7 декабря 2015 г. |
А39-1116/2015 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сырф К.Г.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Габибова Руслана Гумбатовича (г.Саранск)
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 06.07.2015
по делу N А39-1116/2015,
принятое судьей Артамоновой Л.А.
по заявлению индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Габибова Руслана Гумбатовича о признании незаконным решения администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия от 19.12.2014 N 2557,
без участия лиц,
и установил:
индивидуальный предприниматель - глава крестьянского (фермерского) хозяйства Габибов Руслан Гумбатович (далее - Предприниматель, Габибов Р.Г.) обратился в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании незаконным изложенного в письме от 29.12.2014 N 2557 решения администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия (далее - орган местного самоуправления) об отказе в предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельных участков площадью 235 951 кв.м, кадастровый номер 13:16:0410005:19; площадью 305 620 кв.м, кадастровый номер 13:16:0410005:20; площадью 640 609 кв.м, кадастровый номер 13:15:0410005:21; площадью 898 180 кв.м, кадастровый номер 13:16:0410005:22; категория - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования, расположенных около пос.Липки Ромодановского района Республики Мордовия. Одновременно заявитель просил суд обязать орган местного самоуправления предоставить испрашиваемые земельные участки в аренду сроком на 10 лет.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель - глава крестьянского (фермерского) хозяйства Зубкова Нина Алексеевна (далее - Зубкова Н.А.).
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 06.07.2015 Предпринимателю отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, индивидуальный предприниматель - глава крестьянского (фермерского) хозяйства Габибов Р.Г. обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, которые суд посчитал установленными, неправильное применение норм материального права.
Предприниматель настаивает на том, что, поскольку он имеет статус главы крестьянского (фермерского) хозяйства, то в силу пункта 4 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" орган местного самоуправления в течение 14 дней с момента его обращения обязан предоставить в аренду испрашиваемые земельные участки на льготных условиях, то есть без проведения публичных торгов (конкурса, аукциона).
В отзыве на апелляционную жалобу администрация Ромодановского района выражает несогласие с позицией Габибова Р.Г., указывает на законность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения.
Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что 06.11.2014 глава крестьянского (фермерского) хозяйства Габибов Р.Г. обратился в администрацию Ромодановского муниципального района с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 10 лет, за плату, земельных участков площадью 235 951 кв.м, кадастровый номер 13:16:0410005:19; площадью 305 620 кв.м, кадастровый номер 13:16:0410005:20; площадью 640 609 кв.м, кадастровый номер 13:16:0410005:21; площадью 898 180 кв.м, кадастровый номер 13:16:0410005:22, категория - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством своей деятельности, расположенных около пос.Липки, Ромодановского района, Республики Мордовия.
На основании постановления от 20.11.2014 N 831 администрация Ромодановского района расторгла заключенный с ООО "Агрофирма "Садовод" договор аренды испрашиваемых земельных участков от 30.09.2004 N 106.
Письмом от 24.11.2014 N 2328 орган местного самоуправления уведомил Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об исключении сведений о нахождении вышеуказанных земельных участков в аренде у ликвидированного ООО "Агрофирма Садовод".
28.11.2014 в номере N 48 (10739) газеты "Победа" администрация Ромодановского района разместила информацию о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 13:16:0410005:19; 13:16:0410005:20; 13:16:0410005:21; 13:16:0410005:22.
11.12.2014 в ответ на размещенную публикацию Зубкова Н.А. обратилась в администрацию Ромодановского района с заявлением о предоставлении в аренду обозначенных земельных участков.
Письмом от 12.12.2014 N 09-04/4851 Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" проинформировало орган местного самоуправления о том, что в соответствии с постановлением администрации Ромодановского муниципального района от 20.11.2014 N 831 сведения об обременении земельных участков с кадастровыми номерами 13:16:0410005:19; 13:16:0410005:20; 13:16:0410005:21; 13:16:0410005:22 исключены из государственного кадастра недвижимости.
29.12.2014 администрация Ромодановского района издала постановление N 999 о предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 13:16:0410005:19; 13:16:0410005:20; 13:16:0410005:21; 13:16:0410005:22 путем проведения открытого аукциона по продаже права на заключение договора аренды указанных земельных участков.
