г. Санкт-Петербург |
|
07 декабря 2015 г. |
Дело N А21-2214/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 декабря 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Черемошкиной В.В.
судей Слобожаниной В.Б., Сотова И.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Жарковым Р.П.,
при участии:
от истца: Бабушкина И.П., доверенность от 25.08.2015,
от ответчика: не явился, извещен,
от третьих лиц: 1) не явился, извещен,
2) Щекин Д.В., доверенность от 22.12.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24965/2015) Министерства финансов Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Калининградской области от 20 августа 2015 года по делу N А21-2214/2015 (судья Широченко Д.В.), принятое
по иску МО "Советский городской округ" в лице администрации Советского городского округа
к Российской Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации
3-и лица:
1) отдел N 5 ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ,
2) Министерство обороны Российской Федерации
о взыскании,
установил:
Муниципальное образование "Советский городской округ" в лице Администрации Советского городского округа (ИНН 3911001371, ОГРН 1023902006413) (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ, ответчик) о взыскании за счет казны Российской Федерации в пользу муниципального образования "Советский городской округ" денежных средств в размере 1 819 000 рублей, а также судебных расходов в размере 4 500 рублей.
В ходе рассмотрения дела к участи в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны РФ) и Отдел N 5 Федерального государственного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Отдел).
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 20 августа 2015 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчик обжаловал решение суда в апелляционном порядке, просил его отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В отзыве на апелляционную жалобу истец возражал по доводам жалобы, просил в ее удовлетворении отказать.
Минобороны РФ поддержало позицию ответчика.
В судебном заседании представители истца и Минобороны РФ поддержали доводы, изложенные в отзывах.
Ответчик и Отдел, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, решением Советского городского суда от 04 июня 2014 года, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда, удовлетворены исковые требования Маслова Дмитрия Геннадьевна о признании за ним права пользования жилым помещением N 37 в доме N 42 по ул. Победы в г. Советске Калининградской области по договору служебного найма на основании п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон). Указанное помещение передано по договору служебного найма жилого помещения N 3 от 24.02.2015.
Полагая, что расходы, связанные с предоставлением военнослужащему и членам его семьи указанного жилья, подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета, истец и обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов (часть 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
При наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации им одновременно передаются необходимые для осуществления этих полномочий материальные средства (часть 6 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Согласно правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 08.07.2004 N 303-О и от 15.02.2005 N 58-О, возложение на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению жилой площадью по установленным законодательством нормам согласно части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления. Компенсация расходов подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом и призвана гарантировать право собственности муниципальных образований.
На основании изложенного является правильным вывод суда первой инстанции о том, что расходы муниципального образования по исполнению обязанностей государства, возникших в результате исполнения Федерального закона "О статусе военнослужащих", в рассматриваемом случае - по обеспечению жильем военнослужащих и членов их семей, относятся к расходным обязательствам Российской Федерации и не подлежат осуществлению за счет расходов бюджета муниципального образования.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в деле доказательства, суд пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Апелляционным судом не установлено нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, являющихся основанием для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции, обстоятельства, имеющие значение для дела, выяснены в полном объеме, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 20.08.2015 по делу N А21-2214/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Черемошкина |
Судьи |
В.Б. Слобожанина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-2214/2015
Истец: МО "Советский городской округ" в лице Администрации Советского городского округа
Ответчик: Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ
Третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации, Отдел N5 ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ, УФК К/О