности за IV квартал, которая представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 90 дней после окончания IV квартала.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Гамма" осуществляет строительство 2-4 этажного жилого дома переменной этажности со встроенными помещениями офисного назначения со строительным объемом 6990,3 куб.м, общей площадью здания 1950,2 кв.м, общей площадью квартир 1167,1 кв.м, на земельном участке площадью 1496,0 кв.м, расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Чехова, 18, на основании разрешения на строительство от 16.05.2013 N RU 35327000-98 с привлечением денежных средств участников долевого строительства и является застройщиком этого дома, что не оспаривается заявителем.
Общество представило в инспекцию 30.03.2015 отчетность застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства за 4 квартал 2014 года, содержащую недостоверные сведения, что подтверждается материалами дела и не оспаривается обществом.
В связи с этим суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что административным органом установлено наличие в деянии заявителя состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ.
Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
Частью 5 статьи 4.1 КоАП РФ установлено, что никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
В рассматриваемом случае постановлением инспекции от 07.05.2015 N 48-д общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ, также в связи с нарушением требований пункта 2 Правил, части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", поскольку в составе отчетности за 4 квартал 2014 года застройщик представил ежеквартальную бухгалтерскую отчетность, в том числе бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах без приложений к ним.
Таким образом, по результатам анализа одной отчетности (за 4 квартал 2014 года) общество привлечено дважды к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ, а именно за представление указанной отчетности, содержащей недостоверные сведения, и представление данной отчетности не в полном объеме.
Инспекция в обоснование правомерности вынесения оспариваемого в
рамках настоящего дела постановления сослалась на положения административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости инспекцией государственного строительного надзора Вологодской области, утвержденного приказом Инспекции государственного строительного надзора Вологодской области от 17.04.2014 N 63 (далее - Регламент).
Из положений пункта 1.1 Регламента следует, что административный регламент исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - государственная функция) (далее - административный регламент) разработан в целях защиты прав и законных интересов граждан, юридических лиц при проведении регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства на территории Вологодской области, повышения качества исполнения государственной функции.
Административный регламент определяет последовательность действий (административных процедур), сроки исполнения государственной функции, порядок взаимодействия между структурными подразделениями и должностными лицами Инспекции государственного строительного надзора Вологодской области.
Пунктом 3.5 Регламента предусмотрено, что основанием для проведения анализа отчетности застройщика является поступление отчетности ответственному исполнителю.
Анализ отчетности осуществляется по следующим критериям:
- своевременность предоставления отчетности;
- соответствие состава, формы и порядка представления отчетности требованиям действующего законодательства;
- соблюдение застройщиком нормативов финансовой устойчивости;
- целевое использование привлеченных денежных средств;
- соответствие сведений, представленных в отчетности, требованиям законодательства Российской Федерации.
Достоверность сведений, представленных в отчетности, определяется путем сопоставления данных отдельных форм отчетности между собой (в том числе с данными бухгалтерской отчетности), со сведениями, представленными застройщиком ранее, с иными документами, имеющимися в Инспекции, и сведениями из открытых источников информации (пункт 3.6 Регламента).
Из пункта 3.7 Регламента следует, что по мере анализа отчетности должностное лицо, осуществляющее анализ:
- при соответствии отчетности всем обязательным требованиям законодательства Российской Федерации в области долевого строительства готовит заключение за своей подписью в одном экземпляре и вкладывает в дело отчетности застройщика;
- при выявлении в ходе анализа отчетности признаков нарушения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области долевого строительства, на основании пункта 3.29.2 административного регламента проводит внеплановую выездную (документарную) проверку в порядке, предусмотренном административным регламентом;
- в случае выявления нарушения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области долевого строительства, ответственность за которое предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), принимает меры в соответствии с пунктом 3.59 настоящего административного регламента.
Результатом исполнения указанной административной процедуры являются заключение о соответствии представленной отчетности застройщика требованиям законодательства в области долевого строительства, проведение проверки или применение мер ответственности в соответствии с настоящим административным регламентом (пункт 3.8 Регламента).