Письмами от 29.12.2014 N 2557 и N 2558 орган местного самоуправления уведомил Габибова Р.Г. и Зубкову Н.А. об издании постановления от 29.12.2014 N 999, которым предусмотрено предоставление испрашиваемых земельных участков путем проведения открытого аукциона по продаже права на заключение договора аренды указанных земельных участков. Одновременно в письмах были указаны официальные сайты, где будет размещена информация о месте, времени и порядке проведения аукциона.
Посчитав такое решение органа местного самоуправления отказом в предоставлении в аренду испрашиваемых земельных участков, который является незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, Габибов Р.Г. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 27, 29, 34, 38, 78, 81 Земельного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и исходил из того, что орган местного самоуправления доказал обоснованность и правомерность оспариваемого решения.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение решением государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Положениями статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В данном случае администрация Ромодановского муниципального района Республики Мордовия уполномочена распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В силу части 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Согласно частям 1-3 статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации (действовавшего в рассматриваемый период) предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 30 настоящего Кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка. В качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В качестве организатора торгов (конкурсов, аукционов) выступает собственник или действующая на основании договора с ним специализированная организация. Собственник земельного участка определяет форму проведения торгов (конкурсов, аукционов), начальную цену предмета торгов (конкурсов, аукционов) и сумму задатка.
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество (пункт 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации)
В соответствии с частью 1 статьи 81 Земельного кодекса гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным Кодексом, а также Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве) граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг заявления.
Орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункты 3, 4 статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия такого решения (пункт 5 статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве).
Указанная норма является специальной и устанавливает процедуру представления земельного участка, отличную от общего порядка представления земельного участка, предусмотренного статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, которая не требует обязательного заблаговременной публикации и информации о предоставлении земельного участка.
Вместе с тем, Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве, устанавливая порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения лицам, заинтересованным в ведении крестьянского (фермерского) хозяйства, не определяет процедуру предоставления земельного участка в случае наличия конкурирующей заявки второго такого же субъекта или иной сельскохозяйственной организации.
Суд первой инстанции установил, что Габибов Р.Г. обратился в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении в аренду сформированных земельных участков.
В ответ на размещенную информацию в администрацию Ромодановского района поступила вторая заявка индивидуального предпринимателя - главы КФХ Зубковой Н.А.
Таким образом, в орган местного самоуправления поступило два заявления индивидуальных предпринимателей, имеющих специальный статус глав крестьянского (фермерского) хозяйства, о предоставлении в аренду сформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участков сельскохозяйственного назначения.
При таких обстоятельствах применению подлежат правила, установленные Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
Этой же правовой нормой предусмотрено, что в случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах). Организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а также права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляются в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса (пункт 3 статьи 10).
Применение этой правовой нормы в рассматриваемом случае вытекает также из статьи 2 Федерального закона N 101-ФЗ, которой предусмотрено, что участниками отношений, регулируемых Законом N 101-ФЗ, являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, не исключая тем самым его действие на крестьянские (фермерские) хозяйства.
Правовое регулирование рассматриваемых правоотношений положениями части 2 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ соответствует установленным статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации принципам эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, гарантирует равный доступ всех лиц к приобретению земельных участков из публичной собственности. Иное толкование положений закона направлено на установление необоснованного приоритета земельных прав одних землепользователей по отношению к другим и противоречит приведенным выше принципам.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд первой инстанции пришел к обоснованному заключению о том, что при наличии двух заявлений, поступивших от глав крестьянских (фермерских) хозяйств, администрация Ромодановского района приняла правомерное решение о заключении договоров аренды путем проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами 13:16:0410005:19, 13:16:0410005:20, 13:15:0410005:21, 13:16:0410005:22.
Изложенное в письме администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия от 29.12.2014 N 2557 решение соответствует Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и не нарушает права и законные интересы индивидуального предпринимателя Габибова Р.Г. в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
Арбитражный суд Республики Мордовия правомерно отказал Предпринимателю в удовлетворении заявления.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено
Апелляционная жалоба Предпринимателя признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
В данном случае заявитель жалобы не представил в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции; доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 06.07.2015 по делу N А39-1116/2015 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 06.07.2015 по делу N А79-1116/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Габибова Руслана Гумбатовича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
И.А. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-1116/2015
Истец: ИП Габибов Руслан Гумбатович
Ответчик: Администрация Ромодановского муниципального района Республики Мордовия
Третье лицо: Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Зубкова Нина Алексеевна