Максимальный срок административной процедуры - 120 календарных дней со дня поступления отчетности в инспекцию (пункт 3.9 Регламента).
В данном случае, как следует из материалов дела и пояснений представителя инспекции, ООО "Гамма" представило в инспекцию госстройнадзора Вологодской области (вх.N 1403 от 30.03.2015) отчетность застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства за 4 квартал 2014 года, по результатам рассмотрения которой в порядке абзаца четвертого пункта 3.7 Регламента в отношении общества инспекцией составлен протокол от 28.04.2015 N 53-д и принято постановление от 07.05.2015 N 48-д, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ, за представление данной отчетности не в полном объеме.
В дальнейшем, с учетом положений абзаца третьего пункта 3.7 Регламента, должностным лицом инспекции на основании распоряжения от 14.04.2015 N 59 проведена внеплановая документарная проверка соблюдения законодательства РФ в области долевого строительства, по результатам которой инспекцией оформлен акт проверки от 15.05.2015 N 448-АД, составлен протокол от 16.06.2015 N 94-д и вынесено постановление от 29.06.2015 N 76-д, которым общество привлечено за административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ, а именно, за представление отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства за 4 квартал 2014 года, содержащей недостоверные сведения.
Между тем, как следует из положений пункта 3.6 и 3.7 Регламента, анализ отчетности включает в себя, в том числе, проверку соответствия состава, формы и порядка представления отчетности требованиям действующего законодательства, соответствия сведений, представленных в отчетности, требованиям законодательства Российской Федерации. При этом достоверность сведений, представленных в отчетности, определяется путем сопоставления данных отдельных форм отчетности между собой (в том числе с данными бухгалтерской отчетности), со сведениями, представленными застройщиком ранее, с иными документами, имеющимися в инспекции, и сведениями из открытых источников информации.
При выявлении в ходе анализа отчетности признаков нарушения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области долевого строительства, на основании пункта 3.29.2 административного регламента проводит внеплановую выездную (документарную) проверку в порядке, предусмотренном административным регламентом.
Таким образом, при установлении в ходе анализа представленной отчетности в установленный пунктом 3.9 Регламента срок не соответствия состава, формы и порядка представления спорной отчетности требованиям действующего законодательства, не соответствия сведений, представленных в отчетности, требованиям законодательства Российской Федерации, а также недостоверности сведений, представленных в отчетности, инспекция обязана была на основании пункта 3.29.2 Регламента провести внеплановую выездную (документарную) проверку в порядке, предусмотренном административным регламентом, по результатам которой при выявлении нарушений должна была привлечь общество к административной ответственности.
При этом оснований руководствоваться положениями абзаца четвертого пункта 3.7 Регламента у инспекции в данном случае не имелось, в итоге общество фактически дважды привлечено к административной ответственности по результатам анализа одной и той же отчетности.
Апелляционной инстанцией также учтено, что постановление инспекции от 07.05.2015 N 48-д решением Арбитражного суда Вологодской области от 03 августа 2015 года по делу N А13-7572/2015 признано законным и обоснованным.
Из пункта 2 статьи 211 АПК РФ следует, что если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения.
С учетом изложенного оспариваемое решение суда подлежит отмене, требования общества о признании незаконным постановления инспекции от 29.06.2015 N 77-д - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 12 октября 2015 года по делу N А13-9791/2015 отменить.
Признать незаконным и отменить полностью постановление инспекции государственного строительного надзора Вологодской области (место нахождения: 160000, город Вологда, улица Предтеченская, дом 19; ОГРН 1053500023290, ИНН 3525148002) от 29.06.2015 N 77-д о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Гамма" (место нахождения: 160004, город Вологда, улица Октябрьская, дом 51, офис 502; ОГРН 1063525104510; ИНН 3525168305) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Б. Ралько |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-9791/2015
Истец: ООО "Гамма"
Ответчик: Инспекция государственного строительного надзора Вологодской области, Инспекция государственного строительного надзора по Вологодской области